22.02.2018 г.
Главная arrow Главная arrow «Справедливое информационное общество - Общество знаний РФ и Цифровая экономика РФ». - Резолюция





«Справедливое информационное общество - Общество знаний РФ и Цифровая экономика РФ». - Резолюция Печать E-mail
Автор - публикатор   
30.11.2017 г.

Международный Конгресс

«ПРОИЗВОДСТВО, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД»

(ПНО-IV)

24 ноября 2017 г.

Москва

 

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕМИНАРА №6

 «Справедливое информационное общество-Общество знаний РФ

и Цифровая экономика РФ»

 

модераторы: Т.Е. Головина (дистанционно), Б.В. Дроздов  (очно)

секретарь: С.В. Шачин

 

Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, ауд. 907

(16.00 – 17.30 мск)

 

Действующая «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030гг.» (далее - Стратегия), утверждённая указом Президента РФ В.В. Путина от 09.05.2017 г. № 203, не соответствует двум главным для прогрессивного устойчивого развития России требованиям, а именно: не предусматривает ликвидацию имеющегося огромного социального неравенства (и вследствие этого - огромного «цифрового разрыва» между богатыми и бедными, особенно в доступе к надёжной, не ложной информации и к новым знаниям) и ликвидацию крайне неравномерного распределения власти в РФ. Вследствие этого научно-образовательно-культурно-техническое сообщество РФ (далее, для краткости — научно-образовательное сообщество) продолжает оставаться не равноправным партнёром государства и бизнеса, а лишь объектом их управления, в т.ч. при разработке и реализации стратегий развития общества, цифровой экономики и России в целом.

На основе указанной Стратегии распоряжением Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 1632-р от 28 июля 2017г. утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа), в которой периодически встречаются отсылки к Обществу знаний. Однако эти отсылки не подкреплены реальными планами и действиями государства и бизнеса, которые сформировали данную Программу, в основном, без участия научно-образовательного сообщества и широкой общественности. 

При этом очевидно, что настоящее (а не имитационное) информационное общество-Общество знаний РФ невозможно построить без устранения вопиющей социальной несправедливости, разрастающейся цифровой «пропасти» и без более справедливого (равномерного) распределения власти в России. Поэтому разработанная и утверждённая в 2014 г. Конгрессом работников образования, науки, культуры и техники РФ (КРОН) «Концепция развития справедливого информационного общества-Общества знаний РФ», а также предложения трёх круглых столов КРОН по теме справедливого информационного общества-Общества знаний РФ не только не потеряли, но лишь усилили свою актуальность. На их базе научно-образовательное сообщество РФ и руководство России - совместно - могут и должны обеспечить разработку Стратегии развития справедливого информационного общества РФ-Общества знаний РФ и Программы справедливой цифровой экономики РФ, а также их тесную взаимосвязь со «Стратегией научно-технологического развития РФ», «Программой фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период», «Национальной технологической инициативой» (НТИ) и с разрабатываемой Стратегией развития России на долгосрочный период.

 

Исходя из этой позиции, участники семинара решили:

1.  Принять Рекомендации, подготовленные группой КРОН-ИО (прилагаются ниже).

2.  Вывесить на сайте КРОН тексты Резолюции и Рекомендаций (отв. А.А. Лебедев).

3.  Разослать по отдельным позициям Рекомендаций письма адресатам с последующим контролем ответов и сопровождением участниками группы КРОН-ИО (отв. координатор КРОН-ИО Т.Е. Головина, сопредседатели КРОН, назначенные участники КРОН-ИО).

РЕКОМЕНДАЦИИ

Государству, научно-образовательному сообществу РФ и широкой общественности РФ (совместно) необходимо:

1.  Без промедлений обеспечить восстановление всех координирующих функций РАН, возродить Госкомитет по науке и технике (технологиям) — ГКНТ РФ, возродить президентский Совет по информационному обществу и обеспечить взаимодействие этих структур.

 

При этом ПНО, КРОН и их союзникам:

 

2. Делегировать в профильные комиссии РАН (по согласованию), рабочие группы при органах государственной власти, ответственные за формирование государственной научно-технической политики (по согласованию), и в предлагаемый к восстановлению Совет по информационному обществу при Президенте РФ своих представителей  в целях обеспечения их эффективного взаимодействия с научно-образовательным сообществом и с широкой общественностью РФ.

3. Просить РАН обсудить задачи и методы работы Комиссии РАН по борьбе со лженаукой, рассмотреть итоги работы этой Комиссии за прошедший период.

 

Восстановленным РАН, ГКНТ РФ и президентскому Совету по информационному обществу:

 

4.      Обеспечить (совместно):

·     корректировку действующей «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030гг.» (Стратегия) и  Программы «Цифровая экономика РФ» (Программа) с учётом «Концепции развития справедливого информационного общества-Общества знаний РФ» и других документов КРОН по данной проблеме, с учётом настоятельной потребности в ликвидации вопиющего социального неравенства (и как следствие — вопиющего неравенства в доступе к знаниям) и ликвидации крайне неравномерного распределения власти в РФ;

·     тесную взаимосвязь Стратегии и Программы со «Стратегией научно-технологического развития РФ», «Национальной технологической инициативой» (НТИ), «Программой фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период» и с разрабатываемой долгосрочной «Стратегией социально-экономического развития России».

 

ПНО, КРОН и их союзникам:

 

5. Обратиться к Президенту РФ В.В. Путину и Федеральному Собранию РФ с предложением о срочной разработке (совместно с широкой общественностью РФ) проекта Федерального Закона РФ «О всеобщем обязательном бесплатном ИКТ-образовании в РФ» (включающем и обучение ИКТ-безопасности, в том числе - и для людей преклонного возраста).

 

Государству - совместно с добровольцами:

 

6. Развернуть широкую сеть бесплатных  коллективных точек (центров) круглосуточного доступа к Интернету по всей России (начиная с библиотек) и в них же организовывать бесплатное обучение умению работать в Сети. Для этих целей привлекать добровольных помощников.

 

Государству, научно-образовательному сообществу и широкой общественности РФ (совместно):

 

7. Тщательно проработать и постоянно контролировать процесс трансформации «электронного правительства РФ» в «цифровое правительство РФ».

 

8. Широко и системно смотреть на проблемы развития цифровой экономики как глобальной парадигмы ускорения экономического роста и обеспечить реализацию крайне важных аспектов, предусмотренных рядом международных проектов в области цифровизации, которые оказались не учтёнными в принятой программе «Цифровая экономика РФ», и потому прописанные в ней меры могут не в полной мере соответствовать заявленным целям, в т.ч. в сфере защиты "национального суверенитета".

 

9. Исходить из того, что выработка важнейших стратегий: Стратегии развития информационного общества-Общества знаний РФ, Стратегии технологического развития России, долгосрочной Стратегии социально-экономического развития России и т.д., немыслима без проведения в обществе содержательных, в т.ч. философских, дискуссий по основополагающим для данной проблематики вопросам.

 

10. Решать сложную, многоаспектную проблему роста производительности труда в РФ в условиях цифровой трансформации экономики РФ системно, на основе междисциплинарного подхода, без упрощений и бездумных заимствований.

 

11. Законодательно и административно обеспечить эффективное госрегулирование систем искусственного интеллекта (ИИ), а также - их государственный и общественный контроль.

12. Законодательно закрепить положение, согласно которому в вузах и научных организациях работодателю передаются не исключительные права, а за авторами сохраняются исключительные права на их разработки (если противоположное не оговорено отдельным соглашением на конкретную разработку). Это значительно ускорит процесс внедрения научных и прикладных разработок (в частности - программных продуктов) в жизнь.

 

Государству, бизнесу, научно-образовательному сообществу РФ и обществу в целом:

 

13. Использовать (помимо уже законодательно закреплённой доли расходов государства на цели материального обеспечения подготовки и переподготовки кадров нового типа для условий 4-й Промышленной революции, Общества знаний РФ и цифровой экономики РФ) дополнительные источники финансирования на указанные цели. А именно:

- природную ренту;

- часть средств, которые должны быть выплачены новыми собственниками при выявлении случаев приватизации государственного имущества по заниженным ценам; - применение в полном объёме Конвенции ООН против коррупции, для чего ратифицировать статью 20 «Незаконное обогащение»;

- возврат в Россию вывезенных за границу незаконно полученных доходов;

- деоффшоризацию отечественной экономики;

- прогрессивную шкалу налогообложения сверхдоходов физических лиц;

- налоговые льготы, государственные льготные кредиты, государственные заказы, другие преференции частным предпринимателям на софинансирование ими подготовки и переподготовки для них кадров нового типа;

- развитие корпоративных государственных и негосударственных образовательных систем с государственным участием, осуществляющих целевую профессиональную подготовку и переподготовку кадров нового типа за счёт средств корпоративного финансирования;

- формирование на договорной основе образовательно-корпоративных альянсов в системе «предприятие - образовательная организация - студент», где предприятие как социальный партнёр государства софинансирует профессиональную подготовку и переподготовку кадров для современного производства с обязательством трудоустройства этих кадров, а при отказе от трудоустройства предусматривается обязанность компенсировать затраты на обучение.

 

Государству, научно-образовательному сообществу и обществу в целом:

 

14. Сглаживать противоречия в развитии цифровой экономики социального государства, путём снижения уровня социальной несправедливости, социальной исключённости (исключённости из социума) и недопущения нарушений принципов коллективной защиты труда.

 

15. Законодательно прекратить в России практику оформления краткосрочных (годовых) контрактов с преподавателями вузов, поскольку серьёзную прикладную (разработка ПО и т.п.) или научную работу провести за один год нельзя.

16. Законодательно ограничить размеры преподавательской нагрузки, при этом разграничив аудиторную и прочую нагрузку (указав пределы нагрузки каждого вида).

17. Изменить систему оплаты труда бюджетников и связанные с нею законы РФ, из-за которых к настоящему времени в России действует механизм законного присвоения руководством бюджетных организаций «сэкономленного» фонда оплаты труда в ущерб остальным работникам.

Законодательно установить соотношение уровня оплаты труда руководителя бюджетной организации к среднему уровню оплаты труда остальных работников, к примеру, 3:1 или 4:1 (учитывая в оплате их труда все формы выплат, включая надбавки, премии, выплаты с грантов и договоров и т.д.).

Государству, научно-образовательному сообществу, бизнесу и обществу в целом:

 

18. Последовательно и неуклонно проводить в жизнь декларированный Президентом РФ В.В. Путиным прогрессивный курс развития России для достижения 17 Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) - с упором на решение острейших экологических и социально-экономических проблем. При этом основной долгосрочной целью следует считать создание справедливого, гуманного общества и становление России как передовой индустриальной державы на основе синтеза моделей «зелёной» и цифровой экономики и Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030г.

Создать мегапроект будущего России и мира, нацеленный на предотвращение экологической катастрофы и на обеспечение устойчивого, прогрессивного развития России и мира.

Последнее обновление ( 19.01.2018 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей