27.09.2017 г.
Главная arrow Главная arrow Юлий Лисовский. Способна ли Россия сохранить суверенитет? Глава – 5-я





Юлий Лисовский. Способна ли Россия сохранить суверенитет? Глава – 5-я Печать E-mail
Автор - публикатор   
31.01.2017 г.

Сайт Движения за возрождение отечественной науки продолжает публиковать книгу «Способна ли Россия сохранить суверенитет?»  кандидата физико-математических наук Юлия Александровича Лисовского, известного целым рядом глубоких работ по экономике и экономической политике.

Ранее были опубликованы: глава 1 глава 2 , глава 3глава 4. Ниже предлагается 5-я глава этого труда. – Ред. сайта ДЗВОН.


Глава 5. Россия как сетевое государство

5.1. Сетевая  властвующая элита современной России

Клановая система управления 

Очевидно, политика В. Путина отличается от действий его предшественников. Главной целью власти в 90-х был криминальный делёж наследия СССР и целенаправленное разрушение существовавшего строя. Основой политики В. Путина стало построение вертикали власти. Выбор между «демократией», «планом», «рынком» и «кланом» был сделан в пользу клана, построенного по принципам социальных сетей исключительно на основе верности системе власти. Это привело к некоторым тактическим успехам - удалось несколько ограничить всевластие криминала и олигархов, снизить остроту сепаратистских тенденций, несколько уменьшить темп обнищания и вымирания населения. Разумеется, главный выигрыш, получила властвующая элита -максимизацию прибыли и власти.

Существует  упрощённое представление, что властвующую элиту в современной России можно рассматривать как иерархическую вертикальную сеть. В рамках этой сети идёт централизация и монополизация власти, приоритет интересов государства превалирует над интересами общества,  государственная власть носит автократический характер [1]

 

« Сейчас объективно идет процесс строительства новой империи. 
И эта зарождающаяся на наших глазах империя носит обусловленные ее историческим генетическим преемством основные черты: 
- централизация и монополизация власти, 

- ставка на государственные инициативы, а не на частные, 
- система тотального контроля, 
- милитаризация и экспансионизм (не обязательно территориальный), 
- приоритет интересов государства над интересами общества, 
- автократический характер государственной власти, 
- коррумпированность госаппарата, которая может быть подавлена только жесткими репрессиями. 
Идущие в нынешней России процессы не зависят от того, кто у власти - Владимир Путин или кто-то другой, какая группа является доминирующей - чекистская корпорация или технари».
 

Иван Николаев,  Игорь Николаев. Сталин и Путин. Российские геополитические императивы[2].

 

Согласно противоположной точке зрения система власти в России соответствует горизонтальной социальной сети, состоящей из множества центров силы, обеспеченных  локальным бюрократическим, финансовым  и силовым ресурсом, не замыкающихся лично на В. Путина[3].

 

Те 2%, которые сегодня правят страной, вышли на поверхность в момент разрушения российско-советской империи, на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Речь идет о людях, которые на точке перегиба истории, в ситуации краха советского проекта, оказались перпендикулярны прежнему государству - потому, не будучи скованы советско-имперскими моральными нормами и образцами, смогли достаточно быстро обустроить свой собственный режим на самых лакомых кусках советских руин. Глубокая ошибка – считать этих людей партаппаратчиками или кагэбешниками.

Современный правящий слой состоит из двух групп:

- аутсайдеров советской системы, в силу разных причин оказавшихся на обочине официальных имперских структур и потому невзлюбивших всё имперское; они научились носить маски советских чиновников, но эти маски не должны никого обманывать…;

- позднесоветских подпольных бизнесменов, которые в принципе не соприкасались с имперским государством…; всевозможных торговцев антиквариатом и «варёными» джинсами; характерные представители этой группы – правящие олигархи (не все, но большинство)».

С Белковский, политолог, директор Института национальной стратегии.[4]

 

Реальная система власти в России – это  негласная, непрозрачная, неписаная и размытая суперпозиция вертикальных и горизонтальных сетей, основанных на личных связях, административных, финансовых и силовых ресурсах. Она сильно отличается от привычной системы формальных властных институтов[5],[6]. Отсутствие в её внутреннем устройство ясных границ между формальными и неформальными иерархиями, взаимодействие по неписаным правилам, делает систему больше похожей на клан (замкнутая группа людей, объединенных родственными, деловыми и т.п. интересами), чем на правительство большой современной страны.

Для нынешней системы власти РФ характерна иерархия уровней по удалённости от центра. Систему образует «команда», состоящая из лидеров и их ближайших помощников, которая формирует стратегию группы, её нормы и структуру, тактику взаимоотношений с другими группами. Высший уровень в этой сложной сетевой паутине занимает ближайшее окружение Президента: влиятельные фигуры, связанные с ним лично - бывшие коллеги и сослуживцы, родственники, друзья, близкие приятели и их дети. Одно из основных требований к этому уровню - личная лояльность В. Путину в обмен на «крышу» - «своих не сдаём»[7].  Все остальные исполняют волю центра, соучаствуя лишь в процессе её реализации.

 

«Своим - все. Врагам - закон».

Никколо Макиавелли

 

Сеть «ближнего круга»

 

В этой сложной сетевой системе верхние эшелоны занимает властвующая элита – «команда В. Путина», скреплённая неформальными  клановыми  и личными отношениями.  Система управляется не только официальными законами, но и неписанными неформальными правилами[8],[9],[10].

 

 «В этой команде <В. Путина> три группировки. Первая — это чекисты, товарищи, которые у него остались со времён, когда он работал офицером КГБ. …. Они ответственны за государственную политику в целом, включая силовую. Вторая группировка — это экономисты, большей частью либеральные, прозападные, которые пришли к нему со времён, когда он работал в команде Анатолия Собчака в Санкт-Петербурге. Они ответственны за экономическую политику, в их руки переданы все крупнейшие госкорпорации, все крупнейшие банки. И третья группировка — это менеджеры, которых Путин «подобрал», когда работал в администрации президента в Москве».

С.  Марков. Политолог, директор Института политических исследований[11]

 

«… реальная политическая власть в стране принадлежит не одному человеку, не семье, не военной хунте, не партии и не этнической группе.  Власть принадлежит корпорации сотрудников спецслужб».

 А. Илларионов, экс руководитель группы анализа и планирования при председателе Правительства России и советник Президента РФ[12]

 

Вертикальная составляющая сети власти имеет все недостатки, которые присущи сложным иерархическим системам. «Команда» за счёт личных неформальных связей и административного ресурса обеспечивают системе в целом стабильность и лояльность лидеру. Но параллельно она блокирует любые попытки модернизации административной системы, превращая её в безликую,  подчиняющуюся неформальным правилам структуру. Система пытается выстроить население страны в единую сеть, ориентированную на корпоративные интересы властвующей элиты. Ни один предприниматель не может противостоять подобной системе и его единственный шанс на выживание - стать частью системы[13]. Интересы «послушной толпы» система учитывает лишь в той степени, чтобы избежать социального взрыва.

 

«Система основана на единственном принципе - распределении ресурса: за долю ренты покупается лояльность элит и населения. Разрушить эту схему способно оскудение ресурсной базы, отказ политических групп от системного поведения и стремление граждан к политическому участию.

Первое мы наблюдаем, хотя еще в недостаточной степени, чтобы истощить запас прочности системы.

Второе тоже наблюдаем - в форме «дотационного сепаратизма». Власть на территориях, в особенности в национальных республиках, требует все возрастающую долю бюджетных расходов и все большую свободу экономического и политического поведения  в обмен на показную лояльность.

Третье всё больше проявляется в точечных протестах с тематикой от жилищно-коммунальной и градостроительной до трудовой (невыплаты зарплат и увольнения).

Таким образом, все три процесса идут, но ни один не набрал силу, необходимую для изменения свойств системы. Возможно, переход количества в качество - это вопрос времени».

Е. Шульман, политолог, доцент РАНХиГС при Президенте РФ[14].

 

Картина усложняется тем, что сетевая система власти в России, является субсетью тотальной мировой сетевой системы, в которой суверенитет национальных лидеров понятие весьма условное.

 

«В очень многих сферах политические лидеры уже не обладают суверенитетом в принятии решений. Но они полагают, что ещё могут сами решать центральные вопросы. Я утверждаю, что это лишь фантазия, только иллюзия…. Разумеется, мне не хотелось бы ставить под сомнение умственные способности этих политических лидеров».

Бутрос Бутрос - Гали, Генеральный секретарь ООН [15]

 

«И в Америке, и в России государство – это машина для выдавливания прибыли из населения. Что-то вроде скотного двора по Оруэллу. Есть забор, есть стены и сторожевые собаки, есть бараны. Бараны полагают, что хозяева о них заботятся, а собаки защищают их от волков (ну, задерут порой глупую овечку, так неча провоцировать!). И это справедливо, так говорит телевизор. На каждом скотном дворе есть наемный менеджер, или как иногда говорят, президент на галерах. И работа его – ох, не сахар!»

Владимир Громов, профессор университета США[16]

 

«Они <США> хотят все контролировать. … У меня такое впечатление иногда складывается, что Соединенным Штатам  не нужны союзники. Им нужны вассалы … Они не готовы сотрудничать на равных ни с Европой, ни с нами. А сотрудничать на равных - это значит совместно определять степень угроз, совместно выработать систему управления этой системой… Они категорически отказываются».

В. Путин. Премьер – министр РФ[17]

 

Система власти, в её сегодняшнем виде не может и не хочет решать даже элементарные традиционные и рутинные вопросы хозяйственного и политического устройства страны. Но ситуация ещё хуже, чем кажется на первый взгляд. Политическая верхушка упорно не замечает, что мир стал намного сложнее и динамичнее, что к органам управления предъявляются совершенно другие требования, чем в ХХ веке.

В результате в стране сложилась очень сложная социально-экономическая ситуация. Усталость общества от конфликта на Украине, снижение социальных стандартов и рост социального расслоения, коррупция и стяжательство, отсутствие позитивных реформ стимулируют рост полярных настроений: от апатии до протеста.  Это сопровождается духовным разложением значительной доли населения, включая властвующие и интеллектуальные элиты. Многие люди уверовали в идеалы жизни Запада и не видят другого пути развития общества, тупо следуя западным стандартам. Но полностью решить задачу по «замещению сознания» населения России не удалось – в обществе растёт сопротивление политике идеализации социальной и экономической системы Запада.

 

Система ценностей «ближнего круга»

          

«Ближний круг»  имеет две приоритетные задачи: удержание власти и личное обогащение. Мы знаем негативные результаты действия команды Путина и ничего не знаем лично о его действиях. Общественность имеет только тот противоречивый образ, который рисуют нам ангажированные провластные или прозападные СМИ и критика в сетях Интернета.  Никто точно не знает величину личного состояние Путина, но все хорошо знают об алчном, коррумпированном и непрофессиональном его окружении. Ни для кого не является  секретом, что в его «ближнем круге» через счета в российских и оффшорных банках вращаются миллиарды долларов сомнительного происхождения или явно полученных «из воздуха»[18],[19],[20].

Власть создала из Россия мирового лидера по неравенству в распределении богатства домохозяйств.  На долю 110 российских миллиардеров приходится 35% богатства домохозяйств всей страны[21], а на долю 1% самых богатых россиян -  71% всех богатств домохозяйств. Для сравнения 1% самого богатого населения США владеет  37% всех богатств, в Китае и Европе - 32%, в Японии - 17%.

 

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

Никколо Макиавелли[22]

 

Негативный имидж команды Президента проецируются на его образ, а действия его окружения ведут к созданию экономического и политического кризиса в стране. По данным соцопроса, за 2016 год почти вдвое сократилась доля россиян, доверяющих правительству (с 45% до 26%), Совету Федерации (с 40% до 24%), Госдуме (с 40% до 22%). Также снизился уровень доверия граждан к прокуратуре (с 37% до 24%), полиции (с 29% до 24%) и суду (с 29% до 22%). Уровень доверия к президенту (74%), армии (60%) и органам госбезопасности (46%) остаются относительно высокими, хотя по сравнению с 2015 г. их рейтинги также упали на несколько процентов[23].

 

«Они <приватизаторы 90-х, в том числе Шувалов, Дворкович и др.> не могут и не умеют зарабатывать. … Но им нравится быть богатыми и они начинают воровать...»

«…нужно менять модель, ликвидировать эту элиту девяностых годов. От неё же пользы никакой. Она не способна работать на страну, только воровать. Они этим занимались 20 с лишним лет, отказывать себе в этом удовольствии не хотят».

М. Хазин. Экономист, политолог.[24],[25]

 

Размывание обязанностей и коллективная безответственность привели к тому, что верхние эшелоны властвующей элиты расхищают миллиарды – это стало привычной нормой[26],[27],[28][29].

 

<В 2010 г. во время строительства Центра в Сколково> деньги Шувалову привозили в грузовиках…  В коробках, в мешках, просто в пачках огромных таскали в дом. Загружали в шкафы для одежды".

А. Коржаков, экс-начальника Службы безопасности президента России[30].

 

«… Преступность процветает тогда, когда находит опору в преступности политической, в коррупции чиновничьего аппарата. Вопреки декларациям о борьбе с привилегиями, невиданные в прошлом масштабы приняли - раздача льгот, дающих возможность почти бесконтрольно расхищать государственную казну, кумовство, семейственность, «телефонное право», использование властных полномочий для дискредитации политических противников и деловых конкурентов. Все это - достаточно традиционные черты разложения государственной власти. В России оно приняло пугающие размеры, и питательной почвой для него стал процесс приватизации государственной и муниципальной собственности зачастую нелегитимным или спорным в правовом отношении способом, тем не менее признаваемым определенной частью общества, в пользу которой была осуществлена соответствующая приватизация».

Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. "Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России"[31].

 

В коррупции и кумовстве погрязли не только государственная бюрократия и руководство крупнейших государственных корпораций, но и научные, образовательные и медицинские государственные организации[32]. Жизнь, не соответствующая официально заработанным средствам, стала нормой для властвующих элит[33].  

Окружение Путина нельзя назвать национальной (ориентированной на интересы государства) властвующей элитой. Оно выращено на идеологии эпохи приватизации и отказывается признавать за собой ответственность перед обществом, рассматривая себя как зависимых партнеров западных экономических группировок[34].  Моральные качества окружения позволяют ему работать и на Путина, и на его противников, на Россию, и на США.

 

«Игорь Шувалов – яркий пример компрадорского чиновника, который обслуживает метрополию. Поэтому прошу не называть его вице-премьером правительства РФ. Этот компрадор, обслуживающий западную элиту, не имеет никакого отношения к России, только что фамилия русская».

Валентин Катасонов, профессор[35]

 

Часть властвующей элиты встроена в западные субсети и активно разрушает государственную систему РФ, на которой активно паразитирует. Дело не только в том, что уровень коррупции и некомпетентности элиты превышает все мыслимые границы, она ещё хочет и гордиться своим положением выдающегося паразита. Подконтрольные глобальной сетевой системе СМИ с удовольствием демонстрируют нищим зрителям политических лидеров и их безмозглых жен и содержанок, тратящих миллионы долларов на модные наряды и  на престижные курорты. Зачем депутату ГД А. Палкину иметь в личной собственности 59 квартир и 200 автомобилей[36]? Или экс-депутату ГД, Председателю Попечительского совета Российского еврейского конгресса, бывшему руководителю городской комиссии по противодействию коррупции, советнику патриарха Кирилла по строительству В. Ресину иметь несколько часов стоимостью около $1 млн. каждые[37]?  Такое поведение вызывает озабоченность психическим здоровьем «народных избранников». Управленцы с отклонениями в психике  провоцируют  разрушение системы, на которой они паразитируют, тем более, что СМИ используют их пороки для дискредитации системы в глазах общества, в котором почти 20% имеет доход ниже официального уровня бедности (9700 руб.)[38].

Для России ситуация порочна ещё и потому, что властвующие российские элиты, встроенные в западные субсети,  находятся под контролем и защитой мировой финансовой элиты. 

 

«…  без смены модели развития ничего не получится, но смена модели требует удаления из власти большинства российских властных группировок …  с одновременной войной с западными властными группировками, на которых эти наши группировки работают…».

 «… если этих людей убрать, то можно попасть в положение Ирана. То есть получить полный набор санкций (запрет на экспорт нефти, отключение российских банков, полная конфискации или, как минимум, арест всего имущества российских олигархов), которые сделают жизнь в стране невыносимой… для того, чтобы сменить модель, во власть нужно привести не одного человека, а сразу - команду. Но назначение новой команды … это значит, отставка старой команды, то есть - объявление войны Западной финансовой элите. Именно так любая властная группировка воспринимает массовую отставку своих людей»

Михаил Хазин. Экономист, политолог[39], [40]

 

«Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша? Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом»

 Збигнев Бжезинский, политолог[41]

 

5.2. Системные противоречия организации России  как сетевого государства

 

Противоречие между требованием непрерывного развития страны и сохранением действующей системы

        

Формально пришедшая в нулевые годы к власти новая генерация властвующих элит подтвердила необходимость развития конкурентоспособной, эффективной, социально справедливой экономики.

 

«России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие».

В. Путин. Первое послание Федеральному Собранию  РФ. 2000 г.[42]

 

Но элите не удалось реализовать ни одного из основных требований к нормальной экономике. Неформальная практика управления в России имеет ряд системных противоречий, которые ставят под вопрос возможность выживания России как государства и требуют немедленного решения.

Под прикрытием демагогии о повышении эффективности экономики и её модернизации, о построении сильного, социально ориентированного и демократического государства власть продолжает реформы, которые затронули все стороны жизни населения страны и привели к системному кризису во всех сферах жизнедеятельности, к колоссальному социальному и экономическому расслоению общества. В результате страна по многим параметрам достигла точки нестабильности, что заставляет всерьёз обсуждать проблему территориальной целостности России, её экономической и политической независимости.

Власть упорно отказывается понимать, что её эффективность и справедливость оценивают по экономическим и социальным показателям, а не по публикациям в  ангажированных СМИ, убеждающих нас, что всё «под контролем» и «идёт по плану».

 

«Все сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого …

Напротив они являются следствием успешной реализации достаточно успешной политики последних 10- 12 лет».

Д. Медведев, премьер - министр[43]

 

«Уже дошло до того, что  в экономике России правильное решение Правительство может принять только по ошибке»

В.А. Мельниченко, кандидат в депутаты Государственной думы VII созыва[44].

 

Поскольку Россия не может жить без системы, необходимо найти способ её эволюционного изменения. И единственный способ сделать это - сократить роль неформальных теневых сетей власти. Это сдвинет баланс между иерархической сетью властвующей элиты и горизонтальными гласными сетями общества в сторону усиления влияния общества, развития реальной демократии. Чтобы выжить в современном сложном и агрессивном мире система должна быть способна быстро изменяться и уметь опираться на общество. В противном случае она будет быстро сметена под давлением нуждающегося в ресурсах Запада и националистических, сепаратистских и корыстных региональных элит. 

Нынешнюю систему власти характеризует двойственность.  Вертикаль власти на грани устойчивости поддерживает общность, необходимую для сохранения и функционирования государства, единства российского общества. Она, в определённой степени, отождествляет стабильность собственного положения со стабильностью государства.

Сохранение государства система поддерживает не за счёт развития, а путём отказа от любых политических, экономических и социальных изменений, за счёт отказа от развития и от модернизации. Значительная часть некомпетентной,   погрязшей в стяжательстве и коррупции властвующей элиты рассматривают любые изменения в системе как угрозу стабильности собственного исключительного положения. Они определяет факторы, способствующие устойчивости несовершенной системы,  препятствующие её экономическому и политическому развитию, как главные эквиваленты административной и политической «стабильности». Отказ системы даже от эволюционных изменений тормозит экономическое развитие России, ведёт к дальнейшему росту некомпетентности элиты и её криминализации, генерирует конъюнктурные и виртуальные проекты, увеличивает затраты на реализацию текущих планов.

 

Противоречие между  уровнем некомпетентности и коррупции властвующей элиты и сложностью стоящих перед страной проблем

 

Коррупция и некомпетентность верхних эшелонов властвующей элиты тормозят стратегическое политическое и экономическое развитие России, делает непомерными финансовые затраты на текущие проекты, ведёт к разработке многочисленных программ и планов, которые никто не собирается выполнять.

При формировании ближнего окружения деловые качества играют второстепенную роль. «Подвиги и достижения» Шувалова, Дворковича, Суркова, Улюкаева и  многих других не сходят с новостных каналов СМИ.

 

«… страна на уровне президента не управляется. То, что мы видим - некая импровизация, вздорные и опасные идеи, их нельзя назвать системным, обдуманным, стратегичным, основанным на некой платформе развития управлением страны. Путин на самом деле уже не управляет страной. Из его рук эти рычаги уходят. Управляют, по-видимому, Ротенберги, Тимченки, Ковальчуки, Сечины, Линники - лоббисты, которые настаивают на тех или иных решениях».

С. С. Сулакшин. Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, профессор[45].

 

Ещё трагичнее ситуация с формированием кадров для органов власти более низкого уровня. Одним из основных механизмов отбора остаются родственные или дружеские отношения (34%[46]) или «покупка» должности. Безусловно, для  покупки политической должности высокого уровня  одних денег недостаточно: «Ты должен быть в тренде, должен соблюдать определенные публичные правила, в том числе и по своей политической ориентации…. Сейчас вряд ли получится заплатить деньги и получить место в администрации президента. Да, продаются места в Госдуме, в регионах легко купить должность почти на любом уровне власти. В частности, на Северном Кавказе чуть ли не в открытую торгуют должностями»[47]

Прямым следствием такого положения являются проблемы в экономике:

·  Противоречие между слабыми легальными механизмами централизованного регулирования экономики и мощной системой её теневого регулирования.

·  Противоречие между интересами  бизнеса и  непредсказуемостью поведения системы, работающей по неписаным правилам.

 

«Система» основывается на своеобразном неформальном договоре между элитами, околовластными сетевыми группировками с размытыми границами и неопределенным членством, крупным бизнесом и «толпой», которая получает крохи, упавшие со стола при дележе нефтедолларов.  Особенностью неформального договора является его неоднозначность и противоречивость, что в сочетании со сложностью структуры и неэффективностью правоохранительной системы делает уязвимым практически любого  участника экономической деятельности.

 

«За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам….  . До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, ещё 15 тысяч дел развалилось в суде. … Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом … 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали,  обобрали и отпустили».

В. Путин. Послание Федеральному Собранию РФ. 2015 г.[48]

 

В стране создана система, которая не соответствует интересам ни одного социального слоя.  Конфликт, связанный с непредсказуемостью поведения системы даже в отношении управляющей элиты, представителей среднего и крупного бизнеса, заставил их связывать своё будущее не с собственной страной, не с созданной ими же самими системой, а с Западом, куда они всеми силами пытаются вписаться[49],[50].  Именно там богатые приобретает элитную недвижимость: в Европе элита России купила 1,5 млн. домов и квартир. Только в Болгарии 350 тыс. граждан России имеют около 700 тыс. объектов[51]. За границей учат детей, там лечатся и отдыхают, там собираются жить в будущем (4 млн. граждан России обладают статусом, схожим со статусом «зелёной карты» США)[52]. За границей  живёт множество бывших высших чиновников и членов их семей. Туда выводят бизнес: 56% крупных российских предпринимателей, чьи личные активы более $50 млн., намерены в будущем развивать бизнес не в стране, а на Западе[53]. Туда вывозят капитал: за 2004-2013 гг. нелегальный вывоз капитала из России составил $1049,8 млрд.[54], а «легальный» (за 1994 - 2015 гг.) - $659,5 млрд.[55]  Там бизнес хранит свой капитал (из принадлежащих гражданам России $1,3 трлн. финансовых активов $182 млрд. находятся в оффшорных зонах[56]).

 

Противоречия, вызванные ростом социального и экономического неравенства, отсутствием механизмов влияния общества на власть

 

Любая динамическая система не может быть устойчивой без обратной связи. В демократическом сообществе обратная связь осуществляется за счёт влияния граждан на формирование власти и на проводимую ею политику. В России общество отсечено от власти: механизмы имитационной демократии полностью лишают граждан возможности влияния на власть. Фактически, в России стабильность системы осуществляется за счёт отказа  от развития через решение возникающих проблем в режиме ручного управления.

Развитие информационно–коммуникационных технологий затруднило ограничение распространения информации, что привело к относительной прозрачности власти, к растущему пониманию обществом разрыва между неформальными правилами внутри системы и действующими законами.  Введение Системой ограничений в отношении Интернета (в 2015 г. в России было закрыто более 1 тыс. интернет-сайтов[57])  или засекречивание информации о том, что руководители крупных госкорпораций имеют доход в тысячи и десятки тысяч раз выше, чем средняя зарплата по стране[58]., вызвала только раздражение в обществе. Скрыть противоречия внутри общества, связанные с ростом социальной несправедливости и экономического расслоения становится всё сложнее. Но властвующая элита не намерена менять цели и методы своей деятельности.

Стабильность системы обеспечивается за счёт нарушений демократии  - подтасовки результатов голосования[59], отказа кандидатам в регистрации[60], неравного доступа кандидатов к СМИ, неконституционных мер воздействия[61], преследования политических противников[62],[63] и других подобных мер. Система имитационной демократии использует лишь точечные, выборочные индивидуальные репрессии против наиболее ярких оппозиционеров[64],[65] , не прибегая к масштабным репрессиям против целых социальных групп, партий или организаций. Задача отсечения оппозиции и гражданского общества от рычагов влияния на власть решается с помощью административного, финансового, силового террора, контролируемой властью коммерциализации общественных и политических организаций, фальшивых избирательных технологий и т.п.

При этом отсечение общества от власти является приоритетом по отношению к отсечению от власти криминалитета: в Госдуму седьмого созыва вошло 10 ранее судимых депутата и ни одного от несистемной оппозиции[66].

С точки зрения управляющей элиты реальная демократия сама по себе не является чем-то заслуживающим внимания и, более того, она рассматривается как угроза её политической и экономической власти. Существование несогласных с действующей системой становится препятствием в «правильной» с точки зрения управляющей элиты организации отношений в системе государство – элита -  бизнес - общество. Задача управляющей  элиты - избавиться от влияния общества, чтобы пользоваться без помех своими «высшими знаниями»[67],[68],[69],[70].

Отсюда возникает системное противоречие: с одной стороны  управляющая элита, получив власть от общества в результате демократических выборов, обязана содействовать развитию демократии. С другой стороны – сформировавшаяся элита  не заинтересована в соблюдении основного принципа демократии -  подконтрольности власти обществу. Именно эта проблема является ключевой и ведёт к замене реальной демократии имитационной не только в России, но и во всех ведущих странах Запада.

Дополнительное давление на Систему с целью её модернизации оказывает наиболее образованная и наиболее дальновидная часть российского общества – интеллектуальная элита.  Она вступает в противоречие с интеллектуально ограниченной властвующей элитой. Современные информационные  технологии дают возможность интеллектуальной  элите создать  альтернативные  Системе социальные сети с целью влияния на властвующую элиту.  Информационная глобализация позволяет интеллектуалам сравнивать Россию с другими странами, не  принимать Систему как неизбежную данность, побуждает искать пути решения проблем. 

Сеть власти России выстроена так, чтобы обезопасить себя от народа. Но на мировой арене властные элиты России вынуждены балансировать так, чтобы  с одной стороны войти в мировую экономическую сеть и в то же время сохранить суверенитет страны, сохраняя  существующую сеть национальной власти – и то, и другое позволяет им получать преимущества для себя.  Это касается и значительной части ближайшего окружения Путина. Попытки усидеть на двух стульях  ведут к нарушению логики работы властвующей сети и представляют для неё угрозу.

 

5.3. Сможет ли В. Путин изменить систему власти?

 

Заложник порочной Системы

 

В начале нулевых сверхприбыли от продажи углеводородов позволяли удовлетворять как растущие аппетиты олигархов и бюрократии, так и сдержать общество от социального взрыва. Процесс активного разрушения высокотехнологичной промышленности удавалось успешно маскировать  обилием  составленных малограмотными «менеджерами» планов модернизации, которые никто не собирался выполнять.

Падение цен на углеводороды и противостояние с Западом резко обострило экономическую ситуацию в России и потребовало принципиального изменения  экономической стратегии. Но полуразрушенная промышленность и запредельный уровень коррупции резко сократили ресурс власти, который можно направить на латание дыр в экономике в режиме ручного управления и на какие-либо реформы. Победные реляции в ангажированных СМИ не могут скрыть катастрофического развития событий.

Ситуация требует изменить систему власти, дать стране возможность развиваться. Общество не понимает, почему Президент не изменит ситуацию, которая грозит ему лично? Ответ можно сформулировать так.   

·  Он такой же, как большинство членов его команды: его интересует только личный результат и он всеми силами стремится лишь усидеть в кресле.

·  Его поведение обусловлено внутренними и внешними[71] теневыми договорённостями при организации команды власти.

·  Его планы ограничены исключительно намерением стабилизировать текущую ситуацию, что он и пытается сделать в режиме ручного управления.

 

«Внутренний круг Путина, фактически правящий страной – это команда совершенно непопулярных в России людей, каждый из них по-своему нелюбим народом и даже антигерой. Популярность Путина служила своего рода компенсацией непопулярности его окружения и использовалась как очень комфортная крыша целым режимом».

Эдвард Лукас, редактор международного отдела журнала The Economist[72]

 

Вместо совершенствования системы власти Президент всё больше применяет неформальные средства власти и принимает решения, выходящие за рамки формальных процедур. Чем больше он прибегает к таким неформальным методам, тем больше оказывается сам связанным правилами неформальных сетей. Президент попал в порочный круг: он не может  отказаться от инструментов неформального управления, ибо без них перестанет быть лидером, но, прибегая к неформальным процедурам, он вынужден поддерживать нелегитимную Систему. Фактически он перестаёт быть независимым и становится пленником нелегитимной сети власти, теряя возможность менять её и реформировать[73]

Поскольку В. Путин является заложником системы, к созданию которой приложил руку, он кардинально ничего изменить не может. В результате Россия не может жить с Системой и не может жить без неё: основанная на сетях структура неформального управления является основным связующим элементом, поддерживающим политическое единство российского общества, и в то же время главным тормозом на пути модернизации страны. Разрушение структуры неформального управления, при сегодняшнем состоянии общества и активных попытках Запада «встроить» Россию в мировую систему в качестве зависимого партнёра,  приведёт страну к непредсказуемым последствиям.

 

Страна находится в «порочном круге»: Система зависит от лидера, который, в свою очередь, зависит от сети власти. Этот порочный круг могла бы разорвать коллективными усилиями властвующая элита. Но её качество столь низкое, что ожидать положительных изменений в политической, экономической и социальной жизни не приходится.

 

Дефекты «ручного управления»

 

В работе ныне действующей Системы власти всё более важную составляющую играет ручной контроль. Ручной контроль является знаком того, что вертикаль власти работает крайне неэффективно. Письменные директивы зачастую плохо исполняются или игнорируются бюрократическим государственным аппаратом. Тем более, когда анонсированные цели мало связаны с реальными, теневыми целями бюрократии. Распоряжения Президента выполняются лишь на 5%[74], по оптимистичной оценке – менее 20%[75].

 

«Бюрократия - иерархически организованная, зачастую неуязвимая управляющая система, подчиняющаяся своему основному закону функционирования: сохранение своих привилегий, власти и обеспечение своего постоянного воспроизводства. Носителем системы бюрократического произвола — обязательного атрибута административной власти — является слой привилегированного чиновничества, для которого характерны глубокое чинопочитание, карьеризм, угодничество, замена дела словом….  бюрократия является антиподом оптимального управления и его врагом номер один».

В.И. Кнорринг, профессор[76]

 

В рамках вертикальной сети, чем сложнее управляемая система и чем выше уровень концентрации власти, тем труднее обеспечить эффективность и своевременность принимаемых лидером решений. Система становится слишком сложной для эффективного директивного или ручного управления. Лидер, даже окруженный единомышленниками и советниками, в принципе не может справиться с её управлением. 

В сегодняшнем высокотехнологичном мире при резком росте скорости, сложности и масштабов общественных процессов иерархическая система управления ведёт к лавинообразному росту объемов управленческой информации и принимаемых решений. Столь же лавинообразно нарастают количество искажений и ошибок в процессе принятия решений и передачи информации. На это накладывается запаздывание в принятии решений, неизбежное при бюрократической системе управления, что ведёт к падению качества управленческих решений и к снижению эффективности системы управления в целом.

 

«Президент ставит цели …, их дорабатывает правительство …, потом они распадаются на цели министерств…, спускаются в соответствующие ведомства и регионы, и пока это доходит до исполнения, зачастую, боюсь, что сам президент не узнает то, как они исполняются, и это не имеет ничего общего с теми задачами, которые он сформулировал».

Герман Греф, глава Сбербанка[77]

 



[1] Иван Николаев,  Игорь Николаев. Сталин и Путин. Российские геополитические императивы. http://maxpark.com/community/3075/content/1479249

[2] Иван Николаев,  Игорь Николаев. Сталин и Путин. Российские геополитические императивы. http://maxpark.com/community/3075/content/1479249

[3] С. Белковский. Что такое Владимир Путин? Точный анализ. http://9e-maya.com/index.php?page=2131

[4] С. Белковский. Два процента. 16.07. 2007.  http://ej.ru//?a=note&id=7250

[5] Ledeneva, Alena V. 1998. Russia's Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge: Cambridge University Press. Цит. по http://cyberleninka.ru/article/n/blatnoy-sovetskiy-soyuz-ili-ekonomika-vzaimnyh-uslug-retsenziya-na-knigu-ledeneva-a-1998-russias-economy-of-favours-blat-networking-and

Ledeneva, Alena V. 2006. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business. Ithaca, NY: Cornell University Press.

Alena V. ledeneva. Can Russia modernise? Sistema, power networks and Informal governance. Cambridge: Сambridge University Press, 2013 .

http://cyberleninka.ru/article/n/alena-v-ledeneva-can-russia-modernise-sistema-power-networks-and-informal-governance-cambridge-cambridge-university-press-2013

[6] Sean Guillory. Sistema: How power works in modern Russia. Sep 17, 2013. http://www.russia-direct.org/reviews/sistema-how-power-works-modern-russia 

[7]Анастасия Бакурина.  Путин «своих» не сдаст. 26.04.2013. http://wek.ru/putin-svoix-ne-sdast

[8]Dinello N. Bankers’ Wars in Russia: Trophies and Wounds. // Post-Soviet Prospects, VI. I (February 1998).

Н. Динелло. От плана к клану: социальные сети и гражданское общество. Университет Питсбурга, США. http://www.prof.msu.ru/publ/book3/din.htm#s

[9] Ledeneva, Alena V. 1998. Russia's Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge: Cambridge University Press.

Ledeneva, Alena V. 2006. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business. Ithaca, NY: Cornell University Press.

Alena V. ledeneva. Can Russia modernise? Sistema, power networks and Informal governance. Cambridge: Сambridge University Press, 2013

[10] Sean Guillory. Sistema: How power works in modern Russia. Sep 17, 2013. http://www.russia-direct.org/reviews/sistema-how-power-works-modern-russia 

[11] Сергей Марков. Политолог, директор Института политических исследований. Как Америка будет разваливать Россию. 22 августа 2016. http://svpressa.ru/politic/article/154938/

[12] Андрей Илларионов, экс руководителя группы анализа и планирования при председателе правительства России и советник Президента РФ, сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (Вашингтон). Выступление перед комитетом по иностранным делам Палаты представителей США. 25 февраля 2009 г. http://aillarionov.livejournal.com/75000.html

[13] Алерий Капунат. «Клановость и семейственность в системе судебной власти представляют наибольшую опасность для государства и общества». http://www.omskcarbongroup.com/press_centre/digest/show/valeriy-kaplunat-klanovost-i-semeystvennost-v-sisteme-sudebnoy-vlasti-predstavlyayut-naibolshuyu-opasnost-dlya-gosudarstva-i-obs/

[14] Е. Шульман, политолог, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ[14]. Российская оппозиция после выборов: как выжить либералам. 20 октября 2016 http://www.mk.ru/politics/2016/10/20/rossiyskaya-oppoziciya-posle-vyborov-kak-vyzhit-liberalam.html

[15] Бутрос Бутрос - Гали, 6-й Генеральный секретарь ООН (с 1992 по 1996 год). Цит. по  Ганс-Петер Мартин, Харальд Шуман. Западня глобализации. Глава 7. 1996 г. http://scepsis.ru/library/id_3004.html

[16] Владимир Громов, профессор университета США. «Вот Трамп прийдэ, порядок навэдэ?! Взгляд из-за океана». 20.11.2016 г.

http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10901&Itemid=39

[17] Владимир Путин, Премьер-министр РФ. Выступление на встрече со студентами в Томске 25.01.2012  http://news,mail,ru/politics/7915168/

[18] Золото партитуры. 03.03.2016. http://krug.novayagazeta.ru/12-zoloto-partituri

[19] Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) . The Panama Papers. https://www.occrp.org/en/panamapapers/

[20] Короли госзаказа—2016: рейтинг Forbes. 25.02.2016.  https://www.occrp.org/documents/businessman-handles-insider-homes/Forbes_ru-Rotenberg.pdf

[21] Credit Suisse Research Institut. The 2013 Credit Suisse Global Wealth Report. https://publications.credit-suisse.com/tasks/render/file/?fileID=BCDB1364-A105-0560-1332EC9100FF5C83

[22]Никколо Макиавелли. Государь. http://grachev62.narod.ru/mak/chapt22.htm

[23] Опрос: доверие россиян к парламенту снизилось вдвое. 13 10 2016 Левада центр. https://news.mail.ru/politics/27430819/?frommail=1

[24] М. Хазин. Отношение граждан России к социально-экономической политике власти. http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10599&Itemid=35

[25] М. Хазин. Экономист, политолог. Ситуация вокруг Олимпиады, выборы в США и Трамп. http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10642&Itemid=39

[26]А. Костин. https://news.mail.ru/politics/25350073/?frommail=1

Доход главы убыточного «Роснано» превысил миллиард. 09.09.2016 . http://www.rospres.com/government/19446/

Сколько же зарабатывает Игорь Сечин на самом деле? 10 мая 2015 г.  https://cont.ws/post/86974

Бункер Чемезова "легче взорвать, чем закончить". Шеф Ростеха неспособен строить - даже собственный особняк. 02.09.2016 http://www.rospres.com/politics/19411/

«Еще пару таких обысков - и бюджет России станет профицитным!» http://novostidnja.ru/blog/43328173187/Esche-paru-takih-obyiskov---i-byudzhet-Rossii-stanet-profitsitny

Особняк генерала Бокова. http://oper.ru/news/read.php?t=1051607481

[28] Григорий Полуэктов. Коррупция в верхних эшелонах. 03.10.2016. http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10801&Itemid=39

[29] Елена Березанская. 12 отраслей с самыми большими зарплатами: рейтинг Forbes 2016. http://www.forbes.ru/rating/infographics/333769-12-otraslei-s-samymi-bolshimi-zarplatami-reiting-forbes-2016

[30] А. Коржаков. Экс-начальника Службы безопасности президента России. Интервью интернет-изданию "Медиазона".  Цит. по

http://novostidnja.ru/blog/43522454064/FBK-trebUyet-proverit-soobscheniya-o-gruzovikah-deneg-dlya-Igory

[31] Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р. и др. "Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России". http://rusrand.ru/mjagkaja-korruptsija/

[32] Чиновник Минздрава увольняется из-за скандала в РАН. 8.12.2016. http://www.vademec.ru/news/2016/12/07/chinovnik-minzdrava-uvolnyaetsya-iz-za-skandala-v-ran/

     Как РАН стала элитарным клубом чиновников. 28 ноября 2016. http://ren.tv/novosti/2016-11-28/kak-ran-stala-elitarnym-klubom-chinovnikov

     Мошеннические схемы в РАН попали под пристальное внимание журналистов. 17 августа 2015. http://ren.tv/novosti/2015-08-17/moshennicheskie-shemy-v-ran-popali-pod-pristalnoe-vnimanie-zhurnalistov

[33] Как выглядят дома российских чиновников и друзей Путина. http://rb.ru/report/41437/

Как на самом деле живут попавшие под санкции российские чиновники  http://sobesednik.ru/rassledovanie/20140403-kak-na-samom-dele-zhivut-rossiyskie-chinovniki-popavshie-pod

Навальный сравнил дом Клинтонов с усадьбами российских чиновников http://www.topnews.ru/news_id_92736.html

Максим Самохин, Как шикуют жёны депутатов и чиновников. 28 Марта 2016 г. http://www.liveinternet.ru/users/ru-an_info/post387632910

[34] М. Хазин. Система "сдержек и противовесов" Путина. 2016. http://maxpark.com/community/13/content/3347089

[35] Валентин Катасонов комментирует заявление первого вице-премьера Шувалова. 01.12.2016 г.

http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10916&Itemid=35

[36] Сергей Львов. Синдром Плюшкина? Зачем депутату Думы Палкину 59 квартир и 200 автомобилей. 5 Октября 2016 г. http://www.newizv.ru/politics/2016-10-05/247611-sindrom-pljushkina-zachem-deputatu-dumy-palkinu-59-kvartir-i-200-avtomobilej.html

[37] Часы Владимира Ресина. http://watch-your-time.ru/chasy-bogatyh-ljudej/chasy-vladimira-resina

Часы российских чиновников.http://trinixy.ru/39411-chasy-rossijskix-politikov-32-foto.html

[39]  Михаил Хазин. М.Хазин, "Готов ли Путин стать жертвой?". Июль. 2016. http://khazin.ru/khs/2398553

[40]  Михаил Хазин. Почему президент не может начать «экономическую революцию». 2016. http://www.izborsk-club.ru/content/articles/9199/

[41] Збигнев Казимеж Бжезинский. Википедия.

[42] В. Путин. Первое послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 г. http://www.kremlin.ru/transcripts/21480

[43] Д. Медведев. Выступление на «Гайдаровском форуме» 2014. http://www.youtube.com/watch?v=PDD19uviF5Y

[44] В.А. Мельниченко. Председатель общественного движения народов российских земель «Федеральный сельсовет». Буклет кандидата в Государственную думу VII созыва.

[45] С. С. Сулакшин. Генеральный Директор Центра Научной политической мысли и идеологии. Профессор. О Послании Президента по-существу.

http://rusrand.ru/analytics/o-poslanii-prezidenta-po-suschestvu

[46] Меритократия. KZ в чём секрет «казахстанского чуда»? 01.10.2015.

http://4esnok.by/%D0%B1%D0%B5%D0%B7-%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8/meritokratiya-kz-v-chyom-sekret-kazaxstanskogo-chuda/

[47] Кирилл Кабанов, председатель Антикоррупционного комитета России. Цит. по Сергей Миненко 05.09.2012, «Как торгуют должностями». https://www.gazeta.ru/social/2012/09/05/4754581.shtml

[48] В. Путин. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2016 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864

[49] В. Турасов. Средний класс хочет сбежать. 12.07.2011. http://www.utro.ru/articles/2011/07/12/985802.shtml

[51] У россиян – 700 тысяч квартир в Болгарии. Июнь 9, 2014. http://ee24.ru/bulgaria/news/u-rossiyan-700-tysyach-kvartir-v-bolgarii/

[52] Уэйн Мери, Американский совет по внешней политике. Тандем «профукал» Россию: страна переезжает строиться за границу. 26.7.2011. http://rupor.info/fokus/2011/07/26/tandem-profukal-rossiju-strana-pereezzhaet-stroits/

[53] Опрос, проведенный банком UBS и компанией Campden Research. 2012. www.vedomosti.ru/newspaper/article/263669/universitety_nevezhd

[54] Global Financial Integrity Illicit Financial Flows from Developing Countries: 2004-2013. Dev Kar and Joseph Spanjers. December 2015

http://www.gfintegrity.org/wp-content/uploads/2015/12/IFF-Update_2015-Final.pdf

[55] Отток капитала из России:  Cтатистика по годам. 1994-2015. http://investorschool.ru/ottok-kapitala-iz-rossii-ctatistika-po-godam

[56] Boston Consulting Group (BCG). 2012. http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3851160

[57] В 2015 г. по запросу прокуратуры было закрыто более 1000 неугодных сайтов. March 23, 2016

http://rusnsn.info/novosti-rf/v-2015-godu-po-zaprosu-prokuratury-by-lo-zakry-to-bolee-1000-neugodny-h-sajtov.html

[58] Дмитрий Коптюбенко, Елена Малышева, Яна Милюкова. ФСБ поможет чиновникам засекретить свою недвижимость. 10.07. 2015,
http://www.rbc.ru/economics/10/07/2015/559fc1b29a79476031e2c6ad

[59] Оппозиционные фракции покинули Госдуму. 16.10.2009 г.

http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2109&Itemid=36

[60] Анастасия Корня. Снимают редко, но метко. Ведомости. 23.09.2010, 179 (2877). http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/246290/snimayut_redko_no_metko

[61] Леонид Ивашов. Генерал-полковник.  Фашизм и русофобия под маской  законности. Открытое письмо Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке и Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву. http://www.rusak34.narod.ru/Ivashov.html

[62]  Корчагин В.И. Суд над академиком. Москва. Витязь. 2001г.

[63] Любовь Краснокутская. Информагенство «Славия». Вердикт оправдательный!

http://mironovboris.ru/files/store/2/3-ВЕРДИКТ%20-%20ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ.doc

[64] Список событий в России, связанных с законом об экстремизме. Википедия.

[65]  Андрей Савельев. Депутат ГД РФ 4 созыва. Русофобия в России – 2009. http://www.rus-obr.ru/library/5750

[66] В Госдуму попали десять имевших судимость депутатов. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57e47dfc9a7947c45a334f85

[67] Гильермо О'Доннелл, Филипп К. Шмиттер и Лоуренс Уайтхед.  Следует ли слушаться экономистов? Journal of Democracy, 1995, vol. 6, # 1, p. 23-28.  http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-11/o_donn.htm           

[68] John Williamson, ed., The Political Economy of Policy Reform. Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1994.

[69] Иммануэль Валлерстайн. После либерализма.
Едиториал. УРСС, 2003 г.

[70] Даль Р. профессор Йельского университета, Президент Американской ассоциации политической науки. Демократия и ее критики.

2003 г.

[71] Фаенко, политический обозреватель «Независимой газеты». Цит по Генерал-майор Юрий Иванович Дроздов, бывший начальник Управления нелегальной разведки КГБ СССР,   «Всё ужасное для России только начинается».  http://ezolife.info/?p=8167

[72] Эдвард Лукас (Edward Lucas), редактор международного отдела журнала The Economist, автор книги «Новая “холодная война”» (New Cold War).

http://www.voanews.com/russian/news/Putin-And-His-People-2011-12-27-136279928.html

[73] Ledeneva, Alena V. 1998. Russia's Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge: Cambridge University Press. Цит. по http://cyberleninka.ru/article/n/blatnoy-sovetskiy-soyuz-ili-ekonomika-vzaimnyh-uslug-retsenziya-na-knigu-ledeneva-a-1998-russias-economy-of-favours-blat-networking-and

Ledeneva, Alena V. 2006. How Russia Really Works: The Informal Practices That Shaped Post-Soviet Politics and Business. Ithaca, NY: Cornell University Press.

Alena V. ledeneva. Can Russia modernise? Sistema, power networks and Informal governance. Cambridge: Сambridge University Press, 2013 .

http://cyberleninka.ru/article/n/alena-v-ledeneva-can-russia-modernise-sistema-power-networks-and-informal-governance-cambridge-cambridge-university-press-2013

[74] Г. Малинецкий. Профессор. Инновация - последняя надежда России. http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/georgij_malineckij_innovacija_poslednjaja_nadezhda_rossii_chast_3/9-1-0-1573

[75] В. Путин. Выступление на заседании «Форума действий» Общероссийского народного фронта. 22 ноября 2016.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/53289

[76] В.И. Кнорринг. Профессор. Теория, практика и искусство управления. http://polbu.ru/knorring_management/ch64_all.html

[77] Герман Греф, глава Сбербанка, экс-глава Минэкономразвития. 2016. https://news.mail.ru/economics/25957426/?frommail=1

Последнее обновление ( 31.01.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей