О программе для единого кандидата в президенты от всех социально и национально ориентированных сил. Страна зримо погрязает в трясину. Рабочие места и зарплата ужимаются, здравоохранение и образование «оптимизируются», остатки стратегических активов, включая «Совкомфлот» и Новороссийский торговый порт, решено срочно распродавать — и это на самом минимуме стоимости.
То есть, задача власти — растянуть
видимость относительного благополучия еще хотя бы на год-полтора.
Что дальше?
Как я уже писал
в предыдущей статье («Экономику не вытянуть без политических
решений»), альтернатива в социально-экономической политике есть, причем,
достаточно продуманная, проработанная. Но нет воли
к ее реализации. Политической воли — у тех, кто политику
определяет.
Значит, надо менять этих людей.
Подчеркиваю: не по принципу «нравится —
не нравится», не исходя из тех или иных частных претензий. Вопрос ключевой один: нужно кардинально
менять социально-экономический курс. И либо это должен сделать нынешний
президент, либо он должен быть заменен через полтора года на кого-то
иного.
На кого?
Уже есть претенденты — заявились. По принципу:
«Я!» и «Нет, Я!!!».
Но это претенденты от каких сил?
От подзападно-либеральных —
есть, даже уже пара.
И от формально
«либерально-демократических» — тоже есть бессменный кандидат.
А от социально
и национально ориентированных?
Вынужден признать: было уже много попыток объединения
социально и национально ориентированных сил, и все прежние
заканчивались неудачей. Но из этого не следует, что нужно
опустить руки.
Первый шаг
Итак, мы вновь и вновь начинаем переговоры между
всеми национально ориентированными и социально ориентированными (левыми)
силами. Причем, на этот раз не просто о выдвижении единого
взаимоприемлемого кандидата, но сначала
о единой программе социально и национально ориентированных сил.
А уже затем — и о едином кандидате, который сможет
завоевать доверие более широких масс, нежели готовы поддержать только отдельно
левых или отдельно националистов.
Более того, речь
пойдет не только о едином кандидате в президенты, но сразу
о коалиционной команде на несколько ключевых должностей, включая
премьера, министра экономики и председателя Центробанка.
Первое мероприятие
в рамках такого процесса прошло 7 февраля в Доме Союзов —
это было организованное КПРФ совещание лево-патриотического блока.
Но на нем также присутствовали и представители иных,
не левых (в традиционном определении) сил. В частности, мне
в своем выступлении довелось представить собравшимся основателя
Московского экономического форума К.А.Бабкина, а также
бессменного уже пять лет координатора переговорной площадки национально
ориентированных сил ПДС НПСР (расшифровывается как Постоянно действующее
совещание национально-патриотических сил России) В.И.Филина.
Осторожно: они кусаются
Понятно, что главный секрет управления для олигархического
режима — разделять и властвовать. Разделять, прежде всего, левых
(коммунистически, социалистически и, скажем условно, «просоветски»
ориентированных), с одной стороны, и национально ориентированных
и националистов, с другой стороны. Наша же задача, перед лицом единого анти-национального
и анти-социального противника — преодолеть это разделение. Один
из первых важных шагов к этому и был сделан на упомянутом
совещании.
Но для нынешней власти — это же нож острый.
Как этому помешать, как дискредитировать? И вот уже в программе
«Вести» главного российского государственного телеканала в конце репортажа
о совещании: «Есть и представители бизнес-сообщества, и даже
либералы! Например, среди приглашенных был замечен один из основателей
партии „Яблоко“ Юрий Болдырев», — и этим новость о совещании
заканчивается. Стоит ли напоминать, что к «Яблоку» (которое
на начальном этапе, в мою в нем бытность, было проектом
социал-демократическим, анти-ельцинским и анти-гайдаровскочубайсовским,
то есть, анти-либеральным, но затем скатилось в лоббирование
колониальной финансовой системы и к сдаче природных ресурсов страны
оптом стратегическому противнику) я не имею отношения уже более
двадцати лет… Как остроумно подметил один из комментаторов
в соцсетях: «Хорошо еще, что к сюжету яхту Абрамовича не подверстали».
Но и приведенной лукавой формулировки для введения людей
в заблуждение хватило. Моему 86-летнему отцу уже позвонили родственники
из Волгограда и спросили: «А что это по телевизору сказали,
что Юра на совещании был как представитель либералов и Явлинского?».
Но то ли еще
будет: хозяин увидел реальную опасность, и его собачки бросились кусаться. Опасность — не во мне: я лишь один
из организаторов переговорного процесса. Но сам процесс, как
тенденция, будь он успешен, пугает не на шутку. Значит,
будут кусаться — будут всячески дискредитировать, возводить любую
напраслину и мазать самой черной краской, причем, и сам процесс
широкого национально ориентированного объединения, и всех его участников.
Искать объединяющее
Но как на деле провести необходимое объединение?
Ведь столько вопросов, причем, принципиальных, до сих пор разделяющих?
Один лишь вопрос об отношении к Великой Октябрьской социалистической
революции чего стоит!
Но на это
у нас (у ПДС НПСР) уже есть свой рецепт. Мы ведь
и объединились — не в партию, не в движение,
но хотя бы в постоянно действующую переговорную площадку —
на основе попытки отбросить в сторону все разделяющее и выработать хотя бы десяток важнейших
пунктов повестки дня, нас объединяющих. Аналогично и здесь. Да,
вопросы об отношении к революции, об отношении к Сталину и т.
п. — очень важны для политической самоидентификации
и возможности отличить однозначно своих от всех прочих. Но для выстраивания широкого
объединения всех национально ориентированных сил жизненно важно другое.
А именно: суметь отложить эти вопросы, и на первый план
выдвинуть вопросы актуальные именно с точки зрения создания максимально
широкой коалиции, включающей всех не только единомышленников,
но и частично сочувствующих, попутчиков и т.
п. То есть, всех, кому в деле разворота страны
к национально ориентированному курсу с нами по пути.
Таким образом, и в новой попытке выстраивания
широкой коалиции мы хотим пойти по пути согласования пусть
и ограниченного количества, но ключевых программных пунктов, среди которых,
в сфере экономики, я надеюсь, должны оказаться, в том числе,
такие:
— разрыв с ВТО и выстраивание, прежде всего,
собственного внутреннего рынка сбыта производимых товаров,
но с одновременным созданием механизмов пресечения паразитирования
на протекции;
— снижение налогов и тарифов естественных
монополистов на производство, регулирование рентабельности монополистов
и прогрессивная шкала налогообложения личных сверхдоходов;
— превращение Центрального банка в ответственный,
подконтрольный и подотчетный обществу орган государственной власти,
с четким целеполаганием, ориентированным на развитие собственного
реального сектора экономики и пресечение масштабных финансовых спекуляций;
— национальный контроль за основными стратегическими
активами и пресечение необоснованной и, тем более, корыстно мотивированной
приватизации; полное изъятие в доход государства природной ренты
от добычи природных ресурсов;
— радикальное прекращение нынешней «оптимизации»
и коммерциализации здравоохранения и образования, исключение
паразитических звеньев (страховых компаний и т. п.); восстановление
самоуправляемой Российской Академии наук;
— пресечение «плановой замены населения» —
регулирование миграции в интересах общества, а не бизнеса,
заинтересованного в дешевой бесправной рабочей силе;
— пресечение создания ТОРов (лицемерное название —
«территории опережающего развития») и иных форм выведения территорий
России из единого правового поля и лишения граждан конституционных
прав; недопущение «совместного освоения» с Японией и иных форм
скрытой постепенной передачи Южных Курил фактическому стратегическому
противнику;
— конструктивное,
на равных и без дискриминации, в т. ч., в доступе
к энергоресурсам (а не корыстно мотивированное в интересах
олигархата, когда именно белорусам отказывают в участии
в приватизации «Башнефти») взаимодействие с союзниками, прежде всего,
с Белоруссией; пресечение провоцирования отделения от России
ключевого стратегического союзника (сомневающимся в обоснованности этого
пункта рекомендую внимательно прослушать последнюю пресс-конференцию А.Г.Лукашенко).
Перечисленное — лишь несколько основополагающих
пунктов, затравка для начала дискуссии и переговорного процесса.
Согласование позиций
Далее работа будет проводиться в разных формах
и на самых различных площадках. В части экономической
и социальной политики — в том числе, в рамках предстоящего
30−31 марта Московского экономического форума. Одна из конференций предварительно заявлена именно как
согласование разными (но, разумеется, национально ориентированными)
политическими силами единой социально-экономической программы. При этом,
важно подчеркнуть: Форум — мероприятие не оппозиционное, а,
по возможности, объективно содержательное. Так мы и не скрываем
вырабатываемую программу не только от иных политических сил,
но и от власти. Захочет действующая власть взять нашу программу
на вооружение (только не в благозвучной риторике,
но в реальной практике деятельности), начнет ее на деле реализовывать —
все будут только рады.
Требование ответственности власти — норма,
а не экстремизм
Из пунктов
не экономических в нынешней ситуации, прежде всего,
я выделил бы вопрос о безусловном праве обвиняемых на суд
присяжных. В том числе, в части санкции на предварительное
заключение более, чем, например, один месяц. Судите сами: уже полтора года
томятся в следственном изоляторе абсолютно без вины (с моей точки
зрения) авторы идеи референдума об ответственности власти — это
у нас называется «экстремизмом» — Барабаш, Парфенов, Соколов и под
домашним арестом Мухин. Так
ведь любым судом присяжных еще полтора
года назад они, безусловно, были бы признаны абсолютно невиновными.
И не были бы потеряны, преступно вычеркнуты из жизни этих
достойных людей уже целых полтора года…
Тем не менее,
при всей важности моего последнего предложения, сейчас главное — это
не те формулировки, что предлагаю я. Но те пункты
и те их, может быть, компромиссные формулировки, о которых
сумеют договориться участники переговоров. И которые, как я надеюсь,
сумеют объединить самые широкие слои населения страны.
А уж справедливая власть затем, в любом случае, хоть через
механизм помилования, но Барабаша, Мухина, Парфенова и Соколова,
а также Квачкова точно
освободит.
Не только что делать, но и как
Еще одна важная
дискуссия заявлена нами на предстоящем Московском экономическом
форуме — о том, как и какими силами реализовывать все то,
на что мы настраиваемся. Предварительное название: «Управление
и кадры — основа реализации созидательной стратегии» (с участием
членов правительства Примакова-Маслюкова, а также Ассоциации министров
советского правительства). Предварительно уже дали согласие на участие
министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Н.А.Паничев и 1-й
зам министра экономики в правительстве Примакова-Маслюкова А.Ф.Самохвалов.
И коротко лишь перечень предполагаемых к обсуждению вопросов:
1. Может ли созидательная стратегия развития, например,
Совета по промышленному развитию ТПП, иная вырабатываемая левыми
и национальными силами программа быть реализована нынешней властью?
2. Основные кадровые препятствия реализации сегодня
стратегии развития, включающей ре-индустриализацию страны.
3. Используется ли сегодня опыт
предшественников-созидателей (консультативные советы бывших министров и т.
п.), реализуются ли их предложения?
4. Откуда возьмутся новые кадры для стратегического
разворота страны на развитие? Механизм подбора и расстановки
не в теории, а на практике — в случае победы
на выборах 2018 года кандидата от социально и национально
ориентированных сил.
5. Организационно-управленческие препятствия реализации
стратегии развития. Подходы к переходной модели управления
и стимулирования кадров в случае победы на выборах в 2018
году.
Без иллюзий, но целенаправленно и последовательно
Таким образом, не нужно думать,
что все смирились с происходящим как с неизбежным,
и о будущем никто не думает, на него не работает.
Разумеется, без иллюзий: на нашем пути множество объективных
и субъективных препятствий. Строго говоря, препятствий несопоставимо
больше, чем шансов на успех. Но даже если у нас
и на этот раз не получится и имеющийся шанс объединиться
и стать единой мощной силой по каким-либо причинам реализован
не будет, описанное здесь направление действий — все равно
перспективное, и наша общая работа в этом направлении, в любом
случае, будет небесполезной.