20.01.2018 г.
Главная arrow Главная arrow Отказ от культурной самоидентичности как суть «современной культуры»





Отказ от культурной самоидентичности как суть «современной культуры» Печать E-mail
Автор - публикатор   
13.01.2018 г.
И.В. Кузина-Анащенкова

Понятие «межкультурное взаимодействие» в научный оборот ввели в середине ХХ века американские учёные Э. Холл и Г. Трейгер, определив его как межперсональную коммуникацию, осуществляемую в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого.

kuzina_anashchenkova_irina_2017.jpgТакже Э. Холл и Г. Трейгер  выдвинули предположение о том, что  межкультурное взаимодействие является идеальной целью, к которой должен стремиться человек в своём желании как можно эффективнее адаптироваться к окружающему миру.

Данное определение, сформулированное Э. Холлом и Г. Трейгером, покоится на аксиоме, заключающейся в вере в то, что каждый человек является носителем определённого культурного кода, с которым он себя идентифицирует, и наличие которого, собственно, и позволяет человеку отделять себя от другого. Эта аксиома, в культурных реалиях современного мира вызывает сомнение. Сомнение это обусловлено тем, что в современном мире у всё большего количества людей культурная самоидентичность размывается.

Последние годы в университетских аудиториях я всё чаще встречаю студентов, у которых возникают затруднения с отождествлением себя с какой-то определённой  культурой.

Так, например, в Эстонской Республике, где я работала в течение последних пятнадцати лет, нередко заключаются браки между представителями эстонской и русской национальных групп. В ряде случаев, один из вступающих в брак, чаще всего речь идёт о представителях русской национальной группы, отказывается от культуры, в рамках которой он родился, и ставит перед собой задачу полностью социализироваться в другую культуру. В данном случае можно говорить о том, что человек сознательно отказывается от одного культурного кода в пользу другого. Дети в таких браках воспитываются в традициях той культуры, которая признаётся обоими родителями. Но, бывает и так, что вступающие в брак не готовы отказаться от своих культурных кодов, и тогда дети воспитываются сразу в двух культурных традициях, причём, в культурных традициях, которые по ряду значимых положений противоречат друг другу. Таким детям трудно отождествлять себя с определённой культурой, и для них процесс культурной самоидентификации становится затруднительным или даже невозможным.

Мне приходилось общаться с семейными парами, где, мало того, что родители были представителями разных национальных культур, но ещё и местом постоянного проживания семьи оказывалась страна, культура которой не совпадала с культурой ни одного из родителей. Ребёнку в таких семьях приходится делать выбор уже не между двумя, но между тремя культурными традициями, что ещё больше затрудняет выбор собственного культурного кода.

Одной из тенденций современности является установка на мобильность, которая подразумевает, что человек должен быть готов с определённой периодичностью менять место работы и, следовательно, место проживания. Я знаю несколько семей, которые, примерно, раз в пять лет переезжают из одной страны в другую, меняя вместе с местом жительства и язык общения, и образ жизни и даже гражданскую принадлежность. Для детей в таких семьях задача культурной самоидентификации переходит в разряд принципиально несуществующих. Дети, в таких семьях, становятся «англичанами», «японцами», «немцами» по мере перемещения в пространстве их родителей. 

Также, нельзя не упомянуть о том, что современная Западная культура предлагает распространение релятивистской установки на все сферы жизни. Одна из базовых идей современной Западной культуры заключается в том, что ничто не даётся человеку изначально и однозначно. Все атрибуты человека, казавшиеся раньше незыблемыми, объявляются относительными. Человек, в течение жизни, может выбирать и менять по своему желанию: свою внешность – современная пластическая хирургия открывает в этой области широчайший спектр возможностей; свой гендер - современная медицина и современное право не просто поддерживают, но чуть что не предписывают осуществлять эксперименты подобного рода;  свою гражданскую принадлежность - примером таких метаморфоз служит политическая судьба Михаила Саакашвили;  и, что более чем закономерно, свой культурный код.

В подобных культурных установках вопрос о культурной самоидентификации становится бессмысленным, так как культурный код в любой момент может быть сменён либо из соображений прагматики; либо из стремления к усовершенствованию себя, через расширение своих возможностей; либо из следования моде; либо попросту из-за скуки.

Трендом современной Западной культуры становится отказ от культурной самоидентичности. Современная Западная культура формирует у человека представление о том, что смена культурного кода столь же легка как смена одежды, машины, гаджетов; и, что она не только легка, но, что она необходима, и, следовательно, неизбежна.

В XVII  веке английским философом Т. Гоббсом в научный обиход было введено понятие человека как «атомарного индивида» - индивидуалиста-одиночки, не способного испытывать к кому бы то ни было приязнь, и, в силу этого, лишённого каких-либо прочных связей с другими. Если век XVII лишил человека связей с другими людьми, то век XXI лишает человека связи с самим собой, то есть индивидуальности.

От редакции сайта ДЗВОН. Вышеприведенный текст представляет собой тезисы выступления автора на научно-практической конференции с международным участием «Проблемы межкультурного взаимодействия в современном образовании», которая проводилась в октябре 2017 года кафедрой «Философии образования» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, культурный код, культурная самоидентичность.      

Список литературы:

  1. Hall E.T., Trager D. Culture as Communication. Greenwich. CT: Fawcett, 1954.

  2. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х томах. М.: Мысль, 1989.

_________________

Об авторе: Кузина-Анащенкова Ирина Всеволодовна  - доцент кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» МГУПП (Москва).  

См. также предыдущую публикацию данного автора на нашем сайте: 

 И.В. Анащенкова. Невежество и корысть как парадигма современного образования 

 

Последнее обновление ( 14.01.2018 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей