27.06.2019 г.
Главная arrow Общество arrow А.В.Иванов. Знаки последних времен



А.В.Иванов. Знаки последних времен Печать E-mail
Автор Редсовет   
25.04.2010 г.
Ощущение  того, что мы стоим на пороге каких-то глобальных потрясений, носит уже массовый характер. При этом апокалиптические настроения охватили не только страны, пребывающие в состоянии кризиса, типа нашей России, но и вполне процветающие государства Западной Европы.

Вокруг проблемы того же «конца света» в 2012 года уже успела сложиться целая бизнес-индустрия, мастерски эксплуатирующая страхи и предрассудки массового сознания.

Однако и научно-технократическое бодрячество, типа того, что в мире ничего особенно опасного не происходит, а все экологические и технократические катастрофы последних десятилетий - не более, чем следствие естественных изменений климата и усложнения техносферы, в свою очередь, не могут вызвать ничего кроме недоумения. Антропогенная дестабилизация биосферных процессов на всем пространстве земного шара, включая Антарктиду и Арктику, - это реальный факт, и считать человечество не виновным за разрушение своего природного дома - это все равно, что считать дровосека не виновным за деградацию лесного массива, который он вырубал десятилетиями. Тем более что многие последствия сказываются не сразу. Когда только начала развиваться атомная промышленность - кто знал, сколькими жертвами и бедами это обернется? Когда с научной эйфорией, достойной лучшего применения, ученые бросились механически тасовать геном живых существ - кто из них предвидел весь комплекс угроз, который возникнет из человеческого соблазна в одно мгновение породить новую форму жизни? Понятно, что человечество веками ждет конца света, а он все не наступает и не наступает. Но ведь это еще не основание считать, что глобальная катастрофа нашей цивилизации невозможна. Увы, такой печальный исход объективно весьма вероятен, в чем единодушны многие ученые из самых разных отраслей знания.

     В этой статье я бы хотел, избегая обывательских  суеверий и ложного технократического оптимизма, рационально проанализировать некоторые события последнего времени, как те знаки, которые посылает окружающий мир, дабы в очередной и, не исключено, в последний раз предупредить нас о грозящих опасностях и, одновременно, напоминая о забытых ценностях. Я, естественно, буду исходить из вполне определенных философско-мировоззренческих предпосылок, а именно, что Космос, частью которого мы являемся, устроен справедливо и мудро, а наши человеческие разум и нравственная интуиция не возникли случайно из безжизненной и неразумной материи, а укоренены в Разумной Основе Вселенной, в свою очередь, нуждающейся в нашем свободном творчестве и нравственно ответственном деянии.

     Можно, конечно, верить, что появление сознания и разума на Земле и в Космосе - всего лишь случайное стечение благоприятных физических условий и факторов, которые могли и не сложиться. Но есть один часто забываемый факт, который делает эту веру не более чем наивной верой: все наши рассуждения о физической Вселенной и ее законах, как и вообще любое рассуждение о внешних объектах, - исходят из первичной реальности сознания. Нам все дано только сквозь его призму; он - необходимая и существенная предпосылка всех наших рассуждений о мире и самих себе. Мы не способны выскочить за пределы собственного сознания точно так же, как не может барон Мюнхгаузен вытащить самого себя за волосы из болота. Из факта безусловной первичности сознания относительно любых его конкретных содержаний (что было четко зафиксировано уже Р.Декартом) можно, естественно, сделать разные философские выводы. Один из возможных фундаментальных ходов мысли состоит в том, чтобы признать: сознание столь же укоренено в физическом Космосе, сколь и Космос укоренен в нем. Эта касается не только нашего несовершенного человеческого сознания, но и сознаний гораздо более высокого уровня, способных, по-видимому, куда как к более мощной познавательной и конструктивной деятельности, нежели мы способны себе представить. У нас ведь и между людьми разница в качестве сознаний колоссальная, особенно если сравнить сознание В.И. Вернадского и П.А. Флоренского с сознанием какого-нибудь первобытного дикаря. Не буду далее обосновывать этот философский тезис, отсылая читателя к соответствующей монографии1. Подчеркну только еще раз: вера в иерархию сознаний и разумность устройства Космоса гораздо более научна, чем иррациональная вера в его исходную неразумность и безжизненность. Следует вообще отказаться от совершенно ложного мнения, которое еще весьма распространено среди ученых, будто атеизм и скептицизм - это синонимы научности и рациональности.

     Дело  обстоит прямо противоположным  образом, и в этом будет заключаться ключевой тезис моей статьи: именно иррационально-атеистическое отношение к Космосу как к первично безжизненной и лишенной сознания физической среде, равно как и безответственное отношение к материальным продуктам и живым актам собственной мысли, - породили тот тяжелейший цивилизационный кризис, свидетелями которого мы все являемся. Именно об этом говорят и те знаки-предупреждения последнего времени, о которых речь пойдет ниже. Но начну я свой анализ со страшного знака совсем другого рода - не иррационально-атеистического, а иррационально-религиозного, ведь тупиковые крайности, как известно, сходятся. 

     Знак 1. Террористические взрывы смертниц на станции «Лубянка» и «Парк культуры»

      

     Я не буду, да и не в моей это компетенции, обсуждать проблемы международного терроризма, его причин и сопутствующих условий, а уж тем более - методов государственной борьбы с ним. Я лишь подчеркну некоторые знаковые вещи:

     - взрывы в московском метро устроили совсем молодые женщины-вдовы, получившие хорошее образование и даже причастные к школьному воспитанию детей;

     - родители (по крайней мере, отец одной из смертниц) знали, какую страшную вещь задумали их дети;

     - женщины-смертницы перед преступлением молились, т.е. верили в высшую - нравственно-религиозную - санкционированность своего чудовищного деяния;

     - наш информационный официоз в очередной раз отказался серьезно и публично обсудить давно назревший кантовский вопрос: как возможен сегодня воинствующий фанатизм, приводящий к массовым жертвам?

     Во-первых, самоубийство вообще, а тем более самоубийство с убиением сотен безвинных людей, - это сам по себе колоссальный вызов человеческой природе и культуре. Если же смертница - женщина, т.е. мать-жизнедательница и хранительница устоев культуры, то это - тройной вызов основам человечности. Не пытаться системно и соборно разобраться, что стоит за взрывами смертниц в Москве - значит быть соучастниками будущих потенциальных преступлений подобного рода. Как человек превращается в воинствующую нелюдь? Какими порочными идеями он зажигается, которые оказываются сильнее первичного инстинкта самосохранения и чувства сопричастности с другими людьми? Одними технологиями зомбирования и жаждой мести феномена «религиозного смертничества» не объяснить, как и не победить его чисто полицейскими методами.

     Во-вторых, для меня темным знаком является принципиальная ориентация наших властей на физическое уничтожение террористов («мочение в сортире»), а не на их поимку, суд и справедливое публичное наказание. Непонятно, зачем нам в России повторять практику Израиля с его ветхозаветным принципом «око за око». Ничего кроме ярого озлобления у мусульманского населения это не вызывает. Почему у нас в России результаты должны быть иными? Из порочного круга крови, как известно, вырваться невозможно. Может быть, властям просто удобно переводить стрелки народного негодования с тупиковых реформ, напоминающих всенародный разор, на пресловутый терроризм, борьба с которым требует-де огромного государственного напряжения и финансовых расходов. Опять-таки очень удобно сплачивать разобщенный народ - нищего учителя с богатым Чубайсом - вокруг общего террористического врага. Чтобы убедить меня в ложности этих подозрений, власть должна продемонстрировать умение эффективно и в рамках закона противодействовать терроризму, а самое главное - системно бороться с его социальными, психологическими и религиозными корнями. А как с ними бороться, если нет гласного и всестороннего обсуждения проблемы, а одни сплошные фигуры умолчания и призывы не накалять ситуацию в обществе.

     В-третьих, знаковым является вялая публичная реакция исламских кругов в нашей стране и за рубежом на феномен исламского терроризма-смертничества. А ведь это - прямой метафизический и моральный вызов исламу. При широкой географии религиозного террора в мире, фанатиков-смертников (а тем более - смертниц!) нет ни в христианстве, ни в индуизме, ни в иудаизме, ни тем более в буддизме. Исламской догматике многие европейские аналитики прямо вменяют в вину отсутствие запрета на убийство человека и тезис о возможности прямого попадания в исламский рай (с явствами и любвеобильными гуриями) для мужчин-мучеников, погибших за веру. Они избегают даже Страшного суда в конце времен. Что касается женщин, то в некоторых исламских источниках можно найти утверждения об ущербности их душ без души живого мужа. Если же женщина была при жизни правомерной мусульманкой, то может надеяться на вечное блаженство с мужем в раю. Отсюда мученическая гибель «черной вдовы» в битве с врагами ислама оказывается едва ли не самым предпочтительным вариантом завершения земного пути.

     Понятно, что в богатейшем исламском идейном наследии есть совсем другие интерпретации сложных мест Корана и прямое осуждение религиозного насилия, включая признание фанатика-смертника преступным самоубийцей. Самоубийство в исламе, как и в большинстве религий, является одним из самых страшных грехов. Но ведь надо обсуждать эти проблемы на телевидении - гласно и честно, с участием духовных исламских авторитетов. Пусть в этом публичном диалоге, где, конечно, недопустимо никакое оскорбление религиозных чувств верующих2, примут участие представители других конфессий, а также психологи и социологи, политики и религиоведы, представители разных религиозных общин. Известен старый психотерапевтический эффект: как только причины болезни начинают осознавать и проговаривать, она начинает отступать.

     Важно также, чтобы публично и всеми религиозными конфессиями было зафиксировано: подлинная религиозная вера несовместима ни с какими видами насилия, и никаких посмертных наград не может быть для изуверов, убивающих безвинных людей. Их ждут только адские муки и небытие, если посмертная жизнь существует.

     А она с высокой степенью вероятности  существует, о чем свидетельствуют исследования людей, бывших в состоянии клинической смерти, а также многочисленные факты общения с существами иных слоев реальности. Причем таких фактов становится все больше и больше, и в этом нет никакой «дурной мистики». Напротив, в этих знаках «жизни после смерти» есть глубочайшая рациональность. Странным было бы обратное: если в Космосе, устроенном справедливо и мудро, люди не получали бы воздаяния по заслугам, а если не в этом - то в иных, более справедливых мирах. Кстати, псевдорационалистическое неверие в загробную жизнь базируется на двух основных предрассудках: а) я лично не вижу никакой загробной жизни и б) жизнь очевидно прекращается вместе со смертью физического тела человека.

     Но  из того, что чего-то не видишь лично  ты и окружающие, еще совсем не следует, что этого не видят и не знают люди с более развитым сознанием. Многие способны видеть вещи сквозь плотные предметы (явление проскопии), видеть в темноте, на ощупь определять цвета. Удивительными способностями сознания обладают гении. Моцарт, например, слышал всю симфонию сразу и целиком; глаз Леонардо безошибочно различал все завихрения воды, падающей в бассейн с высоты нескольких метров. Святым же праведникам и подвижникам, о чем свидетельствуют не только их жития, но и сотни очевидцев, непосредственно открываются иные слои реальности, пока просто недоступные для научного наблюдения. Правда, некоторые опыты с фотографией прямо фиксируют различные так называемые астральные сущности. Здесь надо вести дальнейшие экспериментальные исследования, приняв посылку, что подобные явления в природе возможны.

     Что же касается мнения, будто наше сознание гибнет со смертью физического тела, то для этого надо сперва обосновать тезис, что его реальность напрямую зависит от физиологических процессов в теле и мозге. А она от них зависит, как известно, весьма косвенно, ибо «при участии» - вовсе не значит «по причине».

       Если же мы признаем, что сознание - это нередуцируемая к материи идеально-информационная реальность, тогда смерть и недвижимость физического дела никак не будут свидетельствовать о его смерти. Тело может умереть, но сознание будет жить и действовать, опираясь на свои более тонкие материально-несущие основы, нежели физиологические процессы в мозге. Многочисленные исследования людей, находившихся в состоянии клинической смерти, говорят об их способности видеть свое умирающее тело со стороны и испытывать вполне определенный опыт посмертных состояний сознания. Это, в свою очередь, ставит вопрос о существовании особых материальных переносчиков явлений сознания, к изучению которых только-только подступается современная наука. Кстати, самоуверенный отказ некоторых ученых обсуждать «антинаучную» проблему жизни после смерти сам является антинаучным и иррациональным. Такой отказ только порождает волну оккультных домыслов и спекуляций. Вместо ученых феномен жизни сознания после смерти будут «изучать» «грабовые», наживаясь на людской доверчивости и людском горе. Кстати, связь Г.П.Грабового с трагедией в Беслане - тоже знаковое явление.

     К обоснованию тезиса о том, что наука может приобретать иррациональные черты и даже превращаться в магию, я вернусь чуть позже, а пока хочу зафиксировать ключевой вывод из страшного знака массового убиения безвинных людей в Московском метро: религиозному изуверству можно положить предел только путем его публичного и аргументированного развенчания совместными усилиями рациональной науки, рационально мыслящих деятелей Церкви и неравнодушной общественности. Что же касается силового государственного ответа террористам, то любое неконтролируемое насилие вызовет лишь волну ответного насилия и появление новых «мучеников» за веру. Кровь рождает только кровь, как культ могил порождает лишь новые могилы.

      

       Знак 2. Крушение самолета с польской элитой под Смоленском 

     Крушение  самолета с политической и военной элитой Польши потрясла всех нормальных людей до глубины души. Сопереживание полякам - чувство естественное и искреннее. Иного и быть не могло, ведь мгновенная гибель такого количества высокопоставленных людей одной страны ужасна. Однако нравственное сопереживание трагедии польского народа соседствует с тайным, но стойким чувством не случайности произошедшего. Спрашивается: разве можно сплачивать нацию вокруг могил прошлого, принося в жертву исторической некрофилии стратегические интересы будущего? Разве в угоду историческим обидам, пусть и имеющим основания, можно забывать о глубокой объективной потребности современных наций, тем более славянских, во взаимном доверии и уважении? Нельзя призывать к покаянию чужой народ, не будучи готовым покаяться самому. При требовании покаяния от других никогда не оказывается победителей; одни проигравшие. А ведь Катынское дело было, по сути, превращено польской политической элитой в пляску на костях, в какое-то совсем не христианское, а скорее языческое магическое камлание. Культ могил и мучеников словно притянул к ним новые могилы и новых мучеников. Возникшая сатанинская воронка потребовала новых человеческих жертв.

(Затронута тема была нами ранее освещена подробна в следующих материалах:

 

Владислав Швед. Анти-Катынь. Падут ли на колени лидеры Польши у могил наших солдат?
Ю.И.Мухин. Мистика Катыни
Про «Катынь» режиссёра Вайды
Вл. Воробьев. Закон возврата зла. К гибели Л.Качинского
Историк А.Н.Колесник огласил признания Л.М.Кагановича по Катынскому делу
Дмитрий Калюжный. Принуждение к покаянию

 

     Я лично готов попросить у поляков  прощения за то, что на наших русских землях без суда и тайно расстреляли польских офицеров и не требовать от них встречного покаяния за красноармейцев, расстрелянных, заморенных голодом и холодом в польских концлагерях в 1919-1920 годах. Однако у меня, как внука русского офицера, освобождавшего Польшу от фашистов и потерявшего там своих близких друзей, возникает один совершенно праведный вопрос: разве мы сотнями тысяч жизней, положенных ради спасения польской нации и польской культуры, стократно не искупили свою катынскую вину? Разве не кощунственно требовать от нас публичного покаяния, когда мы спасли от уничтожения их священный Краков? Случившееся - это индивидуальное и коллективное возмездие тем, кто забыл об исторической честности и благодарности, но, самое главное, - это указующий знак, из которого надо всем извлекать уроки, причем не только русским и полякам:

     - за все несправедливости в этом справедливом мире приходится платить, причем страдают не только их непосредственные, но и косвенные виновники, и, по-видимому, нет абсолютно безвинных жертв. И коль скоро над порочными причинами прошлого, приводящими к трагическим последствиям сегодня, мы не властны; то не будем хотя бы плодить разрушительные причины в настоящем, дабы их ядовитые плоды не пожали потомки в будущем;

     - нельзя превращать настоящее в орудие мести за прошлые - подлинные и мнимые - исторические обиды, равно как и прошлое недопустимо использовать для решения нынешних политических проблем;

     - недопустимо нравственно судить своих и чужих предков. Мы должны быть им благодарны за сохранение жизни и культуры на Земле. Ответственное историческое сознание требует посильного понимания и объяснения исторических событий с обязательным извлечением личных моральных уроков. По самой высокой нравственной мерке нужно судить самих себя и не потворствовать в настоящем тому, что тебе не нравится в истории. Сегодня все клеймят сталинизм и рабское тоталитарное сознание, но чьи портреты висят в чиновничьих кабинетах по всей России?;

     - в истории взаимоотношений между народами ничего не следует скрывать и забывать, как бы это ни ущемляло национального самолюбия. Но сознательный упор должен быть сделан на то, что взаимно сближало и вдохновляло, а не разъединяло народы. Разве в нашей совместной истории с поляками не было героической битвы при Грюнвальде в 1410 году, когда мы вместе отразили нашествие на славянские земли тевтонского ордена? Разве не было искренней человеческой симпатии и взаимного творческого восхищения у двух гениев наших национальных культур - Мицкевича и Пушкина? Они оказались способными переступить через ложную национальную гордыню, почему же этого не можем сделать мы? Разве не отогревали и не давали приют сосланным полякам мои земляки в Алтайском крае? О щедрости сибирской русской души не раз рассказывал тот же Войцех Ярузельский. Но разве воины Войска польского не положили свои жизни за освобождение нашей русской земли от фашистских оккупантов и не заслужили от нас вечной благодарной памяти?

     В сущности, крушение польского самолета близ Смоленска должно напомнить всем враждующим и испытывающим взаимное недоверие народам о спасительной истине, когда-то высказанной русским философом С.Л. Франком. Он писал: «В ужасающей бойне, хаосе и бесчеловечности, царящих ныне в мире, победит в конечном счете тот, кто первым начнет прощать». А ведь это была бы победа, где нет проигравших.  
 

     Знак 3. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС 

     Я, естественно, не собираюсь входить в технические причины этой ужасной катастрофы. Ими должны заниматься честные и независимые профессионалы. Моя задача совсем в другом. Саяно-Шушенская ГЭС была едва ли не последним советским гигантским энергетическим проектом, разрекламированным как чудо инженерно-технической мысли. Ради ее огромных потенциальных мегаватт были уничтожены тысячи культурных памятников и наскальных рисунков разных эпох, расположенных в долине Енисея; нарушен гидрологический режим реки, повреждена вся экосистема региона. Строители и конструкторы, как всегда, убеждали народ в абсолютной безопасности станции, в том, что все просчитано, продумано и находится под контролем. И что в итоге? Техногенная катастрофа с огромным количеством погибших, с весьма туманными перспективами возобновления работы станции, с сумасшедшими затратами на ее ремонт и, самое главное, непредсказуемым характером поведения реки, на которую набросили бетонную удавку. В результате нынешней суровой зимой возникла реальная угроза прорыва плотины, и пришлось спешно пробивать отводные каналы для отвода паводковых вод. Не слишком ли высокая плата за технократическое самомнение, за корыстолюбие ее владельцев, за бездумное и безответственное вторжение в естественные экосистемы, обладающие, как сегодня выясняется, ценностью гораздо более высокой, чем все техногенные объекты, построенные на них?

     Разве все это - не зримый предупреждающий знак для Русгидро и всего нашего правительства, которые с упорством, достойным лучшего применения, собираются сегодня возводить огромные Эвенкийскую и Богучанскую ГЭС, несколько раз предпринимали попытки вернуться к проекту Катунской (ныне Алтайской) ГЭС? Мало того, что в этом видится стойкое желание окончательно закрепить статус Сибири как колонии, но проглядывает абсолютная экологическая и культурная безответственность бизнеса и власти, которые ради барышей готовы пожертвовать нашими стратегическими сибирскими природными и рекреационными ресурсами. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, на мой взгляд, совершенно недвусмысленно и знаково свидетельствует:

     - нет сложных технических систем  абсолютно безопасных, особенно  если они связаны с механическим вторжением в сложные и хрупкие экосистемы. Перекрытие плотинами рек, особенно крупных, - это всегда потенциальная экологическая и социокультурная катастрофа, если вспомнить не только несчастный Енисей, но те же Волгу и Обь. Реки - это ведь не только энергоресурсы, но и вода для бытового потребления, и обиталище многих видов птиц и рыб, и место отдыха для миллионов граждан. Та же популяция пресноводных рыб в мире вдвое сократилась за последние четверть века. Реки - это еще и важнейшая часть культурного ландшафта России, вдоль которых расселялись наши предки, строили на высоких берегах городища и храмы. Реки синевой своих вод вдохновляли творчество сотен художников, композиторов и поэтов. Но ведь русские реки - это в буквальном смысле слова становые жилы нашего евразийского пространства. Они вместе с током вод переносят и огромное количество информации, которая может быть созидательной, но может быть и разрушительной. К анализу этой их функции только-только подступается современная наука. Те же алтайцы и русские староверы были убеждены, что воды Катуни несут талые воды с ледников, благие для человеческих тел и душ. Вихревые воздушные кольца, прокатывающиеся вдоль всего русла этой священной алтайской реки, физически ощущаются сотнями людей как очищающие и врачующие их организм. Разве все это можно измерить в мегаваттах и рублях, и разве за отказ от истинного и вечного ради суетного и ложного не справедливо следует кара?

     - ставка сегодня должна быть  сделана не на эскалацию энергетической  гигантомании - технологического  реликта ХХ века, а на комплексное развитие технологий нетрадиционной энергетики и энергосбережения. Это должно стать государственным приоритетом в области высоких технологий. Вместо сумасшедших денег, отданных на весьма сомнительные нанотехнологии, которые по старой привычке проест А.Чубайс, лучше бы создали в Сибири на базе Новосибирского Академгородка всероссийский инновационный центр по разработке и внедрению объектов нетрадиционной энергетики с соответствующим льготным законодательством. Это ведь национальный позор, что в сфере использования энергии малых водных потоков, солнца, ветра, биогаза мы находимся едва ли не позади планеты всей. В том же Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, граничащем с Республикой Алтай, нетрадиционная энергетика - самая динамично развивающаяся инновационная отрасль, гордость всех китайских технопарков. Она, по свидетельствам самих китайцев, экономически рентабельна и предельно наукоемка, способствует самому эффективному сращиванию науки и образования с бизнесом, повышает общую культуру и экологическую ответственность бытовых и промышленных потребителей, исключает разворовывание государственных средств в ходе крупных земляных и прочих работ.

     Словом, Саяно-Шушенская ГЭС - знак того, чего нельзя делать с природой и в каком направлении должна позитивно эволюционировать созданная нами техносфера. Она - призвана служить гармоничному воспроизводству природных и социальных условий бытия, а также интересам всестороннего развития самого человека.  

     Знак 4. Землетрясение на Гаити 

     Масштабы  катастрофы на Гаити, случившейся после  январского землетрясения, с трудом укладываются в голове: свыше 230 тысяч  погибших и полностью разрушенная  инфраструктура страны. Люди, и без того бедные, в одно мгновение лишились и того малого, что имели. При этом поразили три вещи:

     - бессилие современной науки предсказывать подобные землетрясения с высокой степенью вероятности;

     - неспособность развитых стран рационально организовать оказание гуманитарной помощи даже маленькой стране, подвергшейся тотальному разрушению;

     - «дар» современного «информационного» общества забывать о страшных человеческих трагедиях уже через несколько недель. Так быстро забывает о боли собачка, захваченная новым внешним стимулом.

     При этом попробуйте представить, уважаемый читатель, что бы творилось в нашем мире, если бы одновременно в разных концах Земли случилось «три Гаити» или, не дай Бог, подобное землетрясение произошло бы в сытых Европе или США. Гаитяне - те хоть привыкли довольствоваться малым, но вот что будет с привыкшими к теплым туалетам и ежедневному душу жителями «цивилизованных государств»? В чем они обретут новый смысл своего существования? Насколько быстро хваленый цивилизованный и толерантный западный человек превращается в двуногого зверя - свидетельствуют события в Новом Орлеане, когда его затопило. Кстати, нормальная жизнь в этом злосчастном городе полностью не восстановлена до сих пор.

     А ведь налицо общая дестабилизация земного климата и нарастающее от года к году число природных и техногенных катастроф во всех частях Земли. В этом плане Гаити - разве не предупреждающий знак того, что трагедия может воспроизвестись в гораздо больших масштабах, и разве не повод, чтобы вновь серьезно задуматься на старыми вопросами:

     - ради чего живет человек на Земле: ради славы, власти, комфорта и удовольствий или ради совершенствования и творчества - в мире с другими людьми и с природными стихиями?

     - не являются ли природные катастрофы таких масштабов вовсе не случайностью, а возмездием за наши дурные деяния, порочные помыслы и сугубо плотские жизненные устремления, и не служит ли созданная нами агрессивная и бездушная мировая информационная среда активным источником природных и техногенных катастроф?

     - мы существуем на тоненькой плотной пленочке толщиной в несколько десятков километров, а под ногами у нас кипит смертоносная магма и пульсирует ядро Земли, о законах жизни которых ученые только догадываются, а обыватели даже не задумываются. Но не провоцируем ли мы сами ситуацию глобального природного апокалипсиса, когда катастрофы, подобные гаитянской, станут происходить повсюду и непрерывной чередой, ведь объективная статистика увеличения частоты и силы природных аномалий за последние полвека свидетельствует именно об этом?

     Я не собираюсь давать здесь ответы на эти вопросы. Они сложны и заслуживают обстоятельного обсуждения и, самое главное, конкретных научных экспериментов. Другое дело, что непосредственное воздействие наших мыслей на окружающие природные формы (те же растения и воду) - это сегодня безусловный научный факт, имеющий многочисленные экспериментальные подтверждения. Главная задача теперь заключается в том, чтобы экспериментально обнаружить и теоретически осмыслить ту незримую реальность Космоса, которая переносит и аккумулирует эти психические воздействия. Не случайно, по-видимому, в наиболее глубоких научно-философских и религиозных концепциях XIX-XX веков высказывается гипотеза о существовании психической энергии, лежащей в фундаменте эволюции нашей Вселенной и неразрывно связанной с человеком. Научное признание, познание и практическое освоение этой энергии является, возможно, одной из насущнейших задач нынешнего исторического момента. Здесь же, не исключено, откроются и принципиально иные горизонты для эволюции нашей техносферы, призванной безусловно хранить потенциал нашей биосферы и, одновременно, существенно расширять наши творческие возможности. Но мы от понимания сущности этой энергии и ее практического использования пока, увы, весьма далеки. Здесь я перехожу еще к одному знаковому событию весны 2010 года. 
 

     Знак 5. Извержение вулкана в Исландии: атрофия предсказательных и эскалация магических черт современной науки  

     Малозначительное извержение вулкана в Исландии, которое первоначально никто всерьез и не воспринял, очень скоро превратилось в настоящую катастрофу для авиационных перевозок и для миллионов людей. За несколько апрельских дней 2010 года авиафирмы понесли убытки, каких еще не знали в своей истории. А в каких суммах измерить проблемы и переживания людей, запертых в аэропортах? Техника в очередной раз оказалась бессильной и уязвимой перед лицом природных стихий. И, что очень показательно, - никто из специалистов толком предсказать этого не смог. Правы В.И.Бояринцев, А.Н.Самарин и Л.К.Фионова, которые в своей статье «Кто в доме хозяин?» констатируют: «Самолеты, застывшие в аэропортах всего мира - это не просто мировой транспортный коллапс. Это - знак природы, которая показывает человеку, кто на планете главный» (http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2806&Itemid=35).

     Можно задать в этой связи и более общий вопрос: не слишком ли много непредсказуемости в наших отношениях с природой и с творениями собственных рук, чтобы мы самоуверенно начинали рассуждать про всякие там «информационные» и «постиндустриальные» общества? Надо честно признаться: от статуса господина природы человек сегодня даже дальше, чем сто лет назад. Там хотя бы не было такой безумной и массовой потребительской ориентации жизни, и люди хоть перед чем-то еще благоговели. Не было там сомнительных техногенных и экономических экспериментов глобального характера. Предсказательные возможности нашей науки выросли за это время также минимально, несмотря на создание многочисленных и дорогих станций наблюдения, лабораторий, научно-аналитических и прогностических институтов.

     Знаменательно: самые важные события последнего времени наука предсказать не сумела. Глобальный экономический кризис осени 2008 специалисты предсказать не смогли; землетрясение на Гаити и катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС - тоже. Последствий извержения вулкана в Исландии не просчитали, по поводу возможных последствий экспериментов на адронном коллайдере (БАКе) полемизируют сами физики. Совершенно неожиданными оказались для человечества факты нарастающей наркотической зависимости человека от электронных игр, от дисплея компьютера, от футбола, хоккея и прочих адреналиновых вливаний. Столь же непредсказуемыми эффектами чреваты наши биотехнологические игрища, о чем речь пойдет чуть ниже. Но зато современная наука начинает парадоксальным образом все больше напоминать черную магию, о чем, кстати, предупреждали наиболее дальновидные мыслители России и Европы еще в начале прошлого века: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский - у нас; Э. Кассирер и К.С. Льюис - на Западе.

       Сущность магии, как известно, состоит в том, чтобы посредством конечной системы действий или словесных формул добиться чудесных практических результатов - контроля над людьми и природными стихиями, богатства, бессмертия, уничтожения врагов и т.д. Но разве не духом магии веет от изощренных словесных и визуальных манипуляций сознанием людей, с чем мы ежедневно сталкиваемся в средствах массовой информации; от попыток путем механических перетасовок генома добиться изменения свойств целостного организма в желаемом направлении, а посредством перекомбинаций атомов на микроуровне - получать вещества с какими угодно заданными свойствами. Мир природы и человеческого сознания здесь уподобляются конструктору, где можно произвольно и безнаказанно менять и комбинировать детали; а, влияя на часть, магически изменять свойства целого. Само слово «технология» в последнее время приобрело особую магическую популярность и привлекательность для общественного сознания, причем именно в своем магическом - манипулятивном и ритуальном - смысле. А сорное словосочетание «как бы», которым буквально отравлено языковое сознание россиян (это отлично знакомо любому педагогу!), - разве оно бессознательно не свидетельствует об иррационально-магической аберрации зрения, когда утрачиваются грани между мнимым и реальным, дозволенным и недозволенным, истинным и ложным, созиданием и разрушением?

       И ведь практически не обсуждаются важнейшие вопросы о том, какой хаос и информационно-структурную дезорганизацию могут порождать такие мертво-механические вторжения в целостные живые системы. А ведь факты вопиют: клонированная овечка Долли отличалась неестественной агрессивностью и быстро состарилась; генетически модифицированные продукты питания вызывают аллергические реакции у людей. Лабораторные опыты по систематическому кормлению крыс генетически модифицированной соей, проведенные доктором биологических наук И.В. Ермаковой, дали и вовсе настораживающие результаты: подопытные животные уменьшались в размерах и в конце-концов теряли репродуктивные способности. Какой веер этических, социальных и экзистенциальных проблем породили операции по перемене пола и пересадке органов, искусственному омоложению и суррогатному материнству - о том свидетельствует огромная современная литература по проблемам биоэтики.

       Здесь глубоко иррациональна и магична сама безудержная готовность тысяч и тысяч ученых из-за денег, славы или простого безответственного любопытства пускаться в смертельно опасное экспериментирование над жизнью. Иррациональный естествоиспытатель подчас похож на маленького мальчика, нашедшего боевую гранату и расковыривающего ее гвоздиком. «Современный человек плохо знает природу развиваемых им технических средств цивилизации, - справедливо писал еще Н.А. Бердяев. - Магическая природа этих технических сил остается закрытой для современного человека. Создается магическая среда, заколдовывающая душу человека... В колоссальной технической цивилизации точно выпущены на свободу злые демоны, мстящие падшему человеку за его царственное притязание»3.

       В подтверждение этих слов мы сталкиваемся сегодня с примерами уже не просто научно-магического отношения к миру, а с фактами откровенной черной магии и некрофилии. Таково замораживание мозга богатых клиентов в американских клиниках (а сегодня уже и у нас!) с целью их воскресения в будущем; таковы настойчивые попытки механическим путем, обманывая природу, продлить человеческую жизнь до нескольких сотен лет, нейтрализовав "ген старения" или, наоборот, выведя из рецессивного состояния "ген бессмертия". При этом элементарное логическое промысливание подобных «научных» экспериментов быстро обнаруживает их иррациональный и античеловеческий характер. На миг представьте себе человека нашего времени, воскресшего лет через 60-70 среди своих внуков и правнуков в совершенно новом технологическом и социокультурном контексте. Что кроме насмешек и недоумения его ожидает? Чему сможет научить он своих потомков кроме ненасытной любви к собственному телу? Или вообразите, что человек сможет жить до 200-500 лет. Спрашивается: куда ему торопиться, что может стимулировать его творческие способности, что способно придать остроту и интенсивность его личному бытию, коль скоро смерть - эта величайшая из жизненных погонщиц - отодвинута почти что в вечность? И что делать детям и внукам, если все рабочие места давно заняты бабушками и прабабушками? И зачем вообще нужны дети - обуза и вызов обществу этих наслаждающихся жизнью нетленных мертвецов? Можно слышать аргумент, что, живя так долго, человек сумеет сполна реализовать свои творческие планы. Но сполна реализуют творческие замыслы на Земле те, "кто жить торопится и чувствовать спешит". А здесь-то человеку куда и зачем торопиться?

     На  мой взгляд, действенным противоядием эскалации научного иррационализма (или антинауки) могут стать, во-первых, трезвое, без ложной научно-атеистической гордыни, обращение к религиозному опыту понимания мира и человека4, где магические соблазны и бесовские прелести были давно и системно осмыслены; во-вторых, широкое обсуждение и принятие этических критериев рациональной научной деятельности, выступающих органическим дополнением логико-методологических критериев рациональности научного знания. Специально хочу подчеркнуть, что эти этические критерии рациональности должны прилагаться и к фундаментальным, и к прикладным исследованиям. Ведь сама предметность современного фундаментального знания часто не является этически нейтральной (человеческий геном, здоровье, сознание), а антинаучно могут вести себя и маститые академики, создавая разного рода инквизиционные общества по борьбе с лженаукой, но, в конечном счете, защищающие свои собственные научные и мировоззренческие предрассудки. К таким этическим критериям научно-рациональной деятельности в самом первом приближении и, не претендуя на их исчерпывающий характер, я бы отнес недопустимость:

     - априорных запретов на существование каких-либо процессов и явлений в мире, типа той же психической энергии, жизни после смерти, инфернальных бесовских сущностей или феномена одержания. Дело науки искать рациональные объяснения загадочным явлениям бытия, сколь бы необычными они нам ни казались. Явления и идеи, которые кажутся сегодня совершенно иррациональными и невозможными завтра часто становятся тривиальными. Так, для любого ученого XYII-XIX веков абсурдной выглядела даже сама идея делимости атома, а Лобачевского чуть ли не в лицо называли сумасшедшим за идею неевклидовых геометрий;

     - ценностных квалифицирующих суждений (типа "лжетеория", "шарлатан", "псевдонаука") относительно конкретных ученых, существующих научных теорий или школ. Если взгляды научных оппонентов сомнительны или ложны - приведите соответствующие экспериментальные факты и теоретические аргументы, но воздержитесь от наклеивания ярлыков;

     - сознательного сокрытия от научной общественности возможных опасных и разрушительных последствий проводимых научных исследований и экспериментов;

     - утаивания истинных и выдачу за действительные желаемых научных результатов, особенно если это связано с проблемами здоровья и продлением жизни человека.

     И, наконец, надо честно признаться: современные  ученые, а не только безответственные власть и бизнес, несут прямую этическую  ответственность за нынешнее нарастание стихийных возмущений в биосфере. Во многом их темно-магическими усилиями выводятся из равновесия природные стихии. Воистину, самое разрушительное, что только может быть на Земле - это циничный и бездушный интеллектуал без святынь, без чести и без совести. Он не столь уж и далек от религиозного фанатика-смертника, разве что разрушительные последствия его опытов проявляются опосредствованно и не всегда сразу.

     Однако  угроза внешнего апокалиптического  сценария - еще цветочки по сравнению с возможностью апокалипсиса внутри нас, к чему наука тоже приложила руку.  

     Знак 6. Индонезийский рыбак с корнями вместо конечностей 

     Информационные  агентства всего мира распространили фото- и видеоматериалы об индонезийском рыбаке Деде, у которого после раны на колене руки и ноги стали постепенно превращаться в древовидные образования. Выяснилось, что поранился он на поле с генетически модифицированными объектами, и у него была нарушена антивирусная защита организма. В результате хорошо известный вирус папиломы стал бесконтрольно развиваться в его организме и принял столь пугающую форму (www.medgazeta.info/article/813). Есть и другие факты, аналогичные приведенному, когда трансгенные объекты, созданные человеком, ведут себя агрессивно: проникают в другие организмы и начинают активно использовать их биологические ресурсы ради собственного выживания. Показательным случаем стало регулярное вызревание в руке женщины иголки от кактуса. Будучи удаленной хирургическим путем, иголка через некоторое время появляется снова. Оказывается эта женщина однажды укололась генетически модифицированным кактусом.

     Подобные знаки, быть может, самые зловещие из всех. Они требуют тщательного и гласного научного исследования и обсуждения. Слишком уж опасным выглядят забвение тех фундаментальных функций, которые призван выполнять человек - хранитель и пастырь земного бытия - относительно низших форм жизни в биосфере. Как иерархически высшее начало на Земле, он обязан разумно и ответственно управлять низшими созданиями природы: сохранять существующее биологическое разнообразие и естественные биогеоценозы, проявлять силой своего разума скрытый эволюционный потенциал ландшафтов и существующих биологических форм. Он этим с большим или меньшим успехом занимался в течение тысячелетий, выводя естественным путем новые породы домашних растений и животных, засевая поля и выступая мощным фактором эволюции биосферы.

     Он - худо-бедно - всегда являлся и пока еще является разумным управляющим началом относительно жизни собственного тела, где есть и минеральные, и растительные, и животные формы - те же вирусы и бактерии. Известно, что здоровье и творческое долголетие зависят не только от наследственности, состояния окружающей среды, правильных физических действий и питания, но в очень значительной степени от нашего состояния духа - бодрости, оптимизма, постоянных интеллектуальных усилий и нравственности помыслов. Колоссальный эмпирический материал о жизни святых всех мировых религий, который был собран нашим великим социологом П.А. Сорокиным, неопровержимо свидетельствует: физическое здоровье тела, продолжительность и качество жизни человека напрямую зависят от состояния его духа. Так, святые, многие из которых подвергались гонениям и пыткам, пребывали в тяжелых бытовых условиях и практиковали аскезу, - тем не менее, жили даже дольше, чем современные американцы5. Известно также, что раны у бойцов победившей армии заживают быстрей, чем у побежденных, а количество заболеваний в материально благополучной, но психологически дестабилизированной стране возрастает многократно. Известно, что наши солдаты на фронтах Великой отечественной войны мало болели обычными болезнями, а вот в условиях нашей злосчастной перестройки, наоборот, заболеваемость возросла многократно.

     Все это заставляет признать, что современные люди попросту забыли о своих обязанностях относительно всего живого на Земле. И это забвение смертельно опасно в первую очередь для них самих - их психического и физического здоровья. Так, биотехнологическая погоня за нужными для человека свойствами биологических объектов приводит к утрате веками шлифовавшейся целостности их бытия, к внутренней энергетической и информационной разбалансировке, а также к выключению их из органической связи с внешними природными объектами и системами. Таким образом, высшие управляющие системы в лице человека не просто отказываются от выполнения своих разумных созидательных и контролирующих функций, но начинают самовольно творить в природе насилие и произвол.

     Что происходит в обществе, когда «верхи»  издеваются над собственным народом  и существуют только ради самих себя? Правильно: они рано или поздно провоцируют народный бунт, «бессмысленный и беспощадный». По-видимому, в природе дело обстоит точно также, и «низшее» в лице вирусов, бактерий, животных и растительных клеток нашего организма, а также генетически модифицированных объектов (этаких биологических уродцев-компрачикосов из романа В. Гюго «Человек, который смеется») устраивает бессознательный бунт против «высшего», т.е. против человека, переставшего быть ответственным хозяином. При этом низшее, бунтуя, начинает жить по собственным законам, обеспечивая свою выживаемость и воспроизводство за счет жизненных сил высших организмов. Об этом говорит агрессивность, с которой ведут себя в природе и в нашем теле многие искусственно и безответственно созданные нами трансгенные биологические структуры. Об этом же говорит бесконтрольное деление раковых клеток и возможность пробуждения доселе спящей наследственной памяти у низших клеток нашего организма. Если учесть, что онтогенез человеческого организма повторяет филогенез, то совсем не фантастикой выглядит предположение, что в скором времени, в результате искусственного нарушения эволюционно сложившихся корреляционных связей в геноме, у людей начнут расти не только корни вместо рук, но и клешни рака, и членики насекомых.

     А ведь еще ведутся эксперименты по вживлению в организм человека электронных чипов; по изготовлению генно-модифицированных медицинских препаратов из клеточных структур свиньи, весьма близких по структуре к клетке человека; по использованию в медицинских целях тканей человеческих зародышей, изъятых в результате абортов и т.д. Во всех этих «научных» экспериментах присутствует какая-то потрясающая духовная ограниченность и безответственность - действительно типичная черная магия, расплачиваться за которую придется всем. Фанатизм ученых здесь, действительно, оказывается сильно похожим на фанатизм религиозных фанатиков-террористов. Просто там - прямо насилуют людей; здесь - природу, но косвенно - и самого человека.

     Правда, можно со стопроцентной уверенностью предположить, что если эти жуткие сценарии - не дай Бог - и впрямь начнут массово сбываться, то практически подтвердится древняя и вечная истина, на которой настаивали все по-настоящему глубокие религиозно-философские учения Востока и Запада: внутренним иммунитетом против генно-спровоцированных антропологических кошмаров и внешних природных катастроф будут обладать именно духовные люди, отличающиеся нравственным образом мыслей и действий, способные к жертве ради других и органически неспособные сделать подлость ближнему. Именно они-то и воплощают подлинно разумное отношение не только к себе подобным, но эталонное отношение высшего по отношению к низшему, когда ясные и светоносные информационные импульсы, идущие от человеческого сознания, способны гармонизировать внутренние и внешние природные процессы и стихии. Тогда-то и станет очевидным, говоря языком В.С. Соловьева, безусловное преимущество невидимой силы мирового добра над видимым господством мирового зла6. Кстати, история мировых религий безусловно подтверждает благотворное воздействие тех же святых на окружающие природные формы. Лучшие розы в России, между прочим, росли в Оптиной пустыни, а урожайность монашеских огородов и парников на тех же Соловках была исключительной.

     Но, конечно, очень хочется, чтобы люди вовремя опомнились и, избежав роковых сценариев, начали вновь и сознательно выполнять в биосфере свои созидательные пасторские функции - на благо и себе, и всем остальным живым существам планеты. А начинать всем действовать можно уже сейчас, начиная совсем с малого - хотя бы лично не сквернословить и не мусорить вокруг себя; а соборно - не давать нуворишам и технократам осквернять наши национальные святыни, а обезумевшей власти - разваливать науку, культуру и образование. Атрибут духовного человека - это еще и активное противостояние злу. Без «противления злу силою» - силою не оружия и хулы, а коллективного протеста и гражданского неповиновения - знаки последних времен грозят превратиться в зримую инфернальную реальность. Увы, один зловещий знак такой реальностью уже стал, и теперь не понятно, что с ним делать. 

     Знак 7. Московское Сити  

     Я имею в виду огромный черно-серый Сити, вздыбившийся над Москвой почти в самом ее центре. Он - типичное инородное тело, механически имплантированное в столицу. Этакий кусочек одного культурного генома, встроенный в совсем другой культурный геном. Геометрически правильные формы зданий Сити образуют вопиющий контраст с ажурными слоями и шпилями тех же сталинских высотных домов, некогда безусловно украсивших столицу. Для меня, вся молодость которого прошла в стенах Московского университета и для которого панорама Москвы с Ленинских гор - одно из самых дорогих воспоминаний, лужковский Сити наглядно воплощает то, что сделали с моей страной за последние двадцать лет.

     Тьма  невежества и корысти вытеснила  свет истины и ценность бескорыстия. Произвол бесконтрольных властей и нуворишей породил массу безобразных вещей и явлений, типа безработицы, биржевых и банковских спекуляций, бомжевания, коррупции, публичного унижения культуры, науки, образования. Нудная болтовня о демократии прикрывает абсолютное нежелание власти прислушиваться к критике и учитывать мнение собственного народа. Купеческий пьяный размах нашего бизнеса и примкнувшей к нему богемы плодит чудовищную художественную безвкусицу и инфернальщину. Одни телесериалы чего стоят. А есть еще обильно подкармливаемая научная магия и информационная бесовщина с экстрасенсами и ведьмами в третьем поколении. Есть полное забвение русской провинции и всей России азиатской, о чем мне уже доводилось писать. Есть, наконец, каждодневное властное вранье с экранов телевизоров. Последний штрих - лживое заявление одного из лидеров страны, что население Сибири-де растет, хотя тот же Алтайский край ежегодно теряет несколько тысяч рабочих рук.

     Московское  Сити и есть наглядная демонстрация художественной безвкусицы, презрения к культурным традициям страны, морального произвола, буржуйского куража и общей предельной бездарности правящего режима. 

     Московское  Сити - зримая реальность наступления последних  времен. Слава Богу, что парит над столицей белое здание Московского университета - живого символа научных и образовательных достижений нашей страны. А еще стоит, как незыблемая твердыня нашей духовности Троице-Сергиева Лавра. И живы пока еще русский север с Ладогой и Печорой, Валдай с истоками Волги, Байкал, Алтай и многие другие наши культурные и природные святыни. Но, значит, у нас есть еще достаточно духовных и природных сил, чтобы не кануть в последние времена, а выйти из них к новым историческим высотам.  

_________________________

Иванов  А.В., д.ф.н., зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного  университета, г. Барнаул .

См предыдущие статьи данного автора на нашем сайте:

А.В.Иванов. Кто все-таки предает наши национальные интересы?

А.В.Иванов. Как нам спасать и обустраивать Сибирь? 

А.В.Иванов. Есть ли выход из цивилизационного тупика?

А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.2 

А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.1 

А.В.Иванов. О прорехах российского бытия: образование

А.В. Иванов. О прорехах российского бытия: экология и сельское хозяйство 

 А.В.Иванов. Осенние тезисы

А.В.Иванов. Осторожно, пошлость! 

А.В. Иванов, И.В. Фотиева. Попрание высшего права

Андрей Иванов. Энергетическая безопасность: очередной политический миф или сильная государственная идея?  

Андрей Иванов. А не рискуем ли мы все вылететь в газовую трубу?

Андрей Иванов. Приватизация святынь.

Андрей Иванов. Покоренная Москва (раздумья бывшего москвича)

Андрей Иванов. Закон «Об автономных учреждениях» готовится к принятию во втором чтении

Андрей Иванов. Истинные основания социальной консолидации (к итогам IY Российского философского конгресса).

 

 

Последнее обновление ( 26.04.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей