14.12.2017 г.
Главная arrow Главная arrow Санация банка «ФК Открытие»: государство платит «за банкет»





Санация банка «ФК Открытие»: государство платит «за банкет» Печать E-mail
Автор - публикатор   
17.09.2017 г.

Татьяна Куликова, экономист

В конце августа ЦБ объявил о начале санации банка "ФК Открытие", входящего в десятку крупнейших российских банков (восьмое место по активам) и до недавнего времени бывшего крупнейшим частным банком в России.

 

kulikova_tatjana_3.png

Это будет первая санация с использованием нового механизма: Банк России, вложив средства созданного в этом году Фонда консолидации банковского сектора, станет главным акционером "Открытия". Меры по финансовому оздоровлению затронут также и другие компании финансовой группы «Открытие». Затраты государства на санацию «Открытия» ЦБ предварительно оценивает в 250-400 миллиардов рублей. Таким образом, мы видим очередной вопиющий пример несовершенства банковского надзора в России, который либо не в состоянии заметить проблемы банка на ранней стадии, либо (что более вероятно) не обладает достаточной свободой в принятии решений.

Банк «ФК Открытие» является частью финансовой группы «Открытие», которая в последние несколько лет агрессивно расширяется и наращивает активы за счет слияний и поглощений. Этот агрессивный рост начался еще в 2008 году, когда «Открытие» получило кредит от ВТБ в размере 38.8 млрд рублей (под залог 10% акций), в результате чего «Открытие» получило огромную по тем временам сумму «живых» денег, тогда как в то время на российском финансовом рынке денег катастрофически не хватало (кризис 2008-2009 годов). Это позволило «Открытию» начать активно наращивать свои активы, и этот безудержный рост продолжался все эти годы – но уже в основном на заемные средства и деньги клиентов и вкладчиков.

Наращивание активов осуществлялось главным образом через поглощение других банков – в частности, через поглощение проблемных банков посредством принятия их на санацию. За эти годы «Открытие» санировало Русский банк развития, банк «Петровский» (бывший ВЕФК), Свердловский губернский банк, банк «ВЕФК-Сибирь» и банк «Московский Капитал», а также печально известный банк Траст (группа «Открытие» тогда получила льготный кредит от АСВ в размере 127 млрд рублей: из них 99 млрд на покрытие «дыры» в балансе Траста – на 10 лет под 0.51% годовых, а остальные 28 млрд – на «поддержание ликвидности» санируемого банка – под 6% годовых на 6 лет).

Банк «ФК Открытие» сформировался на основе нескольких банков из тех, что были поглощены группой «Открытие» за последние годы: это Номос-банк, банк «Петрокоммерц», «Ханты-Мансийский банк Открытие» и еще несколько банков поменьше. Интересно отметить, что поглощенный «ФК Открытием» в 2012 году Номос-банк с активами 640 млрд рублей, был значительно крупнее самого «ФК Открытие», у которого на тот момент активы составляли лишь 240 млрд рублей.

Начиная с 2015 года группа «Открытие» стала проводить поглощение не только банков, но и других компаний – финансовых и нефинансовых. В частности, структуры группы «Открытие» вошли в капитал нескольких негосударственных пенсионных фондов (в частности, НПФ «Лукойл-Гарант»), что позволило привлечь инвестиции из средств пенсионных накоплений этих фондов. А незадолго до объявления решения о санации группа «Открытие» приступила к поглощению группы Росгосстрах, включающей в себя одноименную страховую компанию – одного из лидеров рынка ОСАГО – и Росгосстрах-банк, входящий в Топ-50 по активам. 

Столь стремительный рост должен был бы уже давно привлечь внимание ЦБ как мегарегулятора финансового рынка. (Тут уместно вспомнить еще один свежий пример рискованности столь ускоренного роста – а именно, недавно лишившийся лицензии банк «Югра», который также демонстрировал стремительное наращивание активов, только не за счет слияний и поглощений, а за счет агрессивного привлечения депозитов физлиц; подробнее см. мою статью «Государство как кормушка: о ситуации с банком «Югра»; kprf.ru, 26.07.2017.)

Однако, по-видимому, органам надзора не хватило политической воли вмешаться в эту потенциально рискованную ситуацию на ранней стадии (группа «Открытие» обладает хорошим лоббистским потенциалом), и проблемы «Открытия» стали постепенно просачиваться в публичную сферу. Так, в мае 2017 года рейтинговое агентство S&P понизило рейтинг «ФК Открытие» с BB- до B+, а в июле российское рейтинговое агентство АКРА присвоило этому банку практически «мусорный» рейтинг BBB-, который уже не позволял ему привлекать средства федерального бюджета и негосударственных пенсионных фондов. В июле начался массовый отток средств клиентов из банка «ФК Открытие»: так по данным ЦБ за период с 3 июля по 24 августа отток средств клиентов составил 527 млрд рублей.

Еще одно нашумевшее событие в истории с «Открытием» - это попавшая в прессу клиентская рассылка одного из аналитиков УК «Альфа-капитал», в которой говорилось, что вложение в ценные бумаги некоторых банков могут быть рискованными: а именно, были перечислены «ФК Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк (МКБ). УК «Альфа-капитал» быстро дезавуировала эту информацию, заявив, что это было мнение конкретного аналитика; тем не менее, последующие события показали, что это мнение было вполне обоснованным. Дело в том, что указанные четыре банка тесно связаны между собой через совместные инвестиции, участие в капитале друг друга и взаимное кредитование, так что банкротство одного из этих банков – «ФК Открытие» (если бы оно состоялось) сильно ударило бы и по всем остальным банкам из этой четверки. 

Ситуация с «Открытием» разрешилась 29 августа, когда ЦБ объявил о начале санации банка. Санация будет проходить по новой схеме – через передачу банка Фонду консолидации банковского сектора (ФКБС), недавно созданному Центробанком специально для проведения санации проблемных банков. По сути это означает национализацию проблемного банка. В случае банка «ФК Открытие» ФКБС получит долю не менее 75% в его капитале; при этом до 25% останутся у предыдущих собственников, но только в том случае, если временная администрация не выявит в балансе банка «дыру» (отрицательный капитал). Если же «дыра» обнаружится, то банк «ФК Открытие» на 100% перейдет государству в лице ФКБС.

Эта схема принципиально отличается от использовавшейся ранее кредитной схемы санации. При кредитной схеме деньги вливались регулятором в капитал банка не напрямую, а предоставлялись банку-санатору в виде льготного долгосрочного кредита (кредит на 10-15 лет  под полпроцента годовых в рублях) через посредника в лице АСВ. Кроме того, банки-санаторы зачастую использовали санируемый банк как «помойку» для плохих активов, передавая ему (через сложные схемы) и свои собственные проблемные активы. Таким образом, государство по сути не только платило по долгам санируемого банка, но и обеспечивало сверхприбыль для банка-санатора.

Новый механизм санации (основные положения соответствующего закона вступили в силу с 16 июня) по сути сводится к национализации проблемного банка. Управляющая компания при фонде консолидации банковского сектора будет брать на баланс проблемные банки, вести их оздоровление, а затем (возможно) продавать на открытом рынке. Таким образом, государство по-прежнему будет компенсировать долги проблемного банка, но уже не будет тратить деньги на обеспечение сверхприбылей банков-санаторов (поскольку это звено теперь полностью исключается из процесса). В результате ЦБ рассчитывает, что новый механизм позволит сэкономить порядка 25-30% государственных средств.

(Любопытно мнение о новой схеме санации, высказанное лидером «Партии роста» бизнес-омбудсменом Борисом Титовым на Восточном экономическом форуме. Господин Титов считает, что «лучше забирать самые проблемные кредиты, невозвратные из банков» и реструктуризировать их на уровне государства. Сам банк при этом лучше «отправлять в свободное плавание», чтобы он сохранял свою структуру собственников и структуру активов, но мог при этом «вздохнуть». Иными словами, бизнес-омбудсмен предлагает, чтобы государство компенсировало «дыры» в капитале проблемных банков, а их собственники, которые довели банк до этого состояния, не теряли своих долей в капитале и продолжали бы получать прибыль от оздоровленного банка. Ну и наглость!)

 Тем не менее, даже с новым механизмом санация банков будет обходиться государству непозволительно дорого, особенно если речь идет о столь крупных банках как «ФК Открытие», когда на санацию могут потребоваться сотни миллиардов рублей. По предварительным оценкам ЦБ (озвученным зампредом ЦБ Василием Поздышевым 1 сентября в интервью агентству Рейтер) на санацию «Открытия» может потребоваться от 250 до 400 млрд рублей. Дело в том, что под санацию попадает не только сам банк «ФК Открытие», но и другие компании группы – в частности, банк Траст и недавно поглощенные Росгосстрах-банк и страховая компания Росгосстрах, а также пенсионные фонды – всего около 30 юридических лиц. (Очень похоже, что истинная цель поглощения проблемного Росгосстраха проблемным и уже ожидающим санации банком «ФК Открытие» состояла в том, чтобы Росгосстрах также попал под санацию за счет государства, т.е. «ФК Открытие» выступил здесь в роли «помойки» для сброса плохих активов.) Таким образом, санация группы «Открытие» станет самой дорогой санацией в истории российского банковского сектора, опередив предыдущего «лидера» - Банк Москвы, на санацию которого банком ВТБ в 2011 году государством было выделено 295 млрд рублей.

Хотя эти деньги идут не из государственного бюджета, а по сути через эмиссию (при новой схеме санирования управляющая компания при ФКБС, получив акции санируемых банков, будет создавать ПИФы и продавать их паи Центробанку), риски для финансовой системы в случае эмиссии столь больших сумм могут быть довольно значительны: это может быть и всплеск инфляции, и падение курса рубля. Дело в том, что такая эмиссия – а именно, вливание денег в банковский, а не в реальный сектор экономики через целевые кредиты – бесполезна для целей развития и поэтому несет большие инфляционные риски.

При этом объем расходов государства на санацию банков и на выплаты вкладчикам обанкротившихся банков по линии АСВ растет с каждым годом. С 2008 года на санацию банков в совокупности было потрачено порядка 1.1 трлн рублей, а совокупный объем выплат по линии АСВ составил порядка 1.9 трлн рублей; итого примерно 3 трлн рублей «непродуктивной» эмиссии. (Описанная выше кредитная схема санации, использовавшаяся ранее, также является по сути эмиссионной, а выплаты вкладчикам от АСВ идут из фонда, в который банки отчисляют взносы, но этого фонда не хватает для нужного объема выплат и дефицит фонда финансируется через кредит от ЦБ, т.е. опять же через эмиссию.)

Приходится еще раз констатировать: к сожалению, банковский надзор в России неэффективен и не свободен от влияния «внеэкономических» факторов, и государству приходится платить за это высокую цену. Возникает вопрос: а зачем вообще нужны в России частные банки? Поддержание существующей банковской системы обходится государству в астрономические суммы, а ее польза для экономики почти незаметна: банковское кредитование реального сектора экономики который год стагнирует на крайне низких уровнях и расти не собирается. Не пора ли обратиться всерьез к идее создания подлинно государственного банка, работающего на нужды экономики, а не на максимизацию прибыли (как делают сейчас российские «госбанки», которые по своей деятельности ничем не отличаются от обычных частных банков, но только получают поддержку государства)?

Последнее обновление ( 17.09.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей