27.06.2019 г.
Главная arrow Общество arrow А.В.Иванов. Осторожно, пошлость!



А.В.Иванов. Осторожно, пошлость! Печать E-mail
Автор Редсовет   
08.01.2009 г.
     Кто еще не прочитал роман Максима Кантора «Учебник рисования» - очень советую. Книга, что называется, знаковая. Она подводит остроумную и твердую черту под эпохой либерального морока в России, обернувшегося для нашего Отечества неисчислимыми бедами.  Жаль только, что подобная книга не появилась хотя бы десятью годами раньше, поскольку все правильные и тонкие констатации в ней известны патриотической оппозиции уже лет 15-20. Ну да лучше поздно, чем никогда.  

     Теперь настало время более обстоятельно разобраться с нашими новыми, так сказать, «державно-патриотическими» ориентирами, которые теперь повсеместно озвучивают и наши властители, и вечно «чуткая» к слову властей художественная и гуманитарная  интеллигенция и, конечно, батюшки. Без их благословения мы теперь не делаем ни шагу; они даже ядерные подводные лодки и ракетные комплексы освящают. Но это, впрочем, тема отдельного разговора.

     Что же касается  «патриотического» поворота в политике наших правящих верхов, то можно сказать одно: если бы я был махровым русофобом, то делал бы в «духовной» сфере именно то, что мы ежедневно созерцаем с экранов телевидения и читаем в прессе, начиная с официальной «Российской газеты» и заканчивая некогда яро оппозиционной газетой «Завтра». Название всему этому - профанация и опошление вечных ценностей России, утонченное издевательство над ее святынями и краеугольными основаниями жизни. Творящееся ныне в сфере «культурной политики», пожалуй, даже хуже явного демо-бесовства, которое процветало  в 90-ые годы: когда враг очевиден - с ним легко бороться; гораздо труднее распознавать бесов и их вольных или невольных прислужников, если они напялили ангельские одежды. Приведу только несколько наиболее вопиющих примеров. Остальное - пусть домыслит  читатель, если он придерживается сходных мировоззренческих позиций и обладает  волей к трезвому анализу происходящего.

     Во-первых, ничего кроме горького недоумения не может вызывать широко разрекламированный проект «Выбор России». Как ни странно, но в этом прямом кощунстве над русской историей  принимали участие и очень достойные люди. Кощунственный проект, кстати, закономерно обернулся кощунственными результатами, когда рядом с действительными светлыми ликами России - Александром Невским и Пушкиным оказались тиран Сталин и реформатор-неудачник Столыпин. Участникам шоу следовало бы знать, что если даже своих настоящих политических вождей масса не способна выбрать так называемыми «демократическими методами», то уж своих вечных героев свально-механическим голосованием она объективно не выберет никогда. В противовес суетному и случайному мнению толпы  (не смешивать с народом!), обуянной бытовой тщетой и ворохом предрассудков, - есть справедливый и беспристрастный суд истории. Кстати, своего вечного хранителя и заступника Россия давно и безошибочно выбрала - это преподобный Сергий Радонежский. Не знать этого - постыдно для настоящего русского.

     Во-вторых, все чаще  начинает повторяться роковая для России мифологема о «Москве - третьем Риме». Здесь уместно напомнить знаменитые стихи В.С. Соловьева:

     «Судьбою павшей Византии

     Мы научиться не хотим,

     И все твердят льстецы России:

     Ты - третий Рим, ты третий Рим!»

     Кстати,  весьма  критически к этой мифологеме относились такие выдающиеся русские мыслители, как А.С. Хомяков и Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский и С.Л. Франк. В самом деле, совершенно непонятно, зачем России быть «третьим Римом», если учесть жестокость «первого» - языческого - Рима и униатское предательство православия «вторым Римом» - Византией? И почему самой Руси не пасть, если два первых примера говорят как раз об обратном? И почему вообще в строительстве государства не равняться на собственный государственный идеал, заданный Александром Невским, Дмитрием Донским или Иваном Грозным первых десяти лет его царствования? Кстати, многие историки обоснованно считают истоком этой ложной имперской идеи вовсе не «творчество» монаха Филофея, а прямых недругов России из западных пределов, прибывших в Россию вместе с Софьей Палеолог.

     Идея «Москвы - третьего Рима» - это типично иосифлянская идея (ее самый авторитетный глашатай - Иосиф Волоцкий), когда ради мощи абстрактного государства и, главное,  ради самовластия его правителей приносятся в жертву и духовная свобода, и нравственная правда и социальная справедливость, т.е. все то, за что всегда выступали русские нестяжатели - Сергий Радонежский и Нил Сорский, Максим Грек и Паисий Величковский, Серафим Саровский и старцы Оптиной пустыни. Уже в постперестроечное время, в страшные 90-ые годы, эту нестяжательскую и истинно православную позицию в России твердо и мужественно отстаивал митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Более подробно о непримиримой борьбе двух этих линий - иосифлянской и нестяжательской, причем не только в истории русской православной Церкви, но и во всей истории России, - можно прочитать в коллективной монографии, в которой принимал участие автор1.

     И этот возрождающийся «дух» отечественного иосифлянства, где удивительным образом сошлись церковный клир и  [экс-] КПСС в лице Единой России, совершенно закономерно (как это уже не раз бывало в прошлом) потребовал своего культового оформления и закрепления. Символом этой рыночно-административной псевдохристианской империи (или на новомодном политическом новоязе - «суверенной демократии») призван ныне стать Воскресенский монастырь (или Новый Иерусалим, как его называют с легкой руки царя Алексея Михайловича). Проект комплексной реконструкции монастыря объявлен делом государственной важности. Напомню, что этот архитектурный комплекс был заложен горе-патриархом Никоном и замысливался им в качестве имперского символа России, претендующей на роль мирового центра православной веры. Я, естественно, не против того, чтобы этот замечательный памятник русской церковной архитектуры был капитально отреставрирован, как и в целом не против нынешнего возрождения монастырей и храмов на Руси.

Но я категорически против типично этатистского и иосифлянского подхода к религии и Церкви, где на фоне политико-идеологических игрищ вокруг Нового Иерусалима явно на второй план отодвигается  главная православная  святыня России - Троице-Сергиева Лавра, которая неразрывно связана с выдающимися духовными подвигами и самыми значительными событиями в русской истории2.

     Я также  категорически против того, чтобы духовность отождествлялась с церковностью и измерялась числом вновь открытых церквей. На мой взгляд, не меньшее, а гораздо большее значение имеет сегодня поддержка школ (особенно сельских), музеев и библиотек, а также сохранение памятников светской архитектуры, которые (в той же Москве) гибнут буквально на глазах. Никакое посещение церкви никогда не заменит качественного школьного образования и приобщения ребенка к сокровищам мировой культуры, в том числе и светской и советской.

     К сожалению, вместо подлинной православной огненной веры сердца мы сплошь и рядом видим типичное мертвое иосифлянское обрядоверие, против которого единодушно выступали все крупнейшие светочи русского православия3. Приходится констатировать также начинающиеся идеологические гонения на атеистов, на интерпретацию христианства русскими религиозными философами или на такие глубокие философско-этические учения, как, например, «Живая этика». Типичный признак порочного религиозного иосифлянства - война с безбожниками и сектантами4, когда сама Церковь вырождается в воинствующую секту, утрачивающую свой соборный характер. Доказывать истинность своей веры надо благими делами и личным нравственным обликом, а не изведением противников с опорой на мощь государственной машины. Так Иосиф Волоцкий и его последователи сначала сожгли на льду Москвы-реки последователей ереси так называемых «жидовствующих», а потом расправились и с партией нестяжателей. Я не хочу сказать, что нечто подобное может повториться сегодня, но новое превращение Церкви в государственный идеологический институт, к чему ее настойчиво подталкивает власть, - беда и для общества, и для самой православной Церкви. Итогом может стать только новая религиозная пошлость, когда церковный иерарх читает властям предержащим проповедь о христианской любви, а те, ничтоже сумняшеся, покрывают из государственного бюджета долги проигравшихся банкиров-спекулянтов.

     В-третьих,  прямой и откровенной телепрофанации постоянно подвергается отечественная  история. Я уж не говорю о ежедневных страшилках про ужасы эпохи сталинизма и кровожадность лично Иосифа Виссарионовича5, но ведь мы не имеем ни одного глубокого художественного исторического фильма за последние 15-20 лет. Это или голливудские боевики, или пошлые мелодрамы, или прямые идеологические поделки на исторические темы, или фильмы откровенно художественно слабые, типа «Невской битвы» про Александра Невского. Нет ничего, что могло бы хоть как-то сравниться с «Войной и миром», «Александром Невским», «Андреем Рублевым» или «Броненосцем Потемкиным»6 - фильмами созданными в советскую эпоху. Это, кстати, совершенно понятно: у дезориентированных в постперестроечные годы людей нет ни сильных идей, ни знания подлинных ценностей России. А теперь - есть уже и откровенный страх, что не впишешься в новую официальную государственную линию. Словом, мы живем вне подлинного исторического пространства России, бросаясь из крайности в крайность (от заклеймления того же Колчака - до его поэтизации) при почти полном отсутствии общезначимых исторических фигур и событий. Все субъективно, пристрастно, местечково и, значит, пошло. Словно нет у нас за спиной подлинной единой России во всех ее непрерывных страданиях, но и во всем ее непрерывном величии: от  Бориса и Глеба, образцов смирения и нестяжания, до Павла Флоренского и Александра Матросова, которые в новых исторических условиях воплощают те же самые вечные национальные ценности.

     В-четвертых, на телеэкране в целом - непередаваемая пошлость из концертов и телепроектов, где поет, хохмит и катается на льду 5-6 десятков одних и тех же певичек, спортсменов и юмористов; из бездарных сериалов с одними и теми же сюжетами и диалогами, где видно, что самим артистам играть все это мучительно стыдно; да из политпрограмм и ток-шоу7, где мелькает 3-4 десятка одних и тех же донельзя приевшихся физиономий и где политцензура - хуже, чем при советской власти8. И все это густо сдобрено назойливой рекламой.

Я не вижу на телевидении никаких культурных улучшений по сравнению с 90-ми годами. Все стало только пошлее и глупее, ибо, к примеру, на такое количество певцов и музыкальных программ просто невозможно насочинять столько хороших и новых песен. Поэтому поют старые и все больше советские песни, причем поют плохо и на один манер, ведь все  выходцы с какой-нибудь «Фабрики звезд». Одна отрада - старые добрые советские фильмы и мультфильмы, которые не стыдно и не страшно показывать детям. Справедливости ради, отмечу, что изо всей отечественной телепродукции  последнего времени именно детские мультфильмы производят самое благоприятное впечатление - те же «Смешарики» и «Лунтик». Возможно, художник поневоле вынужден примерять создаваемую им телепродукцию к собственным детям. Кстати, можно даже сформулировать универсальную художественную максиму: хочешь ли ты, чтобы рождаемое тобой творение увидели твои собственные дети и внуки и чтобы им не было мучительно стыдно за ложь и/или пошлость своего родителя? Если хочешь, значит создал нечто стоящее; если нет - значит схалтурил и спошлил ради денег.

     Отдельный разговор - это так называемый «русский шансон», а точнее - откровенный пошлый блатняк, который мы слышим с утра до вечера в маршрутках и в магазинах, по телевидению и по радио. Особенно противен не прямой блатной, а лирический шансон с «национальным»  колоритом, который поет, например, Александр Новиков.  Здесь все грубо, поверхностно, слащаво-сентиментально и, в конечном счете, эстетически отвратительно. Словом, стоит только включить телевизор или радио, как  на тебя обрушивается фонтан пошлости, никак не совместимый с подлинной культурой, нравственностью и честью России. 

     В-пятых, с каким-либо возрождением России несовместимо то, что творится в нашем образовании. Повсеместный переход на ЕГ, введение двухступенчатой модели высшего образования (бакалаврмагистр), вхождение в так называемый «болонский процесс» и, наконец, прямая установка на резкое сокращение числа государственных вузов - все это не только отчетливая денационализация всей системы отечественного образования, но его целенаправленное уничтожение. Об этом уже много написано и сказано, но не меняется, по сути дела, ничего. У меня лично всему этому только одно объяснение: по-настоящему образованные и верующие люди с прочными знаниями и твердой шкалой нравственных ценностей нынешней власти в России просто не нужны. Будут задавать  слишком много вопросов и не будут мириться с торжествующей вокруг пошлостью - псевдокультурной, псевдорелигиозной и псевдогосударственной.

     Словом, если бы я только мог, то вывесил бы над Россией один огромный предупреждающий плакат: ОСТОРОЖНО, ПОШЛОСТЬ!

_________________________

О нашем постоянном авторе:  Иванов Андрей Владимирович, доктор философских наук, зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета.  Барнаул.

См. также другие его статьи на сайте ДЗВОН:

А.В.Иванов. Есть ли выход из цивилизационного тупика?

А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.2 

А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.1 

А.В.Иванов. О прорехах российского бытия: образование

А.В. Иванов. О прорехах российского бытия: экология и сельское хозяйство 

 А.В.Иванов. Осенние тезисы

А.В. Иванов, И.В. Фотиева. Попрание высшего права

Андрей Иванов. Энергетическая безопасность: очередной политический миф или сильная государственная идея?  

Андрей Иванов. А не рискуем ли мы все вылететь в газовую трубу?

Андрей Иванов. Приватизация святынь.

Андрей Иванов. Покоренная Москва (раздумья бывшего москвича)

Андрей Иванов. Закон «Об автономных учреждениях» готовится к принятию во втором чтении

Андрей Иванов. Истинные основания социальной консолидации (к итогам IY Российского философского конгресса).



 

Последнее обновление ( 08.01.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей