Татьяна Куликова, экономист
Во вторник 3 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС с 18 до 20%. Эта мера позволит увеличить доходы бюджета в краткосрочном аспекте за счет дальнейшего понижения уровня жизни населения,
а также разгона инфляции, снижения и без того низких темпов
экономического роста и дальнейшего ухудшения структуры экономики.
Принятый в первом чтении законопроект
(№489169-7 в базе данных Госдумы) предполагает увеличение базовой ставки налога
на добавленную стоимость (НДС) на два процентных пункта – с 18 до 20%. По
расчетам разработчиков законопроекта эта мера приведет к дополнительным доходам
федерального бюджета в размере 620 млрд рублей в год, начиная с 2019 года. В
масштабах федерального бюджета это заметная сумма (для сравнения: доходная часть
федерального бюджета 2018 в соответствии с последними поправками составляет
порядка 17 трлн рублей). Но какой ценой будет достигнут такой рост доходов?
Наиболее
очевидный негативный эффект от увеличения НДС – это рост потребительских цен,
поскольку основную часть дополнительных издержек бизнесу удастся переложить на
покупателя, увеличивая цену своей продукции. Это приведет к скачку инфляции и
соответствующему уменьшению реальных (то есть с учетом инфляции) доходов
населения. Уровень жизни населения понизится.
Далее, скачок инфляции приведет к тому, что
ее уровень превысит целевой показатель 4%, установленный Банком России. Это
означает, что Банк России вернется к активной борьбе с инфляцией, перейдя к
более жесткой денежно-кредитной политике. В частности, снижение процентных
ставок будет приостановлено, или даже (скорее всего) ставки начнут расти, что
станет еще одним фактором замедления экономического роста.
Кроме того, помимо негативного влияние на
экономический рост в целом, повышение
НДС окажет отрицательное влияние на структуру экономики, еще более усугубляя ее
перекос в сторону сырьевого и прочего низко-технологичного экспорта,
поскольку НДС экспортерам возвращают. А
вот высокотехнологичные компании, работающие на внутренний рынок, пострадают
более других – ведь именно они чаще всего производят высокую добавленную
стоимость.
Кроме того, дополнительным ударом по
отраслям экономики, ориентированным на внутренний рынок, станет общее
сокращение реальных доходов населения, поскольку оно приведет к сокращению
внутреннего спроса. Этот негативный эффект будет наиболее катастрофическим
для отраслей, находящихся в стагнации, поскольку они не смогут переложить
издержки от повышения НДС на потребителя.
Посмотрим для примера на строительную
отрасль, точнее, на строительство жилья. Начиная с 2016 года, эта отрасль
находится в очень сложном положении: из-за низких доходов населения, особенно
сильно просевших в результате последнего кризиса, большинство российских семей
не в состоянии накопить квартиру, в результате чего на рынке сформировалось
избыточное предложение жилой недвижимости. Цены на квартиры начали падать;
многие застройщики разорились (подробнее
см. мою статью «Еще раз о квартирном вопросе», Правда, №18, 2017).
В 2017 году ситуация несколько улучшилась
благодаря взрывному росту ипотеки, произошедшему главным образом из-за снижения
процентных ставок. Спрос на квартиры вырос, но даже это не привело к росту цен
на них из-за низкой платежеспособности населения. Так, например, в Москве (по
данным портала «Индикаторы рынка недвижимости», irn.ru) средняя цена квадратного метра
продолжает колебаться в диапазоне 165-167 тыс. руб. за кв. м., в то время как
на пике в декабре 2014 года она превышала 210 тыс. рублей. В свою очередь,
объемы избыточного предложения жилья не уменьшаются, а кое-где (например, в
Москве – в зоне от Третьего транспортного кольца до МКАДа) даже продолжают
расти, что связано с длительностью цикла строительства: жилье, выставляемое
сейчас на рынок, было заложено еще до начала кризиса.
И хотя сами квартиры от НДС освобождены,
застройщики платят этот налог в составе закупаемых ими стройматериалов и услуг
субподрядчиков. При этом дополнительные расходы, связанные с увеличением ставки
НДС, застройщикам вряд ли удастся переложить на покупателей: если бы они могли
увеличить цены, они бы уже давно это сделали. И повторю еще раз: застройщики не
могут поднять цены не из-за конкуренции и эффективного рынка, а из-за бедности
большинства населения. Даже те люди, которые хотят приобрести жилье и готовы
провести многие годы в ипотечной кабале, делают эту покупку «на грани
возможного», поэтому даже самое небольшое дополнительное увеличение цены
квартиры оказывается для них непреодолимым препятствием и покупка
откладывается.
Таким образом, есть
все основания ожидать, что увеличение ставки НДС станет дополнительным
фактором, усугубляющим кризис в строительной отрасли. В результате объемы
закладки нового жилья будут продолжать падать и, кроме того, могут произойти
новые банкротства застройщиков и девелоперов. Этот эффект будет еще более
выраженным, если процентные ставки по ипотеке перестанут снижаться или даже
начнут расти (что очень вероятно, если ЦБ перейдет к более жесткой
денежно-кредитной политике), в результате чего ипотечное кредитование
замедлится и перестанет оказывать поддержку строительной отрасли.
Помимо строительной отрасли, тяжелый удар
от повышения НДС примут легкая промышленность, уже сейчас работающая на грани
рентабельности, а также обрабатывающая промышленность, машиностроение и
некоторые другие важные отрасли экономики.
Таким образом, повышение НДС – это один из
самых контрпродуктивных способов собрать денег на выполнение майского указа.
Последствия этой меры будут прямо противоположны декларируемым целям указа: для
населения – понижение уровня жизни, для экономики – ухудшение структуры и
снижение общих показателей роста.
|