28.07.2017 г.
Главная arrow Наука arrow А.Б.Попов. Заметки участника конгресса ПНО-3 и КРОН-4



А.Б.Попов. Заметки участника конгресса ПНО-3 и КРОН-4 Печать E-mail
Автор Редактор   
15.12.2016 г.

Дерзновение – великий дар божий и великое сокровище души!

В земной брани или войне смелость или храбрость много значит,

ибо она творит просто чудеса, а в духовной брани и тем паче.

Иоанн Кронштадтский

 

Международный конгресс «Производство, наука и образование» - ПНО-3 проходил 26-27 ноября в мэрии Москвы на Новом Арбате. На пленарном заседании с 15-минутными докладами выступили:

С.Д.Бодрунов (директор  Института нового инновационного развития им. С.Ю.Витте) упомянул изданную им монографию «Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка». Наблюдается снижение спроса и отток капитала – отсюда ноги стагнации, кризиса нашей экономики. Реальность и кризис глобальной экономики. Мы пришли к пределу нынешней модели экономики, наступает агония – падение инвестиций. Пришел момент перехода к новой парадигме. Будущее за странами – производителями знаний. Число занятых наукой возросло в 70 раз, а расходы на науку - в 1000 раз. Развитые страны мира достаточно последовательно продвигаются по пути становления нового индустриального общества. России еще предстоит уверенно встать на этот путь. Для этого требуется осуществить смену монетарно-либеральной экономической модели, возвратиться на путь индустриального развития. Нужна реиндустриализация экономики, восстановление в качестве базовой ее компоненты промышленности и обеспечение приоритета индустриального развития. Требуются новаторские государственные решения, перспективные государственные программы, реорганизация соответствующих институтов и т. д. Особое значение имеют возрождение и дальнейшее развитие разрушенной за годы реформ системы интеграции производства с наукой и образованием. Пора уходить от капиталистического способа развития науки.

О.Н.Смолин (первый заместитель председателя Комитета Госдумы по по образованию и науке) напомнил вице-премьеру Д.Рагозину о крымской войне: в России были лучшие в мире солдаты и военачальники, а проиграли войну из-за технической отсталости.  СССР входил в первую десятку стран по развитию человеческого потенциала, теперь Россия опустилась далеко вниз. Состояние человеческого потенциала не соответствует задачам экономики и социального развития. Жизненный уровень опустился до 2007 года, в прогнозе правительства заложено дальнейшее падение. Увеличился разрыв между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом. Драматична ситуация с медициной – 70% граждан обеспокоены её состоянием. Качество образования не удовлетворительно. Проблема зарплат остра, финансирование образования спущено на регионы,  а они – в долгах и долги эти растут. Как поддержать интеллигенцию? Учитель на двух ставках получает ~ 22 тыс. руб. Кого мы хотим воспитывать? Заговорили о патриотизме – забыли о «самостоянье» (А.Пушкин: «самостоянье человека – залог величия его») – воспитании гражданина.

С.В.Калашников (первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации). Идет революция – наступает шестой экономический уклад, слом старого не может идти без конфликтов. Наступил момент, когда человек перерабатывает информацию, весь мир изменяется под этим давлением – на смену оператору приходит человек творческий. Изобрели алгоритмическое образование – у нас ЕГЭ. Что важнее: учить грамотно писать или знать литературу и развивать способность думать? Советская школа  унаследовала старую гимназию. Общее образование дает кругозор, помогает инженеру решать нетрадиционные задачи. Сейчас возникла проблема новой организации науки. В СССР не ставилась задача превращения фундаментальной науки в товар, в основе науки – потребность в удовлетворении любопытства (как в советской поговорке). Возникли новые формы занятости -  сетевые, через интернет. У нас надуваются финансовые пузыри. Востребована научная общественная дискуссия! (В ответ А.В.Бузгалин призвал провести всероссийский форум, будто ПНО-3 не форум? – АП).

Р.И.Нигматуллин (академик РАН, директор Института океанологии им. П.П.Ширшова). Критика – движущая сила развития науки Что надо посоветовать президенту? Разве мы «социальное государство» (как декларировано в Конституции), если на социальную сферу выделяется всего 10% бюджета? Покупка грузовиков сокращается на 40%, при этом растет покупка авто класса «люкс» на 20%. Остра проблема распределения национального дохода. Если у большинства доходов нет, то и развития производства не будет (а как же в СССР? – АП). Число ученых сократилось в три раза, надо увеличивать расходы на науку и образование – 1/3 доходов богатых покроет эти потребности – нужен прогрессивный налог. Когда кризис, надо не сокращать бюджет, а увеличивать за счет богатых. Да, сегодня наука не эффективна, но в этом вина не науки – проблема в её организации и востребованности. Русский силен задним умом…

Р.С.Гринберг (членкор РАН, научный руководитель Института экономики РАН). Что такое экономическая наука и советы властям? Да, надо воспитывать гражданина. Завершается глобализация и свобода торговли, отсюда рост национализма и терроризма. Угрожает рост неравенства – он ведет к турбулентности экономики. Благодаря глобализации мир превращается в одну деревню – люди легко перемещаются из одного дома в другой, имеем миграцию в Европу. Мы  - чемпион Европы по низкому темпу роста экономики – меньше 1%, там – 4%.  Идем к Адаму Смиту, происходящее в России –продолжение этой философии. У нас рост доходов сразу вызывает рост цен – это особенность России – люди тратят деньги на импортные товары и покупку долларов. Выход в демократии, в устранении диктатуры власти, в превращении нас из подданных в граждан!  Нам надо заниматься политикой и воспитывать студентов.

Е.Б.Ленчук (директор Института экономики РАН). Роль арбитра не возьму, но вызывает сомнение в необходимости смены структуры. Мы отстали в новой индустриализации, но у нас не сложилось целеполагания. Система образования смогла вырастить квалифицированного потребителя. В СССР была цель – вырастить творца, нужна смена системы образования – усиление подготовки инженеров и программистов. Доходы Индии от программирования выше доходов России от нефти.

В.А.Зернов (ректор Российского нового университета). До перестройки СССР занимал второе место. Россия не удержит центробежные тенденции, если она не удержится в пятерке стран по ВВП. У нас, увы, ресурсы получает тот, у кого больше сил для лоббирования.

Возник обмен репликами Гринберг – Нигматуллин: может ли быть мотором экономики повышение благосостояния, доходов россиян.

         В рамках конгресса прошли три пленарных конференции: к новому качеству материального производства, гуманитарный и социальный потенциал общества, возрождение производства, науки и образования, а также более двадцати круглых столов.

         В выступлениях на конференции по гуманитарному и социальному потенциалу общества отмечалось, что сегодня имеет место имитация образования, которое превращается в сферу услуг, а не нацелено на воспитание творческого человека. Образование – не элемент экономики, знания не должны быть предметом купли-продажи. Еще в 1949 году Альберт Эйнштейн признал преимущества социализма в организации жизни общества. Образование должно быть вне рынка.

Пора сформулировать последовательные шаги по разрешению негативных проблем. Там – в СССР – было многое правильно. Рынок поглощает гражданское общество, финансисты – космополиты. Выход – социальная экономика. Должна доминировать иная идеология, сегодня идеология – «обогащайся», а не «справедливость». Должен быть заказ на образование. В Китае есть институт Советского Союза и нам пора изучать, исследовать СССР. Левые идеи вошли в мир, даже правые их не игнорируют. Такие мысли высказаны докладчиками. (Из зала звучали реплики: нужно бороться за изменение строя, нельзя огульно отказываться от находок советского времени.) Китай, Вьетнам, Индия, Иран развиваются в рамках плановой экономики. Вспомнили перл Грефа, что надо уйти от советского образования и ограничить его объем, признали, что ЕГЭ – уничтожение учителя. Говорилось о целенаправленности образования на воспитание нравственного гражданина. Слова, слова… важные, правильные. А у меня мысль: пока мы говорим в этом зале, два монстра – телевидение и интернет – разрушают нравственное и духовное здоровье детей и взрослых. А как бороться с этим злом?

         Прозвучали и горькие слова: «нас слушают, но не слышат». На предыдущих конгрессах принято много важных резолюций с оценками кризисного состояния триады – науки, образования и промышленности – какая реакция на них власти? И сейчас подготовлено обращение к новому министру науки и образования О.Васильевой. Какая судьба ждет его?  В июне 2014 года на семинаре в Государственной думе «Производство, наука, образование: проблемы интеграции» С.Н.Мареев (зав. кафедрой в Современной гуманитарной академии) отметил:

«…просто экономическими методами из этой ситуации… мы не выйдем еще 1000 лет. То есть, иначе говоря, без политической воли здесь ничего не произойдет. А политическая воля подчинена олигархии. Тому же финансовому капиталу. И поэтому даже наш уважаемый президент – он  вроде бы рад в рай, а его олигархи не пускают… И до тех пор, пока эта ситуация сохраняется, мы будем при всех этих замечательных вещах и понимании того, что значит образование, но из этой ситуации выхода не будет. И нужна политическая воля, и если ее не будет, то ничего не будет».

Р.И. Нигматуллин в своем выступлении напомнил слова академика И.П.Павлова из его нобелевской лекции в 1918 году:

«Милостивые государи!.. в гнетущее время, которое мы переживаем, у нас должна быть одна потребность и одна обязанность – охранять единственно нам оставшееся достоинство: смотреть на самих себя и окружающее без обмана.»

В этой же лекции И.П.Павлов назвал отрицательные качества ума русских интеллигентов:

«…наши споры. Они характеризуются чрезвычайной расплывчатостью, мы очень скоро уходим от основной темы. Это наша черта. Возьмем наши заседания. У нас теперь так много всяких заседаний, комиссий. До чего эти заседания длинны, многоречивы и в большинстве случаев безрезультатны и противоречивы!..

… Подаются бесконечные реплики, на которые тратится больше времени, чем на основной предмет, и наши разговоры растут, как снежный ком. И в конце концов вместо решения получается запутывание вопроса.

… культурные классы, интеллигенция обыкновенно имеют стремление к вырождению. На смену должны подыматься из народной глубины новые силы. И конечно, в этой борьбе между трудом и капиталом государство должно стать на охрану рабочего».

За прошедшие сто лет русская интеллигенция не поумнела? И она лишалась дара дерзновения?

А.Б.Попов,

Дубна

 

Последнее обновление ( 15.12.2016 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей