20.04.2018 г.
Главная arrow Главная arrow Модернизация и устойчивое развитие РФ как производные от справедливого информационного общества





Модернизация и устойчивое развитие РФ как производные от справедливого информационного общества Печать E-mail
Автор Редактор   
19.01.2018 г.

Модернизация и устойчивое развитие РФ как производные от справедливого информационного общества - Общества знаний России

 

Координатор КРОН-ИО Т.Е. Головина

В условиях неблагоприятной внешней и внутренней обстановки, невиданных геополитических «сдвигов», перехода глобального Информационного общества в новую, более высокую фазу своего развития — в Общество знаний, при мощном разворачивании 4-й Промышленной революции, разрастании и без того уже колоссального неравенства во всём мире Россия должна суметь сохранить себя как мировая держава, иначе её ждёт неминуемый крах! Чтобы этого не допустить, российские  государство и общество должны обеспечить ускоренную модернизацию и долгосрочное устойчивое развитие РФ, что, в свою очередь, достижимо лишь при системном, комплексном, научном подходе и  при консолидации всего общества, а также — при его тесном и равноправном сотрудничестве с государством и бизнесом. И раз уж развитие государства зависит от общества, то на вопрос «каким же должно быть это общество?»,- отвечает само общество, но никак не государство. А ответ здесь таков: современное, адекватное вызовам времени, российское общество не должно быть никаким другим, кроме как справедливым Информационным обществом - Обществом знаний РФ. И цифровая экономика России должна быть адекватна именно такому обществу. Доказательства этому — см. далее.

Начнём с терминов и определений, т.к. они — основа всех основ.

В «Концепции развития справедливого информационного общества-Общества знаний РФ» (далее — Концепция), утверждённой Конгрессом работников образования, науки, культуры и техники РФ (КРОН) ещё в декабре 2014г., но сохранившей свою актуальность, дано наше определение Информационного общества-Общества знаний как такового, опирающееся на научный, системный подход и отвечающее требованиям соответствующих документов ООН и реалиям России. Вот это наше определение:

«Информационное общество-Общество знаний – это ступень в развитии цивилизации, для которой характерны: создание глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей существенно более эффективное взаимодействие людей; доступ к мировым запасам знания; удовлетворение социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах и в целом – в знаниеёмких технологиях; возрастание роли знания в жизни общества (главный возобновляемый ресурс социально-экономического развития); возрастание доли ИКТ (инфокоммуникаций, информационных, в первую очередь – программных, информационных продуктов и услуг) и в целом – знаниеёмких технологий в валовом внутреннем продукте».

А теперь сравним это наше определение с теми, которые приведём чуть ниже, и которые с очень «большой натяжкой» соответствуют обязательным условиям и требованиям, указанным в начале данной статьи,  но, тем не менее, именно они являются «исходными точками» в  утверждённой президентом РФ В. Путиным 9 мая 2017г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030гг. (далее - Стратегия).

Итак, в разделе I. Общие положения Стратегии, в п.4.г):

«Информационное общество — общество, в котором информация и уровень её применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан».

И далее, в п.4.л) раздела I Стратегии:

«Общество знаний — общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учётом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Оба эти определения (п.4.г) и п.4.л)) вполне заслуженно критикуются ведущими - в сфере Информационного общества и Общества знаний - экспертами. Ясно, что авторы Стратегии с ними не советовались, и это особенно заметно по тому как в Стратегии сформулировано понятие «Общество знаний» (см. выше). А ведь всем известно, что знания и информация —  это далеко не одно и то же. Но почему-то авторы Стратегии отождествили «знания» с «информацией». И это несмотря на то, что существенные различия в этих понятиях чётко отражены  в стратегических документах ООН, зафиксировавших переход глобального Информационного общества к новой ступени своего развития — к Обществу знаний ещё в 2015 году. А ещё раньше это было сделано и в нашей Концепции. Почему же в важнейшем стратегическом документе России допускается столь явная «ошибка»?! И почему в нём отсутствует связь между Информационным обществом и Обществом знаний, а также почему не дано определение переходному состоянию Информационного Общества к Обществу знаний, как это сделано в нашей Концепции?! Ответ — см. выше.

Переходим к п.4.р) раздела I Стратегии. В нём даётся следующее определение:

«Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Но в утверждённой председателем правительства РФ Д. Медведевым 28 июля 2017г. программе «Цифровая экономика РФ», рассчитанной до 2024 года, в разделе I «Общие положения» на с.4-5 даётся уже другое определение «цифровой экономики», а именно: 

«Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и (ТЕГ: которая) способствует формированию информационного пространства с учётом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также — формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».

Как видим, и в том, и в другом случае в определении «цифровой экономики» нет ни слова о «знаниях». И уже ясно почему: ведь определение «цифровой экономики» должно быть производным от содержания терминов «Информационное общество» и «Общество знаний», а в этих официальных двух терминах само понятие «знание» отсутствует как таковое!

Как это вяжется, в частности, с тем, что основные сквозные цифровые технологии, которые входят в рамки программы "Цифровая экономика РФ" (далее — Программа), как раз-таки весьма знаниеёмки!? Не понятно.

Вот перечень этих основных сквозных цифровых технологий:

·         большие данные;

·         нейротехнологии и искусственный интеллект;

·         системы распределённого реестра (блокчейн);

·         квантовые технологии;

·         новые производственные технологии;

·         промышленный интернет;

·         компоненты робототехники и сенсорика;

·         технологии беспроводной связи;

·         технологии виртуальной и дополненной реальностей.

По мере появления и развития новых технологий Программа предусматривает корректировку данного перечня.

Итак, понятно, что и знания (и создающие их люди) всё же авторам Программы «Цифровая экономика РФ» нужны. Но тогда почему этот факт не нашёл отражения в тех основных понятиях, которые приняты в Программе и в Стратегии, на основе которой Программа и построена? И почему этот факт никак не отразился на собственно практике формирования и реализации указанных двух важнейших стратегических документов РФ? Ведь как ни бился КРОН, но неоднократно высказанные им желание и готовность участвовать в деятельности рабочих групп по разработке Стратегии и Программы, а также направленные им предложения для этих документов были попросту проигнорированы! Выходит, что высококвалифицированным, опытным экспертам, представляющим науку, образование, культуру, технику и общественность РФ, таким вот способом вновь  «указали на дверь», хотя всё должно было бы быть с точностью «до наоборот», поскольку это ведь именно общество создаёт экономику и государство, а не они - общество! Увы, российский бизнес и российское государство пока что никак не хотят мириться с такой вот простой мыслью, и поэтому здесь справедливость отсутствует напрочь! Именно по этой причине запрос российского общества на справедливое Информационное общество-Общество знаний РФ и адекватную ему цифровую экономику РФ становится всё более очевидным и настоятельным!

Рассмотрим определение справедливого информационного общества-Общества знаний РФ, данное нами в утверждённой КРОНом Концепции:

«Справедливое информационное общество-Общество знаний РФ – это национально-ориентированное, социально справедливое информационное общество, которое отвечает сразу нескольким требованиям, а именно:

1. Исходит из данного в Концепции определения Информационного общества-Общества знаний как такового  (см. в начале данной статьи);

2. Соответствует женевской Декларации  принципов информационного общества и другим главным документам ООН по информационному обществу-Обществу знаний;

3. Его основным принципом является справедливость (см. п.2.9. нашей Концепции);

4. Также руководствуется принципом «времени и места», заключающимся в том, чтобы:

а) Обеспечить ускоренное формирование смешанной планово-рыночной (рыночно-плановой) экономики для осуществления требуемого качественного рывка в новый технологический уклад и   восстановления (но на новых технологических принципах) жизненно важных составляющих всех предыдущих технологических укладов, которые были разрушены в процессе псевдореформ;

б) Обеспечить опору, в первую очередь, на свой собственный, а не заёмный потенциал;

в) Обеспечить опору на этику, выработанную всей тысячелетней культурой России, не позволяя замещать её чуждой этикой;

г) Вновь вывести на первые роли созидателей и носителей научных знаний, вернув научно-образовательному сообществу России положенный ему по праву статус субъекта развития.

В кроновском определении справедливого информационного общества-Общества знаний РФ последний пункт относится к самым первоочередным задачам государства! И решается она всего лишь волей президента РФ! Как только это произойдёт,  всё сразу же встанет на «свои места»: информация, знания, научные знания, их создатели, носители и распространители, их «реализаторы» и «бенефицианты»! И Россия начнёт, наконец, развиваться и укрепляться, а не тратить бесценное время и драгоценные силы на бесконечную борьбу с продажной «элитой» и вредительской ультралиберальной «тусовкой»!

Только при выполнении всех перечисленных выше требований можно построить справедливое, реальное (а не декоративное) Информационное общество-Общество знаний России и адекватную ему Цифровую экономику РФ!

Увы, в отличие от нашей Концепции, официальные Стратегия и Программа страдают следующими существенными недостатками: неолиберальная ангажированность, недостаточная научность, слабая системность. К тому же Программа ещё и не имеет достаточной статусности — ведь такой важнейший стратегический документ должен утверждаться и реализовываться не правительством, а президентом страны! Вдобавок ко всему Стратегия и Программа очень слабо связаны между собой, а также и с другими важнейшими стратегическими документами, как-то: «Стратегия научно-технологического развития РФ», «Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период», «Национальная технологическая инициатива» (НТИ). А значит все они будут очень слабо скоординированы, в т.ч. и с разрабатываемыми проектами Стратегии социально-экономического развития России на долгосрочный период!

Виной всему этому — отсутствие единого Центра управления развитием России, а также - недостаточное влияние научно-образовательного сообщества России на ход событий в стране.

Из поручений президента В. Путина и председателя правительства Д. Медведева известно, что планы и «дорожные карты» к начальному этапу Программы «Цифровая экономика РФ» должны быть сформированы до конца января 2018г. Сама Программа вступила в действие с 1 января 2018 года.

Проектная группа КРОН по развитию информационного общества и цифровой экономики (КРОН-ИО) уже направила соответствующие предложения от КРОН по следующим адресам: президент РФ, председатель правительства РФ, председатель Совета Федерации РФ, председатель Госдумы РФ, а также — курирующий Программу первый замруководителя аппарата правительства РФ; Аналитический центр при правительстве РФ (АЦ); Проектный офис Программы (при АЦ) и недавно созданное (специально под Программу) АНО «Цифровая экономика».

Ответов - по существу изложенных нами предложений — мы ещё не получили.

Эти наши предложения сформулированы нами в Резолюции семинара №6 «Справедливое информационное общество-Общество знаний РФ и Цифровая экономика РФ», г. Москва, 24.11.2017  г., Конгресс ПНО+КРОН-2017, которая здесь и прилагается (4 с.).

«Справедливое информационное общество - Общество знаний РФ и Цифровая экономика РФ». - Резолюция 

Последнее обновление ( 19.01.2018 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей