23.05.2019 г.
Главная arrow Главная arrow Открытое письмо ученых в защиту русского языка в науке (Пущино, февраль 2019 г.)





Открытое письмо ученых в защиту русского языка в науке (Пущино, февраль 2019 г.) Печать E-mail
Автор - публикатор   
01.03.2019 г.
Участники XXVI Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (Пущино, 28 января - 2 февраля 2019 г.) выражают свою глубокую озабоченность ситуацией с русским языком, сложившейся в нашей научно-образовательной среде.

Текущая языковая политика – политика англизации нашего образования и науки, культивирующая отчуждение от общегосударственного языка российской культуры, привела к снижению функционального статуса русского языка в России. Это недопустимо, поскольку русский язык является мощным фактором консолидации российского общества и формирования гражданской идентичности, а его развитие – условие интеллектуального, культурного, общественно-политического прогресса страны.

rus_yaz_nauki.jpg

Русский язык – естественная, доставшаяся нам в наследство от предков основа сосуществования народов РФ и сотрудничества между ними, основа развития многонациональной отечественной культуры, науки и образования. Пренебрежение этим наследием ведет к деградации социальных механизмов межпоколенной передачи опыта и знаний. В связи с этим укрепление позиций русского языка должно стать стратегическим приоритетом государственной политики Российской Федерации.

Не менее серьезные проблемы мы видим и в области регулирования и оценки результатов эффективности научной деятельности. Научным учреждениям и вузам навязана система, построенная на основе наукометрических показателей, учитывающих прежде всего публикации на английском языке в высокорейтинговых зарубежных научных изданиях. Она заставляет отечественного ученого в первую очередь знакомить со своими достижениями геополитических конкурентов России за счет её же интеллектуальных ресурсов. Стратегические интересы нашей страны требуют создания отечественной системы оценки качества труда ученого самим научным сообществом, а не  индексированием и рейтингами, а также разработки системы мер по поддержке и развитию научной, информационной и издательской деятельности, обеспечивающей доступ к научной информации на общегосударственном языке Российской Федерации.

В связи с вышесказанным, мы выносим следующие рекомендации.

Для представителей властей:

1)    обеспечить государственную поддержку русскоязычных научных журналов, в том числе содействовать их вхождению в мировые рейтинги (на выполнение данной задачи направлена программа развития российских журналов (развитиежурналов.рф), однако специальные журналы, существование которых крайне важно для ученых, оказываются за рамками данной программы);

2)    стимулировать научных сотрудников печатать статьи в русскоязычных журналах (чтобы это входило в обязанности руководства организациями, в которых они работают);

3)    создать государственную систему перевода русскоязычных научных публикаций на английский язык и другие мировые языки, что позволит, с одной стороны, сохранить публикационную активность тех российских ученых, которые предпочитают работать на государственном языке своей страны, с другой – обеспечить доступ к их трудам для мирового научного сообщества

4)    стимулировать издательские программы по переводу на русский язык лучших учебных пособий для высшей школы, соответствующих современному уровню развития науки;

5)    обеспечить финансовую поддержку свободного доступа к полнотекстовым версиям российских журналов в сети Интернет;

6)    сделать условием выполнения государственных грантов публикацию, по крайней мере, одной научной статьи на русском языке.

Вымывание русского как одного из языков науки во многом обусловлено малым количеством научных и просветительских материалов на русском языке. Это вынуждает интересующихся переходить на английский, а русские материалы — даже если они есть — игнорировать по причине низкого их качества. Чтобы исправить положение, научным учреждениям и вузам  следует стимулировать и поощрять:

1)                присутствие ученых в социальных сетях, как разработанных для самих ученых, так и менее специализированных, с целью представления своих работ как коллегам, так и широкой публике на русском языке;

2)                ведение учёными блогов (как текстовых, так и видео), посвящённых их работе и/или кругу научных интересов;

3)                публикацию научных обзоров на русском языке, что позволит обеспечить доступ к научной проблеме и ее сути более широкой аудитории и поможет русскоязычным журналам повышать свои импакт-факторы;

4)                использование молодыми учёными -  студентами и аспирантами – для поиска информации не только англоязычных журналов, но и  отечественных;

5)                создание просветительских материалов на русском языке, направленных на все слои населения. Такими материалами могут быть

– книги и статьи о явлениях окружающего нас мира, объясняемых без сложной терминологии, но и без примитивизации сути явления (как, например, известные книги «Занимательная физика» и «Занимательная математика», выпущенные во второй половине прошлого века);

– обучающие тексты или видеоролики, посвящённые развитию какого-либо инженерного навыка;

– серии образовательных лекций, адаптированные для широкой публики.

Издателям и редакторам научных журналов мы рекомендуем:

1)                 обеспечить наличие бесплатной полной электронной версии журнала на русском языке в сети Интернет;

2)                 печатать больше обзорных статей по актуальным проблемам современной науки;

3)                 представлять свои журналы на специализированных конференциях, предлагать научным сотрудникам публикацию докладов.

 

Научным организациям и вузам мы рекомендуем изменить систему влияния опубликованных работ на рейтинг, оплату труда и продление контракта учёного. А именно:

1)                 учитывать публикацию статей о негативных результатах исследования и о повторении исследования, выполненного другими учёными, наравне с публикацией результатов новых успешных исследований, при условии, что работа выполнена тщательно и корректно. Это позволит преодолеть наблюдающийся сейчас в мировой науке «кризис воспроизводимости» и одновременно с тем устранит стимул публиковать результаты, подогнанные под заранее заданный ответ, что зачастую вызывается зависимостью оплаты труда учёного от характера и результатов его исследований, а не от тщательности их проведения;

2)                 учитывать публикации не только в журналах с наиболее высоким рейтингом, а во всех рецензируемых. Таким образом, у учёных будет меньше конкуренции за место в журнале, а сами журналы с менее высоким рейтингом начнут получать статьи надлежащего качества, что приведёт к повышению их рейтингов;

3)                 учитывать публикации не только в «бумажных» журналах, но и на электронных ресурсах, особенно в источниках, следующих концепции «открытой науки», то есть подразумевающих выкладывание самих данных исследований, а не только их анализа исследователем, а также на электронных ресурсах, требующих соблюдения научного метода в научной деятельности (в частности, требующих заявления проверяемого тезиса до начала исследований, а не после, что протоколируется самими сайтами);

4)                 учитывать публикации в авторитетных сборниках научных трудов, признанных академическим сообществом, в том числе ежегодниках престижных конференций и юбилейных сборниках, наравне с публикациями в изданиях, имеющих статус журналов;

5)                 использовать в качестве основных критериев для оценки изданий, в которых публикуются результаты научных работ, качество статей, авторитет среди профессионалов, надежность издателя и состава редколлегии и наличие рецензирования, а не национальную принадлежность, язык и рейтинг издания.

 

Мы убеждены, что реализация предлагаемых рекомендаций и широкое обсуждение поставленных проблем в научном сообществе с целью выработки дополнительных мер, направленных на повышение статуса русского научного языка и изменение системы оценки научного вклада ученых, будут способствовать повышению продуктивности российских учёных и укреплению их позиций на мировой арене, привлечению в науку молодых кадров, повышению авторитета науки в обществе, снятию социальной напряженности в академической среде и в целом прогрессу российской науки и образования.

_____________________

См. также:  Всеволод Троицкий. Отступать некуда!  

Великое русское слово всегда нам помогало в самые трудные времена 

 Вспоминая 200-летие со дня рождения Тургенева И.С. Видеозапись юбилейного круглого стола в Госдуме («К 200-летию И.С. Тургенева: судьба русского языка – судьба русского народа».)

Ольга Васильева, в очередной раз, абсолютно права по поводу иностранных языков

Либералы не вынесли русского языка

Что же будет с «великим и могучим»? Размышления о судьбе русского языка

Академик РАН Сергей Новиков: "В образовании произошел распад обязательного знания"

Русский язык – основа российской государственности 

Эпидемия сквернословия 

Последнее обновление ( 02.03.2019 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей