13.11.2018 г.
Главная arrow Наука arrow В.П.Даниленко. Что такое инволюция?



В.П.Даниленко. Что такое инволюция? Печать E-mail
Автор Редсовет   
23.04.2008 г.
Об авторе: Валерий Петрович Даниленко, доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой. Иркутский государственный лингвистический университет.


*     *      *

danilenko2.jpg Каждый школьник знает, что такое эволюция, но далеко не каждый ответит на вопрос о том, что такое инволюция. Слово «эволюция» восходит к латинскому evolutio «развертываю», а антонимом к нему является involutio "свертываю". Эволюция - это движение вперед, от простого - к сложному, от беспорядка - к порядку, от хаоса - к гармонии, а инволюция - это обратное движение.
Эволюция есть развитие, а инволюция - его противоположность. В образном смысле эволюцию можно уподобить развертывающемуся свитку, а инволюцию - свертывающемуся. Можно прибегнуть и к более яркому сравнению: эволюцию можно уподобить расцветающему цветку, а инволюцию - увядающему. Но можно обойтись и без сравнений. Движение от каменного топора, например, к компьютеру - эволюционный процесс, а обратное движение - инволюционный.
        У нас накопилось множество вопросов к инволюции. Почему, например, наряду со здоровыми особями рождаются уроды? Почему сходят с ума? Почему  в культурогенез сплошь и рядом врывается антикультура? Почему рядом с Богом, например, уживается Сатана? А может быть, есть религии без дьявольских сил? Почему науку подпирает лженаука? Почему на полках магазинов могут рядом оказаться Федор Достоевский и Владимир Сорокин? Почему же в этом мире рядом с добром уживается зло? Почему эволюции не бывает без инволюции? А нет ли ситуаций,  в которых последняя стимулирует первую, когда инволюция диалектически переходит в эволюцию? Располагаем ли мы точными критериями, с помощью которых мы можем увидеть в том или ином явлении, с одной стороны, эволюцию, а с другой, инволюцию? Иначе говоря, легко ли эволюцию отличить от инволюции? Как, например, нам оценивать с данной точки зрения современную глобализацию? Чего в ней больше - эволюции или инволюции? Если мы признаем в ней закономерный этап в развитии человеческого общества, то стоит ли ей препятствовать? Ведь это будет значить, что мы препятствуем эволюции? А если мы поставим на место глобализации, например, клонирование, то и к нему подходят те же вопросы. Чего в нем больше - добра или зла, прогресса или регресса, эволюции или инволюции? Я думаю, что уже и этих вопросов достаточно, чтобы убедиться в сложности проблем, стоящих перед человеком, пытающимся понять, что же такое инволюция и какова ее роль в отношении к эволюции.
         Эволюции культуры (культурогенезу, антропогенезу, гоминизации, очеловечению), как известно, предшествуют, три других эволюции - физиосферы, биосферы и психики. Первая из них называется физиогенезом, вторая - биогенезом и третья - психогенезом Рассмотрим сначала некоторые примеры инволюции в биогенезе и психогенезе. Что представляет собою инволюция (дегенерация, деградация, вырождение) в живой природе?
        Откроем биологический словарь Николая Федоровича Реймерса и читаем: "ДЕГЕНЕРАЦИЯ (лат. degenerare - вырождаться): 1) вырождение, ухудшение из поколения в поколение биологических свойств организма в результате неблагоприятных условий существования; 2) перерождение, глубокие структурные изменения в тканях тела, сопровождающиеся появлением в них веществ, обычно чуждых данной ткани (жира, гиалина и т.п.); 3) то же, что и биологическая редукция, т.е. упрощение, ослабление или почти полное исчезновение органов, не имеющих эволюционного значения, напр., жабер у наземноживущих животных; обычно ведет к процветанию вида - биологическому прогрессу».
         Вот уж поистине противоположности сходятся! Если инволюционная интерпретация дегенерации у Н.Ф.Реймерса в первом случае не вызывает никаких сомнений, то ее инволюционное истолкование в третьем случае ставит в тупик. Что это за инволюция такая, если дегенерация, о которой в этом случае идет речь, приводит к «биологическому прогрессу»? А между тем мы имеем здесь дело с совпадением инволюции с эволюцией!
В самом деле, в третьем значении термина «дегенерация» у Н.Ф.Реймерса, с одной стороны, идет речь об утрате тем или иным видом растений или животных тех признаков, которые в прошлом были полезными для его эволюции (стало быть, здесь присутствует инволюция). С другой стороны, утрата подобных признаков оказывается на данном этапе развития этого вида полезной для его дальнейшей эволюции (стало быть, здесь присутствует эволюция).  Что же выходит? Выходит, что противоположности сходятся! Выходит, что в подобных ситуациях разница между инволюцией и эволюцией нейтрализуется. Инволюция может совпадать с эволюцией! Инволюция может переходить в эволюцию! Инволюция может становиться эволюцией! Эволюционирующий объект в этом случае отступает назад не ради отступления как такового, а ради будущего наступления, ради возвращения на прежний эволюционный путь.
Инволюция, переходящая в эволюцию, не является инволюцией в собственном (абсолютном) смысле этого слова. Мы здесь имеем дело с релятивным или прогрессивным видом инволюции. Ярким примером индивидуальной инволюции этого типа является послеродовая инволюция, при которой женский организм возвращается в прежнее, дородовое состояние, исключая молочные органы.
Другим, более сложным - видовым или популяционным - примером прогрессивной инволюции в живой природе является генетически закодированное самоубийство у некоторых организмов. Обеспечив потомство, представители таких организмов умирают практически здоровыми. Какой смысл заложила эволюция в подобное самоубийство? Вот как на этот вопрос ответил Владимир Петрович Скулачев: «У многих видов все существование направлено на то, чтобы размножиться, дать жизнь новому поколению, а самому умереть. К таким относятся поденки - насекомые, которым хватает одного дня, чтобы налетаться и отложить яйца, им даже есть не нужно. Или самцы одного из видов кальмаров, которые тонут сразу после того, как подложат под кожу самке сперматофор - мешочек со сперматозоидами. Или лосось, умирающий после того, как он достигнет конца своего трудного пути вверх по реке и отложит икру. Наконец, даже с растениями такое случается. Например, бамбук живет 15-20 лет и размножается вегетативно, но, как только зацветает и дает семена, сразу гибнет»  . Отсюда следует вывод: «Запрограммированное самоубийство целого организма можно определить как феноптоз. Биологический смысл его в том, что смерть одного индивидуума порой приносит пользу другим организмам, популяции и виду в целом» (там же). На нашем языке биологический смысл генетически запрограммированного самоубийства выглядит так: предельная инволюция индивида ради дальнейшей эволюции вида. Способны ли люди жертвовать собой ради других? Да, но, во-первых, на самопожертвование способны лишь очень редкие, героические личности в исключительных ситуациях, а во-вторых, они идут на него сознательно, а не в силу генетической запрограммированности.
Другим типом инволюции - инволюции в собственном смысле этого слова - является абсолютная или регрессивная инволюция. Инволюция в этом случае выступает в чистом виде. Такая инволюция разрушает не ради будущего созидания, а ради самого разрушения.
        Психическая инволюция называется дегенерацией (вырождением, деградацией личности). В психологическом словаре К.К.Платонова читаем следующее  определение психической формы инволюции: «ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (лат. Gradus - ступень, фр. degradation - упадок) - распад как ослабление субординации иерархически высшими уровнями низших уровней динамической функциональной структуры личности. Д.л. может быть социально обусловлена и связана с аморальным и противоправным поведением личности. Она вызывается также психическим заболеванием, наркоманией, алкоголизмом и склерозом мозга (особенно в старческом возрасте). Наиболее болезненная форма Д.л. - психический маразм».
У К.К.Платонова мы нашли по существу не филогенетическое (родовое), а онтогенетическое определение психической инволюции, поскольку в его словаре речь идет о деградации лишь отдельной личности. Филогенетический же размах психической инволюции мы найдем у  Макса Нордау в его книге «Вырождение», которую следовало бы назвать «Психическое вырождение». Ее автор делал упор в ней на наследственной стороне психической инволюции, крайней формой которой является сумасшествие. Практическим же следствием из него может стать самоубийство - добровольный возврат к физической природе. Но сумасшествие и самоубийство - это конечный, предельный результат психической инволюции, ему предшествует долгий путь борьбы со страхом перед враждебным миром, за которым следует ненависть к нему и депрессия. Путь психического вырождения, намеченный М.Нордау в его книге, в целом может быть обозначен следующей цепочкой: страх - ненависть - депрессия - невроз - психопатия - сумасшествие. Это и есть путь психического вырождения.

Характерные черты людей, вступивших на этот путь, М.Нордау обозначил следующим образом: "Психологические источники нравственного помешательства во всех степенях его развития заключаются в сильно развитом эгоизме и непреодолимых влечениях, т.е. неспособности противиться внутреннему влечению, побуждающему совершить какое-нибудь действие. Это два главных признака вырождения... Наряду с нравственным помешательством и легкой возбуждаемостью вырождение характеризуется также состоянием душевного бессилия и унынием... Психопат... убеждает самого себя, что он презирает труд, а чтобы оправдать себя в собственных глазах, он создает философию отречения, удаления от мира, человеконенавистничества... В связи с неспособностью к деятельности находится склонность к бесплодной мечтательности... Психопат не способен приспособляться к данным условиям... Он вечно старается пересоздать мир и сочиняет планы спасения человечества... Наконец, еще одним из главных признаков вырождения является мистицизм"  .
Что же мы видим в результате? Как в случае с биологической формой инволюции, так и с ее психической формой мы имеем дело в конечном счете с "ухудшением из поколения в поколение" биологических или психических свойств организма. Только в первом случае речь идет о физических его свойствах, а во втором - психических. Как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с утратой тех свойств живого организма, которые могут расцениваться в качестве величайших достижений эволюции вообще и человеческой эволюции в частности.

Но подобным образом дело обстоит и с культурной формой инволюции. Как  в биогенезе и психогенезе, так и в культурогенезе инволюция заявляет о себе как ухудшение соответственных областей культуры - в частности, духовной культуры, которая включает в себя религию, науку, искусство, нравственность, политику и язык.
Предельную формулу инволюции составляет переход «ПОРЯДОК - БЕСПОРЯДОК». Эта формула реализуется на уровне культуры посредством перехода «СОЗИДАНИЕ - РАЗРУШЕНИЕ». На уровне же отдельных областей духовной культуры последний приобретает свои формы: в религии: БОГ - ДЬЯВОЛ, в науке: ИСТИНА - ЛОЖЬ, в искусстве: ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ, в нравственности: ДОБРО - ЗЛО, в политике: СПРАВЕДЛИВОСТЬ - НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, в языке: ЕДИНЕНИЕ - РАЗОБЩЕНИЕ.
        Инволюция в религии: бог - дьявол. Очевидной подменой бога дьяволом характеризуется сатанизм. Менее очевидна инволюция в других сектах - у Свидетелей Иеговы, Церкви саентологии, Рэйки.
        Инволюция в науке: истина - ложь. В области науки мы наблюдаем в последние годы настоящий инволюционный бум. Пышным цветом у нас расцвела лженаука.
В начале 1999 года Президиум РАН сформировал Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификаций научных исследований во главе с академиком Э.П.Кругляковым. Ее первое заседание состоялось 16 марта. С докладом на нем выступил председатель Комиссии по борьбе с лженаукой. Вот выдержка из его выступления: «Напомню известное высказывание Анатоля Франса: "В медленном и неслаженном продвижении человеческого рода вперед начало каравана уже вступило в сияющие области науки, тогда как хвост его еще плетется среди густого тумана суеверий, в темном краю, наполненном злыми духами и привидениями". То, что Франс назвал хвостом, охватывает в России большую часть населения. С помощью СМИ и неконтролируемой книжной продукции значительная часть нашего народа систематически подвергается оболваниванию» .
В прениях заседания, о котором идет речь, выступили  акад. А.Л.Яншин, который предупредил о том, что в борьбе с лженаукой можно выплеснуть и ребенка - плодотворные идеи, которые могут со временем приобрести настоящую научную ценность, акад. В.Л.Гинзбург, упомянувший о лженаучной деятельности экстрасенса Алана Чумака и лжехронографа А.Т.Фоменко, и др. Акад. В.А.Кабанов, в частности, сказал по поводу религии и науки: «Разговоры о стирании этой грани или о каких-то контактах науки и религии мне кажутся очень опасными. Религия - это то, во что человек имеет право верить. Наука же опирается на факты, на законы природы, на строгие доказательства» (там же).
       Итог первого заседания Комиссии РАН по борьбе с лженаукой подвел Президент РАН Ю.С.Осипов, который, в частности, сказал: «Выступавшие здесь совершенно правильно отмечали большую роль образования и системы аттестации научных кадров в борьбе с лженаучными представлениями... Надо действовать!» (там же).
        С тех пор, как был произнесён этот призыв, прошло несколько лет, но ситуация в нашей стране с наукой, продолжает ухудшаться. Её по-прежнему продолжает торпедировать лженаука. Успех борьбы с нею во многом зависит от наличия в сознании научной интеллигенции системных, классификационных представлений о лженауке. Она существует в двух формах - паранаучной (эзо-терической) и квазинаучной. Паранауки (околонауки) сохраняют в той или иной степени связь с религиозным сознанием, тогда как квазинауки (будто науки) свободны от него. Уже давно назрел вопрос о классификации как паранаук, так и квазинаук.


КЛАССИФИКАЦИЯ  ПАРАНАУК


Паранаука (эзотерика) занимает положение между религией и наукой. От религии она берет веру в существование неких таинственных сил, постижение которых доступно, как правило,  лишь редким людям. Эти силы постигаются ими мистическим (чудесным) образом. Таким же образом они устанавливают связь между той или иной конфигурацией небесных тел, например, и будущими событиями, между болезнями людей и их лечением посредством магии и т.д. Наука признает эти связи в конечном счете ложными. Вот почему эзотерика и является лженаукой. Приобщение к искусству постижения таинственных сил, на которые она опирается,  называют оккультизмом. Большинство эзотерических «наук» являются оккультными, поскольку овладеть ими способны лишь избранные, посвященные в их таинственный, мистический смысл. От науки же эзотерика берет материал, с которым она работает. В качестве этого материала выступает в конечном счете весь мир. Вот почему кажется естественным подойти к вопросу о классификации эзотерических «наук», исходя из вида материала, из которого исходит та или иная эзотерическая дисциплина, т.е. выделить в паранауке те же отрасли, которые мы выделяем и в науке, но с приставкой «пара». Мы будем в этом случае иметь дело с предметной классификацией паранаук и получим пять базовых паранаук -парафилософию, парафизику, парабиологию, парапсихологию и паракультурологию.
 Теософию - в случае с предметной классификацией эзотерических «наук» - мы должны расценить как науку парафилософскую, поскольку она представляет собою мистическое познание божественной мудрости, которая распространяется на весь мир. Алхимию и астрологию мы должны включить в парафизику, поскольку их предметная область в какой-то мере совпадает с физическими науками - химией и астрономией. А такая хитрая «наука», как хиромантия, очевидно, должна войти в состав парабиологии, если иметь в виду, что она производит гадание по руке - части живого организма. В свою очередь физиогномика и метопоскопия, по-видимому, должны быть включены в парапсихологию, поскольку по лицу и лбу они определяют психические особенности их хозяев. «Живая этика», наконец, - пример паракультурологической «науки», поскольку нравственные императивы она согласовывает с эволюцией космоса, направляемой высшими, божественными силами.
         Однако предметная классификация паранаук, на мой взгляд, имеет меньшую значимость по сравнению с их функциональной классификацией. Дело в том, что предметная область той или иной эзотерической дисциплины имеет в паранауке лишь вспомогательное значение по отношению к ее основным задачам - предсказательству, целительству, установлению контактов с духами и т.д. В выполнении этих задач и состоят главные функции эзотерических «наук». Исходя из четырех основных функций этих наук - футурологической (предсказывающей), когнитивной (познавательной), коммуникативной (общения) и прагматической (воздействующей) - мы можем предложить функциональную классификацию эзотерических лженаук, т.е. разделить их на четыре класса - футурологические, прагматические, когнитивные и коммуникативные. Исходя из доминантных функций тех или иных паранаук, к  футурологическим па-ранаукам мы можем отнести астрологию, нумерологию и мантику, к когнитивным - физиогномику, метопоскопию и графологию, к коммуникативным - теософию, спиритизм и телепатию, к прагматическим - алхимию, магию, экстрасенсорику и «Живую этику».
         Астрология. «Большая советская энциклопедия» определяет её так: «Астрология (от астро... и греч. logos - учение), ложное учение, согласно которому по расположению небесных светил, главным образом планет, якобы возможно предсказывать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов. А. возникла в глубокой древности в результате обожествления небесных светил и загадочных для древних людей небесных явлений - таких, как движение планет, Луны, Солнца и т. п.».
         Нумерология. Вот что мы можем прочитать о ней в  «Новой астрологической энциклопедии», помещённой в интернете: «Нумерология - смежная с астрологией оккультная дисциплина, изучающая значения ("вибрации") чисел и их соответствия астрологическим элементам (планетам, знакам Зодиака и т.д.), буквам различных алфавитов, элементам других структур. Подразумевается, что числовой код, содержащийся в именах людей, названиях организаций, датах рождения и т.п., определённым образом влияет на судьбу своих "владельцев", структурируя их жизнь и, возможно, задавая время и характер основных событий (вплоть до возможности нумерологически рассчитать дату смерти)».
         Мантика. Под красивыми словами «мантика» или «дивиниация» имеют в виду гадательство. Гадатели предсказывают будущее, используя карты, календари, сновидения и пр.  Вот почему существуют разные виды мантики - аэромантия, геомантия, хиромантия, хрономантия и т.п. Представители первой гадают по воздуху, представители второй - по земле, представители третьей - по ладоням, представители четвертой - по календарям и т.д.
        Физиогномика. Никто не может оспаривать той всем известной истины, что о любом человеке мы можем судить по его внешности (в первую очередь - по лицу). Недаром говорят, например: глаза - зеркало души, а если человек имеет семь пядей во лбу, то предполагается, что за этим лбом скрывается  высокий ум. Почему же тогда я включил физиогномику в число паранаук? Все дело в том, что в своих выводах о свойствах человека по его внешности она заходит чересчур далеко. Чтобы убедиться в этом, обратимся лишь к одному примеру, взятому из справочника по физиогномике, помещенного в Интернете: «Треугольное лицо. Человек с такой формой лица склонен  к предательству. Говорят, что среди шпионов и изменников больше всего  людей с треугольной формой лица».
        Метопоскопия. По форме лба она может сообщать нечто о его владельце. Так, в упоминаемом мною справочнике по физиогномике отмечается: «Высокий,  ровный  лоб  -  признак  одаренности;  низкий  -  замкнутости  и хмурости, если такой лоб еще и плоский - тугодумство. Высокий  и  выпуклый лоб - ум и мудрость».
        Графология. Если метопоскопия расшифровывает морщины на лбу, то графология ищет знаки в почерке человека, чтобы определить по ним, что он за человек.
       Теософия. Вот какое любопытное определение теософии дает словарь Брокгауза-Ефрона: «Теософия, греч., богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза». Выходит, общение с божеством возможно, но только в подходящем для этого состоянии - в состоянии экстаза. Большая советская энциклопедия к вышеприведенному определению теософии добавляет второе - имея в виду теософию Елены Блаватской (1831-1891), которая организовала вместе с американским полковником Генри Олкоттом в Нью-Йорке в 1875 году теософское общество. Е.П.Блаватская, таким образом, дала теософии новую жизнь, опираясь в основном на индийские вероучения. Что же касается развития теософии до Е.П.Блаватской, то среди ее главных представителей обычно называют Парацельса и Э.Сведенборга, хотя ее зарождение связано с гностицизмом (Климентом Александрийским, Оригеном и др.), которые еще на заре христианства (во II-III вв.)  искали пути к богопознанию через богосозерцание.
        Спиритизм. Спиритизм - это искусство общения с умершими.
        Телепатия. Телепатия передача мыслей и чувств от одного человека другому на расстоянии без помощи каких-либо знаков. Короче говоря, телепатия - беззнаковое общение.
       Алхимия.  Вот какое определение алхимии мы можем найти в «Советском энциклопедическом словаре»: «Алхимия - донаучное направление в развитии химии. Возникло в Египте (3-4 вв. н.э.). А. получила особенно широкое распространение в Западной Европе (9-16 вв.). Главная цель алхимии - нахождение «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д.».
       Магия. Ясное определение магии мы находим в «Советском энциклопеди-ческом словаре», где под нею понимаются «обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы». «Сверхъестественная способность человека» есть способность творить чудеса. Такой способностью, по религиозным представлениям, обладают только боги. Известно, например, что Иисус Христос мог превращать воду в вино, ходить по воде, чудесным образом исцелять больных, воскрешать мертвых и т.д. Любая религия приписывает своим богам чудодейственные способности. Вот и выходит, что маги (колдуны) - земные боги, поскольку они тоже способны творить чудеса.
       Экстрасенсорика. Экстрасенсорика - светская форма магии. Чтобы понять, что это такое, достаточно вспомнить физиономии Алана Чумака и Анатолия Кашпировского.
      «Живая этика». «Живая этика» - детище Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, которые в ее создании опирались на индийскую мудрость. Ее авторы ставили перед собой высокие нравственные цели, но почему мы в конечном счете должны отнести ее не к науке, изучающей нравственность, -  этике, а к паранауке? Все дело в том, что она, как и другие паранауки, занимает промежуточное положение между религией и наукой. Вот как об этом пишет одна из ее восторженных поклонниц Н.В.Урикова: «Все, о чем Иисус Христос не мог сказать людям прямо ввиду их неподготовленности, все, за что преследовалась Е.П.Блаватская, все, направленное на общее благо, содержащееся во всех предыдущих Учениях, все это ясно и доступно дается в Новом Учении Живой Этики».
        Итак, паранауки делятся на четыре группы - футурологические, когни-тивные, коммуникативные и прагматические, каждая из которых включает в себя соответственные паранауки. Вот как это выглядит на таблице:

П А Р А Н А У К И  (Э З О Т Е Р И К А)
ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОГНИТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАГМАТИЧЕСКИЕ
Астрология

Нумерология

Мантика

Физиогномика

Метопоскопия

Графология

Теософия

Спиритизм

Телепатия

Алхимия

Магия

Экстрасенсорика

«Живая этика»



КЛАССИФИКАЦИЯ КВАЗИНАУК
О причинах, лежащих в основе нынешнего лженаучного шабаша в нашей стране, лучше всех сказал акад. Е.Б.Александров. Он обозначил, в частности, такие причины:
«1. Системный общественный кризис с разрушением престижа науки и образования. Профессии ученого и преподавателя высшей школы превратились в едва ли не самые низкооплачиваемые и непопулярные...
2. Массовая утрата общественных ориентиров, растерянность и паника, всегда способствующие распространению в обществе религиозности и мистических настроений, апокалиптических ожиданий и жажды чуда, веры в потусторонние (или космические) спасительные силы...»  .
        Существует много теорий, которые внешне выглядят как вполне научные, однако их достоверность опровергается представителями подлинной науки. Вот почему эти теории расцениваются как квазинаучные или будто научные. Они  входят в соответственные базовые квазинауки - квазифилософию, квазифизику, квазибиологию, квазипсихологию и квазикультурологию. В качестве примера квазифилософии можно привести «философию» Зигмунда Фрейда, который видел в пансексуализме золотой ключик, с помощью которого можно открыть дверцу к решению чуть ли не любой проблемы. Так, появление культуры её автор связывал не больше и не меньше как с сублимацией - компенсанцией неуемной сексуальной энергии у наших предков. Другой пример квазифилософии - витгенштейнианство, основатель которого - Людвиг Витгенштейн - видел высший смысл своей жизни в разрушении метафизики, т.е. всей предшествующей философии. Подобную, разрушительную, цель видели перед собою и представители французского постмодернизма - в особенности Жак Деррида с его методом деконструкции. Рассмотрим здесь лишь некоторые теории, входящие в частные квазинауки.
           В квазифизику должна быть помещена теория торсионных полей Г.И.Шипова, в квазибиологию - евгеника и йетика, в квазипсихологию - трансперсональная психология С.Грофа, соционика и НЛП, в квазикультурологию - гиперборейская теория Г.Вирта, антропогеническая гипотеза Поршнева-Диденко и квазихронология А.Т.Фоменко. Рассмотрим их в отдельности.
        Теория физического вакуума или торсионных полей. Автор данной теории - заведующий лабораторией международного института теоретической и прикладной физики, академик Академии нового мышления Геннадий Иванович Шипов. В обобщенном виде он изложил её в книге «Теория физического вакуума (М., 1993). В физическом вакууме он увидел источник любой материи. Вот как он сам растолковывал А.Е.Акимову суть своей теории: «Физический вакуум современная физика рассматривает как пятое состояние материи. Нам известно четыре состояния материи: твёрдое тело, жидкости, газы и элементарные частицы. Так оказалось, что все элементарные частицы рождаются из вакуума. Вакуум есть некое потенциальное состояние всех видов материи. Когда мы стали аналитически изучать это пятое состояние - вакуум, то мы обнаружили новый тип физических полей. Эти поля называются торсионными. Торсион (torsion) переводится с английского как вращение, кручение. Оказалось, что есть поле, источником которого является любая вращающаяся материя. Поэтому всё, что в мире вращается, всё излучает или создаёт статические торсионные поля. Вот два простейших понятия - торсионные поля и вакуум. О вакууме можно говорить бесконечно. Коротко - это потенциальное состояние всех видов материи. Оказывается, материя может быть в непроявленном виде, в некотором потенциальном состоянии. Когда она из вакуума рождается, тогда мы её и регистрируем». Как мы понимаем, из вакуума материя может родиться только чудесным образом.
Евгеника. Если современный человек так далёк от совершенства, то, может быть, селекционным путём можно попытаться вывести новую породу людей - более совершенных? Над этим вопросом и задумался английский биолог, психолог и антрополог, родственник великого Ч.Дарвина Фрэнсис Гальтон (1822-1911). Его считают одним из основателей науки, которую он назвал  евгеникой. Аморальность этой науки была подтверждена евгеническими экспериментами, которые проводились в гитлеровской Германии. Однако и в нашей стране после революции 1917 г. евгеника имела своих сторонников. Вплоть до 1929 г., когда она была запрещена в нашей стране по этическим соображениям,  её возглавлял выдающийся биолог-экспериментатор Николай Константинович Кольцов (1872-1940). В 1927 г. он писал: «В начале ХХ века возникает мысль о возможности научно влиять на размножение человека с целью предохранить человеческий род от возможности вырождения и путём отбора наиболее ценных производителей (вот так! - В.Д.) улучшить человеческую породу так же, как улучшаются путём искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений»  . Как писал недавно современный приверженец евгеники  М.Асланян в статье с  многообещающим названием «Соблазн остаётся» у этой науки имеются шансы на возрождение.
Йетика. Так можно назвать направление в квазибиологии, изучающее необычных особей, существование которых в науке отрицается. К таким особям относится, например, снежный человек. Именно его и называют на Памире йети. Но у него имеются и другие наименования: в Америке - бигфут (боль-шеног), в Гималаях - "метч-канг-ми" (грязный снежный человек" и т.д. Другая «жгучая тайна» йетики - чудовище из шотландского озера Лох-Несс.
        Трансперсональная психология С.Грофа. Её автор американец чешского происхождения (род. В 1931 г.). Трансперсоналистское яичко снесла фрей-дистская курочка. Как и З.Фрейд, чуть ли не все источники психических расстройств С.Гроф поместил в подсознание. Но между ними есть и разница. Если З.Фрейд поделил подсознание на три части - ИД, где локализуются либидо (по-ловое влечение) и его антипод, ЭГО (представление о своем «я») и СУПЕРЭГО с двумя его комплексами - Эдипа и Электры, то С.Гроф поделил его на четыре части: 1)сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область. Проникнуть в них очень трудно, однако С.Гроф сумел это сделать - главным образом с помощью галюциногенных средств. Выходит, С.Гроф - кастанедовский дон Хуан, переодетый в профессорскую мантию. Сначала он использовал наркотик ЛСД, а потом разработал методику холотропного (учащательного) дыхания.
        Соционика. Основатель соционики - Аушра Аугустинавичуте, но у нее много и других приверженцев - В.Гуленко, А.Тихонов, Е.Филатова и мн. др. Свою основную задачу ее представители видят в классификации психических типов людей (администратор, исполнитель, критик, лирик и т.п.. Что же здесь лженаучного? Вошла же в науку характерология Теофраста, которая выделила четыре типа людей - сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. А может быть, соционика вовсе и не лженаука? Может быть, она заслуживает статуса настоящей науки?  У неё имеются шансы из преднауки превратиться в науку.
        Нейролингвистическое программирование (НЛП). У нейролингвистического пограммирования (НЛП) много теоретиков (Дж.Гриндер, Р.Бендлер, Дж. О'Коннор, Дж.Сеймор и мн.др.). НЛП - это моделирование человеческого совершенства. Не больше и не меньше! Но всё дело в том, как её сторонники понимают человеческое совершенство. Не сами по себе выдающиеся люди теоретикам НЛП интересны, а лишь с прагматической точки зрения: как научиться у них не чему-нибудь, а исключительно личному, исключительно эгоистическому  процветанию. За красивой словесной мишурой мы находим у них не настоящую науку, а дешёвый американский прагматизм.
Гиберборейская теория Германа Вирта (1885-1981). А.Г.Дугин отрекомендовал её автора как «самого молчаливого гения эпохи» . А был этот «самый молчаливый гений эпохи» во времена А.Гитлера в рядах эсэсовцев, да и в послевоенные времена оставался верен нацистским идеалам. Автор этой гипотезы поселил наших прародителей на выдуманную им Арктогею (Северную Землю) или Гиперборею.  Жители гиперборейского континента положили начало первому - арктическому (гиперборейскому) - периоду в истории человечества. Этот период ознаменовался созданием высокой нордической культуры с её прарелигией, пранаукой, праязыком и т.д. Последующий же период в истории человечества - постарктический (постгиперборейский) - стал временем извращения (деградации, инволюции) гиперборейской культуры. В.Вирт, таким образом, возродил в ХХ веке идею «золотого века», поскольку гипорборейцев он представил как людей, поднявшихся в своей культуре на небывалую высоту, с которой их потомки опускались в дальнейшем все ниже и ниже и продолжают опускаться по сей день. Мы обнаруживаем у Г.Вирта, таким образом, как и у Рене Генона, инволюционную схему человеческой истории.
        Антропогеническая гипотеза Поршнева-Диденко. Борис Фёдорович Поршнев (1905-1972)  и Борис Андреевич Диденко - авторы весьма оригинальной гипотезы антропогенеза  . В её основе лежит две идеи - паразитически-каннибалическая и расовово-видовая. Первая состоит в утверждении, что наши предки питались падалью и поедали своих собратьев, а вторая - в том, что современное человечество произошло от четырех видов. Первые два вида - хищники. Это суперанималы (сверхживотные) - прямые потомки адельфофагов (первоубийц) и суггесторы (псевдолюди) - агрессивные и коварные приспособленцы. Два других вида людей являются нехищными. Это диффузные люди и неоантропы. Главные отличительный признак первых - лёгкая вну-шаемость, а других - самокритичность. Гипертрофия биологической природы предков человека и его потомков  за счет очевидного игнорирования социо-культурной подоплёки, лежащей в основе перехода наших животных предков в людей, - вот методологическая основа гипотезы антропогенеза Поршнева-Диденко. Исходя из неё, её авторы и приписали нашим предкам мифическую адельфофагию.
        Квазихронология А.Т.Фоменко. Анатолий Тимофеевич Фоменко - заведующий одной из математических кафедр МГУ, профессор и академик РАН, взявшийся за переиначивание хронологии всей мировой истории. Чтобы понять масштаб сенсационности его «новой хронологии», приведем хотя бы такие её утверждения: Израильское царство, например, по А.Т.Фоменко, появившееся после смерти Соломона, Древняя Греция, Древний Рим и Византия существовали параллельно друг с другом, в одно и то же время; Христос родился в 1054 году после Р.Х.; Палестина находится не на Ближнем Востоке, а в Италии и т.д.
Уфология. Конечно, очень хотелось бы найти научно достоверные факты о существовании внеземных цивилизаций, но пока таких фактов нет. Многочисленные свидетельства «очевидцев» НЛО и даже инопланетян, увы, серьёзным учёным не внушают доверия. Вот почему и уфологию - науку о внеземных цивилизациях и НЛО, к сожалению, мы должны признать за квазинауку.
        Итак, квазинауки науки делятся на пять групп - квазифилософские, квазифизические, квазибиологические, квазипсихологические и квазикультурологические. Вот как это выглядит на таблице:

К В А З И Н А У К И
КВАЗИ-

ФИЛОСОФИЯ

КВАЗИ-ФИЗИКА КВАЗИ-БИОЛОГИЯ КВАЗИ-ПСИХОЛОГИЯ КВАЗИ-

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Фрейдизм

Витгенштейнианство

Постмодернизм

Теория

торсионных

полей

Евгеника

Йетика

ТПП С.Грофа

Соционика

НЛП

ГТ Г.Вирта

АТ Поршнева-Диденко

КХ А.Т.Фоменко

Уфология



        Инволюция в искусстве: прекрасное - безобразное. Движение искусства к лжеискусству можно легко увидеть на материале постмодернизма. В русской прозе конца ХХ века он представлен, например, творчеством Виктора Ерофеева и Виктора Пелевина. «Русская красавица» первого и «Чапаев и Пустота» второго вносят в сознание их читателей хаос и пустоту.
        Инволюция в нравственности: добро - зло. На разрушение нравствен-ности оказал влияние анимализм. В конечном счёте он возвращает человека к его истокам - к животному. Он представлен прежде всего в социал-дарвинизме (Томас Мальтус, Артюр Габино, Людвиг Вольтман и др.) и прагматизме (Уильям Джемс, Джон Дьюи). Социал-дарвинизм переносит закономерности, действующие в живой природе среди животных, на объяснение жизни человеческого общества. Прагматизм  обожествляет  эгоистическую выгоду, ради достижения которой все средства хороши.
        Инволюция в политике: справедливость - несправедливость. На разрушение политического сознания в наше время оказывают два направления мысли - бодрийяризм и фукуямизм. Выразителем первого стал Жан Бодрийяр, выразителем второго - Фрэнсис Фукуяма. Оба они провозгласили «конец истории», однако понимают его по-разному. Жан Бодрийяр видит за ним будущий конец культуры в целом, тогда как Ф.Фукуяма - лишь конец коммунизма. Вдохновлённый реставрацией капитализма в некоторых странах социализма, Ф.Фукуяма возмечтал о завершении общественной эволюции, прервав её на глобализационном капитализме. На место «коммунистической утопии» он поставил утопию либерально-капиталистическую.
        Инволюция в языке: единение - разобщение. Интенсивным инволюционным нападкам у нас подвергается сейчас и русский язык. Свидетельством та-ких нападок служат его варваризация и вульгаризация.  Первый из указанных процессов состоит в непомерном вторжении в наш язык американских варваризмов, тогда как второй - в росте культурно-речевой безграмотности, в распространении за свои пределы молодёжного и уголовно-блатного жаргонов и в разрастающемся сквернословии.

Итак, велика инволюционная яма, в которой оказалось современное человечество. Эта яма будет углубляться до тех пор, пока люди, оказавшиеся в ней, активно и деятельно не потянутся к свету эволюционизма. Он позволит им выжить и выбраться из этой ямы. Выбравшись же из неё, они увидят на её дне останки всех инволюционистских вождей. Призраки этих вождей будут возрождаться вновь и вновь, поскольку инволюция - это тень эволюции. Великие эволюционные идеалы Истины, Красоты, Добра, Справедливости, Единения и т.п. инволюция превращает в их карикатуру.


Примечания

Даниленко В.П., Даниленко Л.В. Основы духовной культуры в картинах мира. - Иркутск,
  1999.
 Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М., 1988. С. 91-92.
 Скулачев В.П. Самоубийство - код жизни // Литературная газета, 2002, №43.
 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984. С. 30.
 Нордау М. Вырождение. - М., 1995. С. 34-36.
 Вестник Российской Академии наук (ВРАН), 1999, т.69, № 10, с. 880.
 Урикова Н.В. Основы этики жизни: http://www.lib.ru
 Александров Е.Б. Проблема экспансии лженауки: http://humanism.al.ru/ru/debate.phtml.
 Шипов Г.И., Акимов А.Е. Физический вакуум и торсионные поля / Наука России. Взгляд
 в будущее. - М., 1998. С. 12.
 Дубинин Н.П. Вечное движение. Воспоминания. - М., 1989. С.64.
 Асланян М. Соблазн остаётся. Наука и жизнь, 1997, № 11-12:
   http://courier.com.ru/co_4/co_4/sv.htm#21  
 Дугин.А.Г..Гиперборейская.теория: http://arctogaia.com/public/wirth/gipteor/contours.htm
 Диденко Б. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. - М., 1999;
 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974.

________________________

От редакции сайта ДЗВОН. В статье проф.В.П.Даниленко подняты предельно важные вопросы для страны, уже давно претерпевающей инволюцию и деградацию почти по всем линиям. Мощный натиск пара- и квазинаук, а также развитие пара- и антикультуры  как часть этого процесса - также достаточно очевидны. Справедливые ссылки в статье на имеющий место системный кризис в России и ценностную дезориентацию едва ли не большинства наших сограждан не исчерпывают причин деградации общественного сознания в целом. Их анализ возможен лишь в контексте философского и политико-социологического подходов.

Если в целом методологические характеристики квази- и паранук, сформулированные в статье, могут быть вполне приняты за основу анализа описанных в ней феноменов, то конкретное отнесение автором тех или иных школ и течений мысли к числу антинаучных представляется дискуссионным. Действительно даже при самом отрицательном отношении к фрейдизму или нейролингвистическому программированию  (НЛП) нельзя не заметить, что помимо идеологических предвзятостей или иных концептуальных издержек, в них есть определенное конструктивное и не только эмпирическое содержание. Они вполне результативны в медицинском смысле и далеко не на уровне манипуляции.

В значительной степени категориальный аппарат современной психологии (в том числе медицинской) и психиатрии был создан З.Фрейдом и его преемниками в психоанализе, включая К.Г.Юнга и Э.Фромма. Высочайшая лечебная эффективность методов НЛП - также не вызывает сомнений. Проблема здесь возможно - в том, что элементы паранауки, нередко создаются самими учеными, когда они творят, оказавшись за пределами своей компетенции. И такие элементы действительно можно обнаружить не только у психоаналитиков, но и у представителей самых разных наук. Упомянутый автором статьи, давно ушедший из жизни историк Б.Ф. Поршнев был, конечно, не чужд околонаучному фантазированию, хотя это не перечеркивает ценности многих его трудов.  И поэтому просто записывать его в «псевдонауку» было бы несправедливо.

 

 

 

Последнее обновление ( 17.03.2014 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей