27.06.2019 г.
Главная arrow Регионы arrow А.В.Иванов. Кто все-таки предает наши национальные интересы?



А.В.Иванов. Кто все-таки предает наши национальные интересы? Печать E-mail
Автор Редсовет   
11.04.2010 г.

(Еще раз о намерении вести прямой газопровод в Китай через Алтай).
Все последние годы алтайская и российская общественность ведет упорную борьбу против  проекта прокладки газопровода в Китай через алтайское реликтовое плоскогорье Укок. Под письмами протеста в адрес президента Д.А. Медведева по всей стране подписались больше 24 тысяч человек.

 Но власть словно и не слышит голоса народа, за которым стоят не эмоции, а совершенно  четкие  научные аргументы. Они понятны всем, кроме руководителей «Газпрома» и их чиновничьего лобби  разного уровня. У нас власть, похоже,  вообще разучилась аргументировать свою позицию и отвечать по существу дела, а занимается все больше ПИАРом. Чтобы ключевой тезис, который  я буду далее аргументировать, не ускользнул от внимания читателя, я его сразу предельно четко сформулирую: строительство прямого газопровода из России в Китай через высокогорное плоскогорье Укок на Алтае противоречит национальным интересам России. 

Во-первых, проект бессмысленен с экономической точки зрения, ибо газ  Китаю требуется  не на западе, а на востоке и юго-востоке страны. Там расположены его основные потребители, причем газ нужен Китаю по ценам, соизмеримым с ценой на уголь, - основным китайским топливом. Она же существенно ниже, чем та цена, по которой «Газпром» продает газ в Европу. Это до сих пор является камнем преткновения в переговорах между Россией и Китаем в строительстве данного газопровода. Нет  оснований считать, что Китай пойдет России на существенные уступки в вопросах ценообразования, если только в дело не вмешаются внеэкономические факторы, о которых речь пойдет ниже. Важно и то, что газ  в Китай по западному направлению   уже поставляет в достаточных объемах  Туркмения, причем по ценам существенно ниже газпромовских. Все эти факты привел президент института энергетической политики  В. Милов в марте 2010 на конференции в г. Белокуриха (www.gorno-altaisk.info/news/6895). Отсутствие экономического смысла в строительстве «Газпромом» новых международных газопроводов подтверждают и другие эксперты. В частности, М. Корчемкин пишет: «"Газпрому" следует отказаться от планов строительства новых экспортных газопроводов. Все новые проекты не предназначены для получения дополнительной прибыли, а вложение десятков миллиардов долларов только для «диверсификации экспортных маршрутов» представляется непозволительной роскошью» (http://slon.ru/blogs/korchemkin).  Отсутствие экономической заинтересованности в газе со стороны Китая  подтверждаются фактами регионального международного сотрудничества. По словам наших китайских коллег, газ им усиленно навязывают сами русские. В чем Китай, действительно, экономически заинтересован, так это в  строительстве прямых путепроводов  в Россию через совместный 54-километровый участок  границы.  Так, еще в планах развития Синьцзян-Уйгурского автономного района на 11-ю пятилетку (2006-2010 гг.) ставилась задача «превратить район в одну из ведущих баз обрабатывающей промышленности в стране, а прокладка прямой автотрассы через северо-западную часть китайско-российской границы и открытие в этой зоне контрольно-пропускного пункта окажет значительное содействие достижению намеченной цели».  Тот же В. Милов в этой связи высказал логичное предположение, что в России «сложилось уже определенное лобби, которое хочет освоить деньги, связанные с разнообразными аспектами строительства газопровода, и будет пытаться протаскивать этот проект, даже если он будет потом пустой стоять (дотянем до границы, а там посмотрим» (www.gorno-altaisk.info/news/6895).

Во-вторых, этот газопровод подрывает наши геополитические интересы в Центральной Азии. В прошлом году в рамках совместного российско-монгольского проекта мы проехали почти  всю Монголию от Улан-Батора до Ташанты (российско-монгольский пограничный переход в Республике Алтай), ведя социологическое исследование по ценностным приоритетам современных монголов.  Свыше 50% респондентов до сих пор называют русских самым близким к ним народом, а больше всего боятся - китайской экспансии. Если учесть, что нынешнее правительство МНР во главе с их президентом, в отличие от основной массы населения, настроено как раз проамерикански, то строительство прямого путепровода через Алтай в Китай в обход Монголии скорее всего будет расценено нашим ближайшим соседом как знак к поиску нового геополитического гаранта монгольской независимости. Ясно, что кроме русских таковыми могут быть только американцы. Они уже объявили Монголию своим стратегически союзником и первое, что сделают,  - обеспечат свое военное присутствие  в Западной Монголии, в самом сердце Евроазиатского континента. Заметим, что контроль над  Хартлендом (континентальной частью Евразии) - самая сокровенная мечта всей англо-саксонской геополитики, начиная с ее классиков - А. Мэхэна и Дж. Макиндера и кончая современными ястребами, типа Збигнева Бжезинского.

Если уж газопровод через Горный  Алтай и строить, что, подчеркнем, само по себе крайне сомнительно, - то  через территорию Западной Монголии. Этим мы и традиционного геополитического союзника удерживаем, и получаем доступ к огромным природным богатствам Монголии, на которые сегодня кроме американцев и китайцев активно претендуют  также японцы и корейцы. Кстати, монгольское правительство радо вести газопровод через свою территорию (около 150 км по монгольской территории через город Баян-Ульгий на монгольско-китайский пограничный перевал Даян-Нур вдоль уже существующей грунтовой автомобильной трассы). Боязнь транзита через третью страну здесь никак не обоснована: Монголия - это не Украина, не Прибалтика и даже не Белоруссия. Здесь если пока и есть, то только бытовые потребители, а обслуживание газопровода ляжет исключительно на наших специалистов. При наличие же геополитической дальновидности и доброй воли  можно было бы договориться с монголами о минимальных транзитных пошлинах, а в случае газификации г. Баян-Ульгия (около 40 тыс. жителей), возможно,  и вовсе об отсутствии оных.

При этом был бы внесен огромный вклад в борьбу с опустыниванием и создан энергетический задел для развития этой стратегически значимой территории Центральной Азии  с нашим активным участием.   Напомню, что все карты полезных ископаемых, полученные в ходе работы советско-монгольской экспедиции прошлого века, находятся у нас. Еще один вариант, если  «Газпрому» так уж хочется делиться с Китаем нашими энергоносителями, это -  ведение газопровода через территорию Восточного Казахстана с параллельной газификацией таких городов Алтайского края, как Алейск и Рубцовск. В этом крайне заинтересованы все местные жители и региональные власти.

С точки же зрения учета объективных законов геополитики, прямые путепроводы в Китай через территорию юго-западной Сибири России  совершенно не нужны.  Более того, откровенно вредны. Наивно думать, что экономически мощная и перенаселенная страна не заглядывается на стремительно пустеющие сибирские  земли своего северного соседа. О том, что Китай отрабатывает технологии мирного освоения чужих земель, свидетельствует его поведение в Лаосе, где значительные приграничные территории этой страны  сегодня заселены одними китайцами, работающими в сфере игорного и рекреационного бизнеса, а местные жители практически вытеснены со своих исконных земель[1].   

В-третьих,  есть весьма реальные  социально-политические угрозы, возникающие  в случае строительства  газопровода «Алтай». Это опять-таки связано с нашим великим восточным соседом. Недавно достоянием общественности стала «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018)», подготовленная и подписанная нашим правительством втайне от сибирской и дальневосточной общественности. Она уже вызвала волну возмущения и массу критических выступлений. Дело в том, что эта Программа носит откровенно  колониальный характер,  превращающий Россию фактически в сырьевой придаток Китая. Так,  с российской  стороны мы видим сплошь проекты, связанные с вырубкой лесов и разработкой рудных месторождений, а с китайской - строительство предприятий по  глубокой промышленной переработке нашего  первичного сырья. Самое интересное, что и освоение наших месторождений будет вестись теми же китайцами по вахтовому методу. Ясно, что дивиденды от такого «сотрудничества» получат только сырьевые короли и чиновники, преимущественно московские.  У нас ведь в условиях кризиса число миллиардеров, как известно, и так за год выросло вдвое. Здесь вырастет вчетверо при прогрессирующем обнищании подавляющего большинства сибирского населения.

В связи с этим, возникает совершенно естественное и обоснованное опасение у любого здравомыслящего человека: а строительство прямого газопровода в Китай через Алтай - не предлог ли это для следующего  шага по распродаже  наших  природных ресурсов? Ведь ясно, что китайцы ни при каких условиях одной технической дорогой, сопутствующей газопроводу, не ограничатся.  Рядом обязательно пойдет качественная автомобильная,  а, скорее всего, и железная дорога. Кстати, в указанном выше соглашении по Дальнему Востоку и Восточной Сибири вопросу обустройства таможенных переходов и строительству новых трансграничных дорог уделено большое внимание. Соответствующий отрывок из Программы развития Синьцзяна мы уже приводили выше. Ясно, что повезут по этим дорогам, если только они будут построены, от нас в Китай - лес, ископаемые ресурсы и элитные южно-сибирские черноземы, а  обратно - китайские промтовары с высокой добавленной стоимостью.

Не забудем и то, что Синьцзян - место острого этнического конфликта между ханьцами и уйгурами. Так, что вместе с бытовым  ширпотребом и дешевыми продуктами питания из сельскохозяйственного Синьцзяна (где, кстати, дыни и помидоры стоят втрое дешевле алтайских) к нам с высокой степенью вероятности  потечет  людская река с высоким конфликтогенным потенциалом. Учитывая тяжелый исторический опыт взаимодействия с Китаем у алтайцев, можно почти со стопроцентной уверенностью предсказать тяжелые социальные процессы, которые  разыграются в той же Республике Алтай в случае развития данного  сценария.

В-четвертых, проект провален с экологической точки зрения. Прокладка газопровода через высокогорное плоскогорье Укок, являющееся уникальным в природном и археологическом отношении (там в 90-ые годы была раскопана знаменитая скифская мумия, получившая название «Принцесса Укока»),  неизбежно приведет к его исключению из списка Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО и нанесет серьезный ущерб и без того далеко не блестящему  экологическому образу нашей страны. Но дело даже не столько в этом, сколько в совершенно непредсказуемых экологических последствиях, которые повлечет за собой вторжение тяжелой гусеничной техники в хрупкие высокогорные ландшафты с вечными мерзлотами и целой сетью мелких водотоков, стекающих с ледников горного массива Табын-Богдо-Ула и хребта Южный Алтай в реки Колгуты и Ак-Алаха. Они питают Аргут, один из главных притоков Катуни. Из неподкупных ученых, кто своими ногами прошел Укок, совершенно очевидно, что это - особый и пока практически не затронутый хозяйственной деятельностью человека природный мир с целыми полянами золотого корня; с многочисленными беркутами и соколами; с огромными колониями перелетных птиц редких видов; с логовами барса и озерами, где нерестится  хариус. По дорогам, проложенным газовиками и китайцами, неизбежно придут браконьеры и черные археологи. Тот же сокол на рынке арабских стран  стоит больше 60 тысяч долларов.

В условиях нынешнего глобального экологического кризиса, свидетелями которого мы все являемся,  любое строительство крупных техногенных объектов на девственных природных территориях, да еще при наличие реальных альтернатив, может быть квалифицировано не иначе, как экологическое варварство и подрыв наших стратегических национальных интересов. Национальный интерес - это, естественно,  не интересы «Газпрома» и даже не интересы всех ныне живущих граждан России, а в определяющей мере - интересы наших еще не родившихся детей, внуков и правнуков.

Я не хочу здесь подробно развивать тему  серьезного ущерба  региональным интересам, в частности, брэнду Алтая (в России Республику Алтай и Алтайский край мало кто различает!) как зоны туризма и рекреации. Кто бы что ни говорил, а Алтай с газовой трубой через всю его уникальную территорию и Алтай без газовой трубы - это две очень большие разницы. В этой связи не  понятно, как можно совместить   провозглашение Алтая особой туристической зоной и всероссийским центром  рекреации с планами реализации масштабных техногенных проектов, типа газопровода.

Самое же любопытное то, что, как выясняется, время магистральных газопроводов в мире стремительно заканчивается. Сейчас созданы и уже эффективно работают технологии по транспортировке газа  в жидком состоянии, а также по получению его из угольных пластов. В частности, на полученный таким образом  газ уже активно переходит Европа, где «Газпром» стремительно теряет рынок. Прав тот же В.Милов: стремление во что бы то ни стало построить Алтайский газопровод  можно  расценить как попытку газового ведомства  нажиться напоследок на дорогостоящих земляных работах, а там - хоть трава не расти. Но ведь официальный долг «Газпрома» - свыше триллиона рублей (смотри  соответствующий материал на его сайте). Возникает закономерный вопрос: если 50% акций компании принадлежит государству, то кто в конечном итоге будет платить по этим счетам, если «Газпром» - не дай Бог!  - начнет разоряться? А ведь под проект «Алтай», по-видимому,  будет взята очередная  порция кредитов, в том числе и зарубежных!? 

Здесь я перехожу к последнему, пятому,  аспекту  - нравственному. Весьма показательно, что фактически единственный аргумент Газпрома и прильнувших  к его кормушке политиков, «экспертов-одобрямсов» и  журналистов состоит  в том, что противодействуют-де прямому газопроводу в Китай исключительно смутьяны-экологи, отрабатывающие деньги проклятого Запада. Это они хотят помешать нашей крепкой дружбе с Китаем и  благополучию Алтая, которое связано исключительно с его транспортным и техногенным освоением.  Подобные аргументы  в последнее время озвучил главный редактор ИА Regnum  Модест Колеров. Лучше бы коллега занимался историей русской философии, где он специалист, а не геополитикой и проблемами Сибири, где нужно обладать соответствующей теоретической компетенцией, а также знать, какие реальные процессы происходят в  том же Синьцзяне или Западной Монголии. Я уверен, что идея газопровода через Алтай и пришла в голову какому-нибудь московскому умнику, который страну свою знает в основном по географической карте. Вот  подошел  он к ней, полный необыкновенного стратегического самомнения, и - о чудо! -  вдруг увидел, что нас с Китаем на Алтае соединяют 54 км общей границы.  Далее  провести карандашом газовую линию от Ямала до Синьцзяна и придумать соответствующее экономическое обоснование - было лишь делом интеллектуальной техники. Какова история региона, его климат и ландшафт, какие здесь живут народы и каковы их традиции - этим никто даже не поинтересовался. Хочется в этой связи посоветовать М. Колерову и другим апологетам газпромовского произвола - сначала почитать соответствующую литературу по истории и культуре Алтайского региона, а уже потом высказываться по существу дела.

Теперь по поводу выпадов М. Колерова в адрес экологов. Повторять  газпромовские рассуждения   об антироссийских  происках экологов как-то даже  неприлично для профессионально образованного гуманитария. Шелест «газпромовских» купюр здесь слышится на порядок сильнее, чем шелест европейских и американских долларов  в карманах экологов. Последние, кстати, гораздо  большие патриоты, чем все газпромовцы и нефтяники вместе взятые. Экологи сохраняют наше национальное природное достояние для детей и внуков и, действительно, привлекли для его охраны  западные деньги, а вот нефтяные и газовые магнаты мало того, что продают наши природные богатства на Запад и набивают личные карманы, так  еще и нещадно эксплуатируют при этом отечественных потребителей. Посмотрите как  растут в России цены на бытовой газ и бензин. Кстати, свыше 20% акций «Газпрома» составляют АДР (американские депозитарные расписки), за которые западные инвесторы получают изрядные дивиденты.  А есть еще газпромовские облигации свыше, чем на 2 млрд. долларов, размещенные за рубежом, за которые рано или поздно придется  выплачивать западным дядям немалые проценты. Значит, Газпром не просто отбирает газ у наших детей и внуков, а еще и щедро делится доходами от его продажи иностранцам с самими этими иностранцами.  Запад, таким образом, вкладывая деньги в нашего газового монополиста, по сути, вкладывает их дважды  в самого себя. А ведь те же доллары, как известно, не более, чем простая бумага, обмениваемая на реальные природные и материальные ценности остального мира. Кстати, А. Миллер недавно был признан тем же Западом как один из самых эффективных менеджеров: при нем совокупный доход акционеров составил аж 101 млрд. долларов. Но сколько из них осталось в стране, а сколько ушло за рубеж?  В ответ можно услышать, что газовые и нефтяные компании честно выплачивают огромные налоги в казну российского государства.  В ответ можно задать контрвопрос: а какие бы огромные доходы поступали в государственную казну, если бы весь «Газпром» был общенародной собственностью, а контроль за распределением этих миллиардов осуществлялся органами подлинного народовластия?  

   Что касается возможных  доходов Республики Алтай и местных жителей от транзита газа, то здесь надо конкретно  подсчитать, каким ущербом обернется для той же Республики Алтай ведение газопровода вдоль Чуйского тракта? Больше его в Республике Алтай вести негде - кругом высокие горы. Существуют и вполне конкретные эколого-экономические механизмы подсчета ущерба от выведенных из оборота земель сельскохозяйственного назначения, нарушенных водотоков, вырубленных деревьев и кустарников. Не понятно только, в каких денежных единицах измерять оскверненную национальную святыню, какой является тот же Укок для алтайцев-теленгитов - исконных жителей этих мест? Они  до сих пор считают плоскогорье сакральной территорией, завещанной им предками для охраны и молитвы священным небесам. Кстати, уже легендой среди жителей Алтая стали слова одного высокопоставленного газпромовца, сказанные на одном из общественных слушаний. На вопрос одного местного жителя: «Может Вы и через Троице-Сергиеву Лавру газопровод поведете?», - он, ничтоже сумняшеся, ответил: «Скажут - поведем газопровод и через Троице-Сергиеву Лавру».  

Наконец, последний момент.  Экологические организации России, к сведению М. Колерова, в последние годы просто замучены всякими налоговыми, милицейскими и прочими проверками. Так власти, по-видимому, пытаются  найти  экологов-миллионеров, разжиревших на деньги Запада. Не там ищут. Недавно в Интернете были опубликованы официальные сведения о доходах за 2008 год какого-то начальника линейно-производственного управления ООО  «Газпром трансгазЕкатеринбург». Он решил баллотироваться в какое-то региональное законодательное собрание и по-крайней мере честно декларировал свои годовые доходы. Они равняются ...483 млн. рублей (http://slon.ru/articles).  Представляете, какая реальная зарплата у топ-менеджеров Газпрома и лично у г-на А. Миллера?! Тут, правда,  его, беднягу, пожалели: оказывается за год он потерял в личных доходах почти 150 млн. рублей. В 2008 он заработал 167 млн., а в 2009, героически отказавшись  от всех дополнительных премиальных,  - всего-навсего 21,14 млн. рублей (http://slon/articles/73094). Так глава  «Газпрома» отреагировал на экономический кризис в стране. Верится, честно говоря, с трудом. Руководящий работник «Газпрома» меньше всего похож на альтруиста-патриота. Да у него  и в стратегических приоритетах числятся вовсе не национальные интересы страны, а желание ... «стать лидером среди глобальных энергетических компаний»[2].

Эта глобальная цель, как вы сами понимаете, уважаемый  читатель, требует обильного питания и капитального  отдыха. Поэтому   первое, с чего начали газпромовцы свой доблестный газовый поход в Китай, - это  строительство для себя базы отдыха в Онгудайском районе Республики Алтай, в одном из самых дивных его мест - слиянии реки Урсул с Катунью. Одного только асфальтового полотна там будет положено около 22 километров. Деньги явно немалые (http://listock.ru). У экологической и неэкологической алтайской  общественности встает в этой связи один законный вопрос: на что же  тогда будут реально  истрачены  целых  300 млрд. рублей, предполагаемых на строительство газопровода?  Вопрос тем более обоснованный, что 51% акций газового гиганта принадлежит пока еще государству, т.е. нам с вами, уважаемый читатель.

Разубедить простой народ, что «Газпром» интересует что-либо еще, кроме собственных корпоративных интересов, можно только одним путем: гласным обсуждением проектов, подобных проекту «Алтай», касающихся  миллиардов народных  рублей, а, самое главное, судеб миллионов людей. И если аргументы не на стороне проектировщиков и их покровителей, то надо найти политическую волю признать собственную ошибку, пока она еще не приняла фатального характера.  Авторитет власти и бизнесу придает не упорство в намерениях, тем более ошибочных, а умение прислушиваться к мнению собственного народа. В противном случае народ будет использовать уже не теоретические, а совсем иные аргументы. Чем это в истории России заканчивается, мы все прекрасно знаем. Так не пора ли, наконец,  подумать о национальных интересах?



[1] См. журнал «Профиль», №1 за 2010 год.

[2] См. головной сайт «Газпрома».

Об авторе: Иванов Андрей Владимирович, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии  Алтайского государственного аграрного  университета, г. Барнаул.

См. также предыдущие статьи автора:

А.В.Иванов. Как нам спасать и обустраивать Сибирь? 

А.В.Иванов. Есть ли выход из цивилизационного тупика?

А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.2 

А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.1 

А.В.Иванов. О прорехах российского бытия: образование

А.В. Иванов. О прорехах российского бытия: экология и сельское хозяйство 

 А.В.Иванов. Осенние тезисы

А.В.Иванов. Осторожно, пошлость! 

А.В. Иванов, И.В. Фотиева. Попрание высшего права

Андрей Иванов. Энергетическая безопасность: очередной политический миф или сильная государственная идея?  

Андрей Иванов. А не рискуем ли мы все вылететь в газовую трубу?

Андрей Иванов. Приватизация святынь.

Андрей Иванов. Покоренная Москва (раздумья бывшего москвича)

Андрей Иванов. Закон «Об автономных учреждениях» готовится к принятию во втором чтении

Андрей Иванов. Истинные основания социальной консолидации (к итогам IY Российского философского конгресса).

 

 

Последнее обновление ( 11.04.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей