27.06.2019 г.
Главная arrow Главная arrow Георгий Полоскин. Малоизвестная грань творчества Толстого





Георгий Полоскин. Малоизвестная грань творчества Толстого Печать E-mail
Автор Редсовет   
08.09.2009 г.
I. Лев Толстой.
Если спросить о писателе, то непременно в ответ: «кто же его не знает»? Со школьной скамьи не только читали, но и изучали. Знаем рассказы Льва Николаевича, знаем романы: «Анна Каренина», «Война и Мир». Зачитывались и учили, чуть ли ни наизусть.

Все так. Но и сегодня для большинства «за семью печатями» остается другая сторона. Остается незнакомым творчество религиозного мыслителя и философа. В малоизвестных, ранее не ведомых направлениях Лев Толстой достиг возможно  вершин своего творчества. По праву заслужив признание как литературный  гений, он достоин высочайших оценок и как мыслитель.
На новом поприще его способности философа обретают столь удивительную мощь, сам стиль и характер писательской деятельности столь сильно меняется, что творчество обретает совершенно новые, ранее не ведомые свойства.

Достижения последних десятилетий жизни философа - мыслителя затмевают более раннюю славу художника - автора романов и рассказов.

II. Слава
Всемирная слава пришла к Л.Н. Толстому сравнительно рано. Она была обретена благодаря его замечательному литературному творчеству. За первыми произведениями последовал дальнейший период зрелого мастерства. Казалось бы, с литературным успехом должна успешно завершиться и жизненная миссия. Но, Лев Толстой оказался персоной более крупного масштаба.

Писатель постоянно занимался интенсивным самообразованием. Со временем накопленный багаж стал сказываться. Приходила зрелость. Расширяется круг жизненных интересов. Писателя начинают занимать не только и не столько бытовые сюжеты и линии поведения литературных героев, их фабула, сколько общие концептуальные принципы устройства мира. Перед ним встает вопрос - о цели жизни. С какой целью людям дана жизнь? Как, по каким правилам, они должны жить? Что представляет собой мир, в котором они живут? Как устроен мир, каковы его нормы и законы?

Все более и более, - темы мироздания: философия мировосприятия, мировоззрение, социология и религиозные системы описания устройства мира, - начинают интересовать его. Уже не сюжеты, а проблема смысла жизни и обустройства разумных, правильных отношений, - становятся тематическим центром писательского интереса.

Активно совершенствуя талант, Лев Толстой ведет исследование указанных проблем. На рубеже XIX и XX веков Лев Толстой становится мыслителем нового типа. Новообретенные мировоззренческие позиции качественно меняют направленность и литературного творчества. Оно достигает своего расцвета. Результаты последних десятилетий относятся к вершинам наследия истинного гения человечества.

Конечно, не все способны принимать творчество нового, духовно перерожденного писателя. Необходимо время и оно идет. Может быть сегодня, спустя сто лет, для широкого круга пришла пора начать прямое, без посредников, знакомство с полным наследием писателя. Может быть сегодня, уровень социального сознания достаточно изменился, и общество готово к этому.

В «малоизвестных страницах» Льва Толстого можно выделить три направления:

А. Первое направление посвящено, - вопросам устройства гражданского общества будущего. Вопросам улучшения, как всего общества, так и положения граждан в государстве. Правилам построения новых отношений граждан с властными структурами. Принципам построения правовых отношений граждан со служащими и чиновниками административного аппарата. Работы этого направления, в основном были написаны на немецком языке. Список ссылок можно найти у П. Эльбахера. «Сущность анархизма» [2]. По этой причине, в данной статье описываются только идеи и основы авторских положений. Сами тексты ни в статье, ни в разделе [1], - не приводятся.

Б. Работы второго направления можно отнести к работам научного анализа основ вероучения Христианской церкви и поиска основ правильного вероучения. Эти тексты, написанные на русском языке. В разделе [1] они приводятся в соответствии с 90-то томным изданием сочинений автора и составляют значительную его часть.

В. Третье направление можно отнести к итогам мировоззренческой позиции зрелого автора. Человека, умудренного опытом прожитой жизни. Умудренного опытом активного творчества мыслителя-философа. Это, в первую очередь, - итоговые работы, объединенные под единым названием: «Круг чтения».

III.Ан Архизм
Начиная обзор «мало известных страниц» темой «Ан Архизма», - отметим: для многих данная тема, - станет откровением. Обернется неожиданной новостью. Наряду с известными теоретиками: Прудоном, Бакуниным, Кропоткиным и др., - Л.Н. Толстой является основоположником учения. См. [2]. Новостью может оказаться и раздельное написание термина. В данном случае в написании нет ошибки. Так, раздельно писался, введенный авторами учения новый термин, образованный от двух греческих слов. (Ан - против, Арх - власть). Новый термин был введен для обозначения гражданского движения противостояния произволу и самоуправству властей всех уровней. Раздельное написание, по мнению авторов, более соответствовало замыслу. В качестве символа осознанной созидательной инициативы граждан. Коллективного гражданского противостояния произволу и самоуправству властей. Разумному, не силовому надзору над качеством власти. Надзору, представляющему интересы всего общества.

По существу новый термин, - исходил из построения гражданского общества нового типа. С высоким уровнем общественного сознания. Достаточно мудрого, - осознающего необходимость действенного механизма противостояния произволу и своеволию властей. Гражданского общества, понимающего: без регулирующего, исправляющего гражданского надзора над качеством власти, - человеческая Цивилизация погибнет.

Известная позиция Л.Н. Толстого, - «непротивление злу насилием» - здесь получает дальнейшее развитие. Неблагородному, пагубному влиянию поведения структур власти (то есть, - злу, исходящему из структур власти) необходимо было противостоять не насильственным, не силовым, не вооруженным способом. А созданием легальных и широко известных правовых условий. Таких, что благородное, созидательное поведение становится выгодным, в первую очередь самим структурам власти. Для моделирования таких условий центральное ядро аппарата гражданского надзора должно:

  • 1. быть поставлено в условия личной заинтересованности от эффективности своей деятельности;
  • 2. обладать высокой профессиональной подготовкой и высокой мудростью;
  • 3. наделено исключительным правом доступа ко всем уровням информации;
  • 4. административно независимых структур (со своими ядрами) должно быть много.



В приведенных перечислениях особо выделяется 3-й пункт. В соответствии с которым: от ядер гражданского надзора, представляющих интересы всего общества, не должно быть никаких секретов. Ни государственных, ни договорных, ни финансовых, ни военных, ни коммерческих, ни частных. От ядер гражданского надзора не должно быть никаких секретов по всем делам, происходящим в обществе.

И второе, п. 4. Основополагающих, административно свободных, полностью самостоятельных структур со своими центральными ядрами, - должно быть много. Что обеспечивает:

  • 1. взаимный надзор и исключает появление порока в самих структурах профессионального гражданского надзора над качеством власти;
  • 2. обеспечивает необходимый уровень безопасности, - в случаях выявления пороков власти делает не выгодным любую ответную, агрессивную реакцию: как ложь, информационную дискредитацию и подкуп, так и криминально силовую с применением вооруженных армейских подразделений.



Была сформулирована общая цель движения. Цель состояла не только в просвещении и пропаганде идей движения, но и реальном улучшении благоустройства общества. На принципах новой политической модели, включающей в себя активный гражданский надзор над качеством власти, необходимо было просвещать и объединять всех разумных, добропорядочных людей. Объединять всех людей доброй воли.

В начальных работах термин «Ан Архизм» писался раздельно. Только потом, из-за множества ошибок в корректурах типографских наборов, из практических соображений, было принято слитное написание термина: «анархизм». Слитное написание, хотя и упрощало процесс печати, но, с другой стороны, порождало концептуальную путаницу. Термин противостояния произволу властей стали путать с понятием хаоса. Термин: «анархизм» - начинали воспринимать по смыслу как, «анархия» - «беспорядок».

В истории развития учения «Ан Архизма» имя Льва Николаевича Толстого занимает ведущее место. Своими работами мыслитель - философ намного опередил свое время. Только сегодня среди гражданских кругов наиболее просвещенных и передовых появляются личности способные перенять эстафету. Перенять эстафету идеи, рожденной и описанной более ста лет назад.

Основные работы по «Ан Архизму» были написаны Львом Николаевичем на немецком языке. Что не только усложняет знакомство с оригиналами для русскоязычного читателя, но и «затрудняет» размещение этих работ в наиболее полном, на сегодняшний день, и во многом уникальном, 90 - то томном «полном» собрании сочинений. По этой причине даже 90 томное собрание сочинений едва ли полностью правомочно называться полным собранием автора. Но и это, усеченное издание сегодня является библиографической редкостью. Недруги всегда старались препятствовать популяризации философских идей писателя. Их вполне устраивала мировая слава Льва Толстого только как литературного гения. Даже и сегодня, с ростом новых информационных технологий, совсем не все тома этого издания можно найти в сети интернета. Хотя сам автор, возможно предвидя подобную ситуацию, публично на всех своих произведениях надписал: «Перепечатка разрешается безвозмездно».

Теорию «Ан Архизма» можно отнести к основам построения общества будущего. Можно назвать «ключом спасения» цивилизации от гибели. В ней центральным элементом являются: профессиональный гражданский надзор над качеством власти и уникальные ненасильственные полномочия ядер аппарата надзора, представляющего интересы всего общества: исключительные права доступа ко всем уровням информации. От ядер не должно быть никаких секретов: ни банковских, ни финансовых, ни политических, ни армейских, ни государственных или иных.

Естественно «ключ спасения» встретил крайнюю неприязнь и неприятие со стороны отечественной и всей мировой касты чиновников. Получил неприязнь и неприятие мировой элиты во всех странах. Как в те далекие дни, так и сегодня элита продолжает питаться стареющими идеями и установками мирового господства. Оставаясь в рамках безнадежно устаревшей поведенческой модели, сегодня мировая правящая элита «благополучно» подвела все человечество к краю пропасти всеобщего кризиса. Только реальная угроза всеобщей гибели начинает отрезвлять сознание. Начинает развеивать в глазах «лже - победителей» мифический туман вседозволенности и собственного неограниченного могущества. Реальная угроза общей гибели воскрешает забытое время и великого мыслителя с его трезвым взглядом и достоверными, научно обоснованными решениями.

Возникшее в конце XIX века, движение «Ан Архизма» со временем практически исчезло. Но сама идея и научное обоснование необходимости не насильственного профессионального гражданского надзора над властью в обществе будущего, - остались. Сегодня, в реальных условиях все возрастающих системных неурядиц и трудностей все более и более актуально: создание многоядерного не силового гражданского надзора над качеством власти. Эта тема актуальна, как в качестве средства восстановления социальной справедливости, так в качестве эффективного средства противостояния растущей коррупции. Для оздоровления всех сторон социальной жизни необходим: представляющий интересы всего общества, эффективный профессиональный надзор, над властными полномочиями государственных чиновников, любого, в том числе и наивысшего ранга.

Только сегодня «старая» идея обретает практическую реальность уже в иных исторических условиях. За прошедшее столетие ушли в прошлое: годы Октябрьской революции, годы построения и расцвета СССР, годы начала перестройки и развала СССР, - идет этап построения нового пост советского пространства. Уходящая история сохранила следы доминирования идеи силового единовластия на планете. Те времена уходят. В новых условиях мирового системного кризиса, - когда все явственней начинает звучать угроза всеобщего краха и гибели. Неумолимая реальность начинает действовать на «победителей» отрезвляюще. Становятся необходимы не красивые жесты, не слова и красивые лозунги. Становятся необходимы достоверные, научно обоснованные проекты и построения. Забытые идеи, являющиеся в свое время скорее утопиями, чем практическими руководствами к действию, начинают обретать практическую значимость. Фундаментальные понятия учения «Ан Архизма»: как гражданского надзора над качеством власти и исключительного права доступа «ядер структур надзора» ко всей информации, - сегодня становятся актуальными целевыми установками.

IV. Цель жизни.
В зрелые годы перед Львом Толстым встает вопрос смысла жизни. В поисках цели жизни и объяснения устройства мира Лев Толстой обращается к Христианской церкви. Неподдельный восторг и трепет душевный в начале приобщения к церкви, по мере знакомства зрелым разумом, все более и более углубленного изучения и анализа, сменяются разочарованием и антипатией.

Научный анализ основ вероучения Христианской церкви и поиск основ правильного вероучения, - является фундаментальным достижением мыслителя - философа. В этом направлении талант Льва Николаевича проявился в полную силу. Именно этому предмету: теме научного анализа основ вероучения Христианской церкви и поиску основ правильного вероучения, посвящено наше дальнейшее обсуждение.

Специально повторимся. Именно анализ вероучений. Именно о вероучениях пойдет далее речь. А не о службах, ритуалах или обрядах. Не о порядках и чинах в иерархии церковнослужителей или прикладных богословских течениях. Далее пойдет речь только о вероучении. Хотя, можно отметить, - сами служители церкви, приходящие к Л.Н. Толстому со своими «нравоучениями», не вызывали у него особых симпатий. Но это уже совсем другая тема. Но и то, правда, - в своем неприятии наглого самоуверенного тона неучей из «бурсаков» Лев Николаевич был не одинок. Не надо далеко ходить. Над жадностью и убогостью тогдашнего, изрядно деградировавшего духовенства смеялся весь народ. Смеялся А.С. Пушкин, смеялись Ильф и Петров, смеялись и другие. Если же говорить на тему серьезно, в документальном плане, что бы почувствовать реальность времен Гоголя, Достоевского. Достаточно обратится к содержанию романа «Очерки бурсы», Николая Герасимовича Помяловского [3].

И опять повторимся. Личности служителей, их тон, образование и манеры, социально-статусные особенности - это совсем иная тема. Далее речь пойдет только об анализе основ вероучения Христианской церкви и вероучении самого Льва Толстого.

Труды мыслителя-философа Льва Толстого о вере с применением научного подхода можно отнести к высшим вершинам духовного анализа. Величественные творения Льва Толстого столь же значительны, как и творения: Будды, Кришны, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда ... Лев Толстой жил позднее. Ему были известны достижения предшественников. В своем творчестве он стоял на плечах гигантов. Потому и удалось ему во многом шагнуть дальше.

Для самого писателя обращение к вере началось заурядно. Началось с бытового простого. Известно, - люди меняется с возрастом. В начальный период юности и физического расцвета, - жизнь столь подвижна, столь полна энергией, физическими удовольствиями и испытаниями, что часто представляется, - человек будет жить так, не испытывая тягот и разочарований, всегда.
Как правило, в годы юности людей мало интересуют «вечные вопросы» о смысле жизни. Со временем тело и разум человека меняются. С наступлением зрелости, физического увядания и старости все чаще зрелый разум человека начинает обращаться к вопросу смысла жизни. Теперь у, зрелого разумом, человека вопрос о смысле жизни приобретает иной мировоззренческий оттенок. Его начинает интересовать не столько смысл его личных поступков, его личных успехов и личных поражений, сколько смысл жизни для всех людей, как природного явления и культурного феномена. В чем смысл жизни как философской категории. Сложность полноты осознания и нахождения ясного правильного ответа для каждого, отдельно человека, со временем только возрастает. Со временем каждый человек на собственном опыте получает все более природных свидетельств традиционных финалов физического увядания и, - смерти. В сознании растет число доказательств неизбежности. Таков закон природы. Он выполняется для всего и всех, - не только для людей, но и для высших и низших животных, для растений и насекомых и т.п.. В этой природной закономерности - мы не видим исключения. Все живые материальные творения природы проходят хорошо всем известные традиционные фазы: рождение, молодость, расцвет жизни, после пика, увядание, смерть.
Часто сломленные непосильной тяжестью неизбежностью старения и неразрешимости духовной задачи своего назначения и смысла всей и общей жизни, стареющие люди пытаются искать прибежище в религии. На религиозном поприще с позиции людей обессиленных и побежденных временем они вынужденно принимают условия традиционного религиозного окружения.

Такой же жизненный финал как будто был уготован и Льву Николаевичу. Но, произошла осечка. Бунтарский дух мыслителя - философа восстал. Он не мог смириться с пассивной позицией слепой веры. Слепой веры основам вероучения Христианской церкви. Тем более, что на тот момент у него уже зарождались сомнения. Из-за догматов церкви начинали для него просвечивать корысть служителей. Он начинал видеть, - и сами догматы, «святые правила» порочны. Противоречат здравому смыслу. Пока это было только его мнение и его догадки. Но смириться с позицией лжи и отрицания опыта жизни он не мог.

Для Льва Николаевича остался только один выход. Обстоятельствами жизни он был вынужден на время оставить в стороне свои сомнения. Не столь важно, - как ему представляется, - в чем-то ложное, а в чем-то нет. Необходимо было выбрать максимально надежный, достоверный путь установления истины. Таким оказался путь научного анализа. Научный путь неопровержимого доказательства. Что бы полученные результаты ни у кого, в том числе и него самого, не вызывали сомнения. У него не было ассистирующих помощников. Он понимал, - весь анализ, не смотря на всю его трудоемкость и громоздкость, ему придется делать самому. В одиночестве.

Так он и поступил. В одиночку провел анализ и доказал. Удивительно. Он на века опередил современников. В анализе смыслового содержания основ вероучения Христианской церкви Лев Николаевич применил научный подход. Применил научный подход к анализу смысла нематериальных объектов реального мира. Он действовал, как действуют добросовестные следователи по уголовным и судебным делам. Собирал все. Собирал все высказывания, трактаты и догматы церкви по Христианству. Ничто не исключалось. Как и положено прилежному следователю, он собирал и коллекционировал все версии, сколь бы абсурдными, на первый взгляд, они ни казались. Далее, весь собранный материал пропускал через сито анализа здравого смысла, сквозь сито соответствия накопленному в веках опыту человечества. Оценивал степень соответствия опыту людей, взятому из жизни.

Конечно, уникальным подспорьем ему служили: могучая память, позволяющая страницами цитировать тексты, знание иностранных языков и удивительная работоспособность. Используя свои уникальные способности, он отсеивал из всего объема все противоречащее само себе и природному опыту. Так получал по крупицам доказательства. Создавал ценности непротиворечивого искомого вероучения.

Гигантская работоспособность и колоссальный объем знаний первоисточников у Льва Николаевича были таковы, что ни один из современных ему служителей Христианской церкви не мог противостоять ему. Понимая, что под напором доказательств гиганта может рухнуть все здание вероучения Христианской церкви, «Священный Синод» встал на защиту своего детища. В феврале 1901 года принял решение об отлучении графа Льва Николаевича Толстого от церкви.

И сегодня, спустя более века, служители Христианской церкви по-прежнему видят в наследии Льва Николаевича опасный источник их благополучию. Источник, способный достоверно доказать и развенчать всю их мнимую святость и ученость. Так, к столетию отлучения писателя его внук, директор Яснополянского музея обратился письмом к Патриарху Всея Руси Алексею II о помиловании. Патриарх был вынужден отказать. Письмом он был поставлен в трудное положение. С одной стороны Лев Толстой, - писатель с мировым именем. Многие именитые, в том числе иностранные писатели публично заявляют: «Они воспитывались на литературном наследии Льва Толстого. Именно оно составило основу их таланта». В народе он пользуется популярностью не только гениального, но и добрейшего человека. Про таких говорят: «Мухи не обидит». В памяти народа, - он святой. Но народ не знал, и не мог знать того, что Лев Николаевич доказывал несостоятельность основ вероучения Христианской церкви. Доказательства же не имеют срока давности. Простить Л.Н. Толстого решением Патриарха Всея Руси, - означало публично, - признать поражение всей Христианской церкви. Что по долгу своей преданной службы и положению сделать Алексий II был не в праве. Отказывая просьбе в письме внука, Патриарх подтвердил невольно правоту Льва Толстого. Подтвердил истинность положения: «справедливые доказательства не имеют срока давности».

Хорошее образование и воспитание подразумевают и хорошую осведомленность. В том числе и о том, - какая сила заключена в доказательстве. Внешне столь невинном и тихом. По распространенному мнению: «Мухи не обидит». Отказ Патриарха показал, - сколь сильна позиция Льва Толстого в его критике вероучения Христианской церкви. И, конечно, лучшее решение, которое мог принять Патриарх для сохранения церкви, - тихо отказать и что бы «тайные страницы» творчества Льва Толстого никогда не увидели свет.

Тем самым Патриарх Всея Руси сам дал в руки наследникам наилучший инструмент испытания истинности веры каждого служителя церкви. Каждый священнослужитель своим отношением к наследию Льва Толстого, своим отношением к научному анализу основ вероучения Христианской церкви, - принимает ли он анализ или отвергает метод, научно достоверного доказательства, сам собственноручно открыто показывает всем свою сущность. Насколько он является истинным верующим. Либо, заблуждаясь, является только носителем суеверий, либо, притворяясь, что еще хуже, из корысти просто несет ересь.

V. Путь жизни.
В 40 лет, практически будучи атеистом, в разгар популярности и славы, Лев Толстой теряет для себя смысл жизни. Писатель один на один остается с душевной трагедией. Выйти из положения, по его собственному убеждению, можно было, либо путем самоубийства, приставив пистолет к виску, либо во всем самому разобраться. Необходимо было найти, и/или доказать правильный ответ на поставленный жизнью вопрос. Необходимо было, - построить доказательство, что миллиарды и миллиарды жизней не были и не есть хаотичная бессмысленная сумятица. Что за внешне бессмысленной сумятицей миллиардных масс рождений, радостей, страданий, с неизмененными финалами, - смертей, стоит нечто большое и грандиозное. Нечто, что отдельный человек даже не в состоянии увидеть и оценить. Для того, чтобы увидеть нечто, - природный объект столь необычный и столь грандиозного масштаба, - ищущему необходимо развить в себе особые дополнительные способности.

В подобной ситуации по отношению к творениям человека, на боле низкой по сравнению с человеком позиции, - осознавать смысл происходящего находятся клопы или тараканы. Объективно, эти насекомые, в силу ограниченности своих способностей, не могут видеть и оценивать закономерности развития доступные нам. Не могут видеть столь «странных» для них объектов большого смыслового масштаба. И клоп, и таракан не в состоянии оценить динамику развития градостроения, тенденцию видоизменения автомагистралей, оценить разумность доктрины государственной безопасности и т.п.

В творческих мучениях писатель приходит к разумному выводу. Несмотря на всю свою славу, успех и мировую популярность, ему необходимо в отношениях с мирозданием признать свое ничтожество. Вся слава, весь успех и известность только ему и ему подобным представляются великими. Это только по мирским меркам большое достижение. Реально же, с позиции вселенной, все эти достижения малы и ничтожны. Все они не более как достижения среди малых разумом «клопов и тараканов», которые не способны видеть реально картину мироздания. Для столь низкого сознания вся история с миллиардами рождений и смертей, - всего лишь бессмысленная возня ничтожных «клопов и тараканов». Для них вопрос о смысле жизни лишен смысла не по той причине, что данный вопрос ложен, а по потому, что смысловое содержание вопроса превышает их уровень возможности смыслового понимания. «Клопы и тараканы» еще не доросли в своем развитии до подобных вопросов. Не обладают способностью понимать столь сложные объекты, они не способны понять и правильно оценить суть смысла вопроса и оперировать понятиями столь сложными.
В подобной позиции оказываются и люди, не способные развить в себе, религиозное (духовое) видение.

Обретая религиозное видение, человек начинает прозревать. Он все яснее начинает видеть наличие природного порядка в мире. Все яснее начинает, - видеть Бога. Для людей, наделенных способностью религиозного видения, - Бог непреложно есть, как и тот факт, что сами они существуют. Мировой порядок венчает план мироздания. Он во всем. Это объект иного класса, нематериальный объект. Его нельзя потрогать, понюхать, полизать. Как и доказательство. Это то, что определяет развитие всех процессов в мире. Исполнение воли Господа, - высшее призвание всего живого. Для живых существ овладение началами служения Господу начинается с искусства умения любить. Любить жизнь. По Л.Н. Толстому: «жизнь без веры, - жизнь животного». Жизнь без веры является формой жизни на более низком, животном уровне.

VI. Обретение веры.
Знакомиться с этапами развития религиозного видения Льва Николаевича, с историей обретения им веры, лучше всего, читая сами тексты автора. Сегодня такое знакомство, знакомство с тропой постижения веры, хотя и не полное, возможно без посредников. Тексты Льва Толстого, - хорошее пособие личного воспитания и развития религиозного видения. По мере развития ученику все более открывается и тот факт, - насколько важна вера в жизни человека. Институт веры с неизбежностью должен венчать все социальные построения людей. В том числе, и построение государства.

VII. О прочтении.
Публикации начинаются с «конца». Первыми в разделе помещены окончательные результаты Льва Толстого: «Путь жизни». Потом, - «Круг чтения» Том 1, Том 2. За «кадром» пока остались «Евангелие и варианты» в изложении Льва Толстого. В представленных сборниках «мыслей со всего мира», - не ведется споров и научного анализа. Это, - финал научно доказанного, религиозного вероучения. Финал победителя. Доброжелательное, полное любви и симпатии к читателю спокойное повествование. Сквозь призму взгляда мудреца идет рассмотрение устройства мира таким, каков он есть, без прикрас и обнадеживающего обмана.

Если ставить вопрос о преподавании вероучения в школе, то именно эти произведения можно рекомендовать как лучший исходный материал для создания школьного курса.

Далее по разделу публикуется 23 том с доказательной базой. «Исследование догматического богословия» скорее рассчитано на читателей с высшим богословским образованием. Это материал для судов, для доказательства объективного заключения, что в догматах «святых писаний» Христианской церкви содержаться противоречия. Противоречия есть не только между авторами, но и с самой природой окружающего нас мира, в котором мы живем.

23 том, - подробный анализ неприятия основ вероучения Христианской церкви. Какой догмат в трактовке Христианской церкви, и по какой причине не может быть принят. Отвергается, так как является ложным. Для честного ищущего легковерное принятие вслепую ведет к суевериям и ложному восприятию окружающего мира.

VIII. Почему выбран научный подход к анализу вероучения?
Еще раз уточним позицию научного подхода, которой последовательно придерживается Лев Николаевич в своих работах. Научный метод анализа опирается на три постулата:

постулат 1. Есть только одна книга, написанная самим Богом. Это окружающий мир, в котором мы живем. Все же остальные книги (в бытовом смысле термина) все, без исключения (в том числе и «святые писания») являются результатом творчества людей.

постулат 2. Объективно существует исторический опыт практики людей в этом мире. Этот опыт содержит в себе и концептуальные сведения об устройстве окружающего мира. Другими словами, исторический опыт людей содержит концептуальные сведения о содержании книги, написанной самим Богом.

постулат 3. Религиозных систем (религий) может быть много, но истинные (правильные) религии концептуально не должны противоречить содержанию книги, написанной самим Богом.

Примечания.


1. Письменность и наука расширяют возможности людей, делают более доступными и достоверными результаты исторического опыта людей. Что весьма важно для проведения исследований на предмет концептуального соответствия различных религии историческому опыту людей.

2. Для создания/модификации религий наука может и не использоваться, не использоваться на творческом этапе создания. Но, обязательно концептуальное, научно достоверное соответствие между основами вероучения и историческим опытом людей. Наука обязательно должна использоваться на заключительном этапе, для проверки достоверности вероучения. Его соответствия основной «книге», написанной самим Богом.

3. Последнее. Почему выбран научный метод? По той причине, что из всех направлений культуры только научное направление содержит доказательство. Дает достоверные (достаточно верные для практики), научно обоснованные результаты.

IX. Чего нет в трудах Л.Н. Толстого.
В своих трудах по основам вероучения Лев Николаевич прямо не касался вопросов политики. Намеренно исключал из рассмотрения экономические и политические интересы власти в процессе принятия и развития религии.

Основы вероучения Христианской церкви рассматриваются автором вне времени, вне временной перспективы, застывшими, какими были явлены широким массам населения страны на текущий момент, во времена жизни Льва Николаевича. Потому Христианство и Православие в трудах Толстого именуются как одна единая религия. Что вполне соответствовало текущему моменту.

В исторической ретроспективе это не так. Сначала на Евразийском континенте сформировалось Языческое Православие. И только потом на Русь из Византии силою было имплантировано, огнем и мечем, - Христианство, кровавое крещение Руси князем Владимиром. Как и славянский язык, - Языческое Православие является родной верой праславян, древних ариев. Является более высокой, и более древней религией, чем Христианство. Как любая культура, - Языческое Православие не стояло на месте. Развивалось и менялось. Начиная с простейших мифов и легенд, типа Велеса, кикимор, леших и пр., до своей высшей ступени концептуального развития. Единства мира и пика расцвета прикладных направлений: иконописи, зодчества, песнопения, обрядов и тд. XIV-XV века. На высшей ступени своего развития Богом - творцом почиталась мать - природа. Живая, одушевленная мать - природа, обладающая телом, душою и сознанием (явь, навь, правь). С душою матери - природы можно общаться, вести диалог, получать ответы и договариваться.

Москва, московский Кремль и Красная площадь несут в себе до сих пор следы Языческого Православия. Являются центром с четким вероучением Языческого Православия. Например, путь спасения, путь обретения бессмертия и вечной жизни дается символом (примером) Спасителя. В качестве главного, определяющий смысл жизни образ Спаса помещен на главной, центральной, Спасской башне московского Кремля. Отсюда и наименование башни. Главная икона Языческого Православия - икона «Спаса Нерукотворного». Икона расположена на центральном, самом видном месте Спасской башни Кремля под Спасскими часами (курантами). Сегодня для современников сохранилось углубление в лобной части выступа башни над центральными (Спасскими) воротами Кремля. Сегодня хорошо видна ниша, время сохранило положение и размеры. Время уничтожило икону (доску), но не сам символ, - «Спаса нерукотворного». На изображении символа спасения и обретения вечной жизни в поколениях - в руке Спаса книга. На изображении «Спаса нерукотворного», - книга дана в обратной перспективе. Что подчеркивает исключительную важность назидания всем живущим и потомкам. Спас держит книгу - символ. Символ, - знания, обучения, воспитания и науки.

В отличие от нынешних поколений носители Языческого Православия владели и использовали комплексное мировосприятие. См. «Комплексный реализм». [4] и «Ведическая культура славян ариев» [5]. Что позволяло им анализировать и применять научные доказательства не только к материальным объектам, но и к душевным (энергетическим) и духовным (информационным). На древнем славянском языке соответствовало трем составляющим описания реального мира: явь, навь, правь. Являясь родной верой славянских народов, - Языческое Православие, не только, - более древняя, но и более совершенная религия. Она, - одна из наиболее уникальных и высоко совершенных религиозных культур среди мировых религий.

Для иллюстрации обоснованности последнего утверждения достаточно указать, - многие догматы современной версии основ вероучения Христианской церкви формально скопированы из Языческого Православия, но искажены по смыслу и современниками трактуются неправильно. Их смысловые, исходные трактовки современниками забыты. Хотя формально славянские имена и слова схожи с оригиналами Языческого Православия.

Естественно, в гибриде, полученном от формального смешения двух религиозных систем: внешнего вероучения Христианства, привнесенного из Византии, и подавления местной, родной веры, - Языческого Православия, - появились дополнительные противоречия. Помимо прочих, и на такие места указал анализ смыслового содержания текстов, проведенный Львом Николаевичем.

После смерти Льва Николаевича открытым остался поставленный вопрос:

Насколько случайно народы были лишены родной веры. Насколько случайно произошла подмена родной веры на суррогат заморских суеверий и ересей. Не является ли растянутая на многие века подмена, - преднамеренным, спланированным актом? Спланированным с целью подавления разумности народов и увеличения политического влияния вертикали власти? Насколько подмена веры, - является инициативой самой власти?





Ссылки на материалы:

1. Л.Н. Толстой. Путь жизни. http://www.miroslavie.ru/library/tolstoy/45_text.htm

2. П. Эльцбахер. Сущность анархизма. Минск - Москва, Харвест, АСТ. 2001. 270 с.

3. Н. Г. Помяловский. Очерки бурсы. http://www.miroslavie.ru/library//pm/pm.html

4. Г.Е. Полоскин. Комплексный реализм. http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1840&Itemid=39

5. Г.Е. Полоскин. Ведическая культура славян ариев. http://www.miroslavie.ru/dic/av_cult.htm

  _______________

 Название оригинала вышеопубликованного текстаВступление. Неизвестный гений  - http://www.miroslavie.ru/library/tolstoy/23_text.htm

 На сайте ДЗВОН статья приводится с сокращениями.

 

От редакции. Статья предоставлена в редакцию автором, публикуется в порядке дискуссии.

Нельзя не согласиться с Г.Е Полоскиным в оценке масштаба личности  Л.Толстого, выразившегося и в его религиозно-философских текстах. Однако не все в них однозначно научно и противоречий в его собственном творчестве и даже в быту не меньше,  чем в критикуемых им воззрениях. Что может быть, например, более противоречивым, чем фактическое создание новой религии - верования с помощью научных или квазинаучных методов. Вместе с тем, действительно научный анализ его собственных воззрений невозможен путем безоговорчного следования за великим, но не чуждым ошибкам  автором, необходима прежде всего критическая дистанция к нему,  которая бы заключала  использование не только философско-этической рефлексии, но и социологического подхода, например, веберовского типа. Недаром В.И.Ленин усмотрел в мировоззрении Толстого не без оснований отражение настроений русского крестьянства.

 

Последнее обновление ( 21.09.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей