22.04.2018 г.
Главная arrow Наука arrow В. Н. Ильин. Проблемы информатизации



В. Н. Ильин. Проблемы информатизации Печать E-mail
Автор - публикатор   
08.01.2018 г.
  В прошлом году в Соединенных Штатах, а затем и в мире бестселлером стала работа [1]. Её главный тезис: «Закон удвоения», открытый Гордоном Муром, относится к любой информационной технологии. Движущей силой этого феномена является информация. iljin_valerij_nikolaevich_2017.jpg

  Как только любая область производительной деятельности становится зависимой от информации и приводится в движение информационными потоками, соотношение стоимости и производительности в ней, начинает в соответствии с законом Мура, удваиваться примерно каждый год. Т.е. на единицу стоимости примерно в два раза повышается эффективность или производительность». По данным доклада Е. Лариной Изборскому клубу, опубликованного на сайте «За-науку» в статье «За последней чертой», в наиболее технологичных областях, таких как робототехника, биотехнологии, искусственный интеллект и др,. первые позиции занимают США, Китай, Южная Корея, Япония и ряд европейских стран, а Россия находится лишь в пятом десятке. Если отставание России будет продолжаться, то в недалёком будущем оно станет необратимым. Отсюда следует исключительная важность ускоренного развития информатизации в нашей стране.

Информатизация – понятие широкое, которое можно трактовать и как явление, и как процесс, и как результат. Точного определения оно не имеет, поэтому в статье будем понимать под информатизацией всё, что связано с компьютерным созданием, переработкой и использованием информации, понимаемой как любые сведения независимо от их содержания и формы представления.

Организационно-правовые аспекты информатизации регулируются Федеральными законами [2, 3]. В научном аспекте ускорение информатизации требует от учёных разрешения многих проблем, основные из которых рассматриваются в данной статье. В самом общем случае проблемы информатизации можно разделить на следующие группы

1. Фундаментальные проблемы – проблемы саморазвития информатизации как науки. Научные основы этого саморазвития образуют часть информатизации, называемую  информациологией [4].

2. Прикладные проблемы – создание информационного инструментария для обслуживания потребностей других наук. Эта часть информатизации называется программной инженерией.

3. Проблемы влияния информатизации на общество. Эти проблемы образуют часть информатизации, называемую социнформатизацией. (Критика теории ноосферы, вмешательства информатизации в естественную эволюцию природы.)

4. Глобальные проблемы информатизации.

Далее эти группы проблем рассматриваются более подробно.

Проблемы саморазвития информатизации как науки

В каждой области общественного сознания - искусстве, науке и др. существуют направления, необходимые для её саморазвития. Например, в искусстве  есть направление саморазвития «искусство для искусства». Так, в художественном творчестве окружающий мир отображается в непривычных формах (цветовые пятна, формы, объем, линии различного типа, инсталляции и др). В любой науке есть прикладная часть и фундаментальная. Например, в математике наряду с прикладной существует фундаментальная математика, то есть «математика для математики», включающая создание таких новых теорий, которые изначально не связаны с прикладными областями, но впоследствии оказывают на их развитие решающее влияние. Саморазвитие любой науки требует получения фундаментальных результатов, инвариантных по отношению к прикладным наукам. то есть пригодных для использования в любых прикладных областях.

Как известно, основным объектом информатизации как науки в нашем веке являются не данные, а знания, их смысл. Саморазвитие информатизации означает создание новых методов представления, обработки, извлечения и генерации новых знаний. Фундаментальные результаты информатизации создают базу для создания информационного инструментария, обслуживающего потребности других наук. Ниже перечисляются и кратко обсуждаются фундаментальные, по мнению автора, проблемы информатизации как одной из важнейших областей современной науки.

1. Проблема создания искусственного интеллекта (ИИ). Эту проблему можно считать важнейшей из разряда фундаментальных [5]. Уже сам процесс её решения даст мощный импульс саморазвитию информатизации. Она распадается на ряд частных проблем.

1). Проблема моделирования метапроцедур человеческого мышления восприятия и поведения. Метапроцедурами в ИИ называют  самые общие принципы, лежащие в основе человеческого мышления и поведения. Примерами метапроцедур являются метапроцедуры построения нового лабиринта возможностей, агрегирования, декомпозиции, структурирования, узнавания и др. Человеческое сознание в своей деятельности использует около двухсот метапроцедур. Их можно разделить на три группы: метапроцедуры вербально-логического восприятия и мышления, реализуемые в основном левым полушарием мозга, 2) метапроцедуры образного восприятия и мышления, реализуемые в основном правым полушарием, и 3) метапроцедуры, моделирующие восприятие человеком окружающего мира посредством органов чувств, в первую очередь зрения, доставляющего человеку примерно 90 процентов всей «чувственной» информации. Сами органы чувств можно смоделировать техническими средствами, а проблема состоит в создании метапроцедур преобразования реальных сигналов от органов чувств в соответствующие образы в мозге. Решение проблемы моделирования метапроцедур позволит создать ИИ, мало чем отличающийся уровнем своего мышления и восприятия окружающего мира от человека.

2). Проблема понимания компьютером смысла любых сущностей окружающего мира. Решение проблемы создания ИИ, обладающего набором всех метапроцедур указанных выше трёх групп – это мегазадача крайне сложная, а возможно, вообще неразрешимая. В настоящее время работы учёных по созданию ИИ в основном сосредоточены на проблеме компьютерного моделирования  важнейшей метапроцедуры – понимания смысла сущностей, без которого остальные «левополушарные» метапроцедуры просто нереализуемы. Решение этой проблемы требует поиска новых способов представления знаний. К основным известным способам относятся пропозициональное исчисление, исчисление предикатов; фреймы, семантические сети, правила продукции, деревья, списковые структуры. Каждый из них ориентирован на определённый тип знаний. Однако до сих пор универсального способа представления любых сущностей нет.  Суть проблемы состоит в создании способов формализации и алгоритмизации представления смысла любых сущностей – объектов, процессов, явлений и др. Сейчас уже сложилось общее понимание, что представление смысла любой сущности требует формализованных и алгоритмизированных способов представления контекста, мира этой сущности. Решение этой проблемы отыскивается сейчас в области использования нейронных сетей.

3). Проблема совершенствования взаимодействия человека и компьютера. Она тесно связана с предыдущей проблемой и включает решение следующих задач:     

- разработка теории и методов диалога человека и компьютера, понимающего смысл сущностей;

- разработка новых способов образного общения компьютера и человека, включая образное представление аудио и тактильной информации. В частности, сюда входит проблема развития иконики, то есть организации общения человека и компьютера на уровне зрительных образов. Она включает задачи генерации, распознавания и анализа компьютером объёмных зрительных образов, представления зрительных образов в базах знаний, построения текста по изображениям и обратно, синтез новых образов на основе старых.

2. Проблема генерации новых знаний. Известные методы логического вывода - дедуктивный и индуктивный не позволяют получать новые знания.  Эти методы могут только изменять форму представления одних и тех же знаний, а именно, переводить их из неявной формы типа  F(x)=0 в явную x=(численное значение х, удовлетворяющее уравнению F(x)=0). Отсюда вытекает проблема генерации принципиально новых знаний. Она включает решение ряда следующих частных проблем:

1) Проблема создания специальных технологий инициации творческого мышления и их автоматизации. Сюда входят инициация логического мышления, инициация образного мышления, инициация творчества по аналогии на основе абдукции – логического вывода от частного к частному.

2). Проблема извлечение экспертных знаний. Суть проблемы состоит в нежелании и/или неумении экспертов отдавать свои знания дознавателю (инженеру по знаниям) для заполнения баз знаний экспертных систем. Если же они знания отдают, то возникают трудности в их обработке, упорядочивании и записи в базу знаний, что требует от специалистов по извлечению знаний определённых способностей и умений. В связи с этим возникает проблема создания новых методов извлечения, структурирования и формализации экспертных знаний, в том числе создания интеллектуальных автоматизированных вопрос-ответных систем.

3) Проблема интеллектуализации компьютера путём обучения методам решения новых для него задач, в том числе актуальных инженерных задач, таких как:

- автоматическое формирование компьютером условий задачи (автоспецификация задачи) по словесному описанию проблемной ситуации; 

- автодекомпозиция задачи, т.е. автоматическое разбиение сложной инженерной задачи на простые,.в частности, формирование частных технических заданий проектирования на основе общего технического заданий.

- автоагрегирование задачи, т.е. автоматическое формирование общей задачи на основе её известных частных решений. В частности, сюда входит формирование общего технического задания на весь объект в целом на основе частных технических заданий на проектирование его частей.

Вторая группа проблем - прикладные проблемы создания информационного инструментария для обслуживания потребностей других наук и предметных областей.

В любой предметной области, которую затрагивает информатизация, можно выделить две части: 1) саму предметную область; 2) информационные методы и технологии, используемые для компьютерной обработки данных, полученных в предметной области.

Первая часть включает теорию, методы и методики, образующие  предметную область без средств её информатизации, например, совокупность способов диагностики и лечения заболеваний, существовавших с древних времён, когда ещё не было самого понятия информатизации, и продолжающих существовать сейчас независимо от информатизации. То же самое можно сказать об образовании с помощью мела и доски без компьютерных, телекоммуникационных, дистанционных и других информационных технологий

Вторая часть – это средства информатизации предметной области, включающие специализированные прикладные алгоритмы и программы, обрабатывающие результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в предметной области. Эти алгоритмы и программы образуют компьютеризированный инструментарий, информационно-компьютерную оснастку технологий, используемых в предметных областях. Чтобы отличать саму предметную область от средств её информатизации целесообразно эти средства обозначить как отдельную науку, добавив к названию предметной области приставку «инфо», позволяющую понять, о чём идёт речь.  Например, в инфомедицину могут входить стандартные или специализированные базы данных для хранения медицинской информации и манипуляций с нею, оболочки экспертных систем, база знаний которых наполняется информацией, необходимой для диагностики и лечения заболеваний, средства статистической обработки и анализа экспериментальных данных, полученных собственно медициной.  При этом сама медицина, её теория и методы в инфомедицину не входят. В самой инфомедицине можно назвать целый ряд более узких областей с приставкой «инфо»: инфопсихология, инфотерапия, инфохирургия, инфоофтальмология и т. д. В каждой из них разрабатываются и используются методы информационной обработки данных, полученных в соответствующей  области медицины с учётом её особенностей, но сама медицина играет роль только поставщика информации для её последующей компьютерной обработки. В аналогичном ключе можно говорить об инфопедагогике, инфоэкономике и др.

Из сказанного вытекают следующие проблемы прикладной информатизации, решаемые методами программной инженерии.

1. Проблема развития теории создания предметно ориентированных программных систем, включающая разработку их математического, лингвистического и, информационного обеспечения.

2. Проблема создания и совершенствования универсальных программных систем, например оболочек экспертных систем, систем автоматизации выполнения цифровых экспериментов и др., для решения типовых информационных задач.  Такие оболочки существенно сокращают сроки создания программных продуктов. В принципе они существуют, более того, существуют программные системы (шелл) для создания самих оболочек, но в связи с ростом разнообразия информационных задач необходимо постоянно наращивать функциональные возможности и степень универсальности оболочек, наподобие создания универсальной танковой платформы «Армата». В плане прикладной информатизации нужна подобная «Армате» универсальная программная платформа (ядро), на основе которой можно было бы быстро создавать сложные программные продукты, включая оболочки разного функционального назначения, путем добавления к этой платформе необходимых более мелких компонентов специального назначения. Очевидно, в каждой научно-технической области потребуется своя платформа, учитывающая особенности данной области.

3. Проблема повышения качества программного продукта. Сложный программный продукт подобен сложному техническому устройству и поэтому должен отвечать аналогичным требованиям, а именно, технологичности изготовления, высокой надёжности, долгого срока службы, удобства эксплуатации и невысокой стоимости. Способы удовлетворения этим требованиям схожи с используемыми в технике: создание и использование стандартных типовых программных модулей, минимизация разнообразия номенклатуры используемых языков программирования и других виджетов, совершенствование и соблюдение технологии отладки программ и др. В целом эту проблему можно решить путём перехода от мелкого кустарного производства  программного продукта  к крупному промышленному, то есть  индустриализацией сферы создания средств информатизации.

4. Проблема защиты информации от несанкционированного вмешательства  в процессе её использования.  Эта специфическая проблема, имманентно присущая информации, и в государственной политике ей сейчас по понятным причинам уделяется особое внимание [3]. Несмотря на все усилия учёных и инженеров по созданию всё более совершенных средств защиты информации её продолжают красть, заражать вирусами и т. д. Большие надежды на решение этой проблемы возлагаются на создание квантовых компьютеров [6], в которых обилие и непредсказуемость квантовых состояний обещает создать абсолютно недешифрируемые сообщения, однако сроки создания таких компьютеров непредсказуемы. Возможно, для защиты информации стоит использовать технологию «блок-чейн», в которой среди пользователей надёжная защита финансовой информации обеспечивается парадоксальным способом - шифрованием информации путём рассеивания шифра по всем пользователям. В основе технологии лежат не новые технические идеи, а идеи оригинальной организации распределения информации среди пользователей таким образом, что каждый из них владеет только её частью, и чтобы дешифровать сообщение, нужно обратиться ко всем пользователям, подобно тому как для воспроизведения (дешифровки) картины, разделённой на отдельные части (пазлы), смешанные в одну кучу, нужно иметь доступ к этой куче и возможность находить в ней нужные пазлы.  С ростом числа пазлов (пользователей) сложность картины и надёжность защиты информации повышается.   Кража или порча любого пазла сразу идентифицируется, а картина в целом сохраняется

Проблемы влияния информатизации на общество.

Это третья группа проблем, порождаемых информатизацией. Информатизация затрагивает не только научно-технические вопросы, но существенным образом может повлиять на способы решения важных социальных задач.  К ним относятся следующие.

1. Проблема интеллектуализации и автоматизации образовательных процессов путём построения моделей индивидуального  обучения.

В настоящее время влияние информатизации на образование в основном выражается в использовании дистанционного обучения. Но возможности информатизации в части повышения качества образования значительно шире и для их реализации нужно решить следующие проблемы.

1) автоматизация построения индивидуальной психофизиологической модели обучаемого;

2) автоматизация формирования персональной технологии обучения на основе психофизиологической модели обучаемого;

3) автоматизация построения индивидуальной интеллектуальной модели обучаемого;

4) автоматизация построения оптимальной индивидуальной траектории обучения на основе интеллектуальной и психофизиологической модели обучаемого.

Совокупность таких технологий автоматизации обучения можно назвать инфо педагогикой или инфообразованием.

2. Проблема гуманизации и интеллектуализации робототехники.

Под гуманизацией понимается «очеловечивание» социального поведения роботов. Под интеллектуализацией понимается обучение роботов методам принятия интеллектуальных решений, соответствующих ситуативной обстановке. В связи с быстрым развитием робототехники в недалёком будущем возникнет проблема организации общения робота с человеком..

Проблема включает следующие задачи [7]

1) Моделирование нормативного поведения - поведения в соответствии с набором гласных и негласных правил того общества, которому принадлежит индивид. Нормативное поведение бывает подражательное, ритуальное и ролевое. Например, ритуальное поведение - тихо вести себя на учебных занятиях; подражательное поведение - учиться на примере родителей. ролевое поведение - поведение старосты в группе. 

2) Моделирование ситуативного поведения -  поведения в конкретных непредвиденных ситуациях (например, кому-то из студентов стало плохо во время лекции). Различают следующие виды ситуативного поведения: а) аналитическое - по обстановке, на основе её анализа; б) развлекательное - несерьёзное, необязывающее; в) игровое - по правилам игры.

3) Разработка теории и алгоритмов адаптации для принятия роботом решений в нестандартных ситуациях.

3. Информатизация как социомедицинская проблема.

У информатизации есть своя имманентная, внутренне присущая ей отрицательная черта -  она вредит человеческому здоровью. Атмосфера пересыщена вредным для человека электромагнитным излучением, смартфоны и мобильники уже приводят к психическим и физиологическим, расстройствам, многочасовое сиденье детей за компьютером не только вредит их здоровью, но и нормальному формированию их личности как члена социума. Для решения этой проблемы нужен комплекс медико-технических и социальных мер по совершенствованию технических средств информатизации, соблюдения правил их использования и пропаганде здорового образа жизни в условиях информационного общества.

4. Проблема создания «цифровой экономики».

Модный ныне термин «цифровая экономика» (ЦЭ) пока не получил чёткого определения, однозначно раскрывающего его содержание. На Западе ЦЭ служит в основном средством он-лайнового выполнения финансово-коммерческих операций и оказания бытовых услуг. В правительстве РФ надеются, что ЦЭ поможет быстро выйти экономике РФ  из кризиса.  Однако, если следовать западному способу использования ЦЭ, то вряд ли эти надежды оправдаются, так как финансово-коммерческие операции – это не экономика, а лишь надстройка над экономическим базисом. Подъём промышленного производства с помощью ЦЭ предполагает, что ЦЭ должна использоваться не столько как средство оказания он-лайновых услуг в финансово-коммерческой сфере, сколько как средство централизованного управления экономикой. При этом ЦЭ должна обеспечить решение двух задач: 1) принятие эффективных и быстрых оперативных решений для ликвидации локальных нештатных ситуаций, срывающих производственный процесс  и 2) принятие стратегических решений по развитию экономики. В любом случае ЦЭ должна обеспечивать пользователей всех уровней объективной информацией о состоянии производства как на отдельных предприятиях, так и экономики в целом.

В СССР уже был опыт эксплуатации отраслевых автоматизированных систем управления (АСУ), которые можно рассматривать как важные элементы Ц.Э. Опыт оказался неоднозначным. Например, в приборостроительной промышленности была создана под руководством министра К. Н. Руднева отраслевая система «АСУ Прибор». Эта система удачно вписалась в тогдашнюю хозяйственную реформу, основанную на хозрасчёте, в которой сочеталась хозяйственная самостоятельность руководителей предприятий с централизованным управлением со стороны министерства, которое играло роль отраслевого Госплана. Эта система обеспечивала руководство отрасли оперативной информацией о состоянии дел с выполнением плана выпуска и реализации продукции каждым предприятием для принятия соответствующих решений и существенно помогла обеспечить очень высокий прирост развития отрасли [8].  По существу это и было то, чем должна быть ЦЭ. Однако в других отраслях АСУ такого эффекта не дали и в целом идею управления всем народным хозяйством СССР с помощью общегосударственной системы ОГАСУ, или, в нынешней терминологии, «цифровой экономики» реализовать не удалось. Возможной причиной неудачи в то время (60-70 годы) был недостаточно высокий уровень вычислительной техники и отсутствие телекоммуникационных сетей для внутри- и межотраслевой связи, но главной причиной оказался человеческий фактор – сложность своевременного и безошибочного ручного заполнения АСУ необходимой информацией.

Проблема эффективного использования ЦЭ в наше врем заключается в трудностях получения объективной информации в условиях рыночной экономики. Управление экономикой с помощью ЦЭ означает учёт и контроль показателей промышленного производства. Кто этим будет заниматься? В нынешней капиталистической экономике решение задачи учёта и контроля наталкивается на две трудности Первая – сбор объективной информации о работе частных предприятий, которые вовсе не обязаны посвящать государство в детали своей работы. Учёт и контроль всегда выполняется контролирующими органами, а нынешняя политика власти направлена на то, чтобы «не кошмарить» частный бизнес и снизить степень контроля его работы. Вторая трудность – невозможность административного управления из центра частнокапиталистической рыночной экономикой, ибо это не согласуется с понятием рынка. Возможно, решений обозначенной проблемы потребует создания ЦЭ в виде двух подсистем – для рыночного и государственного секторов с учётом их особенностей. В целом, преодоление указанных трудностей и создание ЦЭ, позволяющей управлять рыночной  экономикой, а не только оказывать информационные услуги банкам и населению, требует проведения системной экономической реформы, без которой надежды на ЦЭ как движителя экономики беспочвенны.

Глобальные проблемы информатизации.

1. Проблема соблюдения закона соответствия производительных сил и производственных отношений (далее сокр. ПС и ПО).  В данном дискурсе информатизацию, её средства нужно рассматривать как специфический продукт, который участвует в общественных процессах производства и распределения и потому является частью как совокупных ПС общества, так и частью его совокупных ПО. А учитывая огромную роль информации в нынешнее время, следует признать весьма существенную роль информатизации в балансе ПС и ПО. Как показывают исторические факты, нарушение соответствия ПС и ПО приводит к крупным социальным катаклизмам, подобным развалу Советского Союза. Рассматривая информатизацию с позиций этого закона, её можно представить и как часть совокупных ПС общества, и как часть его совокупных ПО. Под ПО в области информатизации следует понимать распределение её продукта в обществе, включающее, во-первых, владение средствами информатизации, определяющее информационную политику владельцев по отношению к разным слоям населения, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.  Во-вторых, ПО в области информатизации; определяются доступностью средств информатизации для использования разными слоями населения. Если исключить средства массовой информации и сетевые телекоммуникации, то информатизация сейчас сводится к внедрению в жизнь населения всевозможных информационных технологий с целью её «оцифровки». Такая политика может иметь следствием расслоение общества на небольшую часть владеющих этими технологиями, и основной массой не владеющих ими. Это расслоение грозит обернуться социальными протестами, так как неумение пользоваться информационными технологиями в обществе, насыщенном ими, существенно ограничивает возможности существования в таком обществе. Проблема соответствия ПС и ПО в данном случае возникает как проблема соответствия количества производимого товара (информации и информационных технологий) и возможностей его потребления. Это несоответствие в традиционной экономике называется экономическим кризисом перепроизводства товаров, который в данном контексте следует назвать информационным кризисом из-за перепроизводства информационных технологий, многие из которых по разным причинам оказываются невостребованными.. Это кризис нового типа. О кризисе такого рода пока ещё не говорят, поскольку до сих пор он не возникал, но уже есть предвестники его появления, одним из которых является начинающееся безверие населения в доносимую ему информацию. Это безверие аналогично отказу населения от приобретения товара, который ему либо не нужен (это аналог безверия), либо слишком сложен для использования (это аналог недоступности информационных технологий для тех, кто ими не владеет), либо недоступен по цене (нынешние гаджеты стоят десятки тысяч рублей). Как известно, кризисы товарного перепроизводства ведут к экономическому спаду.  Кризис переинформатизации будет иметь более серьёзные последствия вплоть до социально-политического кризиса и смены власти, что эквивалентно уничтожению перепроизведённого информационного товара и появлению нового на рынке сбыта.

2. Информатизация как этическая и философская проблема.

Как известно, научно-технический прогресс ведёт к следствиям двух типов. С одной стороны, он улучшает условия существования человечества, с другой он проявляет себя как его враг. Наглядными примерами могут служить овладение ядерной энергией, достижения генетики и биотехнологий и т. д.  Информатизация способствует появлению новых научных открытий, созданию новой техники и тем самым помогает прогрессу. Но при этом во многих случаях она до появления результатов исследований не может предсказать, какой стороне прогресса она способствует. Ведь главное достижение и инструмент информационных технологий - компьютер помогает исследованиям как гуманного характера, типа освоения космоса, так и антигуманного, типа моделирования ядерных испытаний. Как известно, научно-технический прогресс человечества ухудшает экологию и ведёт к регрессу в части условий его существования на планете Земля. Проблема устранения антигуманных последствий информатизации – это не научная, и даже не этическая проблема. В терминах диалектики она является философской проблемой, так как укладывается в рамки диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей, и поэтому она неразрешима в смысле ликвидации одной из противоположностей. Речь может идти только об усилении позитивной гуманной стороны и ослаблении антигуманной.

3. Проблема переинформатизации. Она вызвана тем, что средства информатизация и её результаты – продукт не природы, а сознания. В природе всё материально, а в сознании и в средствах информатизации, как его продукта, всё идеально. В природе действуют законы природы и главные их них - законы сохранения массы, энергии и импульса, а в сознании и в средствах информатизации законов сохранения не существует. С усилением информатизации общества резко обострилась борьба двух основных линий философии – материализма в лице исследования природы и идеализма на почве развития информационных технологий. Материализм опирается на всё, что может существовать вне сознания, идеализм опирается на всё, что существует только в сознании. Эволюция природы и общества как её части привела человеческое общество к нынешнему состоянию, в котором оно управляется не законами сохранения, как в природе, а сознанием. Сознание руководствуется в своей управляющей деятельности не законами сохранения, а во многом волюнтаристскими соображениями, которые часто противоречат законам сохранения. В результате возникает расхождение между объективным действием законов сохранения и волюнтаризмом сознания, между реальными материальными сущностями и их идеализированным представлением в сознании. Попытки сознания заставить общество реализовать свои волюнтаристские устремления на практике (поворот рек, изменение народных традиций и парадигмы государственного устройства и т. д.) путём чрезмерной информатизации общества (реклама, пиар ложных ценностей, виртуальная реальность и др,) входят в конфликт с объективными сущностями (климат, состояние флоры и фауны, географический ландшафт, национальный менталитет). сложившимися естественным историческим путём, в соответствии с законами сохранения  В работе [9] математически строго показано, что этот конфликт при достижении некоторого критического значения вызывает во всех сферах общественного сознания колебания, амплитуда которых при  определённых условиях  неограниченно возрастает и может привести к радикальным социально-экономическим катаклизмам, как это случилось с СССР. Чтобы предупредить появление таких колебаний, человечество должно создать юридические механизмы ограничения информационной деятельности сознания, препятствующие переинформатизации общества..

 

Литература

1. Майкл Мэлоун, Салим Исмаил, Юри ван Геест. Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)  М.: ООО «Альпина Паблишер», пер. с англ. 2017

2.. Федеральный закон от 27 июня 2006  г. № 246-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

3. Федеральный закон от 29 июля 2017 г.. № 149-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон № 246-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

4. Юзвищин И. И. Основы информациологии. М.: Высшая  школа, 1996

5. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991

6. Валиев. К. А., Кокин А. А.. Квантовые компьютеры: надежды и реальность. 350 стр. Регулярная и хаотическая динамика (РХД) М.-Ижевск. 2001.

7. Д. А. Поспелов. Моделирование рассуждений. М.: Радио и связь. 1989

8. Приборостроение – ХХ век. М.: Совершенно секретно, 2004

9. В.Н. Ильин Алгоритмический маятник истории. Теория взаимодействия природы, сознания и бытия. М.: ЛЕНАНД, 201210.

10.    В.Н. Ильин Проблемы информатизации. - «Информационные и телекоммуникационные технологии» № 36, 2017 г.

 

Об авторе. Ильин Валерий Николаевич - доктор технических наук, профессор Московского авиационного института (национальный исследовательский университет), член Международных академий МАИ и МАН ИПТ, Почётный работник ВПО РФ.

Последнее обновление ( 08.01.2018 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей