14.12.2018 г.
Главная arrow Общество arrow Альберт Попов. Отпускные размышления



Альберт Попов. Отпускные размышления Печать E-mail
Автор - публикатор   
28.09.2011 г.
Более сорока лет назад мы первый раз приехали в село Губари, чтобы в километрах трех от него на берегу Хопра провести свой отпуск с детьми в палатках, погрузившись в общение с природой. И каждое следующее лето мы стремились сюда, стараясь обустроить лагерь на полюбившемся месте под старыми дубами.

               За эти годы были встречи с лосями на водопое, бобрами, сердито сpopov_a_b_3.jpg хлопаньем хвостом ныряющими от байдарки, кабанами, подходившими табуном к палаткам, норками, весело играющими на берегу. По утрам приятно было слушать звуки пробуждающегося села: пение петухов, мычание коров, шум доильных аппаратов с фермы, урчание грузовиков, отъезжающих с зерном от тока. Днем и вечером эти звуки пропадали, перекрываемые пением лесных птиц, шелестом листвы и трав под порывами легких ветерков. Бывали и затяжные дожди, грозы. В пятидесяти метрах от лагеря продолжает жить дуб с отметиной вдоль ствола от поразившей его молнии.

            На току на окраине села шумели зерноочистительные машины и автопогрузчики зерна, суетились колхозники, управляющие техникой, принимающие машины, подъезжающие от комбайнов, работающих в поле. Рядом с током находился большой свинарник. Колхозное дойное стадо достигало 1400 голов, было много частных коров, выпасом которых на пойме Хопра занимались по очереди их владельцы. Луга и пойменные поляны выкашивались, - крестьяне активно заготовляли сено. Окружающие поля были заняты пшеницей, подсолнечником, сахарной свеклой (за сезон колхозницы зарабатывали по 500 руб. и получали еще сахар от заводов). Сельские  кооперативные магазины были наполнены хозяйственной утварью, промтоварами и одеждой. Богатым был книжный магазин, всегда находилось что купить. Да, продуктовые отделы были бедны, бывали и «сухие недели»: в уборочную не продавали водку. Пока не было асфальта, бывали перебои с подвозом хлеба. За последние советские годы к селу подошел асфальт, асфальтированы улицы, проведен по ним водопровод.

            В общем, село жило трудом, двадцать лет назад в нем обитало 1500 избирателей, уже в развальные 90-е годы 150 семей продолжали выписывать «Советскую Россию».

            Теперь другие картины. Коллективное хозяйство ликвидировано, исчезли свиноферма и дойное стадо. Ток не функционирует. Пяток фермеров, взяв в аренду паи селян, сеют лишь подсолнечник и гречу, сахарной свеклой не занимаются. Пшеницу сеют иногда городские бригады со своей техникой, взяв в аренду участки земли. Колхозные пасеки погибли, сады засыхают неухоженные. Личных коров стало совсем мало, их не видно на выпасах, а главное, по пойме все поляны зарастают непригодными для использования травами, не видно наезженных дорог, по которым вывозилось сено.

            И тем не менее, село внешне прихорашивается: строятся добротные каменные дома, отремонтирована красивая сохранившаяся церковь, вокруг которой ведут «конкуренцию» три частных магазина, наполненных теми же продуктами и по тем же ценам, что и в городах, - выбирай на свой вкус товар, наполовину изготовленный из зарубежных поставок. Часть новых домов построено как дачи горожанами на наследных усадьбах. Работоспособных селян становится все меньше, на все десять классов школы остается около шестидесяти учащихся.

            В отличие от Тульской и Рязанской областей, где поля зарастают бурьяном и кустарником (!), в Воронежской и Тамбовской областях поля возделаны, но заняты преимущественно подсолнечником. Кто бы из агрономов - экономистов проанализировал такую ситуацию с точки зрения сохранения плодородия земли и оценил финансовые итоги сеятелей: если урожай будет высокий, куда денут фермеры семечки, - ведь маслозаводы не увеличат объем закупок, чтобы перепроизводством масла не снизить на него цены и свои  доходы? Капитализмус...

            Мои познания крестьянской жизни опираются на прочитанное в книгах А.Эртеля, Л.Толстого, И.Столярова, П.Замойского, Ф.Панферова, В.Белова, В.Шукшина, В.Астафьева. Представления о крестьянском прошлом идут не только от прочитанного, но и от впитанного из рассказов дедов, от их мировосприятия. Немного добавляют и личные впечатления детства, частично прошедшего в сельской обстановке.

            Последнее время пытаюсь осмотреться и увидеть последствия того, что современное население России на 80% по происхождению крестьянское. Во-первых, хотелось бы в своем окружении увидеть персонально выходцев из крестьян, а во-вторых, увидеть, оценить, как крестьянский «дух», переплетаясь с новейшей «цивилизацией», преломился в духовные, мировоззренческие черты ныне живущего поколения.  Хотелось бы понять, как повлияла крестьянская предыстория на духовно-нравственное, культурное состояние общества.

            Чувствую потребность вернуться к своим мыслям, высказанным  моему коллеге. Помню, это было лет тридцать назад, вместе шли с работы домой. Рассуждения сводились к тому, что нашему советскому обществу не хватило запаса человеческой культуры, чтобы беспроблемно развиваться по дороге идеалов социалистического строительства. Я пытался смягчить претензии своего коллеги к несуразностям советской действительности, доказывая, что дело не в порочности «советского проекта» (как емко определяет недавнее советское прошлое С.Кара-Мурза), а в отсутствии достаточного уровня культуры общества - результата наследия прошлого. За нашими плечами груз 80% - безграмотной России.

            Тогда я думал, что этот «груз» мешает нам успешно продвигаться вперед. Теперь возникает подозрение, что груз прошлого в виде низкого уровня культуры «масс» оказался непреодолимой преградой, которая отбросила Россию в 80-90-е годы в распад хозяйственный, а главное, - в духовный. Груз «бескультурья» (пока остановимся на таком термине, чтобы в дальнейшем его определить более содержательно) проявился, прежде всего, в качестве советской управленческой элиты. Какими чисто духовно-человеческими качествами обладали Хрущев, Брежнев, Суслов, Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин? Вспомним великого, действительно великого, маршала Победы Жукова с его вагонами барахла, вывезенного из Германии?! Какое несоответствие «профессионального» и человеческого! Сравним Жукова с Кутузовым, заглянув в письма последнего: исключительно уважительное отношение к другим генералам (совершившим даже промахи), постоянная забота об армии от снабжения до пополнения резервами и обучении, постоянное беспокойство о жене, детях, внуках и полное бескорыстие. Наплывает: раньше-то какие «человеки» были! И ответ: культурнейший, знающий несколько языков дворянин Кутузов и «мужик» Жуков.

            И мысль: 80% граждан России - вчерашние и позавчерашние мужики, получившие в наследство враждебное отношение к «барам» - всем начальникам, от которых видишь одни притеснения, а потому генетически в крестьянстве вырабатывалась ответная черта:  не схитришь - не проживешь, мир - миром, а кафтан и рубль - свой. И всё это на фоне убогого материального быта: курные избы, лучины, домотканое полотно, лапти... Это ведь начало XX века, канун первой мировой войны. Та война дала возможность заглянуть в Европу: экипировка австрийско-германской армии, её снабжение, обустройство крестьянского и бюргерского хозяйства. Эффект воздействия, наверно, не меньший, чем поход до Парижа в 1813 году. Пришел февраль 1917 года - жги усадьбы, грабь помещиков. Наша пролетарская революция и гражданская война завершились установлением советской власти штыками в руках мужика. Факт непреложный! Затем пришел НЭП и бери земли вволю. И зажил, похоже, мужик, как никогда не жилось. Да вот государство с одной мужицкой вольницей существовать не могло. Хлеб нужен городам - без промышленности нет государства. Новой советской власти пришлось принуждением изымать у крестьян хлеб, - полыхнула антоновщина. А дальше, чтобы восстановить промышленность и её развивать, нужны рабочие руки. Откуда? Да только из деревни. Ну, и хлеб нужен само собой. Вот тебе и коллективизация ради индустриализации... Гитлер, подминая Европу, навис над Россией, ему пространство с ресурсами для арийцев нужно было. Готовились к отпору и в страшной схватке победили. Западные и доморощенные гробокопатели перевернули историю вверх ногами. И опять же, борясь не с коммунизмом, а с Россией!

            С коллективизацией Ельцин с дружиной покончили одним махом, распустив колхозы и сделав селян собственниками паёв. А «накормит фермер» - показали 90-е и последующие годы: 40% продовольствия ввозим, промышленное производство рухнуло, зубную пасту везем из-за рубежа. Большевики в 20-30-е годы сделали то, что было жизненно необходимо для страны и возможно в тех условиях за счет собственных ресурсов!

            Сегодня Россия и её население существуют благодаря газовых и нефтяных труб за рубеж, допустив огромную диспропорцию в доходах и отринув принцип социальной справедливости, при этом умудрившись потерять не менее 15 млн. населения. Это и есть настоящий геноцид, за который следует поименно привлечь к уголовной ответственности. Но правящая элита и обслуживающая её «творческая» интеллигенция копаются в состоявшейся истории, отводя режим от ответственности за сегодняшний день воплями о «десталинизации».

            Спросят: как понять ту часть интеллигенции, которая имеет благородные, дворянские корни? У нее же был культурный базис в отличие от мужичья? Будем понимать под «культурой» совокупность образования, воспитания, верований, традиций быта и межличностных отношений. Вспомним имена Радищева, декабристов, Пушкина, Чаадаева, Герцена, Белинского, Добролюбова, Писарева, Чернышевского, Лаврова и немалочисленную для прошлого времени читающую публику, для которой названные личности были духовными поводырями и вождями. Добавим имена Некрасова, Тургенева, Тютчева, Л.Толстого и почти нашего современника Горького. Не будем забывать Гоголя, Гончарова, Достоевского, А. Толстого и братьев Жемчужниковых, Чехова, Куприна, Вересаева. И рядом новоявленный боярин Никита Михалков!

            Та, старая русская интеллигенция имела высокие души порывы - патриотизма, гуманизма и чувства справедливости, неприятия крепостничества, угнетения одних людей другими. Где у нашей [нынешней] интеллигенции «серые клеточки», чтобы задуматься над движением истории рода человеческого и констатировать: в основе этого движения лежит постоянное стремление к установлению добрых и справедливых отношений между людьми. Важно увидеть, на какие сословия разделено общество, какие между сословиями отношения, как состояние этих сословных отношений регулируется государством - властью?

            Опыт «советского проекта» - первая попытка в истории на государственном уровне ликвидировать сословную структуру общества, построить общественные отношения на принципе равноправия, а экономику организовать на плановой основе без частной собственности на средства производства. Конечно, были примеры Великой французской революции и Парижской коммуны, но на другом уровне развития мировой цивилизации и без достижения провозглашенных целей. «Советский проект», начатый в октябре 1917 года развился до ликвидации сословий, создания мощной индустрии без частного собственника на базе беспрецедентного  массового образования граждан России, прежде всего, в приобретении технических и научных знаний. В 1941 - 1945 гг. СССР оказался способным противостоять «цивилизованной» Европе и её промышленным гигантам. Как вы отмахнетесь от этого факта, михалковы, резуны, сванидзе и прочие?

            После войны, восстановив хозяйство, СССР успешно развивался, создав атомную и водородную бомбы, совершив прорыв в Космос, обеспечил рост благосостояния народа, его образованности и культуры. Это продвижение основывалось на собственных ресурсах и трудовых усилиях. Мы не догнали Запад по устройству быта и по ширпотребу,  у нас на старте были более бедные бытовые условия. И кто оценил, какие ресурсы из разваливающейся колониальной системы капиталистические страны продолжали качать на потребу себе? Какими мускулами «золотой миллиард» обособил себя от остального мира? Способны ли об этом задуматься наши «бояре»?

            Приятно и важно знать свою родословную. Ничего зазорного нет в том, что прекрасный советский поэт Лев Ошанин (окающий ярославец крестьянских кровей, как он создавал молву о себе в 40-е годы) оказался древнего боярского рода. Не меньше гордости должны испытывать потомки Суворова, Кутузова, Багратиона, Ломоносова, Лобачевского, Кулибина, Пушкина, Толстого и многих других героев русской истории и культуры.

            Вернемся к вопросу, почему «советский проект» был прерван?  Безусловно, нет одной причины. И всё же продолжим разговор о человеческом факторе как об одной из причин. Нельзя не обратить внимание, что конец XX века приобрел новую, ранее не выступавшую на арену, особенность - обилие всё охватывающих, во всё проникающих коммуникационных средств (автомобили, авиация, радио, телевидение, Интернет, мобильная сеть).

ТВ уже длительное время агрессивно своей информацией и рекламой, развлекательными программами подавляет индивидуальность человека, зомбирует его сознание, с одной стороны. С другой, - подавляет потребность живого общения с другими людьми.  Индивидуум втянут в процесс глобализации, может всё увидеть, узнать, не вступая в производственно-социальные отношения с другими людьми. Человек давно перестал ходить к соседям за солью-спичками и новостями. Теперь для сохранения психического здоровья человек должен проявить волю, чтобы регулировать, ограничивать поток информации из окружающего мира, несущий ему сведения о событиях во многом негативных о ежечасных ЧП, которые не имеют прямого отношения  к жизнедеятельности конкретного человека. Поэтому вызывают уже удивление массовые выступления, например, в Греции, в защиту социальных и гражданских интересов. Более понятен механизм возбуждения «оранжевых» революций и антиправительственных выступлений в Египте и других арабских странах. Тут, как отмечают аналитики,  играют свою роль мобильные средства связи и прямая финансовая и даже военная подпитка протестующих силами, стоящими «за кулисами».

            Наверно гибель «советского проекта»  следует назвать рукотворной, сотворенной Горбачевым - Ельциным и мнэсами, жаждущими порулить, при почти сочувственном отношении большинства граждан к слому советской системы и провозглашенным реформам. Это сочувствие, соучастие в сломе  проявилось в голосовании за Ельцина на пост президента РФ. Вкусив дух закона о трудовых коллективах, допустившем, если не выбор начальников и директоров, то голосование за согласие на назначение  предложенной персоны, коллективы крупнейших предприятий и их профсоюзы оказались не способными противостоять приватизации. Почему? Не берусь судить: то ли от затмения, либо от того, что приватизация сопровождалась остановкой предприятий и сокращением работников, поддавшихся психозу «спасайся кто, как может». За этим торчит феномен 90-х годов: государство должно уйти из экономики, а значит ему ничего не нужно - ни авто- и авиа-строение, ни Космос, и, следовательно, ни ЗИЛ, Норильск, Уралмаш, железные дороги и сельское хозяйство. По прошествии 20 лет это воспринимается как наваждение, безумие - остановить производство, обеспечивающее СССР самодостаточность, независимость, высокий уровень образования и удовлетворительные социальные гарантии.

            И ради чего всё ломали и рушили? Чтобы покончить с тоталитаризмом? Ах, парткомы регулировали подписку на газеты и журналы, ах, гражданин без характеристики не мог выехать за границу, ах, не печатали всё, что писалось «инженерами человеческих душ», ах, на сцене не ставилось всё, что хотелось... Ах, нельзя было наживать миллионы и возводить подобие сожженных дворянских усадьб. Да, наживать миллионы и вопиющего разрыва в доходах советский «тоталитаризм» не допускал. Ставлю здесь кавычки, потому что сегодня тоталитаризм не исчез, теперь государственное и общественное регулирование жестко заменено тоталитаризмом денег. Открытие шлюза наживы готов назвать как одну из существенных причин подвижки общественного сознания в сторону предательства «советского проекта». Здесь, как мне кажется, и сыграл свою роль мужицкий корень: мир - миром, а кафтан и рубль - свой. Не был он изжит в душах советских людей.

            Скажете, да причем здесь мужик с его менталитетом? Это здоровый эгоизм, вложенный  в души людей их природой! Не станем спорить, а в качестве альтернативы сошлемся на всемирную идею, присущую во всех религиях: человек пришел в этот мир, чтобы быть в совместном с другими людьми общежитии, основанном на любви к ближнему и братстве. Как сказал Толстой: жизнь - это любовь. Все светлое в истории материальной и духовной сотворено и поддерживается людьми, одержимыми этой великой идеей. Среди этих людей каждый из нас может вспомнить тех, кто не только пренебрег своим благополучием, но и отдал жизнь для её осуществления. Для верующих - Бог, для неверующих - сама природа дали человеку разум. И наш разум тысячелетия подсказывает: в чем надо искать смысл жизни, как обустроить человеческое общежитие. В «советском проекте» образование и воспитание были направлены на то, чтобы новые поколения не только познавали смысл великой идеи, но и были способны ей следовать. Разве в этом можно усматривать порок  советского «тоталитаризма»? Какие еще государства в прошлом и настоящем провозглашали великую идею государственной идеологией? За что же пинают приверженцы нынешнего российского режима (идеология которого сводится к призывам «имей сильные локти и живи в кайфе») советское прошлое? За то, что не во всём преуспели, подняв дважды страну из руин? А, переобув народ из лаптей, научив его грамоте, обеспечив благосостояние, советская власть пыталась защитить его от тлетворной цивилизации Запада? Нашей элите секретны оценки западных аналитиков, что западная цивилизация  идет по тупиковому пути развития? Тут с уважением можно вспомнить мужицкую закваску жить своим умом и своим домом. Мы забыли о диалектике: в мире все основано на противоречиях, борьбе противоположностей. В человеческом обществе его развитие должно определяться применением разума, верой в осуществление великой идеи.

__________________

Другие статьи Альберта Борисовича Попова, доктора физико-математических наук. г.Дубна.

А.Б.Попов. Юноше, обдумывающему житьё

А.Б.Попов. В ныне чужой Москве

А.Б.Попов. В поисках ответа на вопрос: как усилить воздействие на власть свое влияние в обществе?

А.Б.Попов. Надо ли науке уповать на фонды?

 

 

Последнее обновление ( 29.09.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей