См.также: ЧАСТЬ I-ю статьи. Сможет ли новая команда власти предложить позитивный
проект развития страны?
1.Команда власти
Наивно считать, что в современных условиях политику
власти определяет один человек - Президент страны -ни одному лидеру в мире не под силу в
одиночку принимать решения. Все экономические «чудеса» осуществляют
команды,в которые входят не только
публичные политики, но и аналитики, эксперты, советники, а также теневые фигуры. Более того при командно - клановой системе окружение не позволит лидеру
принимать решения самостоятельно, не учитывая интересы управляющей элиты.
Именно команда создаёт образ лидера в
глазах общества и именно по её составу и её действиям судят о нём. По данным социологов
"Левада-центра", механизм, при котором все заслуги приписываются
первому лицу, а ответственность - более мелким чиновникам, даёт сбой.[1]Никто достоверно не знает профессиональных качеств В. Путина как
политика, однако результаты правления его команды большинством мыслящих людей
оцениваются каккатастрофические. В
результате, более половины опрошенных
граждан (51%) полагают, что именно В. Путин ответственен «за проблемы в
стране». И только потом граждане вспоминали про правительство (31%), Д.
Медведева (19%), губернаторов и местные власти (12%). Казалось
бы,В.Путин должен понимать, что победа
на выборах дала ему в руки только маленький кусочек шагреневой кожи, быстро
уменьшающийся под давлением общественного запроса на создание эффективной и
справедливойвласти и потому ему необходимо
менять курс, создав соответствующую новую команду.
Однако состав нового правительства и администрации
президента ясно свидетельствует - такого понимания у Президента нет - произошла
очередная рокировка чиновников Кремля и Белого дома, в целомкоманда почти не изменилась.
«За
последние десятилетия не осталось ни одного крупного политического или
регуляторного института в мире, который не дискредитировал бы себя в глазах
общественного мнения. От Москвы до Вашингтона практически все центры управления
экономикой и обществом замечены как минимум в серьёзных управленческих
просчетах, а по большей части в коррупции или банальном воровстве .... В России
уровень доверия к властным институтам ниже 50%, а к банкам - ещё
ниже».
На встрече с доверенными лицами В. Путин
заявил: «Своих не сдаю. Кадровая чехарда не даст полезного эффекта для страны».[3]
Закономерный вопрос: «Кто для В.Путина «свой»?[4]В новом правительственет ни одной яркойличности, нет серьёзных профессионалов. Не
отличается большинство членов команды и высокими моральными качествами, ставя
свои личные карьерные устремления выше интересы страны[5],[6],[7].О «бескорыстии» высших эшелонов говорит
маленький факт - многиечиновники не
стесняются носить часы, стоимость которых превышает их годовой доход[8],[9],[10],[11],[12].
Но дело не в том, что премьер - министрД. Медведев носит часы стоимостью треть его
годовой зарплаты[13]. Новый состав
правительства и администрации президента показывает, что назначения практически
не были связаны с деловыми качествами претендентов - компетентностью,
порядочностью, общественными устремлениями, честностью, авторитетом и т.д.
«...Народы в
странах с богатыми ресурсами и в странах, лишенных ресурсов, одинаково бедны;
единственное различие состоит в том, что правительства в богатых ресурсами
странах значительно более коррумпированы... Теперь, когда мотив прибыли
возведен в ранг морального принципа, политики в ряде стран стыдятся, если не
воспользуются преимуществами своего положения...»
Как это стало принято в период«демократических реформ», наверх поднялись
наиболее беспринципные и жадные представители т.н. «реформаторов». Безграмотные
«эффективные менеджеры», специалисты по «управлению финансовыми потоками»,
личности, обладающие «административным ресурсом» и представители многочисленных
мафиозных структур, в первую очередь - международных и национальных
криминальных кланов.
Беззащитность
системы позволила подняться наверх именно обывателям, судя по их глубинной
сущности и масштабу мышления. Просто они оказались изворотливее собратьев».
Вместо правительства сформирована некомпетентная и вороватая команда. Власть упорно
цепляется за одиозные фигуры разрушителей страны, пересаживая ихиз одного начальственного кресла в другое. Советники президента - по большей части толпы
чубайсов, кудриных, мау, кузьминых, григорьевых, сатановских, юргенсов,
гонтмахеров и т.п., которые не видят другого пути развития России, кроме тупого
следования за Западом. Бурно развивающегося там системного кризиса эта публика словно
не видит. Это даёт основание экспертам утверждать, что правящая верхушка будет не в состоянии осуществить модернизацию экономики,
продолжая пространно рассуждать о её необходимости.[17]
Кто же ключевые фигуры этой команды? Первый
заместитель Премьера И. Шувалов (универсальный менеджер
команды власти с 1997 г.)
назначен курировать финансовый блок, приватизацию и жилье. Он
имеет большой опыт в этой области. В «лихие девяностые» (1997 - 2000 гг.)
являлся одним из руководителейнаиболее
криминальных госструктур - Госкомимущества России и Российского фонда
федерального имущества. В своё время он отличился на Петербургском
международном экономическом форуме, заявив об отсутствии в России специалистов
и необходимости привлечения к государственному управлению иностранных
менеджеров. Его постоянно упрекают в коррупции и в использовании инсайдерской
информации для развития семейного бизнеса[18],[19].
Отечественные и зарубежные СМИ[20],[21],[22]приводят
данные о получении им криминальных доходов в размере более $120 млн.[23].
В Прокуратуре РФ имеется несколько заявлений об
участии в коррупционных сделках Шувалова и его семьи[24]
(женаШувалова - с2008 г.в среднемзарабатываетдо 1,5 млн. руб. в
день[25],[26]).
Такой послужной список не помешалруководителям страны поручить И.Шувалову разработку программы
обеспечения «абсолютной прозрачности» действий власти, а также программы
противодействия расхищению бюджетов федерального, регионального и других
уровней[27].
Ещё одна
знаменитая личность в команде В. Путина, которая назначена заместителем
Премьера - В. Сурков. Он будет курировать инновации, науку и культуру. Его
деятельность в Администрации президента РФ в роли ведущего «политического кукловода»
хорошо известна[30],[31]
- видимо ему помогло образование (закончил три курса в Московском
институте культуры на факультете режиссуры массовых театрализованных
представлений[32]). С 2010 г. В.Сурков является
куратором рабочей группой абсолютно закрытого для научного сообщества проекта
«Сколково»[33].
При его активном участии Совет фонда сформирован в основном из иностранных
менеджеров и отечественных специалистов по управлению финансовыми потоками (В.
Вексельберг, В. Аликперов, А. Чубайс и др.)[34]. Ещё одно новшество от В.Суркова - постоянное
стремление уничтожить традиционное академическое самоуправление - учёные центра
Сколково структурированы в Консультативный совет, реально не влияющий на его
политику.[35],[36].
Сильно ограничен в возможности управления проектом даже научный руководитель
инновационного центра в Сколково академик РАН Жорес Алфёров.[37],[38]
Кроме своей роли «кукловода» В.Сурков также
прославился предложением исключить из списка товаров, необходимых для жизни
граждан холодильники, телевизоры, утюги, что позволит правительству снизить
величину прожиточного минимума на 20% и уменьшить на 3 млн официально
признаваемое количество бедных (в 2011 г. их было 18,1 млн.)[39].
Кроме того, эта «умелая статистика» даёт возможность понизить минимальный
размер оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий,которые сейчас привязаны к величине
прожиточного минимума, хотя он уже сейчас подразумевает лишь физическое выживание. В
ряде регионов России, например, в Сибири, минимальный прожиточный уровень ниже
даже стоимости коммунальных услуг.
Свой вклад в развитие научного центра Сколково внёс и
заместитель Премьера А.Дворкович (в новом
правительстве он будет курировать все отрасли промышленности).
Он прославился диалогом с одним из инвесторов во время Круглого стола,
проводившегося в рамках Петербургского экономического форума.
Инвестор: «Как вы обеспечите в Сколково
три момента - инвесторов, предпринимателей и науку?».
Дворкович: «Там будут самые лучшие
гольф-поля, концертные залы, рестораны - там все будут встречаться!»
Инвестор: «Предпринимателям некогда играть
в гольф! Они просто не смогут ходить в эти рестораны и на гольф-поля! Тут важен
другой вопрос: как вернуть русских в Россию?».
А.Дворкович является сторонником новой волны
приватизации, уничтожения социально ориентированного государства, увеличения
пенсионного возраста, ликвидации студенческих стипендий. Вице -
премьерполучил степень магистра экономики в частном
университете Дьюка вСША, основанном
методистами и квакерами. Университет специализируется
на подготовке управленческой элиты для стран, входящих в зону особых
американских интересов[41],[42]. А. Дворкович - личный друг
Мадлен Олбрайт[43],[44].
Наиболее точную характеристику А.Дворковича дал американский политик Линдон Ларуш
после выступления вице-премьера в США в 2010 г.
«Он
не способен сформулировать настоящие интересы России... Этот господин приехал в
Калифорнию и выступил перед Стенфордской группой, как мы их называем, и
высыпал им на головы гору мусора. Вся эта чушь не заслуживает комментариев,
но у неё есть стратегические последствия, потому что этот человек официально
является одним из главных советников российского президента. И его слова и
действия здесь указывают на некомпетентность, характерную для российской политики,
представляющую угрозу цивилизации... Дворкович оскорбляет мой разум... Это
пример политической безвкусицы, ещё один русский на службе у англичан. Агент
ворья, агент Ротшильдов и группы Inter- Alpha, всей этой планетарной грязи. Я
его ни за что не виню, кроме того, что он делает. Как я говорил, «главное -
результат». А результат от него... как от скунса»
Выступления «экономиста - теоретика» А.Дворковича уже
в новом качестве куратора сектора реальной экономики потрясают специалистов
своим непрофессионализмом. Так, основное впечатление присутствующих от
проведённого им совещания по вопросам топливно-энергетического комплекса России9 июня 2012 года было почти единогласным: «Невежество
многолетнего президентского советника изумляло»[46].
Жена
Дворковича, как большинство жён высокопоставленных чиновников, является
выдающейся «бизнесвумен»[47].
После окончания вечернего отделения Московского экономико-статистический
института она успела поработать а ряде
государственных организаций: начальник департамента Государственного
комитета РФ по управлению государственным имуществомМинистерства государственного имущества РФ,
заместитель председателя Российского фонда федерального имущества, заместитель
министра имущественных отношений РФ. Она является также членом высшего руководства крупных коммерческих организаций:
ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», «Российский банк
развития», «Росгосстрах», «Всероссийский выставочный центр», «АЛРОСА»,
«Росагролизинг». В настоящее время эта
дама входит в руководство горнорудной компании «Полиметалл»,
Магнитогорского металлургического комбината, золотодобывающей компании «Полюс
Золото» и аэропорта «Шереметьево». Имеет официальный годовой доход более 40
млн. руб.[48].
Большинство новых членов правительства - миллионеры,
владеющие заграничной недвижимостью, дорогостоящими автомобилями и обширными
земельными наделами[49].
Всех коллег с большим отрывом обогнал М.Абызов - его нажитое «непосильным
трудом» состояние превышает $1,2 млрд.[50].
Он известен как ближайший соратник А.Чубайса в разрушении РАО ЕС[51].
Но даже в команде А.Чубайса М.Абызов знаменит как человек, действующий наиболее
«прямолинейно и нагло» для достижения своих
личных целей[52].
И именно эта персона, наиболее «близкая» к нуждам общества,
становится министром по связям с «Открытым правительством» - интернет-порталом,
на котором чиновники, эксперты и обычные граждане должны были бы обсуждать и
редактировать законопроекты. Декларировалось, что Интернет-проект «Открытое
правительство» создаётсядля диалога
власти и общества. Но, вопреки заверениям, проект был превращён просто
рекламную акцию, в ещё один инструмент
манипулирования обществом в рамках «управляемой демократии»[53],
поскольку власти боятся- элементы
сетевой демократии могут превратиться в неподконтрольную им площадку политической борьбы[54]. Этот проект - подменена
реальной демократии имитационной демократией[55],[56]
-в техническом
задании на разработку системы говорится, что связь будет односторонней:
чиновник, получив предложения, не обязан на них отвечать и как-то их учитывать[57].Новомодные заявления о диалоге
общества и власти оставляют в силе прозвучавшее в
Осло заявление экс - Президента России Д.Медведева: «Нам не нужна гласность,
нам нужна свобода слова»[58].
Смысл ясен - можетеговорить, что
хотите, но что мы делаем - не ваше дело. И уж конечно в состав
«Открытого правительства» вошли И. Шувалов и А. Дворкович - как же без них, известных своим
профессионализмом и бескорыстием?
Столь же «демократичным» как «Открытое правительство» стал
и другой новый проект власти, призванный продемонстрировать её готовность
разговаривать с народом - «Общественное телевидение». Никому неизвестные
эксперты предложили в его Попечительский совет коллекцию одиозных личностей[59].
Наивысший рейтинг получили Горбачёв, Аузан (автор скандальной теории,
повествующей, что коррупция не может считатьсяпрепятствием для проведения реформ и что условие их успеха - соблюдение
интересов коррумпированных чиновников[60]),
Федотов (требующий введения цензуры в историческую науку, приравнявший
И.Сталина к Гитлеру[61],сторонник люстрации сотрудников спецслужб[62]),
Юргенс (автор
заявления «Русские ещё очень архаичны...Только к 2025 г. русский народ станет
совместим со среднеевропейским»[63])
и другие подобные персонажи.
Эти новые проекты власти отнюдь не
соответствуют заявлениям о намерении усилить роль общества в управлении
государством[64]. Суть«новой» власти ясно характеризуют господа вроде Барщевского (представитель Правительства в высших судебных
инстанциях), заявляющего, что народ, вопреки
конституции, не является носителем власти[65]
и для защиты от всенародно принятых решений необходимо создание специальных
«фильтров»[66]. Стоит
заметить, что семья этого представителя Правительства РФ владеет 15
земельными участками, 12 домами и квартирами, 7 автомашинами[67].
Политика вседозволенности,
нагло-пренебрежительного отношения к мнению общества привела к
катастрофическому падению авторитета носителей государственной власти, чточревато разрушением государства. Причём
сегодня основным разрушителем авторитета государственной власти является сама
правящая элитаи еёжадное, коррумпированное, амбициозное и
непрофессиональное окружение.
Вся политика власти сводится к озвучиванию программ,
которые никто не собирается выполнять, и к распределению бюджетных средств[68]. Деятельность
по модернизации экономикипредставляет
собой рекламные шоу. У власти нет одобренного обществом научно
обоснованного плана развития страны, стратегических целей и приоритетов[69].
В США проектированием будущего своей страны и мира занимаются более 50 мозговых
центров.[70] В России власть боится
привлечь для решения перезревших проблем независимое научное сообщество и
независимую интеллектуальную элиту. Обсуждение стратегии развития страны
сводится к имитации дискуссии. Даже Дума не является реальныморганом, обсуждающим стратегию развития
страны297,298,299. Вызывают жёсткую критику те методы, которыми
пользуется правящая партия ЕР в ГД РФ при решении принципиальных вопросов. В
результате авторитет Думы падает[71],её роль сводится к одобрению всех проектов
законов, внесенных управляющей элитой[72].
2.Сможет ли новая команда осуществить модернизацию
экономики?
Роль лидеров в современном мире играют страны, имеющие
наиболее высокий потенциал образования, науки и культуры, без них не может быть
независимого государства, способного квыживанию в современной сложной геополитической и экономической
обстановке[73]. В России в течение
последних двадцати лет этот потенциал стремительно уменьшался. Команда власти
этутенденцию не переломила.
За последние три года ухудшился такой базовый
показатель, принятый ООН,как уровень
развития человеческого капитала (ЧК) - он характеризуется как совокупность
знаний, умений, навыков и среды обитания и трудовой деятельности (Таблица 18).
Таблица 18. Коэффициент эффективности человеческого
капитала в 2010 г.[74]
Страна
Тип экономики
Коэффициент эффективности ЧК
Индекс качества ЧК
США
Экономика знаний
1,225
1,67
Германия
Инновационная экономика
0,93
1,14
Япония
Инновационная экономика
0,93
1,13
Китай
Индустриальная с очагами
инновационной
0,49
0,45
Индия
Индустриальная с очагами
инновационной
0,37
0,19
Россия
Индустриально-сырьевая
0,30
0,31
Казахстан
Индустриально- сырьевая
0,29
Таблица 19. Индекс конкурентоспособности
высокотехнологическойиндустрии России
среди66 стран мира[75]
Год
Место в мире
Уровень деловой среды
Уровеньразвития инфра-структуры
Уровень развития человече-
ского капитала
Уровень среды
для исследований и разработок
Уровень правовой среды
Поддержка
развития высокотех-нологичной
промышлен-
ности
2009
38
46.4
27.1
53.1
26.4
42.0
35.3
2011
46
48.4
32.0
52,4
15.4
50.0
31.1
Ухудшился также уровень развития среды для
исследований и разработок, который оценивается комплексным показателем -
индексом конкурентоспособности высокотехнологичной индустрии. В результате
Россия переместилась по с 38-го на 48-е место в мире, пропустив вперёд даже
Аргентину и Мексику[76]
(Таблица 19).
Негативную тенденцию иллюстрирует рост разрыва между
Россией и другими странами по числу поданных и зарегистрированных
изобретений(Таблицы 20, 21) .
Таблица 20. Число зарегистрированных
патентов [77]
Год
1995 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Россия
21 204
22871
26318
22370
КНР
1 679
48815
68414
84554
США
99921
147511
154664
186189
Таблица21.Подача международных заявок
на патентыв разных странах[78]
Страна
2007
г.
2008
г.
2009
г.
2010
г.
2011
г.
США
54.042
51.642
45.627
45.008
48.596
Германия
17.821
18.855
16.797
17.568
18.568
Китай
5.455
6.120
7.900
12.296
16.406
Индия
902
1.072
961
1.286
1.430
Россия
689
763
711
798
964
Турция
359
392
389
480
541
Позор России и приговор её руководству - превышение
числа заявок одной фирмы в таких странах как Германия, Корея, Китай над общим
числом российских заявок в год, в то время как русский народ всегда славился высоким
интеллектом. Учёные из России практически не регистрирует патенты и за рубежом
- число заявок из России в десятки раз меньше, чем из ведущих мировых стран
(Таблица 22).
Таблица 22. Число заявок на
международные патенты, поданных из России в целом и из отдельных корпораций
других стран[79]
Место
Наименование
Страна
2010 г.
2011 г.
Россия,все организации
Россия
798
964
1
ZTE Сorporation
Китай
1868
2826
2
Panasonic Corporation
Япония
2153
2463
3
HuaweiTechnologies Сo. Ltd.
Китай
1527
1831
4
Sharp Kabushiki kaisha
Япония
1286
1755
5
Robert Bosch Сorp.
Германия
1301
1518
6
Gualcomm incorporated
США
1675
1494
7
ToyotaJidosha Kabushiki Kaisha
Япония
1095
1417
8
LG electronics Inc.
Корея
1297
1336
9
Koninklijke Philips Electronics n.v.
Нидерланды
1433
1148
10
Telefonaktiebolaget lm Ericsson
Швеция
1147
1116
11
NEC corporation
Япония
1106
1056
12
Siemens Aktiengesellschaft
Германия
830
1039
В 2010 году в России действовало всего лишь 181.904
патентов, в то время как в Китае 564.760, в США - 2.017.318[80].
Достаточно данных, приведённых в этих трёх таблицах, чтобы полностью
опровергнуть громкие заверениявластей
об успехах страны по построению экономики знаний.
Потенциальные владельцы международных патентов из
России предпочитают регистрировать их от именииностранных организаций. В результате вклад учёных - эмигрантов из
России (получивших, по понятиям чиновников Минобрнауки, российское образование,
не соответствующее мировым стандартам[81])в создание высоких технологий в СШАсоставляет 25%[82].
Это противоречит оптимистической позиции нового министра науки и образования,
что в России «проблемы оттока научных кадров за рубеж уже не существует»[83].За последние двадцатьлет стоимость «утечки мозгов» из России
составила около $1 трлн[84].
В новой команде власти за образование и науку отвечает вновь назначенный министр
Д.Ливанов,
известный как один из основных идеологов реформ науки по
западному образцу,получивших имя
«ливановщины»[85]. По словам академика РАН
Алфёрова «... Ливанов - аналог Лысенко. Не зная, не понимая, что такое наука, как
работает академия наук, он предлагает вещи, которые не могут быть восприняты...
Единственный вопрос, который волнует министерство образования - это управление
имуществом»[86]. Его конфликт с РАН в
бытность замминистра Минобрнауки (министерство хотело лишить РАН права
распоряжаться своим имуществом и бюджетными средствами и определять тематику
исследований[87]) по информации Wikileaks был приостановлен лишь тогда, когда Ливанову дали место ректора
ВУЗа в обмен на прекращение нападок на Академию[88].
Назначение такого нового министра даёт основание
утверждать, что Минобрнауки намерено следовать убийственным курсом бывшего шефа
А.Фурсенко, руководствуясь его идеологией: «...недостатком советской системы
образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача
заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного
квалифицированно пользоваться результатами творчества других»[89].
Суть деятельности нового главы Минобрнауки резюмировал
академик РАН Е.Примаков: «Он рассуждает как мальчишка...Никто не собирается
поднимать качество обучения, все стремятся лишь поднимать качество контроля.
Отсюда - и все тестовые системы, эти драконовские меры. Все силы бросаются на
обеспечение объективности контроля, но если у нас нулевые знания, то как
обеспечить их контроль?»[90]
Сторонник коммерциализации науки и образования,
Д.Ливанов сразу по вступлении в должность выступил с предложением отказаться от
остатков системы бесплатного высшего образования[91],
перейти на систему нового образовательного стандарта, сокращающего перечень
обязательных предметов для школьников, ввести «образовательный кредит» для
студентов[92],[93].
Студентов хотят ввергнуть в мутную сферу российских коммерческих кредитов,
познакомить с коллекторными фирмами и прочими прелестями криминальной
банковской системы России[94].Ссылка нового министра на целесообразность
получения «образовательного кредита» от предприятий вызывает ещё больше
вопросов[95],
ибо разрушенная российская промышленность почти не воспринимает специалистов из
реального сектора, рынок труд предлагает в основном сервисные функции, где
оплачивать кредиты на образование будущих сотрудников никто не намерен.
Бездарное и ангажированное руководство не
может остановить деградацию науки и образования, несмотря на некоторый рост
инвестиций в науку. За последние десять лет финансирование науки в России
выросло в 1,8 раза. Бюджет РАН с 49,3 млрд руб. в 2010 г. увеличился до 62
млрд руб. в 2011 г.[96]Бюджетные ассигнования в
российскую науку в 2013 г.
составят 320 млрд руб.[97],
хотя они остаются несопоставимыми с поддержкой науки в развитых странах
(Таблица 23).
В 2009 г. США потратили $54.9
млрд. только на академические исследования,Евросоюз - $287,89,
десять Азиатских стран в сумме - $399,12 млрд[99]. В Китае в 2012 г только для
финансирования разработок альтернативных
источников энергии и технологии «smart grid» предусмотрено $18 млрд[100].
Финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в России и США
отличается в 18 раз[101], а разработок военного
назначения - примерно в 100 раз[102]. Необходимо
отметить тот удивительный факт, что 70% наших национальных научных грантов идёт
грантополучателям из США[103].
Прав был кот Матроскин: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает...». Или
желания.
Чиновники от науки и образования не
желают организовать конструктивный диалог с научным сообществом, которое
считает, что фурсенсковские реформы были губительны для науки и образования[104],[105],[106],[107]. Новый министр Ливанов сразу после
вступления в должность заявил о неизменности проводимого ранее курса. Поэтому вряд ли суждено будет сбыться надеждам
Российского студенческого союза на то, что «назначение нового министра
образования не станет продолжением политики «Фурсенко 2.0», который выступал за
коммерциализацию образования»[108].
Одной из основных проблем науки новый министр считает
необходимость «превращения научных разработок в рыночный продукт»[109],
хотя персоне в ранге министра должно быть понятно, что сырьевой экономике
России инновации в принципе не нужны - воспринять их страна с разрушенным
высокотехнологичным сектором не сможет.
И ничего не исправит Указ, приказывающий
перевести к 2020 г. не менее пяти
российских университетов в сотню лучших по мировому рейтингу[110].
Указ подписать легко,но в реальной
жизни согласно международному рейтингу университетов «Тор 400» в 2012 г.МГУ занял 276-300 позицию, Санкт -
Петербургский государственный университет - 351-400[111].
Двадцать лет назад Россия получила в наследство от
СССР развитую советскую науку и экономику, основанную на приоритетном развитии
машиностроения, тяжёлой промышленности, транспорта и энергетики (4-ый
технологический укладе согласно теории циклов Кондратьева). В конце прошлого
века развитые страны вступили в 5-й технологический уклад (приоритетное
развитие информационных и телекоммуникационных технологий). Благодаря
непрофессионализму и стяжательствубюрократии Россия этот этап полностью проиграла. Сейчас мир входит в
6-ой технологический уклад. Он основывается на робототехнике, биотехнологиях,
нанотехнологиях, на технологиях проектирования будущего и управления им, на
принципиально новом подходе к природопользованию[112],[113]. Наше же Минобрнауки все
эти годы занималось и занимается разрушением научного потенциала страны,
поручив развитие наукоёмких технологий специалистам по лотереям (Кириенко) и по
управлению финансовыми потоками (Чубайс и Вексельберг). Эти «профессионалы»
понимают инновационную экономику как коммерческое использование новых
технологий и совершенно не понимают, как их создают[114].
Печальное будущее российских флагманов высоких технологий - «Роснано»,
«Сколково» легко предвидеть уже сейчас.
Проект «Сколково» вызвал резкую критику специалистов
за отсутствие стратегического мышления при его реализации, за вертикальную
систему управления, за попытки свести инновационное развитие к чисто финансовым
вопросам, за непонимание необходимости возрожденияотечественной высокотехнологичной
промышленности[115],[116],[117]
,[118].
Но свою основную задачу - «освоение» миллиардов бюджетных рублей проект, без
сомнения, выполнит.
Эти проекты стали не более чем гигантскими чёрными
дырами бюджета России - финансирование этой виртуальной деятельности по
модернизации экономики измеряется сотнями миллиардов- в проект Сколково планируется вложитьв течение 2010-2013 г.г. более 58 млрд
рублей из госбюджета[119],[120].Шустрых «эффективных менеджеров» не смущает,
что научный центр создаётся вопреки отечественному и зарубежному опыту, а
учёных в совете фонда практически нет[121],[122].
Никто не дал ответа на вопрос, зачем понадобилось строить новый научный центр,
когда вРоссии умирает более десятка
старых наукоградов? Проект Сколково предусматривает новое строительство вблизи
элитной Барвихи на территории 300
га. Этой территории явно недостаточно для создания
реального научного центра (наукоград Кольцово занимает 1600 га, Дубна - 7100 га, американская
Силиконовая долина - около 400 тыс. га). Поэтому мгновенно возник вопрос о
покупке по рыночнойцене (более $40
тыс.за сотку[123]) ещё 300 га у частных владельцев,
среди которых жена вице-премьера И.Шувалова и миллиардер А.Абрамович[124].
Ещё одна инновация - создание Российской венчурной
компании, которая «заморозила» в банке более 25 млрд руб. целевых
государственных средств [125]
и в течение 5 лет неплохо жили на проценты с них.
Верхом «мудрости» власти можно считать и создание госкорпорации «Роснано» и её
дальнейшую приватизацию исключительно ради выгоды чиновников и «эффективных
менеджеров». Генеральные планы «Роснанотеха» впечатляют - государство
первоначально выделило на его деятельность 130 млрд. руб. Хотя научное
сообщество критикует цели и методы деятельности корпорации[126],[127],[128],
её руководство раскручивает «нанотехнологии» и «инновации»как рекламный бренд, «революционный прорыв в
будущее». Свидетельства сомнительности
этого предприятия- провал планов
«Роснано» по совместной деятельности санглийской фирмой Plastic Logic. Рекламная кампания проекта была сделана
на высшем уровне - в ней принял участие не только Чубайс, но и лично Премьер
В.Путин[129]. Но реклама не может
заменить инфаструктуру, необходимую для реализации проекта, которая уже более
пяти лет только согласуется, проектируется, строится[130].
За это время предназначавшийся для производства «планшет Чубайса» устарел. А
фирма - партнёр «Plastic Logic» разработала и вывела на рынок
принципиально новый продукт иотказалась
от строительства завода в Зеленограде[131].
Очевидно, что невозможно развиватьвысокие технологии точечно посредством пиара
нескольких «перспективных» проектов, загубив всю инфраструктуру науки и
высокотехнологичной промышленности в стране. Таких чудес не бывает. Зато совершенно чудесным образом распухаютличные банковские счета чиновников,
рассуждающих об инновациях. Истинным «полем чудес» для новых «эффективных
менеджеров», пекущихся об инновациях, являетсятак называемая модернизация вооружённых сил.
8.Сможет ли новая команда обеспечить
безопасность страны?
Главная «радость» страны - А.Сердюков,
сохранилпост министра обороны. Военный
министр незнакомый с военным делом, но зато разбирающийся в торговле мебелью и
в администрировании финансовых потоков - чемпион по объёму претензий общества к
его деятельности, а также по количеству анекдотов с его участием.
Стоит бегло взглянуть на его последние
«успехи». На конец 2010 г.
вооружение армии на 80% состояло из устаревшей военной техники, которая была
разработана более двадцать лет назад, на 18% - из модернизированной техники и
только на 2% из современной. Нужно было очень постараться, чтобы довести
бывшую высококлассную Советскую армию и советскую оборонную промышленность до
такого состояния[132].
Теперь правительство декларирует намерение довести долю современных образцов
вооружения в ВС РФ к 2016 г
до 30%[133]и к 2020 г. до 70 %[134].
На реализацию Государственной программы вооружений на период 2011-2020 годов
предусмотрено более 19 трлн. руб.[135].
Но для решения этой задачи выделение одних денег недостаточно - необходима
стратегия развития системы Оборонного Промышленного Комплекса, восстановление
его инфраструктуры, подготовка кадров. Сегодня во всех этих областях - провал.
В советский период мы привыкли считать,
что отечественная бронетехника превосходит зарубежные образцы. Так и было, пока
за дело не взялись реформаторы - мебельщики. Теперь Россия не в состоянии
производить танки - их закупки внутри
России приостановленына пять лет[136]
на том основании, что российская бронетехника уступает по боевым качествам не
только образцам НАТО, но и китайским аналогам[137].
Поэтому МО РФ намерено закупить и приобрести лицензии на сборку
итальянской бронетехники,созданной в 1990 -2001 г.г., тем самым
поддерживая прямых конкурентов отечественной промышленности[138],[139],[140],[141]. Объём зарубежных заказов составляет
более $1 млрд.О суммах
откатов пресса умалчивает.
Сегодня Россия по разработкам вооружения серьёзно
отстаёт от Запада. Примером является история с баллистической ракетой для
размещения на подводных лодках «Булава», которая всё никак не завершит
испытания. Эта ракета по основным тактико-техническим характеристикам является
аналогом американской ракеты Трайдент-1[142],
принятой на вооружение в США в 1979
г. и в 1990
г. заменённой на более совершенную ракету Трайдент - 2[143].
В качестве основной причины такой ситуации МО называет
отсутствие средств. Действительно, расходы России на оборону не идут ни в какое
сравнение с военными расходами США, НАТО или Китая[144].
Но отсутствие денег на оборону не удивительно, коль скоро правящаяэлита столько сил положила на разрушение ОПК.
Но даже отпускаемые скудные средства не доходят до производителя - из бюджета с
помощью чиновников исчезают десятки миллиардов долларов - 2009 г. в ходе государственных
закупок, в том числе и для нужд Минобороны, было расхищено около 1 трлн руб.,
что составляет более 10% бюджета страны[145]. В 2011
г.официальный ущерб
только от поставок некачественной военной техники
составил более 1 млрд рублей[146].
Но это - только прямой финансовый ущерб. Ущерб обороноспособности страны от
деятельности некомпетентной и корыстной бюрократии в течение последних двадцати
летпоистине невозможно оценить.
Практически убит и не думает возрождаться бывший в
высшей степени конкурентоспособным советский авиапром[147].
Попытки реанимировать его созданием Объединённой авиастроительной компании не
впечатляют. Этакомпания затратила более
$3 млрд. на «перспективный и имиджевый проект» по созданию самолёта
«Суперджет-100», который должен был заменить якобы устаревшую продукцию
советского авиапрома. Ловких менеджеров не смутило, что рекомендации по
стратегии создания «перспективного» самолёта исходили от основного конкурента
российских авиастроителей - «Боинга». Их не остановило даже заключение специалистов
контрольного управление Президента, что в лайнере слишком много западных
комплектующих и его сложно назвать перспективным - его аналог Ту-334 был
сертифицирован еще в 2003 г.[148].
Одним из принципиальных моментов создания «Суперджет-100» является отказ от
опыта советских школ авиастроения и эксплуатации воздушных судов[149],
разрушение всей инфраструктуры советского авиапрома.
Ориентация правительства исключительно на проекты
«Объединённой авиастроительной компании» кроме прямого финансового ущерба в
миллиарды долларов, привела
к тому, что под призывы к возрождению отечественной авиации
серийное производство пассажирских самолетов в России фактически перестало
существовать - нынешняя Россия летает на иностранных машинах
(Таблица 24).
Таблица
24. Парк эксплуатируемых в России гражданских самолётов[150]
1.01.2009
1.01.2012
Количество судов отечественного
производства
493
252
Количество судов иностранного
производства
276
447
В
2011 году в России произведено всего 13 гражданских самолетов, в том числепять проблемных Sukhoi SuperJet-100[151].Когда определялась стратегия Объединённой
авиастроительной компании,
специалисты предупреждали и Правительство, и Думу о неизбежности
крушения отечественного авиапрома[152].
Их голос не был услышан. За потраченные впустую несколько миллиардов долларов
государственных средств и за разрушение авиапрома ни с кого не спросили. Нынешнее руководство отрасли
тут же нашло причины провалов - им мешает недостаточное финансирование и
отечественные конкуренты[153].
Печально и состояние военно-морского флота России,
который в 10 раз слабее американского, а с учётом союзников США - в
15 раз374. Пополнение морских стратегических ядерных сил
затягивается. Сроки постройки кораблей не удовлетворяют флот. Много
претензий к стоимости кораблей и их качеству. Постройка судов
на российских верфях обходится дороже, чем на зарубежных примерно
на 25-30%. Нас «топит» примитивный менеджмент, технологическая отсталость
и дороговизна кредитных денег.
Сказанное выше доказывает, что специалисты по табуреткам и финансовым потокам решать
проблемы обороны страны не могут[154].
Надо полагать, именно такое состояние оборонной отрасли и стало причиной
того, что столь «уважаемый» в среде военных, да и просто граждан Сердюков
сохранил свой пост. Это назначение - как напутствие продолжать в том же
духе.
9. И что дальше?
Из приведённого выше анализа
следуют грустные выводы.
·Кадровые
перестановки при формировании нового правительства и корпуса президентских
советников не улучшили, а усугубили ситуацию.
·Низкий
профессионализм, доминирующее желание добиться личного материального успеха
любой ценой, низкий морально-нравственный уровень управляющей элиты создали криминальную систему перекачки
государственных средств к владельцам крупного капитала и чиновникам.
·Неотъемлемой
чертой власти стал правовой нигилизм, попрание конституции,
морально-нравственных норм, что способствовало падению нравов в обществе,
распространению алкоголизма, наркомании, проституции и даже рабства. Особую
опасность представляет сращивание с властью криминального мира и коррупция в
правоохранительной системе.
·В результате
сверхдоходы бюджета за счёт высоких цен на нефть не были использованы
властьюв интересах страны, хотя
полученных за 10 лет $1,6 трлн от экспорта
углеводородов плюс $0,5 трлн заёмных средств
было бы достаточно для восстановления и модернизации экономики.
·Действияправительства
продолжают вести к развитию колониального варианта сырьевой экономики, к втягиванию
России, причём в роли донора, в долларовую экономику,находящуюся с конца ХХ векав перманентном кризисе.
·Экономическая
система в стране ориентирована исключительно на интересы крупного капитала с
последовательным уничтожением
социально-ориентированного государства.
·Идёт
поэтапная сдача государственных интересов страны (экономических, политических,
военных и т.д.).
Сложившуюся после выборов и
формирования правительства ситуацию в стране можно характеризовать как
критическую - Россию ждут тяжёлые времена.
Встроившись в западную систему, Россия стала
участником глобального системного кризиса во всех сферах деятельности -
духовной, экономической, политической, экологической. Заявления власти о
создании экономики знаний и развитии социального государства можно
рассматривать только как информационное прикрытие для идущих колоссальных разрушительных
процессов.
Главную ответственность за создание подобной ситуации
несёт управляющая элита, котораяприсвоила себе роль главного регулятора в общества, подавляя все другие
элиты, сформировавшиеся в реальном производстве, науке, культуре, идеологии,
религии и т.п., в результате чего они перестали выполнять регулирующую роль в
обществе. Не церемонясь в методах, правящая элита лишает общество свободы
выбора собственного пути развития. Причём в России этот процесс идёт в наиболее
примитивной и криминальной форме. Властная чиновничья и олигархическая верхушка
забыла, что её стремление превратиться в закрытую, обособленную группу
неминуемо ведёт к её вырождению и к конфликту с обществом и
интеллектуальной контрэлитой[155],, а в
результате, к возможным радикальным социально-политическим изменениям[156].
Не меньшую вину за
создавшуюся ситуацию несёт и большая часть интеллектуальной элиты[157] - та, что нашла общий язык
с властью. Те, кто сегодня получил официальный статус интеллектуальной элиты,
делают две вещи - обе некрасивые.
·Выживает за счёт
адаптации к неблагоприятным условиям научной деятельности, приспосабливаясь к любым
правилам, не претендуя на участие в организации системы управления обществом и
производя, в основном, информационный шум.
·Выполняет заказ управляющей элиты по информационному и «научному»
прикрытию её стяжательской и некомпетентной деятельности, ставя своей основной
целью собственный финансовый успех.
Такая позиция исключает стремление интеллектуальной
элиты улучшить ситуацию, предложить путь изменения существующей экономической и
финансовой системы. В результате научное сообщество не справляется со
стратегической задачей - определить, как должна быть устроена Россия,
предложить оптимальную политическую систему и эффективную, бескризисную,
социально справедливую экономику, находящуюся в гармонии с Природой.По сути научное сообщество уклоняется от
исполнения своего профессионального долга.
Ситуация в стране настолько плоха, что, казалось бы,
настало время очнуться. Но подавляющее большинство интеллектуальной элиты не
может и не желает понять суть проблемы, не желает расставаться с иллюзией
возможности продолжать жить в пассивном покорстве власти разрушителей страны и
аморальной эксплуатации природы.
«Если мы
будем и дальше мыслить так, как мыслили до сих пор, у нас нет ни малейшего
шанса на выживание!»
Политики и крупный капитал продолжают мыслить прежними
категориями, при помощи лжи пытаются уверить нас в мудрости своего правления,
бездействуют перед лицом экономического и экологического бедствия и не желают
замечать, что мир приближается к гуманитарной катастрофе. Ложь илицемерие стали нормой поведения эгоистичных
управляющих элит. Армия твердолобых поклонников «капитализма без правил и
тормозов», не обращая внимания на кризис на Западе, продолжает уповать на
невидимую руку свободного рынка и либерализацию экономики, видит единственный путь
развития страны в следовании политическим и экономическим рекомендациям Запада.
«Новый
Мировой Порядок создаётся против России, за счёт России и на обломках
России»
Збигнев
Бжезински. Выступление по случаю присвоения ему звания "Почетный
гражданин г. Львова»[159]
У большинства населения нет доступа к необходимым
источникам информации, чтобы сделать выводы о том, что общество идёт по пути
самоуничтожения и балансирует на грани катастрофы, хотя уже многие чувствуют,
что наш мир полон противоречий, эгоизма и агрессии.
Важный спасительный ресурс патриотической оппозиции -
формирование интеллектуальной контрэлиты[160]. Только она может предложить реалистичныйпуть изменение ситуации. Разум человека -
творца двигает человечество к прогрессу, к познанию мира, к сохранению
равновесияв отношениях с Природой.Алчность бизнесменов и политиков, считающих
своей целью постоянное удовлетворение возрастающих личных материальных
потребностей ведёт только к разрушению.
«...
сейчас в нашей стране протекает какой-то совершенно необычный процесс. Народ
явно ищет какие-то новые пути в жизни ... совсем другой ответ на вызов жизни,
чем так хорошо известные нам: не баррикады, не забастовки, не выборы новых
лидеров, не терроризм... С самого начала так называемой перестройки...возникали разных
оттенков патриотические движения - то коммунистические, то
националистические. И все кончались неудачей. Это мы должны, наконец,
осмыслить. Ведь теперь уже ясно, что все неудачи не могут быть плодом интриг
КГБ, как сначала говорили.
Очевидно, интеллигенция постоянно обращается к
народу со старыми призывами, а народ ищет каких-то новых путей. Довольно
ясно, что человечество вступило в период распада западной цивилизации,
основанной на идее властвования, силы. Если нам, русским, будет дано пережить
этот распад, то только за счёт того, что мы сможем проявить какие-то
собственные, отличающие нас черты. Такой чертой для русских всегда было
стремление не покорить, а научиться жить вместе. Вместе и с природой и с
народами. ...Этот стереотип поведения работает со сбоями только когда мы
соприкасаемся с народами, стереотип поведения которых включает именно
господство... Половину тысячелетия Запад культивировал идею и эстетику мощи и
господства. Эти принципы должны быть чем-то заменены.
Русская цивилизация может предложить человечеству
древнюю культуру, идеал которой - не двигать куда-то мир, а сосуществовать с
ним; не в беге времени, а в идее вечности. Разные признаки указывают, что
сейчас народ ищет такого типа пути в жизни. Это по существу - возрождение
древней культуры... Народ создает или воссоздает некоторые новые чувства и
моральные принципы.Но сделать их
действенной частью жизни - это уж дело интеллигенции. Для этого они ... должны
быть ... превращены в связное мировоззрение».
Для того, чтобы переломить сползание страны вниз,
необходимо решить несколько принципиальных вопросов.
1.Изменить цели и методы управления - дальнейшее
движение без руля, под влиянием исключительно корыстных интересов элиты ведёт
страну ккатастрофе. Как показал опыт
последних 12 лет, нынешняя управляющая элита это делать не намерена,она продолжает упорно цепляться за свои
исключительные права, пытаясь решить системные проблемы методами неэффективного
ручного управления экономикой, камуфлируя свои неудачи технологиями управления
сознанием.
2.Вернуть власть обществу, отказаться от имитационной
демократии и неконституционных методов удержания власти. Следует напомнить, что
насильственное удержание власти подпадает под действие статьи УК об
экстремисткой деятельности в соответствии с подписанной Россией Шанхайской
конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом[162].
3.В существующих сложных условиях определяющую роль
играют способы формирования управляющих элит и механизмыконтроля власти обществом. Для этого
необходимо формировать новые управляющие элиты и создавать методы контроля их
деятельностиобществом с использованием
современных сетевыхтехнологий.
4.Для восстановления разрушенной экономики и утраченного
суверенитета страны необходимо перекрыть криминальное перераспределение доходов
от общества к крупному капиталу и чиновникам. Возвращённые в бюджет доходы
должны стать базой для построения инновационной социально-ориентированной
экономики. Должны быть введены в действие механизмы выравнивания доходов -
ихперераспределение от паразитарной
сверхбогатой элитык производящим
социальным группами беднейшей части
населения.
Вопрос в том, удастся ли реализовать эти меры? Первые шаги В.Путинав должности Президента вызывают разочарование
у оптимистов, которые рассчитывали на то, что новый Президент пойдёт новым
путём, наладит диалог с обществом. Но Путин идёт путём Путина - он продолжает
ориентироваться на командно - клановую экономическую и политическую систему, на
имитационную демократию, проигнорировав многочисленные обоснованные жёсткие
протесты общественности.
С кем же остался Путин?
С ним сырьевики - государство сегодня функционирует как гигантская
сырьевая коммерческая организация.
С ним банки, мощно подпёртые
в период кризиса бюджетными вливаниями.
С ним прежняя когорта экономистов-реформаторов.
Это показалсобравшийся 18 июля 2012
г. на своё первое заседание Экономический совет при
президенте страны[163]. Замечателен состав Совета
- Президент решил советоваться с теми, кто двадцать лет разрушал страну. На
встрече были все министры экономического блока правительства и «учёные»,
которые подвели под их грабительскую политику «научную» базу. Члены Совета
заявили, что экономика России никогда больше не будет национальной, предложили
в дальнейшем в экономической деятельности не лицемерить и опираться на сырье:
«Это же наше реальное преимущество!» Они признали, что лучшим путём решения
проблем надвигающейся новой волны экономического кризиса являетсяразрушение остатков социального
государства.В общем, всё те же и всё о
том же. И тот же курс - лицом к богатым, спиной - к народу.
Путин продолжает оставаться рабом на галерах у
управляющей элиты.
Ориентация на командно - клановую экономику в
сочетании с бюрократической системой управления, как показывает история. ведёт
к неизбежным негативным последствиям, поскольку чиновничество занимает
исключительное положение, не чувствует себя ни частью общества, ни гражданами
государства, считает себя руководящим центром всей общественной жизни, пытается
поставить под контроль судебную и законодательную власть и образует особое
сословие вне народа[164].
«Власть должна принадлежать народу, а не
государству. Государство - всего лишь аппарат для осуществления народной
воли. Однако существующий государственный аппарат узурпировал власть для
того, чтобы безнаказанно совершать преступления под защитой чинов и
привилегий».
Очевидна, что такая власть неустойчива. Российское
общество всегда демонстрировало высокую степень адаптации к неблагоприятным
условиям жизни, что исключает стремления улучшить ситуацию, борьбу за свои права.
Эта адаптация идёт за счёт снижения потребностей, примирения с навязываемой
негодной системой, что неизбежно ведёт к деградации[166].
Однако сегодня терпение общества близко к пределу. Качающуюся власть будет
пытаться свалить и Запад рукамиоранжевых, чтонесёт в себе
опасность потери остатков суверенитета, полного
перехода страны под внешний контроль, её раздробление. Вопрос в том, кто
окажется сильнее - оранжевые, мощно поддерживаемые Западом, которые добьют
страну, или патриотическа контрэлита, которая сможет предложить народу пути
выхода из тупика? Остаётся ещё надежда, хотя и слабая, что властные элиты
поймут опасность сложившейся ситуации для них самих, и станут исправлять
положение.
Как заявил Президент: «Власть исчерпала
ресурс принятия неоптимальных решений»[167]
[52] Моисей Гельман. "В
трясине псевдорыночных реформ... Хроники развала экономики России и возможности
выхода из кризиса". http://www.promved.ru/book/?id=126
[55] Имитационная демократия
(управляемая демократия, манипулируемая демократия) - политической системы
государства, при которой, несмотря на формально демократическое
законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое
участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на
власть (обратная связь)отсутствует или
минимальна.
[57] «Открытое правительство»
по принципу Википедии. 16/08/2011. Мирmoogoo.
[58]А. Усов. Президент
Медведев предложил заменить открытость действий власти на свободу «критики
снизу». Новый регион- Политика. 27.04.2010. http://www.nr2.ru/policy/281107.html
[113] А. А. Акаев.
Современный финансово-экономический кризис в свете теории
инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным
процессом. Сб. Мониторинг глобальных и региональных рисков. Ред.
Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. М.: УРСС, 2009. http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=167&Itemid=49
[114] Георгий Малинецкий.
Профессор. С большой вероятностью нас не будет. 28.04.2010 г.
[134] Указ Президента РФ
"О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и
модернизации оборонно-промышленного комплекса". http://kremlin.ru/acts/15242
[155] Контрэлита - часть
социума, которая находится в оппозиции к управляющей элите и претендует нафункции управления обществом, на иных, чем
управляющая элита принципах. Как составная часть в контрэлиту входят
индивидуумы сболее высокими
морально-этическим качествам, интеллектом, талантом, способностями,
компетентностью по сравнению со средними показателями в обществе.
[157] Элита (лучший) -
часть социума, которая осуществляет функции управления обществом, а также
выработки новых моделей поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к
изменяющемуся окружению. Трактовка термина «элита» претерпела существенную
деформацию от исходного смысле понятия «элита» («лучший»), когда входящие в
элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, способностями,
компетентностью по сравнению со средними показателями социума, к положению,
когда принадлежность к элите определяетсяфактом обладанияреальной властью
и влиянием, без привязки кинтеллекту и
морально-этическим качествам.
[160] Контрэлита - часть
социума, которая находится в оппозиции к управляющей элите и претендует нафункции управления обществом, на иных, чем
управляющая элита принципах. Как составная часть в контрэлиту входят
индивидуумы сболее высокими
морально-этическим качествам, интеллектом, талантом, способностями,
компетентностью по сравнению со средними показателями в обществе.