13.12.2017 г.
Главная arrow Главная arrow Левой! Левой… С кем?.. Куда?..





Левой! Левой… С кем?.. Куда?.. Печать E-mail
Автор - публикатор   
22.11.2017 г.

(Ремарка участника симпозиума "РЕВОЛЮЦИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ")

 

Во время дела сгоряча,

Не стреляй в полкового врача   

Козьма Прутков

 

 

popov_a_b_3.jpg

В рамках международного форума "Октябрь. Революция. Будущее", проходившего в Москве 2 – 5 ноября 2017 г. и собравшего около 600 участников из Китая, Японии, Индии, Англии, Италии, Германии, Греции, России и многих других стран, состоялся и заключительный симпозиум "Революция: взгляд в будущее". Некоторыми впечатлениями об этом симпозиуме хотелось бы поделиться с возможным читателем.

Мероприятие началось с подиумной дискуссии, в которой участвовали Александр Бузгалин – профессор МГУ (модератор), Самир Амин – директор Форума Третьего мира (Сенегал), Олег Смолин – первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ, Людмила Булавка-Бузгалина – профессор МГУ, Керстин Кайзер –руководитель филиала фонда Розы Люксембург в России (Германия), Савас Матсас Михаил – профессор Афинского университета (Греция), Лучана Кастеллина – журналист, общественный деятель, экс-депутат Европарламента (Италия), Виталий Третьяков – декан высшей школы телевидения (МГУ).

 Дискуссию вёл А.Бузгалин. Все выступающие отметили великую роль Октябрьской революции как события, оказавшего огромное влияние на мировой исторический процесс и показавшего возможность построения государственного устройства на принципах солидарности как альтернативу капитализму. Приведу некоторые запомнившиеся тезисы выступавших.

Олег Смолин: Октябрь 1917 года – попытка вывести Россию вперед на более высокий уровень цивилизации, насколько это позволило социально-духовное состояние самой России. Контрреволюция 90-х годов – шаг назад не только для России, но и для мира, т.к. прервалась конкуренция двух систем. Избежать дальнейшей катастрофы можно только движением к социальному равенству. Сталин позже признавал перебор в борьбе с врагами. Он служил идее, и мы здесь тоже одержимы идеей справедливости.

Керстин Кайзер:  Сегодня потерян импульс  в преодолении пороков действительности. Важно не только понимание истории, а видение направления, куда вести общество из капитализма. Террор Сталина был неизбежен. Вызовы остаются прежними – войны, бедность не только слоев, но и целых стран, кризисы, неравенство  - явления, обусловленные природой капитализма. Востребована международная практика движения к социализму – Роза Люксембург видела путь к социализму через мировую солидарность. В Европе забыли, что было толчком к революции. Без насилия мир не изменишь. Надо изучать прошлое, чтобы искать, что нужно делать по-другому.

Александр Бузгалин: С чего начинать сегодня? Изменять – по мелочам – гражданские отношения к их улучшению, начиная с муниципального уровня.

Виталий Третьяков: Октябрь – грандиозное событие, а о нем сегодня вспоминают с сомнением, что хорошо, что плохо. История – не только эволюция, но и скачки. Без признания "наверху" положительного значения Октябрьской революции у России нет будущего. Но правящему классу проще, чтобы Октябрьской революции не было. Россия остается сегодня в мире как страна, стоящая на советском фундаменте. Октябрьская революция – антимещанская революция, СССР сломан потребительством мещанина. Россия и сегодня – альтернатива Западу и если мы не социалистическая альтернатива, то какая? Нынешний правящий класс России такой же растерянный и неумеющий как в феврале 1917 года – выход революционный. Как разбить мещанство?

Александр Бузгалин: Красота должна быть элементом левых при движении к царству свободы.

Людмила Булавка-Бузгалина: Субъект истории – революционная масса, культура – отражает действительность, в ней всё видно. Человек, создавая жизнь, создает и себя. Гениальность большевиков – преодоление отчуждения… Маяковского погубил мещанин. Главное в революции – новый человек, который и победил фашизм... СССР развалился от потери идеи созидания.

Савас Матсас:  Октябрьская революция – родина социализма – моя родина. Октябрьская революция стартовала здесь и пошла по миру, она – вызов к творчеству. Мещанин в нас самих – главный враг социализма.

Во второй половине дня прошли "круглые столы":

  • От Октября к СССР: природа революции и общества, ею созданного.

  • Из царства необходимости в царство свободы: кто и как?

  • Альтернативы есть: практики и будущее левых сил.

  • Революция: диалектика созидания и насилия.

  • Образование, наука, техника: уроки Октября.

  • Интеллектуальная альтернатива: Октябрь и социализм будущего. Презентация книг, журналов, интернет-ресурсов.

    Привлек меня "стол" о "практиках левых сил", который вели Денис Зоммер (секретарь ЦК ОКП) и Андрей Сорокин (журнал " Альтернативы"). Был разочарован: первые выступающие произносили какие-то рассеянные мысли, далёкие от практических дел. Не выдержал, перебил С.Гафурова (редактор интернет-портала "prаvda.ru"): в чем основной посыл вашего выступления? В ответ прозвучало: "ничего не изменилось". Что не изменилось?

    И.Абрамсон (ассоциация марксиситских организаций, Ленинград) горячо воззвал: "главная задача левых сил – разоблачение Зюганова и его окружения"… Вот так.

    Внимательно прослушал А.Батова (секретарь ЦК РКРП), сказавшего, что единство левых сил даже вредно, т.к. левые разрознены по целям, главное у них - единство со своим классом. Прогноз Батова: в кризисе левые расколются, так было после Октябрьской революции – большинство российских левых оказалось в стане белого контрреволюционного движения. После президентских выборов ожидает "антикоммунизацию и Пиночета". В координации левых надо не выяснять кто за Троцкого - Сталина, а намечать конкретные совместные шаги. Разумно… "Чем меньше коллектив, тем чаще раскол, чем больше организация, тем труднее подпасть под влияние отдельной личности". Согласимся…

    В других выступлениях отмечалось, что у левых нет поддержки в рабочей среде, что у левых нет своих идей (повтор Навального).  Говорилось об актуальности  партии Ленинского типа – востребованы люди, готовые выйти под пули.  Отмечалось, что у левых социальная база – огромна, либералы должны завидовать, в ближайшее время можно ожидать Пиночета или гражданскую войну. Лишь А.Вотинцев (КПРФ) напомнил о задаче объединения левых сил, что готовиться надо к худшему, а думать о лучшем. Стоит и вопрос о том, какая партия может взять власть и удержать её, особенно на периферии, кто будет там лидером. Омоложение левых рядов идёт трудно – лидеров власти третируют.

    Вечерний "театр живых идей" при участии Ленина (А.Бузгалин), Сталина (С.Амин), Троцкого (С.Матсас), Богданова, Плеханова, Колонтай (Л.Кателлина), Гиппиус (Л.Булавка), а также матроса в тельняшке, телеграфиста и гражданина Присыпкина из "Клопа" прошел живо и эмоционально (пришлось призывать матроса, чтобы остановить полемику Сталина и Троцкого),  был горячо встречен сидящими в зале. Заседание закончилось пением интернационала и приглашением А.Бузгалина участников с семьями и знакомыми выйти 7 ноября на демонстрацию и митинг на Красную Пресню отдельно от КПРФ… Поразила мысль: прозвучал призыв не на мероприятие в память Великого Октября, а на демонстрации против КПРФ…

    Родившиеся размышления.

  • Грустно: отсутствует не только единство в левом движении, но присутствует нежелание искать сотрудничества, проявляется противоборство как со стороны КПРФ, так и со стороны других левых движений: одни – на Пушкинскую площадь, другие – на Красную Пресню.

  • В левом движении выделяются два крыла: КПРФ с союзниками, нацеленная на практическую политическую работу от присутствия в выборных органах (Госдума и ниже) до вхождения в административные органы (губернаторы и пр.), осторожно занимающаяся историко-теоретическими исследованиями и второе крыло – "бузгалинцы" и другие, привлекающее к себе ученых-гуманитариев, широко занятое социально-экономическими исследованиями и оппозиционно настроенное против КПРФ, критикующее её за соучастие во власти. Это второе крыло слабо влияет на политические процессы в РФ. Причем, наблюдаются и личностные антипатии между лидерами различных левых движений. В результате анти-Зюгановское левое крыло сегодня объективно во многом борется с КПРФ и не проявляет себя в протестном фронте, ограничившись научным академизмом в защите Великого Октября и в развитии концепции социализма будущего. В целом левый фронт слаб из-за неспособности согласовать и исполнить совместные антирежимные действия. Бытует и сомнительная концепция, оправдывающая самостоятельность таких партий как "Справедливая Россия": " да мы же сами старые члены КПСС и остаемся в СР, чтобы расширить протестный фронт.

  • Груз прошлого: одна из причин гибели СССР – неспособность обеспечить благосостояние граждан, близкое к западному, предательство верхушки КПСС при полном равнодушии ее членов, Беловежская пуща, кровопролития в республиках, расстрел Верховного Совета РСФСР, обвал экономики, социальной сферы, культуры и духовности.

  • Сегодня: идеология  потребительства и конкуренции всех со всеми, власть олигархии, индивидуализм и всеохватывающее проникновение интернета, разлагающее влияние СМИ. До сих пор не изжит в спорах взгляд на прошлое через "если бы да кабы". Мало кто способен понять суть 1917 года: на историческую арену вышли массы (в основном крестьянские), давшие движение потоку, который, по словам Кропоткина, вынес и нес большевиков, которых  к лету 1917 г. была малая кучка на огромную Россию. И не брать большевикам власть – означало предать массы и отдать их на растерзание корниловщине.

  • На симпозиуме были представлены новые книги, в том числе 400-страничная "СССР: оптимистическая трагедия" (А.В.Бузгалин, Л.А.Булавка, А.И.Колганов) и 1000-страничный сборник "Вершина великой Революции" под редакцией Б.Ф.Славина и А.В.Бузгалина. В этих книгах помимо анализа прошлого предпринята попытка заглянуть в будущее и наметить альтернативы сегодняшнему дню. Книги эти важны для изучения участниками левого движения (и, конечно, КПРФ). А, главное, для обсуждения с целью уточнения оценок прошлого и определения компонент вектора движения в будущее.

 

В качестве примера выскажу здесь некоторые вопросы, возникшие после беглого знакомства с книгами, которые достойны дальнейшего внимания. Так, уже в предисловии к первой книге присутствует тезис: "Но СССР был и миром казенно-бюрократического диктата, лицемерия, массовых репрессий, дефицита"… Не есть это "интегральный" миф авторов? Здесь перечисленные категории-явления объединены в отрыве от исторических обстоятельств, в которых они проявлялись. Разрыв советского проекта на "два мира" – положительного и отрицательного - вряд ли состоятелен, научен. Надо вспомнить А.Зиновьева, считавшего, что СССР оставался жизнеспособным и уничтожен предателями. При анализе периода репрессий нельзя обходить обстоятельства, затронутые В.Кожиновым в его "Загадке 37 года", а именно человеческий фактор – морально-нравственное и культурное состояние общества. Мне не приходилось сталкиваться с оценкой влияния культуры людей на социально-гражданские процессы и преобразования, но кажется вполне очевидным, что политические и социальные преобразования, проводимые вождями и властью, могут оказаться не осуществленными из-за несоответствия намерений "качеству" людей. Какова роль психологического фактора в исторических процессах?

Возникает у меня вопрос и о представлении движения к социализму-коммунизму как приближения к "царству свободы". Ведь человек по своей природе не свободен фактами рождения и смерти, существованием в кругу родных, совместным трудом с другими людьми. Трудно не согласиться с утверждениями-призывами покойного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна о необходимости признания "общественных обязанностей человека, его гражданского долга первичными по отношению к личным правам, безусловное отвержение индивидуализма как основного жизненного принципа." 

Советская система воспитания была направлена на воспитание чувства коллективизма и долга перед обществом (от клятвы пионера, обязанностей коммуниста до "Морального кодекса строителей коммунизма") . Не есть ли "царство свободы" - бердяевщина, уводящая от "царства равенства и справедливости". Мы же признаем долю правды в том, что даже относительное материальное благополучие советского человека породило мещанство и разрушало  коллективное сознание и способствовало гибели СССР. "Царство свободы" или Человек, признающий и исполняющий долг и обязанности перед другими людьми и обществом? Есть над чем думать…

 

А.Б. Попов

Москва – Дубна.

Последнее обновление ( 22.11.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей