24.04.2017 г.
Главная arrow Главная arrow Среднее образование и не свободное, и не обязательное





Среднее образование и не свободное, и не обязательное Печать E-mail
Автор Редактор   
10.08.2007 г.
Об этом сегодня 3 июля, накануне рассмотрения в Государственной Думе во 2-ом чтении законопроекта <<Об обязательном полном среднем образовании>>, заявил Олег Смолин, первый зампредседателя Комитета ГосДумы по образованию и науке. В начале своего выступления перед журналистами О. Смолин принес извинения и изменил тему пресс-конференции <<Среднее образование: обязательное, но не свободное?>> на <<Среднее образование и не свободное, и не обязательное>>.

Олег Смолин напомнил, что идея обязательного бесплатного полного среднего образования принадлежала Президенту РФ и, по его мнению, никому другому принадлежать не могла, так как если бы любой другой субъект права законодательной инициативы внес этот законопроект, главное Государственное правовое управление дало бы заключение, что закон противоречит Конституции РФ. Но так как законопроект внесен Президентом РФ, на это никто внимания не обратил.

В первом чтении О. Смолин поддержал законопроект, так как в России образование получают далеко не все, и никто не знает точно, сколько детей его не получают. По анализу и расчетам Общественной палаты таких детей школьного возраста в России порядка 1 млн..200тыс. А по данным Генеральной прокуратуры, озвученным в Госдуме, эта цифра составляет порядка 1 млн. 900тыс. Правительство же говорит о цифре 25 тыс. Нельзя ни с политических, ни с экономических соображений позволить такую безумную растрату человеческого потенциала России, как необразованные дети, считает Олег Смолин.

Во время рассмотрения законопроекта в 1-ом чтении О. Смолин пытался объяснить представителям Правительства, что к инициативе Президента нужно относиться серьезно. Правда, в Госдуме произошел курьез: депутату не дали изложить свою аргументацию, а госпожа Л. Слиска предложила трехминутный регламент, за который проголосовало большинство депутатов ГД, в результате О. Смолин выразил свой протест и заявил, что если ребенка вынашивать 3 месяца вместо 9, всем понятно, что из него получится, именно такие законы принимает ГД. И это прогноз оправдался вполне. Этот закон хотят принять в ускоренном режиме летом, пока вся педагогическая общественность в отпусках.

Количество образованных детей с принятием этого закона фактически не увеличится, а понизится. Поэтому это закон не об обязательном полном среднем образовании, а закон, который увеличит количество детей, не получающих полного среднего образования.

В данный законопроект ко второму чтению группа депутатов Государственной Думы (Э.Ш. Хамитов, В.В. Семаго, М.В. Баржанова) во главе с председателем Комитета по образованию и науке Н.И. Булаевым подготовила поправки, которые связаны с обеспечением школ учебниками и учебными пособиями и не имеют к данному закону ни какого отношения.

Основных сюжета в этих поправках четыре:

1. Федерация утверждает список не только учебников, но и учебных пособий. Ничего другого в школе использоваться не может.

2. Регионы утверждает список не только учебников, но и учебных пособий. Ничего другого в школе использоваться не может.

3. Депутатами изначально было предложено исключить из 55 статьи ФЗ <<Об образовании>> положение о том, что учитель в праве выбирать учебники и учебные пособия. Теперь предложена другая версия 55-ой статьи - учитель может выбирать учебники и учебные пособия из того списка, который утвердит образовательное учреждение, как будто в образовательном учреждении кроме учителя кто-то еще будет заниматься отбором учебников и учебных пособий. В свою очередь эти учебники и учебные пособия должны быть из того списка, который утвердит либо Федерация, либо регион.

4. Государство будет утверждать список организаций уполномоченных издавать учебники. Не только список самих учебников, но и кому именно доверить их издание. Олег Смолин глубоко убежден, что это чисто лоббистская позиция. Депутатом было предложено Комиссии по противодействию коррупции рассмотреть в виде исключения законопроект во втором чтении, обычно Комиссия рассматривает законопроект при первом чтении. Результаты рассмотрения пока неизвестны.

По мнению О. Смолина в результате принятия законопроекта отечественное образование станет менее свободным и менее социальным.

На пресс-конференции была озвучена позиция Ассоциации издателей и пользователей учебной литературой <<Российский учебник>>, которая отразилась в обращении к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации. Обращение поддержал Первый заместитель Председателя Комитета ГД по образованию и науке Олег Смолин, сопредседатель Совета директоров школ России Я.С. Турбовской и председатель Ассоциации творческих учителей России В.Б. Сорокин.

Директор Ассоциации издателей и пользователей учебной литературой обратился к Олегу Смолина донести до депутатов 4 июля данное обращение (см.ниже).

Лариса Ожогина, ИА <<ИКД>>

***

ОБРАЩЕНИЕ к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ

<<Свобода образования уходит в прошлое?>>

Реформа образования в России, основы которой изначально строились на принципах свободы, вариативности образовательного процесса, на демократическом, государственно-общественном характере управления образованием и на автономности образовательных учреждений, сегодня может принести плоды, прямо противоречащие этим принципам.

Группа депутатов Государственной Думы - Н.И. Булаев, Э.Ш. Хамитов, В.В. Семаго, М.В. Баржанова подготовила поправки к Закону Российской Федерации <<Об образовании>>, которые направлены на упразднение свободы, на усиление всевластия чиновников от образования, на создание базы для коррупции в обеспечении школ учебниками и учебными пособиями.

Суть поправок - упразднение свободы выбора учителем учебников и учебных пособий для использования в учебном процессе, предоставление чиновникам права отбора издательств, которым будет разрешено выпускать школьные учебные пособия, и утверждения их перечня, введение некоего <<регионального перечня>>.

Предлагаемый <<отбор организаций, уполномоченных на издание учебных пособий>> неизбежно влечет за собой и отбор организаций, издающих учебники, потому что каждый учебник, допущенный тем же Министерством к использованию в образовательном процессе, имеет (и должен иметь) соответствующее обеспечение учебными пособиями для учителей и для учеников. Вот тут-то Министерство образования и науки и сможет <<порулить>> вволю, отбирая по собственному усмотрению <<уполномоченные организации>>. Что при этом будет происходить в самих школах, выбравших в свое время книги <<неуполномоченных организаций>>, вряд ли интересуют ведомство. И кто же уследит, каким образом, и за какие такие особые заслуги перед Министерством то или иное издательство попало в заветный <<перечень>>?

Учебник и сегодня получает оценку - через экспертизу двух академий, через получение сертификата на соответствие санитарным нормам и правилам. А выставление чиновником оценок издательству - дело сугубо произвольное и вряд ли бесплатное.

По всей видимости, авторы поправок надеются также, что Министерство правильно воспользуется заложенными в поправках возможностями и сократят-таки число используемых в школах учебников до одного-двух, как давно мечтается. За счет, естественно, кардинального сокращения числа допущенных к школьному учебнику издательств. Только при чем здесь качество учебника и школьного образования?

Известно, сколь долог был путь к демократическому, творческому подходу к школьному образованию. Сегодня именно учитель стал в значительной мере определять, по какому учебнику, в рамках какой образовательной системы будут учиться его ученики. А это право, пока еще закрепленное в Законе об образовании, налагает на преподавателя особую ответственность, заставляя и его учиться и переучиваться, профессионально совершенствоваться.

И вот теперь мы можем оказаться вновь на той уже пройденной когда-то дороге, которая приведет нас в тупик разрешенных догматов, выверенных шаблонов и <<единственно верных>> идей.

Ученику и учителю важно не кто издал учебник, с которым они работают, а качество этого учебника. Однако бороться за качество - дело хлопотное и неблагодарное, недолго и административных шишек набить. Проще взять в руки руль и, сняв с себя всякую ответственность за качество учебной книги, как это уже сделало Министерство образования и науки, исключить, отобрать, сформировать.....

Если наше образование благодаря предлагаемым поправкам пойдет той самой, ведущей в тупик, дорогой, неизбежной станет утрата для авторов и ученых - разработчиков всяких стимулов к созданию новых перспективных учебников. А с этим Россия утратит и перспективы самого образования.

Уважаемые депутаты!

Книга, именуемая <<учебник>>, была и остается сегодня основой всего образовательного процесса. Уберите книгу из образования, и вы ликвидируете само образование. Нечего будет ни совершенствовать, ни модернизировать. Да, конечно, и сама учебная книга требует совершенствования, постоянной работы над ней, чтобы качество отечественного образования отвечало требованиям, а, порой, и вызовам времени. Учителя и издатели уже <<работающих>> в школе и еще только создаваемых учебников, готовы к этой работе. Важно только, чтобы эта работа была направлена именно на повышение качества учебной книги, а не на обогащение и утверждение власти.

Б.А. Кузнецов,

директор Ассоциация издателей и пользователей учебной литературой <<Российский учебник>>

Я.С. Турбовской,

сопредседатель Совета директоров школ России

В.Б. Сорокин,

председатель Ассоциации творческих учителей России

 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей