28.07.2017 г.
Главная arrow Наука arrow В.П.Маслов. Моделирование законов истории как аналогов физических и биологических законов



В.П.Маслов. Моделирование законов истории как аналогов физических и биологических законов Печать E-mail
Автор Редактор   
30.08.2016 г.

Об авторе: Маслов Виктор Павлович, выдающийся российский математик, академик Российской академии наук, золотая медаль А.М.Ляпунова (1982), лауреат Государственной премии СССР (с Диткиным и Прудниковым, 1978), Ленинской премии (1986), Государственной премии РФ (1997), Демидовской премии (2000), премии "Триумф" (2002). Государственной премии России в области науки и технологий (2014 г.).

maslov_7.jpg

Статьи Виктора Павловича регулярно публикуются на сайте Движения «За возрождение отечественной науки». Данный текст поступил от автора в редакцию сайта 29.08.2016. В статье обсуждаются принципы моделирования законов истории как относительных аналогов физических и биологических законов. - Ред.

 

Доклад В.П.Маслова на Научных Чтениях памяти академика Юрия Александровича Полякова

«Население и территория России: история и современность»

 

Хотя я не историк,  но постоянное общение и частые беседы  с великим историком,  которому посвящена настоящая  конференция, Юрием  Александровичем  Поляковым {на фото - справа} помогли  мне «увидеть  своими  глазами» (может быть,  точнее было бы  сказать  «увидеть  другими глазами»)  общество того времени,  погрузиться  в него  и восстановить  в памяти людей,  которых  я видел   в детстве.

Юрий Александрович воспринимал каждый  текущий  момент  времени как момент  истории,  поэтому  мог  блестяще очищать  информацию  от дезинформации,  мгновенно сопоставляя  и вписывая  этот момент  в исторический процесс.  Он  анализировал и  сопоставлял  демографические процессы,  процессы эмиграции  и иммиграции  и другие  сложные  явления, которым  посвящена  настоящая  конференция.

Меня  всегда поражала  интуиция Юрия  Александровича. Он  правильно  чувствовал,  как будет  меняться наша  страна  даже  в частностях,  например, насколько  будет  расширяться диапазон  поселений  и  городских  районов  нового типа, например таких, как новые зоны отдыха  в подмосковном  Троицке или города Западной Сибири,  в частности, Тюмень.  Мне рассказывали,  что эти города   в последнее время  ожили  и развились  по-европейски.  Юрий Александрович очень  хорошо  понимал и чувствовал  эту тенденцию   прогресса  в сторону  Сибири  и Дальнего Востока.

Если  у Полякова была  такая замечательная интуиция,  то вероятно, он ощущал  некоторые  исторические закономерности, и  я,  как математик, полагаю,  что следует   продумать законы  истории и  найти аналогии с законами  других  наук. 

1.    Существование  законов   истории

Что такое законы  истории?   Если существует какой-то  закон истории,  то,  значит,   соответствующий исторический  процесс  не зависит от отдельной личности.  Это известная  проблема  о роли личности  в истории. Марксисты и, например,  Лев Толстой  считали,  что роль личности  в истории  небольшая, главное,  это сам ход  истории.  Толстой  это четко написал  в романе «Война  и мир».  По интерпретации  Толстого,  Кутузов  считал,  что его роль  заключается только  в том,  чтобы  не мешать  ходу событий,  что сама история находит правильный выход.  Для людей,  которые  живут  в данный  момент,   это кажется  странным. Они могут рассуждать примерно так: но  если бы  Ленин  жил дольше  и Сталин  не  получил бы власть,  то наверное,  ход истории пошел  бы по-другому.

Однако  сам Сталин, упрощая  марксистский тезис  о роли личности,    говорил так: «Незаменимых  людей нет». Этот тезис нужно понимать как математическое  (статистическое)  упрощение, если  смотреть на личность как на шарик или песчинку.  Суть этого  тезиса заключается  в том,  что если мы признаем,  что история имеет  свои   законы,  то мы должны признать,  что личность не влияет на историю. 

 Если мы говорим, что роль личности  в истории мала, то,  с  точки зрения математического  моделирования, это значит, что   в историческом процессе роль  конкретной личности равна нулю. Это  следует  из  математического  рассмотрения приблизительно  соответствующих друг другу исторических    процессов  как  одного  процесса.  Соответственно, если мы моделируем   исторические  законы, то огрубляя ситуацию,  отождествляем разных личностей,  участвовавших  в похожих событиях.  Ниже будут приведены  более конкретные  примеры.

Разговоры  о том,  что  если бы  у нас  в стране сейчас появилась  личность  типа  Гитлера  или Сталина, то все наладилось  бы,  совершенно бесполезны. Невозможно,  чтобы  появился  Гитлер  без  того,  чтобы  само население изменилось и было готово такую личность вознести.

В бытовом  сознании культ  личности играет  огромную  роль.  В Советском России многие считали и кто-то считает до сих пор,  что если бы не было Сталина,  то не было бы великих достижений  в нашей  стране  и мы не победили  бы  во Второй мировой войне.  Потом был как бы  антикульт  Сталина. Многие  считали,  что  он сильно навредил  нашей стране.  Но если  посмотреть на революции  в других  странах,  то можно  увидеть аналогию:  у нас  были  Ленин и Сталин,  в Китае  Мао Дзе Дун,  во Вьетнаме  Хо Ши Мин и Ле Зуан,  в Албании  Энвер Ходжа  и  так далее.  Очевидно,  что культ вождя -   это явление любого перехода в социалистическую систему. 

С другой стороны,    давайте посмотрим на переход  в капиталистическую  систему  из феодальной. Там тоже появляются личности, подобные Наполеону, который пользовался такой  любовью  и поддержкой всей  страны,  что в течение  двух недель  с несколькими  гвардейцами сумел завоевать Францию  и выдворить Бурбонов. Но Франция не была отделена  от всей остальной Европы,  не готовой  к радикальной  революции, и в конечном счете Наполеон  был смещен.  Те не менее  эти события оказали колоссальное  влияние на европейские  страны,  в том числе  и на Россию. Уже Александр II Освободитель  пришел  к тому,  что проповедовали  декабристы.  Если  совсем  схематично смотреть на историю,   можно заключить,  что она,   независимо  от конкретных  личностей,  шла  по своему пути.

Отметим еще одну историческую закономерность:  в любой революции имеет место террор.  Например, во время Французской революции сначала гильотинировали короля  и королеву, затем  жирондистов,  потом монтаньяров  и т.д.  Эмигрировшие аристократы думали:  «злодеи  уже  режут друг друга, скоро им наступит конец». И глубоко  ошибались – установился   культ Наполеона. И  последний покорил  всю  Европу.

Проблема роли личности  в истории  математически моделируется  с помощью   философского понятия  «кучи». «Парадокс кучи»  был сформулирован в IV  веке  до  нашей эры. Его суть состоит  в следующем.  Предположим, у нас  есть какое-то количество крупинок или шариков. Мы  можем  эти крупинки пересчитать. Встает  вопрос: когда   (начиная  с какого  числа) отдельные крупинки  превратятся  в кучу?  Ответ  автора на этот вопрос таков. Крупинки  образуют  кучу,  если  от того,  что мы поменяем  местами несколько  крупинок,  ничего не изменится.  Это значит,  что мы должны  измерять кучу  не  по числу отдельных  крупинок,  а какой-то другой  мерой, например  по объему  или по весу. Например,  мы можем мерить  кучу  стаканами или  граммами,  и тогда  уже  не имеет  никакого  значения,  что крупинки  поменялись  местами. 

В этом  смысле  мы не может  точно сказать,  сколько  должно быть  крупинок,  чтобы  они образовали кучу. Если мы берем три крупинки и перемена их мест не играет  для нас никакой  роли (например,  мы измеряем  их  вес на аптекарских  весах), то  для нас  это уже  куча.  А раз так,  то по существу  мы переходим к теории чисел  - математической дисциплине, тесным  образом  связанной  с термодинамикой.   Эта связь  особенно акцентирована  в учебнике  по статистической физике Л.Д.Ландау  и Е.М.Лифшица[1],  где  в описании исходного  подхода  к термодинамике приводятся  так называемые диофантовы уравнения теории чисел.

Итак,  если шарики  или  крупинки   в куче  поменять  местами, то  от этого  ничего не меняется,  потому  что мы   измеряем порции  шариков  либо объемами  либо  по весу. В этом случае даже  если  шарики  друг  от друга  существенно  отличаются,  ни  вес,  ни объем  отдельных  порций  не меняется от перестановки шариков  внутри порции кучи. 

Некоторые  исследователи замечали,  что  термодинамика  может  дать  ответы на многие вопросы гуманитарных  наук,  в том  числе экономики  и истории.  Выше говорилось об аналогиях  в социалистических революциях  в разных  странах.  При этом  ни  в одной из этих  стран вождям не удалось оставить  социалистический  строй  в чистоте. Экономика  в этих  странах начала развиваться в большой степени  по капиталистическому пути. В нашей стране после революции, провозглашалась идея Ленина о том,  что уже  в 20-м году  денег  не будет («освободимся от власти денег!»).  Если человек  вез  продукты  из одной области  в другую, его могли арестовать, если  у него не было специального разрешения,  так называемой «провизионки». Разумеется,  это  привело  к голоду  и большим потерям  в экономике. И тогда был осуществлен  переход  к новой экономической  политике. Эта политика предусматривалась программой меньшевиков. В. Молотов[2]  в связи  с этим говорил с восторгом: «Ленин критиковал их (меньшевиков – ВМ): вы контрреволюционеры, сволочи, враги рабочего класса,  а потом ввел  в 1921 году нэп. Опять обобрал меньшевиков».

На мой взгляд,  такая оценка  Молотова не совсем  справедлива.  Не меньшевики,  а  история повернула  идеологию Ленина  в сторону политики, допускавшей элементы капитализма.  Иначе страна была бы  обречена  на голод  и на восстания  со стороны  крестьян,  что могло привести  к  краху  социалистического правления. Иначе говоря,  сама история поправила ленинскую  исходную  концепцию  и показала,  что экономическая концепция  П.П.Маслова,  которая была поддержана на Стокгольмском  объединительном  съезде, была правильной.  Однако  Ленин голосовал  против аграрной  программы  Маслова и  действительно обзывал его  разными нелестными  «эпитетами», например,  на страницах своей книги «Аграрная программа социал-демократии  в первой русской революции 1905-1907 годов».

В связи  с упоминанием  меньшевиков и  аграрной  программы П.П.Маслова  мне хотелось  бы остановиться на некоторых  событиях,  связанных  с   деятельностью П.П.Маслова в советский период. 

maslov_pp_ekon.png

Петр Павлович  Маслов какое-то время после колчаковского переворота жил  в Чите  и  занимал  там  некоторый  пост  в  правительстве  Дальневосточной республики.  В 1923 году  он был  приглашен Лениным в Москву. Одновременно  Масарик  приглашал  П.П.Маслова работать  в Чехословакии,  даже  выделял  отдельный вагон для  переезда. Но  П.П.Маслов  выбрал  свою  страну и стал  профессором  Московского университета.  Примечательно,  что ему    были  предоставлены   Советским  правительством сверхзавидные условия,  что говорило  о том,  как Ленин  был  заинтересован  в  том,  чтобы  Маслов  принял  предложение работать  в Москве.  Семье Маслов,  которая состояла  из него,  жены  и четверых  сыновей,  был  предоставлен особняк на улице Старый Арбат. По аналогии можно  вспомнить,  что профессору  Преображенскому в «Собачьем  сердце»  была  выделена  большая отдельная  квартира,  что являлось  большой привилегией.  Маслов  же  получил  целый особняк. Замечу,  что проф. Преображенский  был  врачом-хирургом,  которому  нужен   кабинет для приема пациентов, операционная  и т.п.  Естественно,  что  ему  необходима большая  квартира.  Но  в случае  с Масловым,  профессором-экономистом,  роскошный особняк  - особая привилегия,  особенно   сравнительно  с коммуналками, в которых  жило тогда большинство населения  Москвы. В особняке  был полуподвальный этаж, первый этаж  и мансарда.  Всего  в особняке было 7  жилых комнат, а  в мансарде  располагался  физкультурный зал.

П.П.Маслов  был приглашен  в Москву как специалист-экономист,  его работы  активно издавались  и переиздавались. Некоторые его учебные монографии  издавались  более 10 раз.  В то время он считался  как бы  главным экономистом  в Советской  России.  В 1929 году П.П.Маслов  был избран  действительным  членом Академии наук.  Академики  в то время  получали самые  высокие  в стране зарплаты. Им в пользование предоставляли  самый  современный  по тому времени автомобиль ЗИС  с шофером.  Им    были  доступны также санатории  самого высокого  класса,  например,  в  Узком,  в Болшево,  в Звенигороде  и др.  Прослойка ученых жила  лучше  как других представителей  творческой  интеллигенции,  так и партийной номенклатуры.

Я совершенно не хочу  сказать,  что  это было  заслугой правительства.

Я хочу  сказать,  что этого потребовали  сами законы  истории.  Когда  в 1929 году НЭП исчерпала себя, было очевидно,  что нужно готовиться  к войне.  Это было естественно.  Троцкий  и его соратники  по идее  перманентной  революции  ошибочно думали,  что когда  в Германии произойдет  социалистическая революция,  Германия  станет, как минимум,  нашим союзником.  Но история говорит о другом: как  только  два государства:    Англия  после революции Кромвеля  и Голландия  после  Вильгельма Оранского - стали  буржуазными,  между ними тут  же вспыхнула  война. Другой  пример.  Когда Камбоджа  при правительстве  Пол Пота  и Иенг Сари  стала коммунистической  Кампучией, немедленно завязалась  война  с другой коммунистической  страной Вьетнамом. В  коммунистической системе  Пол Пота  и Иенг Сари  деньги были ликвидированы, т.е. была реализована мечта  Ленина  об отмене денег. Купить  что-либо  в стране было невозможно. Когда  у вьетнамского посла на форменной одежде  оторвалась  пуговица,  он не мог  достать другую  пуговицу в Кампучии,  ему нужно  было возвращаться во Вьетнам,  чтобы купить  новую пуговицу.

Как  я сказал  выше,  Молотов был не прав, говоря,  что «Ленин  опять обобрал меньшевиков» в связи  с введением  Новой Экономической Политики. Этот  пример показывает,  что  именно законы истории  заставляют  менять  идеологию  и  стратегию руководства страной. Этот важный момент хотелось  бы особенно подчеркнуть.

2. Метастабильность  и жизненные  циклы

Знаменитые  физики  Я.Френкель и Р.Фейнман   приводили в качестве  примера метастабильного  и равновесного состояния   состояние человека, который  всю  свою  сознательную  жизнь проводит  в основном  в вертикальном  положении.  Человек  держит  равновесие, как акробат  в цирке  удерживает  на лбу  длинный  шест.  Это состояние метастабильное,  но оно длится  всю  жизнь человека,  пока он здоров.  Равновесное состояние для  человека  - это горизонтальное  состояние.  Оно, по существу,  наступает  после  смерти. Установить  мертвого человека  в горизонтальном  положении  практически невозможно.

Автор   в рамках  термодинамики исследовал  именно  метастабильные  состояния,  которые  слабо изучены  стандартной  термодинамикой. Метастабильность  может  длиться очень  долго,  а может  почти мгновенно перейти  в равновесие.  Известно, например,  что брильянт (алмаз)   - это метастабильное состояние вещества,  в равновесном  состоянии  оно переходит  в графит. Но это метастабильное  состояние  может длиться  миллионы  лет. Тогда как метастабильное состояние  человека  (его жизнь)  длится  менее 100 лет.  Шест на лбу  циркового акробата  может  держаться  в горизонтальном  положении несколько  минут. А если акробат  не двигается,  то несколько  секунд.

Автор исследовал  теоретические аспекты метастабильных  состояний  в термодинамике,  но экспериментально  наблюдать  метастабильное  состояние  и  время,  через  которое  оно перейдет в равновесие,  очень  трудно.

Одна из известных загадок  в биологии – это вопрос, почему дерево, например, лиственница,  высота  которой достигает  100 метров,  не лопается  при морозе - 70 градусов по Цельсию?  Что происходит при этом с соком? Термодинамика  метастабильных состояний реальных газов, которую  развил  автор,  позволяет ответить на этот вопрос. Ответ следующий. Происходит фазовый переход сока, который находится в метастабильном состоянии отрицательного давления, в метастабильное состояние стекла - аморфного тела.

Проводились опыты, при которых вода в верхнем конце достаточно высокой трубки испарялась и недостаток воды восполнялся из сосуда, в который была опущена  трубка. Этим опытом воспроизводилась физическая картина отрицательного давления при подпитке соком дерева, у которого через открытые устьица в  иглах испаряется вода.

В свою очередь, на затененных (охлажденных) почвах леса водяной пар конденсируется в воду. Корневая система и особая почва образуют резервный накопитель влаги подобно тому, как в африканских пустынях баобаб и бутылочное дерево хранят нужный запас воды. Лес, таким образом, является естественным регулятором, предохраняющим почву  от потопов и засух.

Небольшие деревья берут тепло из корневой системы, которая располагается достаточно глубоко в почве и не замерзает зимой. А высокие деревья в морозы охлаждаются до фазового перехода в стекло. Выражение “трескучий мороз” (при котором стволы деревьев начинают трещать; “копытливый стук”, как писал Есенин) соответствует переходу отдельных кластеров молекул  стекла  из аморфного состояния в кристаллическое. В дереве образуются так называемые морозобоины - трещины  в стволе. Возможно, когда дрова срубленного на морозе дерева горят, то особенно громкие “выстрелы” дрова издают в результате перехода сока из аморфного состояния стекла  в кристаллическое по мере согревания.

Метастабильное состояние  для дерева  может длиться  около  100 лет,   и потом дерево погибает.  Лес из таких  деревьев имеет  время жизни  примерно  100 лет,  после этого хвойный  лес  обычно погибает,  как правило,  внезапно  от пожара  или от жучков-вредителей,  и на его месте  вырастает другой лес.

Человек тоже  умирает, но и на его месте вырастает его потомство.  Таким образом, происходит цикл  перехода от метастабильного  состояния  к равновесному и возникновение нового метастабильного  состояния. Время этого  цикла равновесная термодинамика не определяет.  Однако  сам  цикл как явление  органической  природы она предсказывает.

Совершенно аналогичная  картина  определенных  циклов имеет  место  и в  исторических  процессах,  например, зарождение  и упадок  империй, миграция  (переселение) различных  народностей, демографические  кризисы  и т.п.    Увязать  все эти процессы  в единое мировоззрение  и правильно  предугадать будущее способен  только человек  столь обширных  взглядов  и тонкой  интуиции, каким был Ю.А.Поляков.  Мне, как математику,  его  интуиция,  которую  я ощущал в наших  плодотворных беседах,  помогла   в конструкции математической модели термодинамики газов и  их  смесей и   позволила  увидеть аналогии в других  науках.     

3. Степени  свободы

В термодинамике существенную  роль играет понятие  числа степеней  свободы. По самому  названию этого термина понятно,  что он имеет аналогию  с историей человеческого общества.

В Древнем мире  переход от  самой  высшей   (богатой) ступени общества в категорию  рабства за счет  войны  был достаточно резким.  При таком переходе у индивидуума резко  меняется  число степеней свободы.

Вместе  с тем,  как известно,  в Спарте число степеней  свободы  для господствующего класса было  очень небольшим, поскольку правила, по которым жили спартанцы  и которые держали  в повиновении илотов (последние обеспечивали их едой и богатством), были,  с точки зрения современной морали, даже более жесткими,  чем  заключение  в тюрьму.  Государство строго  регламентировало жизнь и быт спартанцев, отбирало детей  и т.п.

Можно провести аналогию с числом степеней свободы у высшего класса  в России перед революцией.  У Великих  князей  семьи Романовых были серьезные  запреты,  ограничивающие  число степеней  свободы. Эти запреты  под конец  царствования  их династии  фактически  были разрушены,  и это в известной  мере  привело  к падению этой династии.

В термодинамике имеют место фазовые переходы  «газ  -  жидкость»  и «жидкость – аморфное твердое  тело».  Как  у жидкости,  так и у аморфного  твердого тела число степеней свободы  очень  мало, но тем не менее скачок  числа степеней  свободы при фазовом переходе оказывается значительным.  Именно такой фазовый переход в наибольшей степени соответствует  историческим изменениям.

Как уже было сказано, переход   в рабство,  с точки зрения  термодинамики, можно определить как переход из жидкости  в аморфное  твердое  тело. Аморфное твердое тело не является  устойчивым и через  большое время оно переходит  в кристалл – в упорядоченную структуру, к которой нельзя применять  понятие  кучи,  т.к.  в упорядоченной структуре  нельзя менять местами  элементы, которые  образуют остов  кристалла.  Можно  провести аналогию перехода жидкости  в аморфное  твердое тело с переходом банковской системы с более быстрым  денежным  оборотом в экономике  в систему с очень  медленным оборотом (связанную  с производством  средств  производства  и строительством жилья).  А  кристалл отвечает госбанку,  в котором все достаточно упорядочено.

В квантовой  теории  частиц Дирак впервые  ввел понятие античастиц  и аннигиляции  частиц  и античастиц. В экономике это отвечает погашению  долга.  Если долг погасить деньгами,  происходит   аннигиляция.

Фазовый переход,  которому  отвечает  революция, также можно интерпретировать как резкое изменение  числа  степеней свободы правящего и эксплуатируемого класса. Страшный  пример полного ограничения степеней свободы – это расправа с самым  привилегированным слоем -  великими  князьями  и их семьями,  брошенными  в шахту в Алапаевске и обреченными на ужасную  смерть.  Это, вероятно, самое жестокое наказание, которое было применено во время русской революции. Оно также  связано  с тем, что число степеней  свободы  у этих  узников  было минимальным. Отметим,  что это наказание было исполнено простыми рабочими,  а не  соответствующими карательными органами.  Такой жестокости, подчеркну  еще раз, совершенной рядовыми людьми, нет аналога  в истории.

Как  я уже говорил,  в клане  Великих  князей  Романовых тоже были запреты,  закрепленные  традицией.  Но те запреты,  которым должны были подчиняться  арестованные члены  царственной  семьи, были все же   существенно менее сильными,  чем чисто физические ограничения  у людей,  брошенных  в шахту.  Это пример  типичного  фазового перехода жидкости (с малым  числом  степеней  свободы)  в аморфное  тело (с практически отсутствием степеней  свободы).

Рассмотрим более подробно  пример  привилегированных  сословий  в России  перед  революцией и их «степени  свободы».

В царское  время в России самым привилегированным   классом   были Великие князья.  С XVIII века этот  титул  стал присваиваться детям царствующего монарха, что было официально закреплено в «Учреждении об императорской фамилии» Павла I от 5 апреля 1797.  Этот слой был достаточно узким. Согласно «Учреждению об Императорской фамилии» от 2 июля 1886 года, изданному Александром III с целью ограничения числа лиц, носящих подобный титул, носить его могли только дети и внуки императора. Правнуки и следующие потомки получали титул Князей императорской крови. Т.е. слой  великих  князей  был  еще более сужен.

Чем великие князья  отличались  от достаточно богатых  и приближенных  к царю дворян?  Например,  известно,  что  Орловы, благодаря  которым  Екатерина  II   взошла на трон и была любовницей  одного  из  братьев  Орловых,  выдвинулись  и были приближенными   к царской фамилии, но они не принадлежали к клану  великих  князей. Дворянство  было привилегированным  классом,  но среди дворян  были  и богатые  и бедные   семьи, например, писатель И.А. Бунин  был  очень бедным помещиком. Однако  это не влияло ни на их  привилегии, ни на систему запретов (степени  свободы).   В этом отношении  все дворяне были уравнены.

Одно  из отличий  между великими  князьями  и простыми дворянами заключалось в отношении  к дуэли.  Дуэли в России  были запрещены законом.  Но если  один дворянин  вызвал  другого  на дуэль  и тот отказался  от дуэли,  это  согласно кодексу  чести считалось  позором  и недопустимым поступком. По закону  дуэлянты  должны были подвергаться  суровому наказанию, вплоть  до смертной казни,  но фактически  участников  дуэли,  в том числе  и  секундантов,  прощали. Например, Толстой-Американец  был  всем  известным  дуэлянтом, непрерывно дравшимся на  дуэлях. Рассказывали  такой случай. Толстого попросил быть секундантом один из  его друзей,  но Толстой не явился вовремя на место  встречи.  Когда  друг приехал  к нему  и, застав его спавшим,  спросил,  почему  он не пришел на встречу,  Толстой-Американец  ответил:  «Да  я твоего противника  уже убил».

Однако  Великого князя  вызвать на дуэль  было нельзя.  В этом  состояла привилегия  этого титула.  Известен эпизод с  Великим  князем Михаилом Романовым  (братом Николая  I, которого  презрительно  звали  «Мишка Рыжий»). Он  был придирчив    к одному из офицеров  своего  полка,  и тот  вызвал  Великого князя на дуэль. Дуэль для Михаила  была невозможна,  но весь  полк потребовал  от него дать удовлетворение  вызвавшему  его на дуэль офицеру.  Отказ  от дуэли  для Михаила не был позором  по принятым  моральным  правилам,   и  он принес  извинения, в результате  чего  инцидент был  исчерпан.

Дуэль  же уравнивала, например, представителей богатейшего близкого  к царской  семье  семейства Орловых с бедным дворянином  Черновым,  который судя  по отчеству (Пахомович),  возможно, был  крестьянского происхождения.  Когда представительница  семейства Орловых презрительно  отозволась  о «Пахомовиче»,  ее сын был  вызван на дуэль  сыном  «Пахомовича»,  и они одновременно  убили  друг друга.  Представительница  семейства Орловых была  жестоко наказана.

Этот пример показывает,  что запрет,  который заключается  в том,  что  нельзя отказаться от вызова на дуэль, -  есть одно из ограничений  числа  степеней  свободы дворянского сословия. И вместе  с тем возможность  вызова  на дуэль приравнивала  в известном смысле разных представителей  дворянского сословия. 

4. Идеология  и законы  истории

        Если идеология,  в том  числе религия,   у разных  народов одинаковая,  то вероятность распадения  смешанных  структур  меньше,  чем  в случае,  когда  их не связывает  общая  идеология.  Приведу  в качестве  примера  Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В культурную  революцию Дэн Сяопин  прятался и его сына замучили до смерти,  когда выпытывали  у него, где скрывается  отец.  Он умер, но не выдал отца.  Казалось бы,  придя  к власти,  Дэн Сяопин  должен был  бы проклясть Мао Цзэдуна. Однако  он сохранил имидж  Мао Цзэдуна  как великого кормчего,  чтобы  сохранить общую идеологию.

 Что касается Ленина  и Сталина,  то Ленин  перед  смертью  всячески  старался  снять Сталина   с должности  генерального секретаря  партии. В Письме  к съезду  он писал,  что Сталин груб,  расколет  партию  и т.д.  Сталин к тому  времени  уже достаточно умело  взял  власть  в свои руки в качестве  генерального секретаря.   (Название должности  в партии: первый секретарь,  ответственный  секретарь или  генеральный  секретарь, -  не имеет  значения.  Важно  только, кто  в партии распоряжается  кадрами.)

         Вместе   с тем Ленин не видел подходящей  кандидатуры в Политбюро на  место  Сталина.  Сначала Ленин  предложил    в два-три раза расширить Политбюро  за  счет  рабочих. На  следующий  день  после  мучительных  раздумий он  предложил  еще больше  увеличить состав  Политбюро за  счет  крестьян.

         Несмотря на то,  что «завещание»  Ленина  не было учтено, хотя  Сталин  несколько раз обращался  к съезду  с просьбой   освободить его с занимаемой  должности,  Съезд не  снял  Сталина.  Известно,  что личные  отношения  Ленина  и Сталина   в конце жизни  Ленина были  испорчены,  в частности, из-за того,  что Сталин оскорбил  Крупскую. И хотя  он   позднее извинился  перед  ней, отношения  между   ним  и Лениным   остались  испорченными. Тем не менее,  после  смерти  Ленина  Сталин дал  клятву,  что он  будет продолжать дело  и политику  Ленина.    

В народе  имена Ленин-Сталин  воспринимались  как нерушимое единство.  По этому поводу даже  ходил  анекдот.  В Большом театре ставили  оперу  о  Ленине.  Кто-то спрашивает:  «Кто будет  исполнять партию  Ленина?»   Строгий  голос поправляет:  «партию  Ленина-Сталина». 

Были ли   прецеденты  в истории,  когда руководитель добровольно  отдавал  власть преемнику?  Были. Например,  во Вьетнаме  Хо Ши Мин  стал  председателем  партии,  уйдя  с поста  генерального  секретаря, который  ведает  кадрами и имеет  реальную  власть. После того, как Хо Ши Мин   ушел  в отставку с главного  поста, пост генерального секретаря партии занял Чыонг Тинь.  Во Вьетнаме выделялись три региона:  Северный Вьетнам,  Средний Вьетнам  и Южный  Вьетнам,  которые отличались по характеру  и настроениям жителей.  Чыонг Тинь    был  представителем  Северного Вьетнама.   Он был тесно связан  с Китаем и был очень  жестким   руководителем. Через  достаточно короткое  время Хо Ши Мин  добился  того, чтобы  Чыонг Тиня  сняли  с должности генерального секретаря,  но не обидели.  Он  стал  занимать довольно влиятельную  должность типа  нашего председателя  Верховного Совета. А генеральным  секретарем был назначен Ле Зуан,  который занимал  этот пост более  20 лет. Насколько  мне известно, в 1981  году Ле Зуана  собирались  перевести  в председатели  партии, и это беспокоило  его окружение,  поскольку  это означало, что он теряет  власть,  тем более что Чыонг Тинь как бы дышал  ему  в затылок. Чыонг Тинь после  смерти  Ле Зуана, действительно,    стал  генеральным  секретарем  коммунистической  партии Вьетнама.  Однако  никто из  руководителей  Вьетнама  не отрекался  от предыдущих  вождей и тем самым  сохранял преемственность руководства  страной  и  единство идеологии по отношению  к вождям или линии руководства. Ле Зуана  и спустя  30 лет после  смерти  чтят  во Вьетнаме, несмотря  на личное недоброжелательное   отношение  к нему  его преемника Чыонг Тиня. 

Тем не менее, социально-политическая идеология  в стране,  конечно,  менялась.  После объединения  Северного  и Южного Вьетнама, двух государств,  которые существенно   различались идеологией,  большое  влияние на общую  идеологию  объединенной  страны оказала  капиталистическая  ориентация Южного  Вьетнама. И несмотря  на это,  вожди  социалистического  Вьетнама  остаются  великими  личностями   в  глазах   большинства  населения  страны.

Я хочу напомнить,  что несмотря на то,  что в Советской России   идеологическая линия с течением времени  медленно менялась (ср., например, периоды  военного коммунизма  и НЭПа),   основная  марксистская  идеология сохранялась  в стране. Была такая шутка. Вопрос анкеты: «Были ли колебания по отношению  к линии партии?»  Ответ: «Не было,  колебался  вместе с линией  партии».   Подобные шутки  отражали  некоторые серьезные  моменты.  Партия, действительно, постоянно меняла  точку зрения, начиная с Ленина,  который очень  умело подстраивался  под внешнюю ситуацию. Сталин перед тем,  как выбрать преемника,  использовал идею  Ленина  в том  отношении,  что он значительно  расширил  Политбюро, переименовав  его в Президиум  ЦК, и,  в частности,  ввел  довольно молодых  комсомольских  вождей.  Историк А.З.Манфред,  друг моих родителей,  говорил:  важны те,  кто  является  членом  Президиума ЦК  и одновременно  секретарем  ЦК. Таким был Брежнев, он был кандидатом  в члены Президиума  и секретарем ЦК.  А членом Президиума  и секретарем ЦК  был  комсомольский  вождь Михайлов[3]

Сталин, назначив Президиум,  неплохо угадал тех,  кто впоследствии  взял  власть в партии,  среди них  был Брежнев.   Я хочу подчеркнуть,  что Сталин хорошо  чувствовал  партийные  кадры и, так же как и Ленин,  хотел расширить Политбюро перед уходом из жизни. 

Когда  Сталин  умер, всех молодых разогнали.  Брежнева после снятия  с должностей  в партии   назначили   начальником политуправления Военно-морского министерства.   Остальных в большинстве  отправили   в послы. Политбюро было восстановлено, и Маленков  и Берия  взяли  власть  в свои  руки.  Берия на другой день  после  смерти Сталина  попытался «свергнуть»  культ   Сталина,  тайно воздействуя  прежде  всего  на членов ЦК, как на привилегированную, но запуганную  элиту.  В народе не были известны отношения  внутри  правящей верхушки.  Явными знаками рейтинга  политического деятеля  был портрет   руководителя  в газетах  и его место  в ряду  других  портретов.

Попытка  немедленного  поворота  идеологии,  которую пытался предпринять Берия, была чревата распадом страны.  Она  расшатала идеологию,  но  полное  разрушение  идеологии и  распад произошли  не  сразу,  а только в 1991 году.

Повторю  еще раз,  если разные  народы  связаны единой идеологией,  то  вероятность распада союза таких народов  меньше, чем  в ситуации, когда общая   идеология  уничтожается.          

5. КОМУЧ как исторический эксперимент

Любая революция порождает не только хаос, но и много ценного: революционное искусство, всплеск новых идей  в науке. Но с точки зрения менталитета современного общества, кровопролитие не искупается этими положительными факторами. Лучше идти эволюционным путем.

     Виктор Чернов, первый и последний председатель Учредительного собрания,   надеялся, что открытие и признание Учредительного собрания приведет к прекращению гражданской войны  в России.  Он ошибался. Во-первых, в России менталитет «законно избранной власти» тогда еще не был сформирован. Во-вторых, реваншистские силы не могли быть остановлены, и как противодействие им, возникла большевистская прочная структура. Даже Чехословацкий корпус не мог служить миротворческим контингентом между этими насмерть враждебными структурами.

Комитет членов Всероссийского Учредительного собраания  (сокращенно  Комуч, или  «Самарская Учредилка»),  организованный  в Самаре и просуществовавший  с 8 июня по 23 сентября 1918,  можно  считать историческим экспериментом  установления демократической  власти  в России.  Аналогично, как исторический эксперимент возможности  народной революции,  можно  было рассматривать Парижскую  коммуну  во Франции, тоже просуществовавшую  короткий  период  времени. Впоследствии этот эксперимент   осуществился   в русской революции.

Предположим,  что  в России  в 1918 году победили бы демократические силы. Но смогла ли бы демократическая Россия выдержать натиск фашистской Германии или  потерпела бы поражение, как все демократические страны континентальной Европы?

Как показала история,  в русской революции демократические силы не смогли противостоять экстремистским. Пассивное большинство бессильно, когда крайние, активные массы готовы идти на смерть ради своей идеологии.

То, что из подобной мясорубки чехи и словаки вышли не передравшись друг с другом,  было  бесспорной заслугой их  мудрого лидера и первого президента Масарика, чувствовавшего настроения основной массы населения и умеющего успокоить экстремистов. Он осуществил всеми  владевшую идею создания независимого  государства. Не преувеличивая его роли в истории, можно сказать, что он лишь, не насилуя неизбежный ход истории, «ничему полезному не мешал и ничего вредного не позволял» (Л. Толстой «Война  и мир»). Но Чехословакия  в считанные  дни пала под напором  фашистской Германии.

А «начальник»  Финляндии  барон Маннергейм,  блестящий  царский  генерал  и георгиевский кавалер,   построил  свою замечательную  защитную  линию и отстоял  Финляндию  от захвата  в 1939-1940 гг.   Во время   Войны  с фашистами  он изо всех  сил  противился (тайно от Гитлера)  захвату    и разрушению  его родного Петербурга,  понимая,  что история  и русский народ ему  такого захвата  и разрушения не простят.

         В нашей историографии, к сожалению, принято преувеличивать роль личности в истории: то приписывать ей сверхгениальность и все хорошее, что произошло в истории, то, напротив, приписывать ей сверхзлодейство и все плохое, свершившееся в истории. Но при таком подходе никакие «уроки истории» не пойдут впрок и никакое моделирование невозможно, не говоря уж о прогнозировании. Это понимал,  как никто другой,  как замечательный  историк-прогнозист Юрий Александрович  Поляков.  Но такие историки  рождаются  раз  в столетие.

________________

Маслов Виктор Павлович, выдающийся российский математик, академик Российской академии наук, золотая медаль А.М.Ляпунова (1982), лауреат Государственной премии СССР (с Диткиным и Прудниковым, 1978), Ленинской премии (1986), Государственной премии РФ (1997), Демидовской премии (2000), премии "Триумф" (2002). Государственной премии России в области науки и технологий (2014 г.).    http://www.whoiswho.ru/old_site/main_page_mats/indexf_mats.htm   Вышеприведеннный текст в читальном зале нашей библиотеки  открывается также в формате pdf по ссылке ниже:

В.П.Маслов. Моделирование законов истории как аналогов физических и биологических законов - http://audio-depodzvon.webasyst.net/files/0b0f933a       



[1] Л.Д.Ландау, Е.М.Лифшиц,   Статистическая физика (Москва,  Наука, Физматлит, Москва, 1976), § 41.

[2] «Сто сорок бесед  с Молотовым».  Из дневника Ф.Чуева, Москва. -«TERRA», 1991,  с. 232.

[3] Про Михайлова  я случайно  что-то знал от Залетаева, члена партии,  с которым  я, если мне не изменяет память,  был  вместе  где-то  на юге.  Он как-то был связан  с Михайловым.  У Залетаева  была  присказка: «Будут помнить Залетаева!» Впоследствии  его критиковали и говорили,  что он михайловский  кадр.  На что он возражал: «Я не михайловский кадр,  я партийный  кадр». 

Но именно как михайловский  кадр,  он набросился  с критикой на Поспелова,  который    был секретарем ЦК и который позднее готовил  знаменитое выступление  Хрущева, развенчивающее культ Сталина.  Залетаева  прорабатывали за  то,  что он напал на Поспелова. Его спросили, как он смел назвать уважаемого секретаря ЦК мерзавцем.  На что  Залетаев, как  он мне рассказывал,  ответил: «Это клевета,  я никогда не называл  его мерзавцем, я называл  его негодяем!»

 

 Предыдущие статьи В.П. Маслова на нашем сайте:

Памяти Юрия Александровича Полякова

Академик РАН В.П.Маслов. Математика точнее всего объясняет революции

В.П. Маслов. О старых математических ошибках в статистической физике и термодинамике

Заметки академика В.П.Маслова о колчаковщине  

Письмо академика В.П. Маслова президенту РАН академику В.Е. Фортову 

 

Последнее обновление ( 30.08.2016 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей