29.03.2017 г.
Главная arrow Регионы arrow Владимир Куковенко. Я знаю – город будет! Но не знаю, зачем он нужен?..



Владимир Куковенко. Я знаю – город будет! Но не знаю, зачем он нужен?.. Печать E-mail
Автор - публикатор   
08.02.2016 г.
В конце  2015 года в Можайске произошло несколько значительных снятий и назначений в районной администрации. Глава района А. Черный неожиданно  написал заявление об уходе по собственному желанию.  

mozhajsk_3.jpgНа его место был прислан И. Поначевный – никому не известный административный менеджер из Чехова. Но и он не удержался в этом кресле. Вскоре главой района была выбрана Л. Афанасьева, председатель районного Совета депутатов. Вопреки ожиданиям,  Поначевнй в администрации все же остался, заняв вновь созданную должность    с невнятными обязанностями – «временно исполняющий полномочия руководителя администрации муниципального района».  

Все это говорило о том, что >новая борьба за Можайск началась. Точно такую же чехарду со снятиями и назначениями чиновников мы пережили в 2013 году. Тогда убралиутратившего доверие можайцев А.Белановича. Но, похоже, что в доверии ему отказали лишь рядовые жители района. А областные чиновники как доверяли, так и продолжают ему доверять. Об этом красноречиво говорят последовавшие события: изгнанный из Можайска, Беланович не остался без внимания властей и вскоре стремительно пошел на повышение, заняв значительное место в одном из федеральных министерств.

Вот и нынешняя административная чехарда, как чувствовали можайцы, должна была предшествовать значительным событиям. И они не ошиблись – события вскоре последовали.

С 26 по 30 января в Можайске проходили публичные слушания по вопросу  объединения городского и сельских поселений района.  Проводились они и в самом городе, и в окрестных поселках. Местная администрация и депутаты  усиленно  расхваливали новую территориально-административную реформу, которая даст, как они уверяли нас,  возможность городу развиваться, избавит нас от лишних административных должностей и повысит отчисления из центра в наш бюджет. Об этом красиво и долго рассказывал приезжий чиновник из Красногорска. Видимо,  Красногорск и выступал инициатором этой реформы, но желал представить дело так,  что  инициатива исходит исключительно от местных жителей.  Говорил он и о том, что объединение города с деревней  сделает нас более сплоченными, и нас  будет не так просто сломить в грядущих экономических трудностях.

Наша администрация и народные избранники, принявшие участие в  этих слушаниях, горячо ему аплодировали и  всячески выражали готовность немедленно объединяться.

На этих слушаниях чиновники  говорили исключительно  о  положительных сторонах  объединения – администрации станет меньше, денег больше, а мы  соединимся в крепких объятиях  с селом… Об отрицательных моментах никто даже и не заикнулся. Поэтому данное мероприятие вряд ли можно назвать слушаниями, которые, все же, предусматривают всестороннее рассмотрение вопроса, в том числе и критическое.  Если и были возражения со стороны местных жителей, то излишне  эмоциональные и плохо аргументированные.  Некоторые откровенно не верили в успех реформы  и говорили о том, что  число чиновников только увеличится, и  тем самым сведет на нет все положительные стороны объединения.  Поднимался вопрос и о том, что  станет с землей сельских поселений и какой у нее будет статус. Но эти возражения тонули   во всеобщем чиновничьем «одобрямс».

Эмоции противников реформы можно понять – за тридцать лет перестройки на стране были опробованы десятки (если не сотни реформ!), и каждая реформа  приносила только разочарования. Хотя чиновники нас всячески уверяли, что  все преобразования делаются во благо человека, и что  вскоре «жить станет легче, жить станет веселей»,  но  всеобщее благоденствие так и не пришло.  Поэтому и  появилось стойкое недоверие ко всяческого рода преобразованиям . Вот и в готовящейся очередной можайской пертурбации   почувствовали  многие некий подвох. Но пока не успели  понять,  в чем он конкретно заключается, и не успели  подготовить веские аргументы  к своим возражениям.   Отсюда и некоторая сумбурность их высказываний.

Всего десять лет назад в Можайске была  проведена  подобная  реформа, в рамках которой площадь города увеличилась в четыре раза  (с 18 км кв  до 78 км кв),  резко увеличилась площадь остальных  населенных пунктов, а площадь пахотных земель, соответственно, резко уменьшилась.

Реформа прошла успешно, но в нашем городе так и   не появилось ни дополнительных рабочих мест, ни жилья,  ни  красивых ухоженных улиц. А вслед за этой бессмысленной  административной перекройкой границ  нам вновь предлагают  нечто подобное. И вновь говорят, как все будет здорово  после этого! Голова идет кругом от этих административных пустых  инициатив и сладких обещаний…

Вот и сейчас на слушаниях  нам говорили  о том, что  территорию города собираются значительно  увеличить ( я подсчитал, что   город по новой реформе увеличит свою площадь  почти в 17 раз),  но ничего толкового  не сказали   для чего это нужно.  Нам говорили о том, что после объединения область начнет отчислять нам значительно больше средств из бюджета. Но возникал резонный вопрос: почему нельзя отчислять больше средств    без  этих непонятных преобразований? Если область заинтересована в развитии Можайского района, то чиновники могли бы и не затевать какие-то непонятные реформы, а простым административным решением  увеличить бюджетные отчисления на район.  Если областные чиновники так заботятся о поступлениях в бюджет  Можайска, то почему они всю систему городского ЖКХ (наиболее доходную)  передали  некой управляющей кампании из Одинцова?   Если я не ошибаюсь, то теперь Одинцово получает большую часть   денег, которые   должны были остаться в бюджете   нашего района. Верните  нам вновь ЖКХ, и нам не нужна будет эта очередная  и непонятная реорганизация.

Подобные соображения  заставляли сомневаться в том,   что реформа затевается для процветания нашего района.   Чувствовался  во всем этом  некий скрытый подтекст.   

После слушаний, один из участников  рассказал мне, что решение уже принято районными и городскими властями, и что это мероприятие проводится лишь для  соблюдения видимости того, что можайцы сами, в здравом уме и твердой памяти  настояли   на том, чтобы над ними провели очередной реформаторский опыт. Спустя несколько дней после этих слушаний, газета «Новая жизнь», административный печатный орган, радостно вторила вслед за чиновниками о глобальных преимуществах нового начинания области:

«На страницах нашей газеты мы неоднократно рассказывали о реформе органов местного самоуправления, которая в настоящее время проходит в Можайском районе. Напомним, в чём суть реформы. Планируется создать в районе два городских поселения – Можайск и Уваровка. Сельское поселение  Бородинское остаётся в неизмененном виде.

Большие городские поселения образуются  в результате объединения сельских и городских:

в городское поселение Можайск войдут  Борисовское, Горетовское, Клементьевское,

Спутник, Юрловское сельские поселения и,  собственно, Можайск, а поселения Уваровка,

Замошинское, Дровнинское и Порецкое образуют новое городское поселение Уваровка.

Реформа не первый год идёт по всей России, Московская область не является исключением. Практически во всех районах нашей  области реформа уже завершена, близится она к завершению и в Можайском районе. Закон Российской Федерации о местном самоуправлении действует 10 лет. За эти годы опыт исполнения выявил и положительные, и отрицательные его стороны. Однако время  идёт и, по мере накопления опыта, меняется и система управления. Какие две главные цели преследует реформа? Прежде всего, это экономия бюджетных, то есть народных средств, а также оптимизация управления. Непростая социально-экономическая обстановка, складывающаяся на протяжении последних трёх лет в стране, диктует необходимость реформирования.

Сегодня на территории района действуют  11 управленческих структур поселений. Анализ показывает, что расходы на содержание аппаратов в некоторых поселениях доходит до 80% от бюджета поселения! В районе есть поселения, которые на протяжении года расходуют бюджетные средства исключительно  на заработную плату сотрудников и на эксплуатацию здания. При этом расходы на административный аппарат выросли, а результативность его работы явно отстаёт. И всё это оплачивают жители, ведь именно из их налогов складывается доходная часть бюджета.

Другой причиной, побудившей городские и сельские власти задуматься о реформировании, стало внесение изменений в федеральный закон о местном самоуправлении. В результате этих изменений у сельских поселений осталось всего 13 полномочий (а было 39). Сельские администрации стали беспомощными: даже если и есть средства  в бюджете поселения, то тратить их они не имеют права по многим вопросам. Ни дороги почистить, ни кладбище в порядок привести...

Экономически и в плане управления в Можайском муниципальном районе наиболее оптимальна схема объединения поселений в два городских поселения (Уваровка и Можайск). Бородино – историческое поселение, находится под кураторством Минкульта, поэтому в реформе участие не принимает».

Административный печатный орган можно понять – его задача не анализировать действия администрации, а всячески поддерживать ее. Но все же,  эта  публикация  проясняет основное  - Можайский район упраздняется полностью. Вместо него образуются два псевдо города, два территориальных монстра  – Можайское и Уваровское городские поселения.  И во всем районе останется всего лишь одно сельское поселение – Бородинское. Видимо, не решились областные чиновники  присоединить его к Можайску, поскольку там находится национальная святыня -Бородинское поле. Беланович в свое время начал  распродавать охранные  земли Бородинского музея,  но в ответ получил массовое возмущение  всей России. Видимо, этот урок не прошел даром.

 Ясно и то, что область несколько лет последовательно и жестко урезала права и полномочия села. И в результате появились беспомощные и малоэффективные сельские администрации, которые  не в силах решить ни один из серьезных вопросов. И когда ситуация   окончательно дошла до абсурда, когда сельская администрация окончательно  утратила   возможность защищать свою самостоятельность,  то приступили к главному этапу – полному  уничтожению  сельских поселений.

Чиновники, пропагандируя свое начинание, деликатно  умолчали об этом  важном подготовительном  аспекте. Думаю, что умолчали они и многом другом.  Но все же,  суть  готовящихся преобразований  лежит на поверхности  - это новый передел земельных ресурсов района.

Предыдущий  глава Можайского района, Беланович, во время предвыборной кампании  твердо пообещав нам невиданный расцвет и подъем сельского хозяйства района. Тем самым он завоевал симпатии избирателей и был избран большинством голосов. Но получив власть, он  не только не выполнил свои программные обещание, но  начал  целенаправленно  добивать сельское хозяйство. При нем начался  массовый вывод земли из сельхоз оборота и распродажа ее под  дачное строительство. 

Беланович   не успел довести задуманное до конца.  Но  то, что сейчас нам  предлагают,   по сути есть то же самое  разрушение остатков сельского хозяйства, но  в новой упаковке. Как и при нем,  земля будет выводиться из сельхоз оборота, но уже не под дачи, а   под  нужды городского поселения. Разница, в общем, не столь существенная, поскольку результат один и тот же -  на всем сельскохозяйственном производстве района поставят жирный крест.

Но есть в новой реформе областных  чиновников и нечто более  тревожное.  В Можайском районе леса занимают от 30 до 40 процентов  всей площади.  На них Беланович не решился поднять свою административную руку. А сейчас, похоже,   областные чиновники решились и на это и подталкивают районные власти к распродаже лесов.    Если город  расширит свои  границы  до границ района,  то и леса войдут в состав города и поменяют свой статус. Раньше они входили в Гослесфонд, а сейчас каков будет их статус? Земли городского поселения? Следовательно,  и распоряжаться ими будут можайские  чиновники. Если потребуется, то будут и  вырубать их, сообразуясь не с Лесным законодательством, а с потребностями города. Другими словами, леса долго не простоят.

Есть в районе и реки, и водохранилище, которые имеют свои охранные зоны. Похоже, что эти охранные зоны скоро  упразднят,  и дорогостоящая земля по берегам рек будет распродана.

Может быть, вся эта реформа и затевается  ради того, чтобы перевести в другую категорию и распродать оставшиеся значительные  куски  государственной собственности?  Но нам этого на публичных слушаниях так и не объяснили, и  вряд ли когда объяснят. Но контуры будущего окончательного уничтожения сельского хозяйства и распродажи лесных массивов  все же явственно проступают  из той реформы, которую так настойчиво проталкивает областная власть.

Единственное, что еще немного утешает во всем этом, так это то, что Можайск после этой реформы превратится в третий по площади город европейской части России. На первом месте Москва- 2552 км   кв (с 2012 г.), на втором Санкт- Петербург – 1439 км кв, на третьем Можайск -1224 км кв.  На четвертом Уваровка (бывший некогда рабочий поселок) около 1000 км кв . Остальные города, такие как Волгоград, Саратов, Нижний Новгород  и т.д.,  останутся далеко позади. Переплюнем мы и Париж, и Берлин.

 И мы с благодарностью будем вспоминать Андрея Воробьева и областных чиновников, позволивших нам стать третьим городом России  по площади и войти в книгу рекордов Гиннеса. Интересно, есть ли там номинации на  самые худшие и самые разрушительные реформы? Думаю, что  по этим показателям   мы можем   легко  вырваться в лидеры.


 


 


 

 

 

 

Последнее обновление ( 08.02.2016 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей