20.07.2019 г.
Главная arrow Наука arrow Вячеслав Сомсиков. Роли современной науки и пути ее реорганизации



Вячеслав Сомсиков. Роли современной науки и пути ее реорганизации Печать E-mail
Автор Редсовет   
22.11.2007 г.
Предлагается ряд мыслей автора о роли науки в современном мире и пути ее реорганизации. Главная идея, которую хотелось бы донести до читателя, состоит в том, что в современном открытом мире роль науки не только выросла, но и приобрела новые стороны. 

  Если раньше ее роль сводилась к разработке новых технологий, развитию культуры и знания, то сегодня от того, как она справится с решением вставших в последние годы труднейшими социальными, экологическими, информационными задачами, зависит вопрос жизни миллионов и, в конце концов, существование человечества на земле.

Глубокие перемены в обществе, произошедшие в последнее десятилетие, привели к серьезным экономическим и социальным потрясениям. Развал, казалось бы, незыблемой советской структуры поставил мир перед многими новыми проблемами, заострив при этом старые.  Как жить, как вписаться в новый открытый мир, кто мы и зачем живем.

Для возникших государств вместо бывшего СССР под влиянием внешнего, открывшегося мира вместо ожидаемого созидания и прогресса, происходил неумолимый распад накопленных человеческих ценностей. Пропасть моральной и духовной нищеты перестали быть абстракцией. В первые годы после развала СССР, в каждом из возникших государств для поисков выхода из нахлынувших проблем наспех сколачивались комиссии по их экстренному решению. Комиссии строили теории, давали советы и рекомендации. Но, как правило, эти советы и рекомендации не способствовали выходу из кризиса. Проблемы захватывали общество с фатальной неотвратимостью, вопреки всем отчаянным попыткам справиться с ним. Возникала мысль - может быть жизнь сама все решит и кривая выведет, куда надо в соответствие с законами развития общества? Время шло, а «кривая» не выводила из проблем, а наоборот еще больше усугубляла ситуацию. Стало ясно, что для выхода из кризиса требуется незамедлительное изучение законов развития открытого общества. Сам ход развития истории поставил человечество перед актуальнейшей необходимостью создания интеллектуального потенциала, способного понять законы развития открытого общества, чтобы найти пути преодоления глобальных катастроф.  

Развал СССР обострил старые проблемы человечества и создал новые. Это проблемы расслоения общества, терроризма, наркомании, ухудшение экологии и т.п. Усилилась тенденция морально-этической деградации человека. Возрос религиозный экстремизм. Примитивный прагматизм, оттеснив духовные человеческие ценности и моральные устои, гипертрофировал культ материального достатка. Потребительская направленность общества, которая по своей сути соответствует низшей ступени его развития, стала подавлять человеческие достоинства, которые сдерживали его от моральной деградации. Стало ясно, что если не остановить деградацию человеческих ценностей, то человечество погибнет. Недостаток духовности стал угрожать существованию человека. Но как остановить распад духовных ценностей в эпоху рыночных отношений? 

Более явные проблемы, возникшие перед человечеством в последние годы, это проблемы экологии. Природа в том виде, в котором она пригодна для жизни, гибнет. Она уже не выдерживает варварской человеческой деятельности, его потребительских амбиций. Наше воздействие на окружающую среду стало настолько мощным, что даже незначительные ошибки приводят к глубоким нарушениям в природе. Мы стали свидетелями гибели Арала, мы стали свидетелями мертвых ядерных зон. Мы наблюдаем гибель Балхаша. При накоплении таких необратимых ошибок рано или поздно может случиться так, что у человечества в какой-то момент не окажется достаточно сил и знаний для исправления очередной своей ошибки. Тогда для него наступит конец. Общество достигло предела, когда без глубокого понимания ответственности за свой каждый шаг, без понимания своей миссии в этом мире, оно уже не способно найти правильных решений, порождаемых им же самим проблем.

Ряд социальных проблем возник в последние десять лет в связи с тем, что человечество практически перешло к открытым формам сосуществования государств. В недалеком прошлом все государства были достаточно изолированы друг от друга. Протекающие в них процессы не обладали характерной для нынешнего общества стремительностью и взаимосвязью. В открытом мире ситуация меняется практически мгновенно. Уже есть горькие примеры, когда мощные потоки информации и финансов за очень короткий период времени ставила перед кризисом целые государства. Пример - Южная Корея. Естественная борьба интересов между различными странами стала носить интеллектуальный, психологический характер. В мире с ужасающей скоростью нарастает мощь интеллектуальных и информационных войн, которые по количеству и объему жертв не менее разрушительны, чем мировые войны. Знание законов формирования и развития социальных структур, владение информацией, умение ее быстро обрабатывать и использовать стало вопросом жизни и смерти государства.

Передовые страны раньше других осознали тенденцию рождения открытой цивилизации и благодаря поддержке и развитию своей науки, сумели адаптироваться к ситуации. Более того, они подготовились к рождению этой цивилизации, поняв в необходимой степени законы ее развития и научившись их использовать. Им открытая цивилизация не грозит гибелью. Ими найдены формы активного участия науки в защите страны от внешних потоков информации, в разработке структурирующих общество законов и их использовании на практике. Америка, например, вообще провозгласила жизненно важным принципом существования развития не только своего, но и привлечение интеллекта со всего мира. Она никогда не жалела сил и средств на науку. Благодаря науке ею создана надежная экономическая ниша в современных технологиях, укреплена государственная власть, которая быстро адаптируется к меняющейся обстановке с помощью хорошей информационной системы. Она побеждает в интеллектуальных войнах. Она прочно стоит на ногах, несмотря на оказываемое противостояние со стороны стран изгоев. Не сложно понять, что и мы, если хотим иметь будущее, должны последовать ее примеру. Другого пути укрепления государства, кроме как развитие интеллектуальной мощи, нет. Необходимо опираться на мощный интеллект и в законотворчестве, и в вопросах внешней и внутренней политики, если мы хотим быть уверенными в завтрашнем дне.

Опыт переходного периода показал, что каждое, особенно вновь родившееся государство, должно рассчитывать только на свои силы. Никто не решит наших экономических и социальных проблем и не создаст нам человеческие условия для жизни. В открытом мире жесткой конкуренции новейших идей и супертехнологий, мире экологических и социальных катастроф, интересы одних государств, как правило, вступают в конфликт с интересами других. Эксплуатация человека человеком переросла в эксплуатацию государства государствами. Поэтому каждый народ, если он хочет быть суверенным, должен сам думать за себя, т.е. сам развивать свою экономику, сам решать свои социальные проблемы. Это невозможно осуществить без собственной науки. Пока у нас есть шанс создать такую науку.

От советских времен нам досталась мощная наука. Несмотря на социальные потрясения, множества политических и экономических трудностей она еще существует. Но если не принять срочные меры,  ей не долго жить. Ученые материально сведены до нищенского уровня. Как следствие стагнации науки, страдает сфера образования. Уже не удивляют студенты старших курсов, уровень которых ниже уровня школьника 70-80 годов. Культура-основа духовного здоровья государства в плачевном состоянии. Невежество и дилетантство с потрясающей скоростью захватывают все слои общества. Реальные знания и интеллект подменяются шаблонами, штампами и суррогатами культуры. На расцветающей ниве невежества появилось огромное количество псевдоученых. Мало того, что они, паразитируют на науке, отсасывая те незначительные средства, которые изыскивает государство для ее поддержания. Они культивируют почву для средневекового невежества. Они уничтожают знания, засоряя умы дилетантскими, псевдонаучными идеями. В результате их деятельности происходит моральная и социальная деградация общества.

Говорят, что наша наука не востребована обществом. Правильно ли ее винить за это? Это одинаково, что ругать ребенка за то, что он болен! Надо немедленно вырвать из когтей смерти умирающую науку- надежду народа на его будущее. Надо помочь ей встать на ноги, мобилизовать ее усилия во благо народа, во благо государства. Надо найти силы для ее возрождения. Для этого необходимо разработать систему реабилитации и реорганизации науки. Возможно, что сначала надо добиться, чтобы даже те небольшие средства, которые государство с трудом изыскивает для нее, могли доходить до цели. Эффективное использование имеющихся средств может оказаться достаточным не только для выживания науки, но и для того, чтобы она начала возрождаться. Надо незамедлительно обеспечить преемственность поколений ученых. Наука постарела. Если не принять срочных мер, то скоро в ней не останется даже тех, кто способен передать знание молодежи. Наука находится в критической точке, после которой еще ни одному государству не удавалось ее возродить. И тогда будет поздно мечтать о будущем. Нельзя упускать возможность возрождения науки. Даже в таких странах, в которых по общему убеждению нет науки - Пакистан, Турция, Кувейт и др., даже там сейчас прямым или косвенным путем тратится на нее государственных средств (в процентном отношении к валовому продукту!) намного больше, чем у нас. Кстати, поинтересуйтесь, сколько у них там, где, как мы привыкли считать, нет науки, платят ученым? И все равно они пока не в силах создать науку в том качестве, в котором пока она есть у нас. Важны здоровые традиции, которые не приобретешь ни за какие деньги. А эти традиции пока у нас есть. Их надо только возродить.

Нынешнее поколение особенно тех, кто способен повлиять на сложившуюся критическую ситуацию в науке, несет огромную ответственность за спасение науки, за спасение будущего страны.

Без нее не разобраться в мировых проблемах и специфических особенностях открытого мира, нельзя противостоять информационным войнам, нельзя определить стратегию и тактику государства при быстро меняющихся социальных, экономических и политических условиях, не создать конкурентоспособные технологии, не найти решения экологическим проблемам. Шанс страны на достойное будущее связан с наукой. Только при наличии сильной науки можно надеяться на экономическую независимость, стабильность и прогресс.

Только она обеспечит необходимый уровень понимания фундаментальных законов возникновения и эволюции природных структур и человечества. Раскрыв и поняв эти законы, у нас появится шанс сохранить свое будущее, обеспечить надежность своей экологической ниши в этом мире. Без науки нам не создать свободное, процветающее государство.
____________________________________

 Об авторе: Вячеслав Михайлович Сомсиков, доктор физико-математических наук., Институт ионосферы, (Алма-Ата, Казахстан).

Последнее обновление ( 22.11.2007 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей