23.09.2017 г.
Главная arrow Главная arrow О разработке в России важнейших стратегий развития в условиях 4-й Промышленной революции





О разработке в России важнейших стратегий развития в условиях 4-й Промышленной революции Печать E-mail
Автор - публикатор   
27.03.2017 г.

О разработке в России важнейших стратегий развития в условиях разворачивания в мире 4-й Промышленной революции

Т.Е.ГОЛОВИНА 

Всемирно признанные эксперты утверждают, что Новая Мировая Промышленная революция (Индустрия 4.0) повсеместно набирает всё новые обороты. Но одновременно не так давно выяснилось, что для обеспечения паритета между социальными обязательствами ряда государств и их планами по повышению темпов экономического роста за счёт ускоренного формирования «Индустрии 4.0»  - ресурсов хватает не у всех, в т.ч. не хватает у ФРГ, Швейцарии и др. высокоразвитых стран ЕС. Выходит, что ставка только на «Индустрию 4.0» не должна быть единственной!

Одновременно ООН предупреждает, что социальное неравенство повсеместно нарастает, и если этот процесс не остановить, многим странам грозят большие социальные потрясения, и России - в том числе!

При всём при том, на днях (12 марта 2017г.) с открытым письмом ко всему человечеству - о трёх угрожающих вызовах для Всемирной Сети и для мирового сообщества — обратился «отец Всемирной паутины» Тим Бернерс-Ли («Three challenges for the web, according to its inventor» - http://webfoundation.org/2017/03/web-turns-28-letter).

Из этого письма становится ясно, что Интернет уже настолько болен, что если его срочно всем миром не лечить, безответственные представители человечества погубят его окончательно, а значит - погубят и все цифровые технологии! Какая уж при этом «цифровая экономика» и 4-я Промышленная революция!

И здесь опять всплывает всё та же причина, а именно - социальная несправедливость, которая на деле и является причиной всех трёх угрожающих Сети вызовов, которые Т. Бернерс-Ли сформулировал так: «1) Мы (ТГ - т.е. человечество!) потеряли контроль над персональными данными; 2) Дезинформации слишком легко распространяется по Сети; 3) Политическая реклама нуждается в прозрачности и понимании».

Указав на эти вызовы, Тим Бернерс-Ли призывает мировое сообщество «найти баланс, позволяющий вернуть значительную часть контроля над информацией  в руки народа». «Мы должны выступить против дезинформации, заставляя гейткиперов, таких как Google и Facebook, усилить борьбу с этой проблемой, при этом избегая создания централизованных органов, которые будут решать, что «правда», а что — нет». И он добавляет, что его Фонд «Web Foundation» «находится на переднем крае борьбы с целью продвижения и защиты Сети для всех» (ТГ - а не для каких-то там «избранных»). И заявляет: «Мы считаем, чтобы сделать это,  необходимо обратить вспять растущее неравенство и расширить права и возможности граждан».

В этом обращении Т.Бернерс-Ли предлагает вполне конкретные меры и призывает всех ответственных за судьбы мира людей присоединиться к нему и его Фонду для реализации предложенных им мер. Хотелось бы верить, что его призыв будет услышан всей Россией, а также  ответственными гражданами всех стран мира! Иначе мир ждёт катастрофа!

Но пока суд, да дело, многие страны (США, Китай, Бразилия, Австралия и т.д.) всё дальше уходят «в отрыв» от других, менее «поворотливых» стран, включая и Россию, которая ещё даже не приняла ни стратегию развития своего общества как информационного общества (как уже общества знаний) — ни  стратегию развития своей цифровой экономики  -  ни свою долгосрочную  стратегию социально-экономического развития!

Разработка проектов этих документов сейчас идёт одновременно, то есть указанная выше, необходимая логическая цепочка попросту разрушена и скомкана, и ясно, что ничего хорошего от этого ждать не приходится! Научная общественность (в лице КРОН и профсоюзов науки) пребывает в состоянии бесконечного напряжения: будут ли учтены наши предложения ко всем выше указанным стратегиям или опять, как и прежде, они будут проигнорированы? И это при том, что КРОН и сочувствующие ему общественные организации являются  высококлассным коллективным экспертным органом в таких сферах, как информационное общество, цифровая экономика, наука, образование, промышленность, культура и т.д. и т.п. И всем понятно, что те экономики (страны) мира, которые опоздают преобразоваться в экономики цифровые, окажутся сметёнными с экономической карты мира другими странами, успевшими провести указанную трансформацию!

Согласно определению Группы Всемирного Банка: «Цифровая экономика - это новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства. Цифровая экономика генерирует цифровые дивиденды в виде новых рабочих мест, повышенной производительности труда, роста экономической активности бизнеса, повышения качества и доступности государственных услуг» (http://www.vsemirnyjbank.org).

Известно, что президент РФ В.В. Путин поручил разработчикам представить ему Программу «Цифровая экономика РФ» в крайне сжатые сроки - к 11 мая 2017 г.

Но во время недавнего «мозгового штурма», прошедшего в Аналитическом центре при Правительстве РФ, разработчики программы «Цифровая экономика РФ»  (далее — Программа) заявили, что сначала - одноимённая Стратегия и только потом, на её основе - Программа Поскольку этой Стратегии нет - её нужно быстро разработать (http://ac.gov.ru/events/011704.html). Проектировщики также понимают, что указанная Стратегия  («Стратегия развития цифровой экономики РФ») должна быть производной от «Стратегии развития информационного общества-общества знаний РФ», а не наоборот (http://ac.gov.ru/files/content/11704/cifrovaya-ekonomika-pushkin-v-1-6-dlya-mozgovogo-shturma-pdf.pdf).  Но новая редакция «Стратегии развития информационного общества-общества знаний РФ», подготовленная под руководством И.О.Щёголева, помощника президента РФ, ещё не утверждёна, а старая себя изжила. Так что препятствий на пути создания Программы хватает, а сроки остаются крайне жёсткими.

К разработке Программы привлечены, преимущественно, представители государства и бизнеса, и некоторых некоммерческих организаций. Научная общественность сюда не допущена, хотя располагает значительным интеллектуальным потенциалом и опытом! По-видимому, у Правительства РФ и Администрации Президента РФ до сих пор существует представление, что экономику, а уж тем более цифровую, создают государство и бизнес, но только не общество…Хотя на самом-то деле именно общество экономику и создаёт.  Заставить государство и бизнес это признать — задача не из лёгких.

Вся эта «гонка» с Программой происходит на фоне неоднократных предложений со стороны КРОН к Президенту РФ (а выходит, что к Управлению Администрации  Президента РФ по работе с обращениями граждан), а также к помощнику Президента РФ И.О. Щёголеву  - принять и признать «Концепцию развития справедливого информационного общества-общества знаний в РФ», разработанную в КРОН, а также поправки КРОН к проекту новой редакции «Стратегии развития информационного общества-общества знаний  РФ» (к проекту, подготовленному под общим руководством И.О.Щёголева). Но КРОН весьма вежливо «отфутболивают» и только.

Это лишь подтверждает то, что в России существует чрезвычайно неравное распределение власти (асимметрия власти) в обществе и есть огромная потребность в установлении социальной справедливости. Поэтому нашим «верхам» нужно бы прислушаться к рекомендациям недавнего доклада Всемирного Банка, вышедшего 30 января 2017 года. Он называется «Доклад о мировом развитии-2017: Государственное управление и закон» и «основан на результатах многочисленных исследований и консультаций, проведённых во многих странах в последние два года, в нём предлагаются принципы, которыми следует руководствоваться в процессе проведения реформ и изменения динамики государственного управления в интересах справедливого развития». В нём звучит призыв «радикально переосмыслить подход к государственному управлению, поскольку такая реформа имеет принципиальное значение для решения проблем, угрожающих безопасности, экономическому росту и социальной справедливости» (http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2017/01/30/improving-governance-is-key-to-ensuring-equitable-growth-in-developing-countries)

В отличие от заказчиков и разработчиков проекта Программы и проекта новой редакции «Стратегии развития информационного общества-общества знаний РФ», научная общественность РФ хорошо понимает, что только многостороннее партнёрство способно решить проблемы любой страны. Остаётся надеяться, что государство и бизнес это тоже поймут, и тогда Россию не будут ждать социальные потрясения и распад.

«Доступ к Интернету должен быть открыт для всех граждан. Для этого нужно развивать инфраструктуру и повышать цифровую грамотность населения», - заявляет заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Василий Пушкин (http://ac.gov.ru/events/011704.html). Но КРОН об этом говорит уже четвёртый год и не просто говорит, но и предлагает свои решения, однако государство делает вид, что не слышит.

Ещё пример. Устойчивое развитие невозможно, если не будет хорошо оснащённой и востребованной науки. На словах это понимают все. Но стоит вглядеться в «Матрицу проекта «Цифровой экономики РФ» (рабочий материал для  уже упомянутого «мозгового штурма» (http://ac.gov.ru/files/content/11704/cifrovaya-ekonomika-pushkin-v-1-6-dlya-mozgovogo-shturma-pdf.pdf).), как вдруг обнаруживаешь, что такой отрасли, как «Наука» там вообще нет! «Промышленность», «Транспорт», «Финансы», «ИКТ», «Сельское хозяйство», «Образование», «Медицина», «Электронная торговля», «Туризм» есть, а «Науки» нет! Странно, не так ли?  Понятно, что этот «казус» нужно устранять немедленно, но как это сделать, если КРОН не вхож туда, где сей «казус» был допущен?

Даже из этих нескольких примеров видно, что отгораживание от научной общественности приводит заказчиков и разработчиков Программы к ошибкам, просчётам и «хождению по задворкам» сделанного задолго до них, а  значит — приводит к появлению на выходе некачественного «продукта». И это – в ситуации, когда время является самой главной ценностью! Не говоря уж о деньгах, потраченных из государственного (то есть нашего с вами) «кармана» отнюдь не эффективно.

Каковы в этой ситуации задачи научной общественности и её союзников?

Первое. Требовать от президента РФ В.В. Путина признания и поддержки созданной КРОНом «Концепции развития справедливого информационного общества-общества знаний РФ» как наиболее адекватной идеологической основы для прогрессивного, эффективного и устойчивого развития российского общества и страны в целом.

Второе. Требовать от Совбеза РФ и Администрации Президента РФ принятия кроновской «Концепции развития справедливого информационного общества-общества знаний РФ» в качестве базы для новой редакции «Стратегии развития информационного общества-общества знаний РФ», а также – требовать учесть замечания и предложения к этой новой редакции, направленные в январе-феврале 2017 г. от имени КРОН в Администрацию Президента РФ. 

Третье. Требовать ввести в состав вновь созданного «Совета по законодательному обеспечению цифровой экономики при Председателе Госдумы РФ»  представителей КРОН, Профсоюза работников РАН, профобъединения «РКК-Наука» и общественного движения «За возрождение отечественной науки» (ДЗВОН). Соответствующее обращение от этих четырёх организаций направлено Председателю Госдумы РФ В.В. Володину.

Четвёртое. Известно, что в функции РАН входит как разработка,  так и экспертиза важнейших проектов России. Выборы нового руководства РАН отложены до осени 2017г.  Учитывая это, руководство КРОН должно до выборов задать и.о. президента РАН, акад. В.Козлову и будущим кандидатам в президенты РАН следующие вопросы: какова роль РАН в разработке и экспертизе проекта новой редакции «Стратегии развития информационного общества-общества знаний России», проекта программы «Цифровая экономика РФ», проектов стратегий долгосрочного социально-экономического развития России? А также - вопросы по проблемам ГМО, ядерных могильников, экологии РФ.

Пятое. КРОН, СПЭК и МЭФ должны предложить Совету при ТПП РФ (рук. К.А. Бабкин) - при подготовке им своего варианта проекта долгосрочной Стратегии социально-экономического развития  РФ  - учитывать Концепцию КРОН о развитии справедливого информационного общества-общества знаний в РФ, а также - важнейшие предложения всех трёх ежегодных круглых столов КРОН по теме информационного общества-общества знаний РФ.

Шестое. КРОН, СПЭК и МЭФ должны включить вышеназванные пять пунктов - в том или ином виде - в свои решения и резолюции!

Седьмое. КРОН, СПЭК и МЭФ должны без промедлений обратиться к руководству всех парламентских партий РФ и их фракций в Госдуме, а также – и к руководству Госдумы РФ и Совета Федерации РФ с предложением о том, чтобы те приняли самое активное участие в формировании проектов стратегий и программ России по информационному обществу и цифровой экономике, а также проекта долгосрочной стратегии социально-экономического развития  России - ДО того, как эти документы будут утверждены высшим  руководством РФ, а НЕ ПОСЛЕ.

Таковы предложения и требования проектной группы КРОН по информационному обществу (КРОН-ИО). Если они будут поддержаны участниками СПЭК-17 (и МЭФ-17), то появится надежда, что они будут поддержаны и властью РФ.  

Т.Е. Головина, координатор группы КРОН-ИО,

 член ЦС ДЗВОН


 

Последнее обновление ( 27.03.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей