24.01.2017 г.
Главная arrow Молодёжь arrow Преодоление себя (Эссе по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару»)



Преодоление себя (Эссе по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару») Печать E-mail
Автор - публикатор   
02.04.2012 г.
Особенность литературных художественных произведений  Александра Костюнина -  продолжение  традиций  русской литературы XIX - XX веков.  В творчестве писателя  изображается внутренний мир человека, его психологические состояния, развитие чувств, эмоций.

 Перед читателями раскрывается духовный мир современника, прослеживается связь людей и природы. Человек - часть природы, у которой свои законы. Людям необходимо научиться, не только  уважать законы природы, но и выполнять их.  Человек! Возьми у природы  столько, сколько тебе нужно для жизни, тогда она поможет тебе как другу.

В рассказе «Вальс под гитару» читатель имеет возможность узнать духовный мир подростка.   Автор представляет читателям героя рассказа. Обычный мальчишка в не слишком модной одежде с необычной поклажей: гитарой без струн.  У него непокорные неухоженные волосы и ясные глаза. Подросток поведал  о своем нелегком пути освоения музыкального инструмента незнакомому мужчине, попутчику в автобусе. Интуицией ребенка он угадывает во взрослом доброго человека, который не будет смеяться над его страхами и неудачами.  Детство и отроческие годы подростка  омрачены большим горем, смертью отца. Ему нужна настоящая родительская любовь, наставничество отца, верная дружба со сверстниками. Но этого нет, он  один на один со своими проблемами.

Трудности в учебе должен преодолеть сам. Никто не протянет ему руку, не поможет разобраться в нотах, в школьной премудрости по учебным дисциплинам. К тому же учеба в музыкальной школе является предметом насмешек со стороны сверстников.

Подросток размышляет о своем душевном состоянии:

-Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо, очень плохо учился. Не понимал. Принимался  зубрить. Не прилипало. То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка - хоть ты что. Дома мать исходит на крик - и за двойки, и за баян».

В отрочестве и ранней юности человек одинок. Он ушел из детства, взрослым еще не стал. Ему нужно заботиться о своем будущем. Индивидуальный опыт приобретает методом проб и ошибок.  Учителя и мать стараются по-своему помочь ему.  По их мнению,  он недобросовестно относится к учебе в общеобразовательной и музыкальной школе.  Они не в состоянии  понять причин незнания и неумения.

 Жизнь юного музыканта становится ежедневным кошмаром. Этот кошмар невыносим. Подросток решает уйти во мрак тьмы, где надеется обрести покой и свободу от злого мира. У него не получается освоить ремесло, чтобы стать нужным человеком.

-Чем такой "свет" - лучше всегда "тьма", - объяснение подростком решения уйти из жизни, от бессилия и неумения  выполнять учебный труд.

 Обращение к природе помогает обрести уверенность в своих способностях и возможностях. Тополя и березы, молчаливые стражи на его пути в школу и обратно,  не равнодушны к подростку, тянутся вверх и приглашают его подняться ввысь.

- Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу. Я поднял голову, и мне бросилась в глаза не одна, не две, а сразу четыре берёзы. "Ага, - думаю, - хорошо!" Не то, чтобы я был уверен в такой оценке, просто стал сильно желать её.

Желание и надежда раскрепостили подсознание. Оно услужливо воспроизвело картину суеты муравьев, которую так любят наблюдать дети.

Сравнив бег своих пальцев по клавишам с бегом муравьев,  юный музыкант обретает уверенность и свободу в игре на баяне.

-Мне представился бег муравья: "Ты-ды-ды-ды-ды! Ты-ды-ды-ды-ды. Ты-дыд-тын-ты". Он сюда забежал: "Ты-дыды-дын! Тырылим-тым-тым!" Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы - будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь: "Ты-ды-ды-ды-ды". Это не тарантул какой-то, который еле ползёт: "Тууу-туууу.

Елена Степановна глядит на меня, молча, только головой одобрительно кивает. Прямо волшебство какое-то. - "Молодец!» - похвалила.
Красивую четвёрку в дневник и в музыкальный журнал поставила!

 В рассказе показаны незримые нити связи между детьми и родителями. Отца нет,  погиб на современной войне, которой вроде бы нет.  Но подросток помнит счастливые дни, когда отец отдыхал с сыном и женой, лучше всех на селе играл на гитаре.  Мать любила отца за музыку. Память о счастливых днях, когда семья была полной, помогает юному музыканту преодолеть страх перед зрителями, страх сделать ошибки в исполнении  вальса.  Ведь он поднялся на ступеньку выше: выступает на концерте в клубе. Нужно показать односельчанам, что не зря  учился в музыкальной школе.

Образ отца из прошлого проецируется в настоящее. Отец незримо присутствует на концерте, постаревший, седой. Он уже не сержант, а генерал.  Генерал слушает, как уверенно и красиво играет на баяне вальс "На сопках Маньчжурии" его повзрослевший сын. Восприятие своего отца в роли зрителя, для которого играет юный музыкант, возрождает силу духа:

- Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки - он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть.

Любовь юного музыканта к родителям, которой он лишился не по их вине, является истоком его мужества в преодолении себя. В память об отце он проявил упорство и стал-таки музыкантом, приобрел одобрение односельчан на радость матери и вечно недовольной им учительницы музыки. Да и в общеобразовательной школе дела пошли на лад.

Подросток готов целовать березки за их помощь. Он определил свое будущее: станет музыкантом. Хочется  ему научиться играть на гитаре как отец. Да вот беда: денег на хорошую гитару у матери нет, а старую гитару отца невозможно восстановить.  Мать старается, работает, ведет домашнее хозяйство, но заработка едва хватает на ежедневные расходы.

По сюжету рассказа попутчик воспользовался приглашением юного музыканта на концерт в сельский клуб. Это был день Светлого Христова Воскресения. Одним из запоминающихся номеров концерта была пьеса. Исполнял ее на баяне парнишка, который рассказал  о себе попутчику по дороге домой. Молодой мужчина оставил исполнителю подарок, новую акустическую гитару. По нынешним временам это было маленькое чудо.

Мастерство автора,  Костюнина Александра, дает нужное направление смыслу и форме произведения.

Сюжет рассказа одновременно простой и сложный. Простота в обыденности ситуации: люди охотно рассказывают попутчикам в дороге о том, что у них наболело. Сложность психологического плана. В нехитром повествовании подростка сконцентрирована трагедия разочарования в жизни и  духовное возрождение через преодоление  себя. 

   Форма рассказа - диалог подростка и взрослого молодого мужчины, попутчиков в запоздавшем автобусе. Талантливое художественное произведение - всегда игра, в которой читатель может принять участие и примерить ее на свою судьбу.  Игра незаметно обучает человека нравственности.  Правила игры задает писатель. В их  основе лежат глубинные творческие установки, своя система координат. Эта система соответствует бытию в любой точке пространственно-временного существования.

Элементы мифологии проявляются в существовании прошлого в настоящем и настоящего в будущем. Миф, характерная особенность художественных произведений. По мнению Барта Р.: «... миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформирует; миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение... Он превращает историю в природу.»[1]

Мифическое искажение-превращение истории в  природу делает творчество писателя Костюнина Александра нужным и интересным для читателя, который старается понять соединение темного и светлого начал в себе самом. Добро и зло, истина и заблуждение, страх и доверие, любовь и ненависть живут в душе человека, порождают события в окружающем мире.  Этот мир читатель может принять либо не принять.

Писатель ненавязчиво стремится помочь читателю в трудной житейской ситуации:

- Ты не одинок! Если пал духом, то помощи ищи у природы, людей, в любви.  Но усилия по преодолению себя  за тобой. Выбор читатель   делай сам.

 

Екатерина  Ершова-Киреева.


Об авторе.

Преподаватель. Литература - увлечение и хобби с раннего детства.

Кандидат педагогических наук. Автор книги по профессиональной подготовке учителей «Психолого-педагогические задачи».

 


[1] Барт Р. Из книги «Мифология»//Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989. С.95-96

 А по ссылке Вы можете прочесть произведение, которому посвящено вышеприведенное эссе:

Александр Костюнин. Вальс под гитару 

Последнее обновление ( 02.04.2012 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей