23.11.2017 г.
Главная arrow Главная arrow Цифровая экономика – проблемы и перспективы





Цифровая экономика – проблемы и перспективы Печать E-mail
Автор - публикатор   
29.08.2017 г.
Татьяна Куликова, экономист

 В конце июля правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

cifrovizacija.jpegЭта программа предполагает масштабное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу, что по замыслу ее создателей должно коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему. Действительно, внедрение цифровых технологий абсолютно необходимо; это требование времени. Однако эффект от него будет ограниченным, если оно не будет частью более общей, комплексной программы развития национальной промышленности. А такой общей программы в России нет. Поэтому прорывных результатов от новой программы ждать не приходится.

В новой программе нет точного определения термина «цифровая экономика». Программа определяет цифровую экономику как экономику, в которой «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Да и в мировой экономической науке однозначного определения цифровой экономики еще не сформировалось. Обычно под этим термином понимаются все виды деятельности, основанные на цифровых технологиях, – такие как, например, электронная коммерция, интернет-сервисы, электронный банкинг и прочие виды так называемого финтеха (т.е. применение цифровых технологий для предоставления финансовых услуг), и т.п.

Все эти определения довольно-таки размытые, однако даже из них понятно, что цифровая экономика – это лишь инфраструктурная надстройка над реальным сектором экономики, призванная упростить взаимодействие участников производственного процесса на предприятии, а также взаимодействие различных субъектов в процессе экономической деятельности. В результате этого можно значительно увеличить производительность труда в процессе производства. Однако эта инфраструктурная надстройка не может заменить собой реальное производство. Условно говоря, для того чтобы что-то продавать с помощью интернет-коммерции, надо сначала этот товар произвести; но если и когда производство товара налажено, внедрение цифровых технологий продаж может кардинально сократить издержки на сбыт продукции предприятия.

Таким образом, если внедрение цифровых технологий будет проводиться без параллельного развития «традиционного» производства, общий экономический эффект от него не будет иметь решающего значения: вместо сырьевой экономики мы получим «цифровизированную сырьевую экономику».

Но даже в этом случае определенный позитивный эффект будет – хотя бы от реализации некоторых отдельных задач, указанных в программе. В качестве примера отмечу пункт 2.10 «Мотивировать граждан на освоение базовых компетенций цифровой экономики». Там в частности ставится задача создать «бесплатный онлайн-сервис непрерывного образования взрослых для широких слоев населения, направленный на формирование базовых компетенций по цифровой экономике». Наличие такого ресурса сейчас крайне необходимо – особенно для людей предпенсионного возраста, которые не могут найти работу из-за отсутствия знания современных технологий обработки информации.

Однако всеобщая цифровизация таит в себе ряд серьезных опасностей. Наиболее очевидная из них – уязвимость сложных цифровых систем по отношению к случайным сбоям и хакерским атакам. Например, одно из направлений цифровизации, заявленных в программе, – это «умный город», т.е. внедрение цифровых технологий управления энергетическими и водными ресурсами, а также общественным и личным транспортом в ряде крупных российских городов. Несложно представить себе, насколько серьезно может парализовать жизнь города хакерская атака на такую систему.

Другая серьезная проблема, связанная с всеобщей цифровизацией, – это проблема сохранения конфиденциальности личной информации. Не секрет, что уже сейчас технологии обработки больших данных (Big Data) позволяют собирать и хранить огромные массивы информации о частных лицах. Например, ваш интернет-браузер «знает», какие сайты вы посещаете и какие товары вы покупаете в интернет-магазинах; ваш банк «знает», в каких местах вы расплатились вашей банковской картой; а уж по вашим «лайкам» в социальных сетях можно составить ваш подробный психологический профиль, причем вполне достоверно.

Недавно в интернете широко обсуждался случай неправомерного использования персональных данных клиентов компанией Segmento, принадлежащей Сбербанку, которая проводила маркетинговое исследование по заказу Макдоналдса. Макдоналдс хотел прорекламировать своим постоянным клиентам определенный продукт – грикмак. Компания Segmento с помощью алгоритмов обработки больших данных «нашла» клиентов, которые за последние четыре месяца совершали покупки в Макдоналдс, дополнила их профили данными из социальных сетей. Этим людям показали рекламу грикмака, а потом отследили ее эффективность по банковским транзакциям и содержанию чеков. Сбербанк прокомментировал это, сказав, что передает Segmento только обезличенные данные; но при этом так и осталось непонятным, как можно обезличенные данные дополнять сведениями из соцсетей. На фоне этого скандала вызывает особую озабоченность недавняя новость о том, что Сбербанк и Яндекс создадут совместное предприятие по электронной коммерции (на базе Яндекс.Маркет): только представьте себе, какой объем информации можно собрать о человеке, объединив то, что «знают» о нем его банк и его интернет-браузер!

Резюмируя сказанное. Принятие программы «Цифровая экономика»  – это важный шаг в верном направлении. Внедрение цифровых технологий будет способствовать увеличению производительности труда и увеличению эффективности экономики. Но для того чтобы оно принесло максимальную пользу, программа цифровизации должна быть частью более общей программы развития экономики в целом. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на недопущение возможных злоупотреблений.

 

 

Последнее обновление ( 29.08.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей