26.03.2017 г.
Главная arrow Главная arrow Закон Божий появится в российских школах с 1-го по 11-й класс





Закон Божий появится в российских школах с 1-го по 11-й класс Печать E-mail
Автор Редактор   
29.11.2016 г.
Точнее, в российских школах может появиться новый предмет — «Православная культура», который будут изучать с 1-го по 11-й класс, сообщает газета «Коммерсант». Летом эта инициатива получила отрицательный отзыв от экспертов.

 Однако авторы внесли в проект ряд исправлений, а на прошлой неделе Российская академия образования, не афишируя, запустила процесс заочного голосования по нему. Если документ одобрят, то курс «Православная культура» будут массово вводить в школах по просьбе Минобрнауки и региональных епархий.

Курс, согласно планам разработчиков, будет разбит на три блока — для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. Первый блок займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать "Православную культуру" во внеурочное время, а в остальных классах предмет предлагается ввести в расписание. Среди тем для изучения можно обнаружить "Во что верят православные христиане", "Добро и зло в православной традиции" и "Христианская семья". Авторы программы намерены добиваться "становления православных христианских ценностных ориентаций" у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать "на основе нравственных норм православной христианской традиции".

В 5-9-х классах "Православная культура" претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но "оптимальным" сроком называют 350 часов. Список тем для изучения занимает несколько страниц и в основном касается религиозного мировоззрения: "Православное христианское понимание смысла жизни человека", "Нравственная культура православной семьи", "Особенности нравственной культуры воина-христианина". Среди прочего школьнику предлагается изучить темы "Латинский прозелитизм на Руси" и "Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект". По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан "знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения", "ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)", "перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники" а также "перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов". Результатами курса авторы считают "формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции" и "готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ".

В 10-11-х классах авторы проекта отводят "Православной культуре" минимум 70 часов (один урок в неделю) с возможностью расширения до 140. Старшеклассникам предлагается еще раз пройти изученный в 5-9-х классах материал, но "с большей детализацией". В итоге от выпускника школы ожидается "сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики".

 http://forum-msk.org/material/news/12533758.html

P.S. редакции сайта ДЗВОН.

Понятно, что вокруг подобной, необычайно крупной инициативы Минобра и РПЦ, столкнутся идейные копья весьма различного сорта. Часть общественности, особенно группирующейся около РПЦ, справедливо озабочена растущим валом чудовищно безнравственного поведения. И она надеется на успех проповеди, содержащейся как в православном учении, так и в пропитанной им русской культуре. Нельзя сказать, что этическая составляющая подобного предмета, как и освещение тем нашей культуры представляет излишество в нынешней дичающей не только школьной действительности. Но анализ корней одичания, тем более способы их устранения, вряд ли будут отражены в данном курсе, а без этого противоядия проповеднические и художественно-культурные наставления не возымеют достаточного действия в сознании большинства. Делу явно не поможет то очевидное обстоятельство, что инициаторам и организаторам курса, не говоря о преподавателях предмета, главной его задачей будет видеться грядущее воцерковление молодежи. А это  уже посягает на свободу совести.

И уж точно - справиться с растлевающей мощью массовых СМИ и «рыночной» продажностью всего и вся - никакие «культурологи» никак не смогут. Кроме того, курс задуман, как светская школьная дисциплина, так вот и учителей, соответствующих его задачам, просто нет, значит, пошлют физиков, химиков и лириков-словесников заниматься слабой самодеятельностью в отношении смутно воспринимаемых тем. Учебный результат, как часто бывает в России, выйдет противоположный. Те существующие предметы, у которых отберут  часы, а среди них окажутся курсы естественно-научного цикла, будут  деградировать и дальше, как всё в современной российской средней школе.

А вот именно «Православная культура» начнет в немалом числе производить атеистов, причем самого воинствующего склада. По известному принципу: действие - равно противодействию, обучение Закону Божьему сформировало сто лет тому назад целое поколение революционеров-радикалов. Именно таковы начальные мировоззренческие истоки  тех пластов, кто потом громил храмы. Самого известного в мире семинариста И.Сталина не спасло от этой участи и специальное духовное образование.  Именно механическое заучивание множества схоластических тем, которые уже обозначены в программах, породит психологическое отторжение от всего этого материала. Он оставит след лишь в головах меньшинства, заранее ориентированного, либо на церковное учение, либо на высокую художественную культуру. Их пока не слишком много.

Этот обратный результат неизбежен также и потому, что православные семьи составляют в нашей стране безусловное меньшинство. Большая часть родителей у нас, либо индифферентны к религиозным вопросам, либо атеистичны, либо же они – иноверцы разных исповеданий, все весьма мало заинтересованные в Православии. Поэтому, насильно заталкивая всех детей без разбора в рамки формально светского предмета, а на деле в русло околоцерковного сознания, российская власть поставит на поток производство бунтарей. На фоне нарастающей глубокой нищеты – такой процесс пойдет особенно успешно. Только дети из глубоко воцерковленных православных семей обретут искомый результат. Однако регулярно молящихся в храмах РПЦ - всего лишь 4%. Примерно такой процент детей и будет составлять эффективную аудиторию курса. Если бы он стал курсом по выбору или даже внешкольным, то положительный итог от него не превысил бы ту же долю учащихся.

Огромную сложность составляет значительный процент иноверцев (по отношению к Православию), который продолжает расти в крупных городах страны. Их число зачастую уже много превосходит численность прихожан РПЦ. Скорее всего, они захотят приобщиться к совсем иной культуре. Учителя-ваххабиты, или иные, отыщутся мгновенно. К этому и подтолкнет их замысел курса.

Известно давно, что разделение обучения в средней школе по религиозному принципу недопустимо, оно порождает опасный дух апартеида в детской среде, из которого проистекает много зол.

У курса есть и другие противники. Носителей убежденного коммерческого, а также откровенно криминального сознания, не устраивает старая максима «Не укради», оно против пропаганды столь вредной для него идеи. У нас чуть не половина трудящейся России промышляет торговлей. Общая численность асоциальных элементов, просто отвергающих мораль,  огромна.

Для атеистов, которых в нашей стране  реально не меньше, чем практикующих верующих, данная инициатива вообще воспринимается в штыки, а то и как прямое попрание их права обходиться без религии.

Едва только была заявлена  программа нового предмета, как  пошли и к нам потоки писем, осуждающих явно не подготовленную затею. Множество людей готовы принять ее только как факультатив, наряду со светской этикой, художественной культурой и т.д. Может быть, Минобразу, в порядке диалога с общественностью, допустить вариабельность предмета, тогда напряженность вокруг него спадет и могут быть найдены взаимоприемлемые решения.

_________

Вот свежий пример поступающих возражений против указанной инициативы: Георгий Знаменский. Им все неймется!

Последнее обновление ( 29.11.2016 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей