27.06.2019 г.
Главная arrow Трибуна arrow Сергей Черняховский. Лица без Родины



Сергей Черняховский. Лица без Родины Печать E-mail
Автор Редсовет   
29.10.2010 г.
Россия сегодня превращается в страну людей, у части которых родины как таковой нет: она для них место пребывания и обогащения. По рассказу Владимира Путина, на встрече с возвращенными из США разведчиками он хором с ними пел песню «С чего начинается Родина?».

С чего она начиналась в песне из любимого путинского фильма «Щит и меч», известно: «...С картинки в твоем букваре,/ С хороших и верных товарищей,/ Живущих в соседнем дворе. ...С той песни, что пела нам мать./ С того, что в любых испытаниях/ У нас никому не отнять. ...Со старой отцовской буденовки,/ Что где-то в шкафу мы нашли. ... И с клятвы, которую в юности/ Ты ей в своем сердце принес».

А с чего начинается родина сегодня? Картинки в букваре сменились. Товарищи подчас разошлись по разным политическим лагерям. Насчет буденовки возникли очень большие вопросы. Клятва, принесенная в юности, явно давалась другой родине. Да и далеко не всеми воспринимается сейчас как актуальная.

Правда, фраза про товарищей многое объясняет в кадровой политике премьер-президента, но с остальным все остается под вопросом.

Родина сегодня - это что? Это не территория и не государство. В песне в общем все точно сказано: Родина - это та система образов, «амаркордов», которые восходят к детству. На простом уровне - то, что связано с территорией детства, малой родиной. И у многих и она оказывается не в той стране, где они теперь живут. Что касается большой родины - она тоже строится из образов, идентификаций и самоидентификаций. Это не страна в обычном значении слова, но нечто родное и близкое, то, что воспринимаешь изначально как свое, с чем на эмоционально-гражданском уровне себя ассоциируешь, за что переживаешь и чем гордишься.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, на вопрос «Кто я такой?» 58% ответили бы «гражданин России», 15% - «гражданин СССР» (первый показатель после роста в последние годы обозначил падение, второй после некоторого падения вырос), 2% обозначили себя в качестве «европейцев», 19% - «жители своего региона», 6% - «граждане мира».

Видно, что сегодня наиболее распространенными являются две государственно-страновые идентификации - Российская Федерация и СССР. Если идентификация с СССР носит как гражданско-юридический, так и образно-эмоциональный характер, то идентификация с РФ - скорее, только первый. В эмоционально-образном отношении эта идентификация противоречива: одна характеристика РФ - это некое новое государство, возникшее на территории СССР и по сути противоположное ему, «не - СССР», «Новая Россия». Другая сформулирована и оглашена Путиным: «Мы сохранили ядро территории СССР и назвали его Российская Федерация». То есть РФ - это «сохраненная территория СССР».

Дело, конечно, не в территории. Для российской самоидентификации в силу множества причин всегда была первичной не географическая или национальная самоидентификация, а образно-смысловая. Территория воспринималась как пространство, на котором утвердилось торжество этих образов, в том числе образа жизни. Причем не столько реально существующего, сколько идеального, желаемого, к воплощению которого следует стремиться.

СССР как родина в этом отношении большой частью граждан воспринимался не просто как страна рождения, а как самая свободная, передовая и прогрессивная страна, форпост создаваемого Нового Мира.

И даже после того, как этот форпост рухнул, отношение, иногда на бессознательном уровне, сохранилось. В этой связи интересны данные ВЦИОМ, проводившего в январе опрос об отношении граждан к понятиям «советское» и «антисоветское». Как оказалось, первое вызывает у подавляющего большинства такие чувства, как «ностальгия», «гордость», «одобрение», «благодарность», «восхищение», «надежда». И лишь у меньшинства негативные чувства - «разочарование», «осуждение», «скепсис», «страх, ужас», «стыд, вина», «ненависть, гнев».

Слово «антисоветское», напротив, у большинства вызывает «осуждение», «разочарование», «ненависть, гнев», «стыд, вину», «страх, ужас», «скепсис». Позитивные же чувства - «надежда», «одобрение», «восхищение», «ностальгия», «гордость», «благодарность» - пробуждает у минимального числа граждан.

Если рассматривать родину как то, чем гордишься, то и тут представления россиян в значительной степени обращены к прошлому. Для большинства предметом гордости за страну в первую очередь является история - 47%. «Место рождения» вызывает гордость у 32%, территория - у 30%. Великие люди «моей национальности» - у 22%. Природа - у 21%. Государство - у 19%, литература и искусство - 17%, военная мощь - у 16%, «душевные качества моего народа» - у 15%, язык - 13%, обычаи - у 12 %, победы спортсменов - у 11%, религия «моего народа» - у 9%, «наше трудолюбие и умение хозяйствовать» - у 6%.

Итак, общая тенденция: граждане страны считают, что им есть чем гордиться в прошлом и практически нечем в настоящем.

Получается, что и их чувство родины оказывается во вчерашнем дне, а в сегодняшнем у них действительно нет родины. Для большей части граждан России все то, что было им изначально дорого, их комплекс образно-интуитивных представлений, формирующих ощущение родины, оказался если и не разрушен, то уже не связан с сегодняшней действительностью, нынешним миром. Остаточно он существует, но как прошлое.

В фильме «Корона Российской империи» один из эмигрировавших белых офицеров спрашивает капитана Овечкина, героя Армена Джигарханяна: «Я иногда спрашиваю себя, а во имя чего мы все это делаем (имеется в виду борьба эмигрантов с Советской властью. - С.Ч.), если не из-за денег?» И тот ему отвечает: «Даже не ради будущего. Прошлое - вот то, что у нас осталось. Вот во имя этого прошлого».

Россия сегодня превращается в страну людей, у части которых родины как таковой нет: она для них место пребывания и обогащения. Родину они видят там, где деньги и комфорт. А у другой части родина как будто и есть, но она в прошлом.

В девяностые Россией правили люди, которые видели в ней некий краткосрочный проект, предполагавший, что нужно как можно быстрее сделать состояние здесь и уехать туда, где уже куплены дома и виллы. В нулевые на смену им пришли люди, рассматривающие Россию как среднесрочный проект, который некоторое время может давать возможность делать деньги и который так просто бросать не надо. Но с этим «проектом» нужно быть готовым расстаться, как только возможность делать деньги исчезнет.

Первые страну разрушали и конвертировали в короткие деньги. Вторые активное разрушение прекратили или приостановили, но не ставили себе задач ее перспективного развития. Первыми Россия в принципе не воспринималась как родина, жить здесь они не собирались. Вторыми она воспринимается как родина, но отчасти, как «амаркорд», долгосрочное будущее они с ней не связывают и приносить жертвы ее будущему не хотят.

Но страна не может развиваться вне долгосрочного проекта. Без людей, которые пусть и ориентированы на обогащение, но связывают его с собственным господством в своей стране и готовы ради этого приносить жертвы и бросать вызов всему миру.

У одних нет родины, потому что ее у них отобрали, у других ее нет, потому что их родина там, где комфорт и деньги.

Можно было бы сказать, что все они подобны английским переселенцам, оставившим Старый Свет, чтобы обрести родину в Новом. Но эти пионеры несли с собой в Америку образ Нового Мира, родившийся на прежней родине. И в этом смысле они несли с собой свою родину как комплекс воспринятых и выработанных ценностей, представлений, образов, рожденных в их прежней жизни. Потому что, конечно, родина - не территория, а образы родного и близкого.

Но современная Россия не имеет таких выращенных и являющихся для нее родными образов нового мира. И от всего чувства родины остаются лишь детские воспоминания, по которым можно ностальгировать, но ради которых непонятно, что можно и нужно делать.

Родина же не существует без готовности людей ей служить и чем-то ей жертвовать. В сегодняшней России можно найти тех, кто готов приносить жертвы своей родине во имя ее прошлого, то есть родине, оставшейся в прошлом. И, когда Путин с коллегами пели «С чего начинается Родина?», то есть песню о прошлой, Советской родине, они пели ее и потому, что другой родины у граждан России нет.

  _________

 Предыдущие статьи автора на нашем сайте:

Сергей Черняховский. Тайна отставки

Сергей Черняховский. Социология на продажу

Сергей Черняховский. Основа для единства

Сергей Черняховский. Кризис советского социализма

Сергей Черняховский. Парадоксы украинских выборов

Сергей Черняховский. Общество должно пресекать попытки умаления роли СССР в разгроме фашизма

Сергей Черняховский. Страсти по Союзу

Сергей Черняховский. Кто сеет ветер...

Сергей Черняховский. Опыт реформ и модернизаций

Сергей Черняховский. Право на сопротивление как гарант Конституции

Сергей Черняховский. Обременительная поддержка ЕР

Символическое покушение. Крушение "Невского экспресса"

Сергей Черняховский. Три пути для Украины

Сергей Черняховский. Медведев и репрессии

Сергей Черняховский. Идеальная оппозиция

Сергей Черняховский. Народ и Империя

Сергей Черняховский. Избирательное хамство

Сергей Черняховский. Партия никого. Хватай всех!

Сергей Черняховский. Сталинское большинство России

Сергей Черняховский. Медведев, вперед?

Сергей Черняховский. Форматы манипуляции

Сергей Черняховский. Квадратные колеса ЕГЭ

Сергей Черняховский. Россия, социологи и символы коммунизма

Сергей Черняховский. Солгавшее "Эхо"

Сергей Черняховский. Пространство коррупции - 2

Сергей Черняховский. Индустриализация сознания

Сергей Черняховский. Избирательный залог и сбор подписей как скрытая форма имущественного ценза

Сергей Черняховский. ОБСЕ против Сталина

Сергей Черняховский. День памяти и скорби
 


 
 

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2010 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей