27.06.2019 г.
Главная arrow Образование arrow А.В.Иванов. О прорехах российского бытия: образование



А.В.Иванов. О прорехах российского бытия: образование Печать E-mail
Автор Редсовет   
29.01.2008 г.

 Данная статья продолжает размышления ее автора, начатые в предыдущей публикации. Прим. ред.сайта.

Теперь поговорим о реформах образования в российской Высшей школе. О реформах в области школьного образования промолчу - прямо  к нему не причастен, хотя косвенно о его изъянах свидетельствует год от года падающий культурный и интеллектуальный уровень абитуриентов. Об этом хорошо известно всем преподавателям вузов.

Что касается Высшего образования, то его можно охарактеризовать предельно кратко - катастрофа. «Идейный» фундамент катастрофы - признание  знаний товаром, а не абсолютным общественным благом;  образования - рыночной услугой, а не неотъемлемым атрибутом здорового общества. «Все на продажу» - вот лозунг, активно внедряемый сегодня госчиновниками от образования.  Следствие лозунга - повсеместное внедрение платного (в том числе - частного) образования и обвальное сокращение бесплатных учебных мест в государственных вузах.  Тотальная коммерциализация и отказ государства от полноценного финансирования образования чреват в России целым рядом разрушительных последствий.

     Во-первых, в силу огромной разницы в доходах у российских граждан доступ к качественному высшему образованию получат жители крупных городов, расположенных  преимущественно в европейской части России. Среди последних, естественно, выделяются Москва и Петербург. Для сравнения: ежегодная доля валового регионального продукта, приходящегося на одного москвича составляла в 2004 году 17 091 долл; а жителя Алтайского края - 4856 долл. За прошедшие годы разрыв только увеличился1. В этих условиях основная масса молодых людей (особенно из районов Сибири и Дальнего Востока) вынуждена будет довольствоваться вузами, где небольшая плата за обучение. Это - в основном многочисленные коммерческие периферийные вузы и столичные вузовские филиалы, где готовят сплошь и рядом плохих экономистов и юристов, которых в стране давно переизбыток.

     Во-вторых, без систематического и капитального государственного финансирования будут умирать академическая наука и фундаментальные образовательные дисциплины типа теоретической математики и астрофизики, филологии и химии. Обратите внимание: ни в одном частном вузе по таким специальностям преподавания не ведут, поскольку они затратны, рынку напрямую не нужны, а вкладывать деньги в фундаментальное высшее образование новоявленные русские капиталисты как-то не спешат. Не приучены государством, да и общей культуры не хватает. При  нынешних тенденциях тотальной коммерциализации  высшей школы - завтра  они не будут в него вкладывать деньги тем более.

     В-третьих, если цель образования - исключительно продажа и покупка знаний, то это значит, что под такое образование будет неизбежно подкладываться соответствующая рыночная идеология. Ее цель - формирование так называемого «рыночного человека», который все измеряет деньгами и личной карьерой. Ясно, что штамповка подобных «оловянных солдатиков» исключает качественную гуманитарную компоненту в образовании, особенно капитальное знакомство с историей, родным языком и литературой, мировой и отечественной культурой, философией, наконец. В мире, где все продается и покупается, всесторонне образованные люди с четкой системой ценностей не нужны; более того - опасны: думать умеют, грамотно вопросы ставят и не дают себя одурачить государственному ПИАРу. Посмотрите, как набирает силу эта тенденция дегуманитаризации образования: из одного Госстандарта в другой неуклонно уменьшается число аудиторных часов, отпускаемых на самые значимые для воспитания духовной личности дисциплины (ту же историю и русскую литературу), зато усиленно насаждаются  право и экономика в их западном понимании.  Почитайте большинство  учебников по cовременной экономике  (так называемой economics) - это типичная наукообразная рыночная идеология, лишенная глубины и всякого теоретического обоснования, а, самое главное, бесконечно далекая от жизни.

     В-четвертых, коммерциализация неуклонно ведет к общему растлению системы образования, а, следовательно, и общества в целом: искание истины подменяется исканием выгоды; служение стране - служением сугубо личным интересам. В результате рушится вековая педагогическая иерархия «учитель-ученик», когда студент все больше наглеет, требуя за уплаченные деньги то, что считает для себя нужным; а преподаватель, напротив, чувствует себя неуверенно, попадая в ситуацию зависимости от рейтингов, результатов формальных тестов и амбиций студентов, несогласных с выставленными оценками. Наконец, преподаватель просто боится отчислить студента, поскольку это автоматически означает для вуза потерю финансирования.

      Конечно, частично образование может быть платным, но это не должно становиться всеобщей нормой. В государственных вузах плата должна сохраняться на коммерческих специальностях, а для нормального притока студентов необходимо резкое сокращение (а в перспективе - может быть, и полная ликвидация) частных коммерческих институтов и многочисленных филиалов московских и питерских вузов. Постепенно возникает и, смею надеяться, будет неуклонно возрастать потребность в ученых, педагогах и специалистах реального производства, а не в экономистах и юристах, чего частные вузы и столичные филиалы сделать не могут в принципе. И безусловно необходимо возрождение системы среднего профессионального образования, разрушенного в предыдущие годы. Именно грамотных рабочих и специалистов-профессионалов в стране катастрофически не хватает. К тому же у массы молодых людей объективно  нет необходимых способностей для обучения в высшей школе. Они, перебиваясь с троечки на троечку, только мучают себя, родителей и преподавателей. Дать им возможность обрести профессию, соответствующую их способностям, - это  важно и с государственной, и с чисто человеческой точек зрения.  

     К сожалению, все сейчас делается не для совершенствования, а для разрушения  здоровых традиций отечественного образования. Процессам его дефундаментализации, дегуманитаризации и дегуманизации служит и так называемый «Болонский процесс», призванный-де сформировать единое общеевропейское образовательное пространство и обеспечить академическую мобильность студентов.  Эта задача где-то понятна для Европы, которая за четыре года (специальность бакалавр) хотела бы социализировать и приобщить к ценностям европейской культуры массу инокультурных иммигрантов из различных стран Азии, Африки и Латинской Америки. При этом многие европейские страны отнюдь не спешат перестраивать свои национальные системы образования в соответствии с Болонскими стандартами. Более того, опыт подобного перехода в той же Германии показал, что сами студенты совсем не спешат менять вузы и специальности, и во всех отношениях предпочитают исторически сложившиеся национальные системы образования.

     Только мы, с какой-то рабской готовностью, готовы разрушать свои национальные традиции образования. Чем обернется тотальный переход от нашей классической пятилетней системы образования к западной системе 4+2 (бакалавр-магистр)? Ответ тоже весьма прозрачен, и давно озвучен многими педагогами. Наша Высшая школа быстро превратится в плохое ПТУ, где бакалавры будут никому не нужны, а за получение степени магистра придется платить большие деньги, которые мало кому будут по карману. Кроме того, центры по подготовке магистров в подавляющей своей части будут размещены на Западе страны, а не на Дальнем Востоке и не в Сибири, где они столь нужны.  Это приведет к еще большему разрыву между благополучными и неблагополучными регионами, к миграции трудоспособного и талантливого молодого поколения в крупные города на западе, прежде всего в Москву и в Петербург. Я уж не говорю о потере нашей национальной образовательной самобытности, связанной с деятельностью профессиональных научных школ в рамках кафедральной подготовки специалистов высшей квалификации. В столицах академическая преемственность, может быть, и сохранится, а вот в  провинциальных вузах - вряд ли. Отсутствие образовательной самобытности автоматически повлечет за собой деградацию вузовской науки и дальнейшее сокращение числа иностранных студентов, которых и так становится все меньше и меньше.

     Еще одна разрушительная вещь, вытекающая из Болонского процесса - сугубый формализм в так называемом «менеджменте качества образования». Помимо дикого количества никому не нужных отчетных бумаг и формуляров, главным средством оценки качества образования становятся тесты. Я не против того, чтобы рассматривать тест в качестве одного из средств проверки общей осведомленности учащихся. Но ведь тест, как итоговая форма контроля, попросту губителен для обществоведческих и гуманитарных дисциплин (истории, культурологии, литературоведения, философии, политологии и т.д.), самая суть которых - приобщать  студентов к искусству самостоятельного, критического и систематического мышления, к высшим ценностям человеческого бытия, наконец. Любой хороший педагог-гуманитарий скажет вам, что он простит студенту незнание каких-то дат, имен и даже идей, если последний обнаружил навыки самостоятельного и аргументированного мышления.   

     Сама же методика выбора готовых ответов, на которых основан любой тест, формирует личность, привыкающую действовать по стереотипу, а не путем самостоятельного анализа и решения задачи. Тест в лучшем случае развивает память, но не продуктивное воображение и не интеллект; тем более,  - не творческую интуицию.  Словом, культ тестов - это культ сугубо формального а, значит, мертвого начала в образовании, ликвидация его содержательного и творческого измерения, чем всегда славилась отечественная Высшая школа.

     Все явственнее обнаруживается и еще одна разрушительная тенденция - стремление минимизировать участие личностного начала в образовательном процессе, сделав ставку на компьютерные формы усвоения и контроля знаний. Один ярый энтузиаст внедрения новых информационных технологий в высшее образование выразился предельно откровенно: в идеале должно быть 100 студентов на 1 вузовского педагога. Последний должен создать оптимальный электронный набор учебных пособий, заданий и тестов, а студент обязан  их самостоятельно освоить и сдать.  Подобный технократизм совершенно не учитывает важнейших вещей: главные знания и таинство профессии не передать никаким опосредованным способом, никакой самой совершенной программой и электронным учебным пособием. Здесь требуется личностный  контакт между учителем и учеником. Высшая школа - это не абстрактный механизм перекачки знаний, а творческий процесс формирования профессионала и воспитание развитой человеческой души. С помощью тестов и компьютерных методик (которые при их разумном применении, естественно, полезны!), можно получить на выходе разве что «рыночного человека» и «носителя абстрактной информации», но никогда подлинного профессионала и ответственного гражданина.

     Увы, те безобразия, что творятся сегодня в нашей Высшей школе, - это следствие все той же  нашей пассивности и холопского безгласия; а часто, - какой-то патологической готовности ревностно бросаться исполнять  любые глупые инструкции, которые спускает  верховная власть. Лишь бы быть первым и заслужить благодарность от начальства, а еще - какие-нибудь маленькие привилегии за служебное рвение. Разве и это - не бердяевское «вечно-бабье» в русской душе?  

     Подведу некоторые безрадостные итоги. Нежелание отстаивать национальные традиции в образовании - это еще одно наглядное доказательство того, что нынешнее правительство лишь по видимости озабочено нашими национальными интересами.  На самом деле, все, что оно делает - играет на руку Западу. Судите сами: Запад получает от нас все, что ему нужно: сырьевые ресурсы и утекающие мозги, а наша продовольственная и технологическая   зависимость от него, напротив, растет. Подрывая же свою экологическую безопасность и живительные традиции в образовании, мы  теряем статус великой державы и лишаемся  конкурентноспособности в ХХI  веке. Возрождая  «демона великодержавной государственности» (выражение Д.Андреева), реанимируем худшие - самовластные - традиции государственного управления, а ликвидируем соборно-вечевые и общинные демократические принципы государственной самоорганизации2.

     Такая объективно слабенькая,  внутренне тоталитарная, а внешне упрямствующая и угрожающая Европе Россия - прямо-таки идеальная служанка  Запада, который получает от нее все для себя необходимое,  а собственного обывателя может запугивать страшным русским монстром, угрожающим мировой демократии. Это и повод наращивать собственные вооружения, и пристегивать к себе  бывшие советские республики для защиты от «русского империализма». Внешний же политический прессинг со стороны Запада, позволяет нынешнему российскому режиму консолидировать общество на псевдопатриотических позициях и гарантировать себя от прихода к власти в России сил, реально озабоченных ее национальными интересами. Короче говоря, налицо трогательное единство глубинных интересов нынешнего правящего режима в России и ее непримиримых  внешних врагов.  Для одних - это способ удержания личной власти; для других - оптимальное средство контроля над Россией и ее ресурсами.

     В данной ситуации возникает извечный русский вопрос: «Что делать?». У меня  нет на этот вопрос прямого ответа. Единственное, в чем я убежден, - в необходимости мужественно объединяться вокруг защиты  природных и культурных святынь нашей державы, ее  живительных трудовых, образовательных и политических традиций. Будем профанировать и саботировать губительные  «реформы» в образовании, коль некогда поленились и побоялись их гласно и публично отвергнуть. Будем учить тому, во что истинно верим и твердо знаем, личным обликом и делами подтверждая то, о чем говорим. Но для этого - давайте, наконец, внутренне оборим «вечно-бабье» в собственных душах, ту рабскую покорность верховной власти и преступную доверчивость к ней, которые уже не раз в истории России оборачивались большой кровью и национальным унижением.   
 
 
 
 

____________________________________

 

Об авторе: Андрей Владимирович Иванов, д.ф.н., зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета,  г. Барнаул.  На протяжении многих лет регулярно публикуется на сайте Движения "За возрождение отечественной науки".

  Приведем ниже ссылки на другие статьи этого автора на нашем сайте:

 

Андрей Иванов. Энергетическая безопасность: очередной политический миф или сильная государственная идея?  

Андрей Иванов. А не рискуем ли мы все вылететь в газовую трубу?

Андрей Иванов. Приватизация святынь.

Андрей Иванов. Покоренная Москва (раздумья бывшего москвича)

Андрей Иванов. Закон «Об автономных учреждениях» готовится к принятию во втором чтении

Андрей Иванов. Истинные основания социальной консолидации (к итогам IY Российского философского конгресса).

А.В. Иванов, И.В. Фотиева. Попрание высшего права.

А.В.Иванов. Осенние тезисы

А.В. Иванов. О прорехах российского бытия: экология и сельское хозяйство

 

 

 

Последнее обновление ( 30.01.2008 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей