23.02.2019 г.
Главная arrow Главная arrow Военно-промышленный комплекс России в условиях путинской “демократии”





Военно-промышленный комплекс России в условиях путинской “демократии” Печать E-mail
Автор Редсовет   
10.12.2007 г.
Абсолютная величина военных расходов определяется в основном абсолютными размерами валового внутреннего продукта (ВВП) страны и динамикой его роста.

А поскольку после всех “демократических преобразований” и предшествовавшей им “перестройки” ВВП России упал на порядок, стал к концу 2007 года в 23 раза меньше ВВП США и почти в 5 раз меньше ВВП каждой из ведущих стран Европы, входящих в блок НАТО, то и расходы на оборону оказались неадекватными реальным потребностям России.

ДИНАМИКА РОСТА ВВП стала также существенно ниже, чем даже в таких странах как Китай, Индия, Бразилия, Белоруссия, Куба и Венесуэла.

Практически львиная доля средств, необходимых для финансирования социальной сферы и национальной обороны, оказалась в руках вскормленных президентами Ельциным и Путиным олигархов и вороватых чиновников. Исходя из результатов научных исследований по планированию и управлению развитием вооружения, можно сделать вывод: существует некоторый минимально-допустимый уровень военных расходов, ниже которого затраты на оборону в принципе теряют свой смысл, так как не обеспечивают достижения тех целей, ради которых они осуществляются. И на такой уровень Россия уже вышла.

По существующей ныне протяжённости сухопутных и морских границ Россия превосходит все страны мира, в том числе США и Китай, которые, тем не менее, выделяют на военные нужды, соответственно, в 10 и 3 раза больше средств, чем Россия. При том тупиковом социально-экономическом развитии страны, в которое завели её “демократы”, остро встал вопрос не только чем и кем защищать Россию, но и что и кого защищать.

При значительном несоответствии выделяемых и требуемых объемов финансовых средств военное строительство превращается в процесс разрушения военной структуры государства. На фоне этого принятие Госдумой одобренных президентом законов, которые позволяют создавать воинские формирования крупным корпорациям для охраны своей собственности и пребывать на территории страны войскам НАТО, является кощунственным.

Положение усугубляется тем, что из-за систематического недофинансирования государственного оборонного заказа наблюдаются устойчивый спад уровня научно-технических разработок и отсутствие положительной динамики их восполнения. Выпускаемая военная продукция, в том числе и поставляемая на экспорт, базируется в основном на разработках, осуществленных в 70—80-х годах прошлого века. Из-за отсутствия надлежащего финансирования во многих оборонных отраслях промышленности утрачена технология создания элементной базы, развалена система централизованного управления оборонно-промышленным комплексом (ОПК), произошла дезинтеграция технологически связанных производств и научно-исследовательских организаций.

Проводимая правительством РФ структурная “перестройка” ОПК сводится лишь к минимизации ресурсов, необходимых для реализации программ и планов военного строительства и развития вооружения Вооруженных Сил РФ и других войск, к сокращению количества предприятий ОПК и приведению его в соответствие с экономическими возможностями государства, обворованного олигархами. При этом под видом неперспективных производств ликвидируются уникальные, наиболее значимые для обороны страны и явно перспективные производства.

Появилась масса проблем, возникающих в результате разрыва всей системы программно-целевого планирования развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) на отдельные процессы формирования и обеспечения реализации государственной программы вооружения, осуществляемые несколькими не связанными между собой федеральными органами исполнительной власти. Так, например, только для создания элементов научно-технологического задела для развития ВВСТ принято пять федеральных программ, реализуемых разными агентствами и ведомствами, сфера ответственности которых не ясна даже тем, кто заинтересован в формировании такого задела.

Существенным тормозом в развитии ВВСТ являются ликвидация бывшего в СССР Госкомитета по делам изобретений и открытий и создание вместо него нескольких ведомств, которые не могут по своему статусу решать задачи государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности. К таким ведомствам с громкими названиями можно отнести, например, Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности (ФАПРИД) военного, специального и двойного назначения при Минюсте России, Роспатент, Российское авторское общество (РАО), Палату по охране интеллектуальной собственности при Международной академии информатизации.

Подобное действие привело к тому, что многие проданные за рубеж образцы ВВСТ оказались не защищенными авторскими правами. А в связи со сложностью и дороговизной процессов патентования изобретений и открытий многие из них ушли из страны в различного рода публикациях (статьях, докладах на международных конференциях, монографиях и всяческих презентациях) и оказались потерянными для России безвозвратно.

За счет неразберихи в деле охраны авторских прав военно-промышленный комплекс был обворован всяческими иностранными инвесторами на десятки миллиардов долларов. Фактически за последние 6—8 лет всё то, что появилось нового на устаревшем и модернизированном для продажи за рубеж вооружении, ушло туда бесплатно.

Когда же президент и правительство РФ задумаются о том, что происходит в военно-промышленном комплексе, и сделают хоть что-то полезное не на словах, а на деле, не прибегая к патриотической риторике и саморекламе?

Г.П. ШИБАНОВ.

Профессор.

Московская область.

 

Правда, 7—10 декабря 2007 года

 

 

 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей