26.04.2019 г.
Главная arrow Главная arrow Я или Мы? О балансе общественных и личных интересов





Я или Мы? О балансе общественных и личных интересов Печать E-mail
Автор - публикатор   
20.09.2014 г.

Владимир Громов, профессор университета, США

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

"Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко мы начинаем путь
… "

Из кинофильма "Гостья из будущего"

 

Мои дорогие друзья, милые москвичи, ленинградцы, ученые, художники, артисты, какая невидимая сила разделила вас на «правых» и «неправых»? Совсем недавно вы ходили в гости друг к другу, пели под гитару «…возьмемся за руки, друзья!» и декламировали стихи, а сейчас готовы яростно вцепиться друг другу в волосы, требуя немедленно вернуть Крым Украине, или же присоединить Донбасс к России (а вы спрашивали мнение крымчан и дончан?). Уже четверть века, как нет «совка», откуда мы все родом. Кто-то из вас преуспел в гонке за gromov_propastj.jpgличным благосостоянием и льстит себе принадлежностью к избранным, а кто-то, как был, так и остался бессребреником. Неужели все дело в этом, пресловутом имущественном расслоении, как-никак, бытие определяет сознание?

Слышите ли вы, как потрескивает здание потребительского рая, отстроенное для избранных на обломках некогда великой державы? И негде скрыться. Некуда бежать. Не спешите переводить нажитые непосильным жульничеством «нолики» на счета в западных банках - все отнимут, обнулят, разденут как Остапа Бендера на границе. У Запада своих забот полон рот, и ему будут очень кстати ваши денежки. Храм Золотого Миллиарда, сияющий на недосягаемом холме, плывет как воск на жаре и оседает на глазах. Уродливая трещина бежит по его фасаду. Отваливается лепнина обывательского благополучия, осыпается мишура демократии и толерантности, обнажая духовное убожество, ханжество, коррупцию и распущенность. Ростки нового миропорядка крошат его фундамент.

Чувствуете ли вы, как неумолимо и грозно поляризовался мир? Всюду искрит. Воздух насыщен озоном. Вот-вот проскочит разряд страшной силы и громыхнет… мало не покажется. В обществе как в земной коре накапливаются напряжения и время от времени требуют разрядки. Человеческая история есть движение от одного потрясения к другому, и никогда не знаешь, где затрясет вначале: у арабов, укров или на Кавказе. Периоды безмятежного потребительства – это аномалия, они никогда не были долгими. Конфликт интересов, геополитических, экономических уже не раз приводил к масштабным войнам как наиболее «эффективным» методам решения назревших проблем (мелкие, локальные войны, по сути, никогда не кончались). В прошлом веке одна из них, мировая, завершилась возникновением СССР, другая - возникновением мировой социалистической системы. Побочным следствием обеих войн стал невиданный технологический скачок. Генетика и медицина, роботизация, интернет, моментальная связь всех со всеми и мгновенный доступ к информации необратимо изменили мир. Новые технологии могли бы обеспечить приемлемый достаток всем на Земле, но… люди продолжают все ту же игру: сегодня умри ты, а я умру завтра.

Неутомимые движители истории  - соперничество и сотрудничество – поддав очередного пинка народам, вновь привели мир в движение. Какие слова наиболее популярны в интернете? Путин (Putin) и Война. В мире вновь начался передел рынков и сфер геополитического влияния. Это третья, глобальная. Она уже идет. Пока что холодная фаза – идеологическая, информационная, экономическая, сельскохозяйственная… Тем временем  Израиль  «воспитывает» Газу, США «принуждает к миру» Ирак, Киев «освобождает» от людей Донбасс, армяне и азеры называют фашистами и мордуют друг друга в Карабахе. Польша, Румыния, Венгрия думают, как бы оттяпать свой кусочек от жирного украинского пирога.

Ах, как хочется быть оптимистом, верить в прогресс и здравый смысл людей! Вот уже и свет мерцает вдалеке, это что за призрак там маячит: коммунизм, капитализм? Неважно, лишь бы полные магазины! Но, как проскочить в это «прекрасное далёко», как миновать горячую фазу, если время вновь выстроило всех по разные стороны окопов? В том, как на крутом вираже истории людей раскидало на два лагеря, кого налево, кого направо, вновь проявился извечный антагонизм систем ценностей, основанных на диаметрально противоположных началах нашей натуры: индивидуализме и коллективизме.

 

1. СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ВЕЩЕЙ

Как внизу, так и наверху. Как наверху, так и внизу

Гермес Трисмегист, “Кибалион” 

При обсуждении любой проблемы важно найти правильную отправную точку, ту идею, то звено, которое позволит выстроить всю цепь gromov_ljudi_elementy.jpgумозаключений. С системной точки зрения мир представляет собой иерархию систем, вложенных друг в друга наподобие матрешек. Всякий объект, всякая вещь есть система, т.е. состоит из каких-то элементов, и все входит составной частью во что-то иное, т.е. является элементом системы иного уровня. Для каждого уровня характерен свой пространственно-временной масштаб. На каждом уровне доминируют свои законы и механизмы взаимодействия между элементами.

Наиболее близким и понятным каждому из нас примером системы является наше человеческое тело. Оно состоит из многочисленных органо(сердце, печень, почки, желудок и т.д.). Человеческий организм - это система, его органы – элементы системы. В свою очередь органы человеческого тела сами являются системами, но… более низкого уровня, состоящими из биологических клеток. Вторым близким нам примером может служить человеческое общество. Общество – это тоже система, люди – его элементы.

  Однако, если вы разложите на хирургическом столе органы человеческого тела, вы не получите живой организм. Наличия самих элементов еще недостаточно для образования системы. Необходимо еще что-то. Это что-то есть взаимодействие между элементами, которое осуществляется по определенным правилам или законам. Точно так же, как органы образуют человеческое тело как нечто целое лишь в процессе их взаимодействия и скоординированной работы, так и люди образуют человеческое общество лишь тогда, когда, взаимодействуя друг с другом, несут друг перед другом определенные обязательства.

Существование любой системы ограничено определенными  рамками. Эти рамки не всегда можно просто и однозначно очертить. Чаще всего границы системы достаточно размыты и весьма подвижны (задумайтесь, например, где начинается и где кончается ваше собственное тело). Следует иметь в виду, что система ограничена не только пространственными, но и временнЫми рамками. Так, русский народ как система - это не только те люди, что живут сейчас на территории России, считают себя русскими, т.е. носителями и творцами русской культуры, это также те, кто жил на нашей земле много веков назад, и те, кто будет жить столетиями позже.

Все, что находится вне системы - это ее внешняя среда, все, что находится внутри системы - ее внутренняя среда. Изнутри и снаружи непрерывно генерируются импульсы, способные вывести систему из равновесия и даже привести ее к разрушению (между прочим, эти же импульсы являются источником и причиной развития системы!). Возврат системы в состояние равновесия (гомеостазиса) обеспечивается механизмом обратных связей (подробнее см., например, Медоуз Донелла – «Азбука системного мышления»). Любая система существует как целое, пока она способна противостоять воздействию дестабилизирующих импульсов.

Несмотря на то, что составными кирпичиками систем на разных уровнях организации мира выступают элементы разной природы, в законах организации этих систем обнаруживается много общего. Так, каждая система, возникнув однажды, проходит стадию развития, стадию относительной стабильности, стадию деградации и стадию исчезновения. Изучением общих закономерностей  организации и развития систем занимается Общая Теория Систем.

2. ИНДИВИДУАЛИЗМ И КОЛЛЕКТИВИЗМ КАК СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин -
Каждый дюжий ему господин,
И даже слабые, если двое.

В. Маяковский

 

Присмотритесь внимательней и вы увидите, что атомы объединяются в молекулы, молекулы - в биологические клетки, клетки в органы тела, органы образуют тела людей, те, в свою очередь, - людские сообщества и так далее. Люди издавна жили племенами и народами, потому что в тяжелых природных условиях только это позволяло им выжить. Даже стадо овец во время снежной бури сбивается в кучу, потому что в этом случае снижается общая теплоотдача, причем в середине стада собираются самые молодые, т.е. слабые особи, а по краям - самые сильные и опытные. Но почему рыбы и птицы собираются в стаи, животные - в стада, почему молекулы Н2О в атмосфере образуют облака, а в озерах и реках - массивы воды или льда, что собирает атомы углерода в прочные и красивые кристаллы алмаза или тусклые, черные куски графита? На каждом уровне структурной организации мира имеется своя целесообразность и необходимость для образования сложных коллективов, состоящих из множества элементов.

gromov_urovmi.jpg

Но как бы ни был силен «инстинкт» кооперации, собирающий элементы в систему и превращающий их в одно целое, дни системы будут сочтены, если сами элементы неустойчивы. Не может быть здоровым человек, если больны его печень или сердце. Начнут  распадаться органы человека - развалится и сам человек. Общество тоже не может быть долговечным, если больны, несчастны и нищи его люди. Любая система «заинтересована» в исправном функционировании своих частей, но никакой системе не под силу тотальный контроль над всеми ее компонентами – элементов много, система одна! Мозг человека захлебнулся бы от потока хлынувшей в него информации, если бы контроль за деятельностью органов человеческого тела осуществлялся на уровне его сознания, поэтому саморегуляция работы сердца, печени, почек и т.д. осуществляется прежде всего на подсознательном, локальном уровне. По этой же причине в человеческом обществе часть регулирующих функций всегда делегируется региональным образованиям на местах. В любой системе поддержание целостности и функциональности элементов - первейшая обязанность и индивидуальная, локальная задача самих элементов. То, что не способно к самоорганизации, не может исполнять свою функцию, следовательно, подлежит безжалостной разборке на атомы, из которых потом создаются новые дееспособные элементы.

Когда в своей деятельности человек преследует прежде всего общественные интересы, т.е. интересы  системы, в которую  он входит составной частью, мы говорим о коллективизме человека. Когда он заботится лишь о своем бесценном Я, мы говорим о его индивидуализме и даже эгоизме. Коллективизм и индивидуализм, безусловно, прежде всего - человеческие качества, но как мы видим, аналогичные тенденции присущи элементам систем всех уровней, поэтому в обобщенном смысле мы можем говорить о коллективизме и индивидуализме как о системных принципах, которые ответственны за образование, структурирование и поддержание целостности систем, и пронизывают все уровни системной организации мира. На каждом уровне коллективизм и индивидуализм как системные принципы проявляются по-разному, обусловлены совершенно разными механизмами взаимодействия между элементами и разными законами природы, и могут называться по-разному. Но, дополняя друг друга, как две стороны математической плоскости, они не могут существовать врозь, и только вместе, когда хорошо сбалансированы, обеспечивают сохранность системы.

3. ВОЗМОЖНА ЛИ СВОБОДА В РАМКАХ СИСТЕМЫ?

Свобода есть осознанная необходимость

Спиноза

Если говорить о человеческом обществе, коллективизм в его примитивном понимании сводится к утверждению: общество - все, индивид - ничто; индивидуализм же, наоборот, ставит личность и ее свободы превыше всего, отодвигая на задний план интересы общества в целом. Какой же из этих принципов важнее, какой работает надежнее, на какой из них следует в первую очередь опираться архитекторам и строителям идеального государства?

Древнейшая из работ в защиту коллективистских идей восходит к Платону (Платон, «О государстве»), который полагал, что целое важнее части, а потому интересы общества важнее интересов индивида. Последовательными сторонниками идей индивидуализма являлись Айн Рэнд (Али́са Зино́вьевна Розенба́ум) (А.Рэнд, «Добродетель эгоизма»), Фридрих Хайек (Ф.Хайек, «Дорога к рабству», «Индивидуализм и экономический порядок») и Карл Поппер (К.Поппер, «Открытое общество и его враги»), которые были убеждены, что приоритет всегда следует отдавать личности и ее свободе, ибо без свободного развития частей невозможно развитие целого.

Существование системы зависит от исправного функционирования ее частей. Но и судьба элементов зависит от состояния системы. Для элемента система - это среда обитания. Выпадая из системы, элементы радикально меняются либо дезинтегрируются, т.е. гибнут. Так, сердце, вырванное из груди человека, еще бьется некоторое время, но вскоре погибает. Переход из одной системы в другую для элемента чаще всего  проблематичен. Но для системы нет незаменимых элементов, их у нее много, и системе важны не все, а лишь некоторые, системообразующие, существенные для системы свойства элементов. Так, металлическую шестеренку в механизме можно заменить на пластмассовую, и он будет продолжать работать. Начальнику неважно, чем занимается его подчиненный в свободное время, лишь бы он добросовестно исполнял свои обязанности на работе. Того, кто плохо работает, всегда можно заменить.

Существование системы и ее элементов взаимообусловлено. Однако, если для себя каждый элемент уникален и неповторим, то для системы элементы, как правило, неразличимы, как неразличимы солдаты для командующего армией. С точки зрения системы образующие ее элементы – это носители функции, и ей важно, чтобы они ее исправно выполняли, не выходя в своем поведении за дозволенные им рамки. Так, сердце с точки зрения человека должно перегонять кровь (в его функцию не входит переваривать пищу), и человек старается всячески поддерживать эту деятельность сердца. Если сердце перестает выполнять свою функцию, его лечат, оперируют и даже заменяют. Может быть, сердце и могло бы переваривать пищу, но для этого ему надо полностью переродиться и превратиться в желудок, только зачем организму, лишенному сердца, два желудка?

Законы взаимодействия или, если хотите, правила игры накладывают на поведение элементов определенные ограничения, без которых само существование системы было бы невозможным. Эти правила – каркас  структуры, они неизбежно ограничивают свободу элементов, но без ограничений на одном уровне невозможно появление системы как единого целого на другом уровне организации мира. То, что абсолютно не организовано, не сможет оказать никакого сопротивления ни внешним, ни внутренним тенденциям к разрушению и не может существовать сколь-нибудь долго.

Всем известно, что такие детали в промышленности, как болты, гайки, шайбы и т.д. изготавливаются по строго определенным стандартам, регламентирующим размер, профиль и шаг изготовляемой резьбы. Возможно, что эти стандарты могут кем-то рассматриваться как своего рода ограничения на творческую индивидуальность и свободу изготовителя, но только благодаря этим ограничениям, возможно возникновение и существование такой сложной системы, какой является современная индустрия. Если бы каждый токарь точил болты и гайки как ему вздумается, ни о какой взаимозаменяемости деталей нельзя было бы и мечтать.

Обязанности человека как элемента общества также накладывают определенные ограничения на его жизнедеятельность. Эти ограничения воспринимаются им как законы, по которым устроен окружающий его мир и с которыми приходится считаться. Означает ли это, что человек, в своей деятельности ограниченный жесткими рамками общественных требований, совершенно лишен какого-либо права выбора? Вовсе нет, всякий элемент системы обладает в своей деятельности, в своем выборе определенной свободой воли. Даже движение электрона, как известно из квантовой механики, может быть задано лишь с какой-то степенью вероятности. Этот зазор свободы необходим ему для исправного выполнения его функций. Лишенный возможности выбора, элемент лишился бы возможности двигаться, возможности выполнять свою функцию в постоянно меняющихся условиях, что привело бы к его гибели, ибо, что не движется, то не существует.

Человек, как и элемент любой системы, движется как бы внутри некоего коридора с эластичными стенками. При попытках выйти за стены этого коридора элемент ощущает мощный импульс, который возвращает его назад. Он свободен настолько, насколько свободна молекула воды в водопроводной трубе, которая может перемещаться за счет броуновского движения в пределах сечения трубы, но не может выйти за ее стенки. На развилке ей предоставляется возможность выбора. Однако, вслед за сделанным выбором следует ответственность и воздаяние.

Как ни парадоксально, именно ограничения, накладываемые на человека со стороны системы, гарантируют ему осуществление многих из его свобод. Скажите, намного ли свободней станет автомобилист, если ликвидировать так надоедающие ему правила уличного движения? Пусть каждый будет волен ехать так, как ему хочется, и туда, куда ему вздумается! Как вы понимаете, без правил уличного движения движение автомобилей в современном городе будет полностью парализовано. Именно ограничения, накладываемые на движение автомобилистов со стороны правил уличного движения, обеспечивают ему свободу перемещения по городу и приводят к возникновению целой системы транспортных потоков, которая в итоге живет своей самостоятельной и, как нам кажется порой, независимой от человека жизнью.

СССР был мощной и самодостаточной экономической системой, которая обеспечивала населявшие его народы жизненно важными свободами и необходимыми благами. Жители единого государства обладали свободой перемещения по стране, свободой выбора профессии, бесплатным образованием и медицинским обслуживанием. Централизованное плановое управление страной требовало от своих частей строгого подчинения, оно же способствовало их интеграции в единое целое, создавая механизмы для целесообразного разделения труда и условия для взаимовыгодного сотрудничества. Как единое целое бывшие республики СССР способны были запускать космические корабли, строить атомные станции и ледоколы, современные самолеты и вычислительную технику, и все это было нашим общим достижением. С системной точки зрения распад СССР означал ликвидацию среды существования для составляющих его частей. Недаром В.Путин назвал его «крупнейшей геополитической катастрофой прошлого века».

Парадокс, но обретение «свободы» и «демократии» обернулось деградацией и нескончаемыми межнациональными конфликтами для всех республик без исключения. Ни одна из них до сих пор не смогла обеспечить для большинства своих граждан того уровня жизни, который существовал в брежневские времена. Где популярные латвийские радиоприемники Spidola, Rigonda и микроавтобусы RAF? Латвия де-индустриализовалась, молодежь чистит туалеты на Западе, остались пенсионеры, что живут на подачки EC. Где украинские атомные реакторы и космические ракеты? Лишь маленькая Белоруссия до сих пор производит свои трактора, МАЗы и Белазы и то лишь потому, что не разорвала тесные отношения с Россией, откуда она получает необходимое для производства сырье. Но и у Белоруссии сложности со сбытом: внутренний рынок маленькой страны (около 10 млн. человек, меньше Москвы!) не может переварить все то, что она способна производить. Проблемы не миновали стороной и самый крупный осколок – Россию. Мы уже не в состоянии обеспечить себя ни самолетами, ни летчиками. Страна, кормившая полмира, сейчас вынуждена импортировать продовольствие. Жирует лишь маленькая группа паразитов, которые как клопы сосут то, что принадлежит всей нации, - нефть и газ.

4. Я или МЫ?

Когда-то нам снилось, что мы чужие,
Мы проснулись и увидели, что дóроги друг другу

Р. Тагор

Двойственная природа каждого объекта неизбежно приводит к возникновению противоречия: ведь, с одной стороны, он сам является некоторой целостностью, относительно независимой системой, а с другой стороны, - лишь частью, элементом какой-то другой объемлющей системы. Противодействие элемента управляющим импульсам системы и необходимость им подчиняться противоречат друг другу точно так же, как противоречат друг другу стремление системы ограничить движение элементов и необходимость поддерживать их самостоятельность и целостность. Это противоречие прослеживается на всех обозримых уровнях системной организации мира и связано с тем обстоятельством, что элементы системы принадлежат одному уровню организации  мироздания, а сама система – следующему, более высокому уровню.

Индивидуализм сидит в человеке очень глубоко, на уровне инстинкта самосохранения. Он приходит к нему раньше, чем приходит сознание, уже в процессе самоидентификации, когда человек только начинает выделять себя из окружающего мира: вот это – Я. Все остальное – не Я, вот это - мое, все остальное мне «до лампочки»!. Он проявляется преимущественно через действия тех, кто не приемлет унифицирующего коллективизма системы и противопоставляет себя ее требованиям. Чрезмерный индивидуализм мешает воспринять человеку цели и задачи социума как свои собственные, что приводит к дестабилизации и гибели системы под ударами сотрясающих ее изнутри импульсов. В то же время недостаток индивидуализма превращает общество в единообразную, безликую, монолитную массу и лишает систему внутренних источников развития, приводит общество к застою и к быстрому разрушению под воздействием внешней среды.

Индивидуализм защищает личность от дезинтеграции - это очень сильный принцип. В силу этого принципа, в частности,  человеку очень важно осознавать, что он не такой как все, что он чем-то отличается, что он независим и может поступать так, как считает нужным, по крайней мере, потенциально. Если же человек чувствует, что превращается в винтик, неотличимый от других, и видит, что у него нет выбора, он растворяется и исчезает в толпе, а это равносильно смерти личности.

Индивидуализм в своем экстремальном проявлении вырождается в паразитизм. Когда в человеческом организме какие-то клетки начинают бешено размножаться, образуется раковая опухоль. Она отнимает жизненные соки у организма, на котором паразитирует, и ничего не дает ему взамен. Паразитизм не есть чисто биологическое явление, так, с возникновением интернета – сложной информационной системы - сразу же возникли и начали плодиться компьютерные вирусы, программы-паразиты, бессмысленно загружающие ресурсы компьютеров и тормозящие их работу. В глобальном «человейнике» имеются не только люди-паразиты, но целые общественные классы и даже народы и государства-паразиты. Особенно опасно, когда раковая опухоль паразитизма поражает управленческую верхушку общества, и люди, призванные обеспечивать благополучие государственной системы, превращают государство в механизм для удовлетворения своих корыстных интересов. Это приводит к дисбалансу отношений внутри общественной системы и рано или поздно - к гибели социального организма (раковая опухоль близорука, она не понимает, что вместе с погибшим организмом ее тоже закопают в могилу).

Коллективизм, на примитивном уровне проявляет себя как инстинкт «кучкования». Вспомните, на какие жертвы идут подростки, чтобы «быть как все». Непонимание, неприятие или отторжение со стороны окружающих  вызывают дискомфорт, чувство тревоги и могут довести людей до отчаяния и даже самоубийства. Элементарный инстинкт самосохранения подает сигнал: ты не нашел общего языка с людьми, ты в опасности, что-то не так. И это понятно, человек  - слабое животное, и в одиночку ему не выжить - изгнанный из общества обречен на гибель! Отчасти по этой причине даже отпетые индивидуалисты собираются в группы по интересам. Людей объединяет не только взаимная симпатия, но и ненависть к кому-то третьему, а индивидуалисты, как известно, не любят государство, и презирают пассивно-послушное большинство. Однако, союзы индивидуалистов недолговечны, они, как и собачья дружба, до первой косточки.

Коллективизм, как кооперативный эффект, набирает необыкновенную  созидательную силу, когда интересами коллектива проникается достаточно большое количество людей (что требует возвышения их сознания до следующего системного уровня, см. В.Громов. «Возвышение сознания»)», http://www.za-nauku.ru/?option=com_content&task=view&id=6438&Itemid=29),. Сила коллективизма питается осознанием того факта, что общество для человека есть продолжение и развитие его "я", что коллектив - естественная и единственная среда обитания личности, вне которой она погибает, и что в больном обществе человек отчужден и не способен реализовать ни собственные цели, ни задачи коллектива, без чего трудно наладить полнокровную, наполненную смыслом жизнь.

Интересным примером коллективного эффекта может служить сверхпроводимость. В обычном проводнике электроны, влекомые электрическим полем, движутся, хаотично натыкаясь на атомы решетки, расставленные на их пути. При этом они передают энергию поля материалу проводника, нагревая его. Это интерпретируется как сопротивление материала электрическому току. В сверхпроводнике электроны движутся как одно целое. Ни один из электронов не может передать свою энергию решетке без «разрешения» коллектива – остального множества электронов. В результате электрический ток проходит без потери энергии, и наступает сверхпроводимость. Сверхпроводимость – эмерджентное свойство (от слова emergent - возникший). Теория систем называет эмерджентными такие свойства систем, которые возникают с образованием системы и которые невыводимы из свойств ее элементов. Эмерджентным свойством является человеческое сознание. Возникновение сознания происходит на социальном уровне, и его нельзя предвидеть, изучая свойства биологических клеток, из которых сложен человек.

Как мы убеждаемся, всякая система - это неизбежно диктатор. Преследуя свои цели, она ограничивает индивидуализм элементов и всячески поддерживает коллективистские тенденции. Она ревниво следит за тем, чтобы элементы исправно исполняли свои обязанности и не покушались на целостность системы. Так, разумный человек следит за здоровьем своих органов, заботится о них, но при необходимости ради благополучия своего организма удаляет больные зубы, аппендицит, почки и т.д. Разумный начальник следит за дисциплиной на работе, наказывает и удаляет нерадивых работников, но поддерживает инициативных, думает о подготовке новых кадров. Избыток коллективизма в обществе приводит к унификации, обезличиванию личности, к исчезновению творческих начал и к появлению тоталитаристских явлений, стагнации и распаду общества. Недостаток коллективизма ведет к забвению интересов общества как целого, к ослаблению общественного организма и, как результат, к его гибели. Состояние системы устойчиво, когда соблюдается баланс противоположных тенденций, их нельзя выпускать за рамки допустимого. К сожалению, мера дозволенного не всегда очевидна (у хорошего политика чувство меры заложено на уровне интуиции), что делает управление обществом своего рода искусством: нельзя чересчур закручивать гайки – сорвет крышку, но и нельзя пускать систему без тормозов - разнесет.

5. Я и МЫ! КАК СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ И СОЧЕТАТЬ НЕСОЧЕТАЕМОЕ?

Приведенные выше примеры свидетельствуют,  что противостояние индивидуализма и коллективизма объективно и необходимо для нормального существования и развития человеческого общества. Это проявление общего диалектического противоречия «частное-целое», которое мы видим на всех уровнях системного мироустройства. Нельзя сказать, что какой-то из принципов только плох или только хорош. И хотя и тот, и другой, доведенные до абсурда, могут стать причиной серьезной дестабилизации общественного организма и причинить людям много неприятностей, оба жизненно важны для его существования.

Но отдельно взятый человек не может быть одновременно отпетым индивидуалистом и пламенным коллективистом! Как совместить несовместимое? Природа решает эту головоломку в лучших традициях ТРИЗ: для достижения баланса противоположных начал она производит на свет людей, уже заведомо (возможно, на генетическом уровне) склонных либо к одному, либо к другому типу поведения, и каждому из них в зависимости от исторической целесообразности подыскивает место и время для приложения своей энергии и талантов. Возможно, кто-то посчитает мой тезис чересчур сильным утверждением. Но ведь никто не будет отрицать, что многие физиологические и психологические особенности людей предопределены генетически. Кто-то рождается чернявым, с орлиным носом, а кто-то - белокурым, голубоглазым и нос картошкой. Кто-то рождается флегматиком, кто-то - холериком, а кто-то, вообще, - истериком и психопатом. У кого-то способности к математике, а у кого-то - к кулинарному искусству.

gromov_normal.pngНа шкале коллективизм-индивидуализм мало пассионариев. Справа доминируют те, кто склонен к индивидуализму, а слева – те, кто склонен к коллективизму. Это кривая нормального распределения. Максимум соответствует тем, кого принято считать нормальными

людьми, у кого индивидуализм и коллективизм хорошо сбалансированы. Надо понимать, что воспитание и условия социализации оказывают определяющее влияние на развитие личностных особенностей человека. Надлежащим воспитанием можно способствовать развитию талантов человека, можно, наоборот, способствовать их подавлению и угнетению. Но никакое воспитание не может устранить человеческие особенности, так же, как оно не может устранить, скажем, отпечатки пальцев.

Жизненный путь человека – это всегда выбор: направо или налево, бежать на работу или поспать еще часок. За первой развилкой следует вторая, за ней - третья и т.д. Поведенческий выбор взрослых людей определяется системой ценностей, сложившейся у них в результате воспитания, жизненного опыта, под влиянием национальных традиций и т.д. Хорошо, когда он делается согласно велению сердца и холодному разумению. Очень часто он делается импульсивно или «добровольно» (с фигой в кармане). Но на глубинном уровне сделанному выбору всегда предшествует подсознательная оценка: кому это выгодно, мне, или не мне? Когда в обществе складывается кризисная ситуация, «в его минуты роковые», максимум кривой сдвигается вправо или влево. Люди поляризуются, как молекулы в электрическом поле. Появляются «Либерасты, Креаклы, Националпредатели, Коммуняки, Совки, Ватники, Колорады» и т.д., список можете продолжить сами. Растет число пассионариев, романтиков, и вот никому не известный полковник «гиркин» становится национальным героем «стрелковым», а скромный гражданин Израиля «беня» становится  «коломойским»  - удачливым украинским олигархом и президентом Европейского Еврейского Союза (EJU). За романтиками приходят прагматики и железной метлой выметают «сделавших свое дело мавров», назвав их именами, улицы, села и города… посмертно. После чего ситуация стабилизируется. Судьба каждого ставит в нужное время на нужное место, но не всех записывает в скрижали истории, многие выскакивают как пузыри во время дождя, и так же быстро исчезают. Как гласит русская пословица – не всяк Иван Иваныч, а тот, кому Бог даст!

Меня всегда поражало, почему умные, образованные и склонные к логическому мышлению люди легко находят общий язык, когда обсуждают научно-технические вопросы, но приходят к диаметрально противоположным выводам, когда дело касается общественно-политических и моральных проблем? Я как-то попытался сгруппировать жизненные кредо, сентенции и концептуальные суждения, которые я слышал от «медийных голов» по «ящику», а также от моих друзей, знакомых, коллег в ходе наших непрестанных дискуссий, противопоставив их по своему смысловому содержанию. Вот что у меня получилось:

 

Индивидуалисты, Либерасты, Креаклы и пр. «избранные»

Коллективисты, Коммуняки, Совки, Ватники, Колорады и пр. «быдло»

1

Жизнь – это процесс, лишенный объективного смысла, и не нуждается в оправдании. Это калейдоскоп: от поколения к поколению меняется лишь картинка, но комедия жизни остается все той же.

Она коротка и непредсказуема, поэтому, пока жив, бери от жизни все, что можешь. Жить надо текущим моментом и только для себя. Бессмысленно строить грандиозные планы. После меня – хоть потоп!

Люди по природе потребители и ищут максимум позитивных ощущений. Их поведение определяется словами "мне", "мое", "хочу все и сразу", Духовное томление и поиски смысла жизни возникают у человека лишь тогда, когда удовлетворены его базовые потребности. Чаще всего они оборачиваются элементарным пьянством.

Все люди хотят жить хорошо, лучше, чем другие и за счет других. Но, чтобы 1% мог наслаждаться жизнью, 99% нужно держать в черном теле.

Когда все живут одинаково, можно сказать, что все живут одинаково хорошо, но можно сказать, что все живут одинаково плохо. Это аномальное и метастабильное состояние может существовать  длительное время лишь в условиях диктатуры.

Смысл жизни можно найти только на уровне общественных интересов. Жулик не может этого понять, потому что по своей природе неспособен строить планы на длинные дистанции. Его задача: всех обжулить и «свалить».

Жизнь коротка, и потому потребительство и накопительство не могут дать ей оправдание. Стратегическое мышление наполняет жизнь смыслом, потому что предлагает задачи, которые выходят за рамки индивидуального существования.

Суждения и стремления человека определяются его миропониманием и ограничены уровнем его развития. Человек, у которого есть высокая цель, способен выдержать голод и холод и пройти сквозь любые испытания ради достижения своей цели. Человеку, ориентированному на личное благополучие, непонятны жертвы, приносимые кем-то на благо общества и справедливости.

М.Веллер: «Смысл жизни – это осознанное ощущение своей причастности к некоему большому, благому, важному делу, которое необходимо для очень многих и которое значительней тебя и твоей частной судьбы».

2

Люди не равны изначально и физически, и психически. Сильные, влекомые своими желаниями, непреклонно идут к своей цели. Слабые пищат и уступают им дорогу. Так устроена природа.

Пряники пекутся не для всех, а для избранных. Моя задача: организовать жизнь так, чтобы работали слабые и глупые, а плоды их труда доставались мне. Это мое право решать, что справедливо, а что нет, оно дано мне моим умом, моей хитростью, моей волей, моими генами, моим происхождением. Я сам себя избрал, и потому Я – избранный.

Эксплуатация – это выдумка слабых и глупых, которой они оправдывают свою никчемность. Те, кто не способен организовать свое дело, идут работать внаем.

Договор между работодателем и работником – это договор свободных людей. Тебе платят столько, сколько ты стоишь. Если тебе мало платят, иди в другое место, там тебе заплатят больше.

Общество богатеет только трудом. Все блага есть результат общественного труда многих поколений. Создание и распределение этих благ между членами общества – два непрерывных параллельно текущих процесса.

Люди равны в том смысле, что все обязаны участвовать в общественном производстве, и имеют право на свою долю общественного продукта, пропорциональную личному вкладу в общественно полезный труд.

Это право гарантируется законом и моралью и реализуется службами общественного контроля за трудом и распределением.

Распределение справедливо, когда оно соответствует вкладу членов общества в общественный продукт. В справедливом обществе отсутствует эксплуатация и каждому воздается по заслугам.

Человек смертен, время жизни и жизненная энергия, отпущенные человеку, ограничены и являются самой ценной валютой в мире. Поэтому, всякая работа, доверенная обществом и выполненная добросовестно, важна и достойна уважения.

3

Творческому человеку необходима прежде всего внутренняя свобода: живу, как хочу, сам себе ставлю моральные ограничения. Моя личная свобода и мое благополучие – вот высшая ценность для меня.

Совесть – это несвобода. Это недостаток, от которого свободный человек должен избавляться.

Нехорошо лишь то, что противоречит закону, и лишь тогда, когда тебя поймали.

Государство – мой враг, оно должно быть разрушено, поскольку ограничивает мою свободу. Оно нужно мне лишь как организация, которая предоставляет мне услуги. Я рассчитываюсь с государством тем, что плачу налоги.

Задача государства – создать условия для здоровой конкуренции, остальное сделает невидимая рука рынка.

Стремление к прибыли стимулирует инициативу людей и делает общество богатым. Тот, кто стремится обогатиться, работает на общество.

Неприкосновенность собственности и конкуренция – основа здоровой экономика. Собственность подразумевает наличие владельца. Коллективная собственность – абсурд: что принадлежит всем, не принадлежит никому. Частная собственность священна. Если кто-то будет покушаться на мою собственность, я буду отстреливаться.

Как свободный человек, я имею право жить там, где хочу. Моя Родина там, где мне хорошо, и где я держу мои деньги.

Целое больше части, интересы общества важнее интересов личности, правда важнее богатства, справедливость выше закона.

Живи в соответствии с совестью, т.е. моральными принципами, принятыми в обществе, в соответствии с заповедями, выработанными коллективной мудростью поколений. Нехорошо то, что против совести и справедливости.

Когда прибыль - цель, труд становится проклятьем, а свободное творчество вырождается в самовыражение ради самовыражения. Кто сейчас главный герой в искусстве? Бандит, жулик, проходимец, путана, банкир или пошлый обыватель. Рабочий, крестьянин, инженер, ученый, все те, кто действительно преумножает богатство общества, исчезли с телеэкрана как класс.

Истинной целью капитала является монополия, т.е. доминирование в производстве и на рынке, а не удовлетворение нужд потребителя. Экономика, в фокусе которой вместо человека стоит прибыль, антигуманна.

В свободной конкуренции выживает сорняк, а плодоносящее растение погибает.

Частная собственность священна лишь тогда, когда она создана трудом владельца  и работает на благо общества. Всякое наследство должно облагаться налогом. Чрезмерное богатство, переходящее по наследству, развращает молодежь.

П.Прудон: «В силу того, что человеческий труд неизбежно является результатом коллективной силы, всякая собственность, и по той же причине, должна быть коллективной и нераздельной; иными словами, труд уничтожает собственность».

Личность – это гражданин. Благо гражданина немыслимо вне блага того, что он называет своей Родиной.

Безопасность и процветание общества – превыше всего. Прежде думай о Родине, а потом о себе. «Отдай жизнь за други твоя!»

4

Демократия – это власть меньшинства. Богатые, достойные и мудрые люди всегда меньшинство. Даже на родине демократии, в Афинах, рабы, женщины и несовершеннолетние не могли участвовать в голосовании.

Человек идет во власть, чтобы использовать ее в своих интересах. Получив эту власть, он никогда не допустит, чтобы она перешла в руки какой-то кухарки пусть даже самым раздемократическим путем. Демократия, это когда есть выборы, но нет выбора.

Меня выбирают на должность для того, чтобы я участвовал в заседаниях, ездил с мигалкой, отдыхал за границей, разрешал и запрещал, получал откаты, обогащался и давал возможность обогащаться другим достойным людям.

Г.Греф (МЭФ-2012): «… Если каждый человек получит возможность участвовать напрямую в управлении, что ж мы науправляем?...  Как только все люди поймут основу своего «Я» и самоидентифицируются, управлять, т.е. манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело.

Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знание. Иудейская культура Каббала, которая давала науку жизни, 3 тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными. Как управлять ими?

Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность судить напрямую, получать непрепарированную информацию, не через обученных правительствами аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы - СМИ, которые как бы независимы, а на самом деле, мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт. Так как в таком обществе жить? И мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря…».

Демократическим можно назвать такое государство, целью которого является благосостояние создателей его материальных и духовных богатств, т.е. большинства населения. По своему политическому устройству оно может быть парламентской или президентской республикой, монархией, диктатурой и т.д..

В демократическом государстве не может быть обездоленных, равно как и чрезмерно богатых людей.

Людей выбирают на должность для того, чтобы они заботились об остальных членах общества, их благосостоянии, уровне жизни людей, соблюдали законность и справедливость, укрепляли наш общий дом, обеспечивали эффективность народного хозяйства.

Дж.Б. Шоу: «Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головами и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам».

 

5

Для того, чтобы моим детям ничего не угрожало, ваши дети должны быть безграмотным быдлом. Хорошее образование должно быть элитарным и потому не может быть бесплатным.

Бесплатное образование гарантирует минимальные знания, необходимые грамотному потребителю, чтобы, прочитав название улицы, он мог найти дорогу к магазину, а, подсчитав 2х2 = 4, мог заплатить за свою покупку. А еще он должен знать, что его страна самая лучшая, потому, что в ней есть демократия и свобода.

Жизнь – понятие конкурентное. Чужой талант – это бонус у конкурента. Его надо топить.

Образование должно быть доступно всем. Деньги – это не то место, куда западает божья искра таланта.

Жизнь – это сотрудничество. Всякий талант – это общественное достояние. Он нужен всем, и поэтому заслуживает всяческой поддержки.

 

Ну, как вам? Речь не идет о дегенератах, лицемерах, ангажированной беспринципной интеллигенции или профессиональных работниках идеологического фронта, чья задача – запутав лохов в паутине силлогизмов, противоречий и парадоксов, увести их от истины и загнать в стойло, где им, собственно, и место. Речь идет о внутренне порядочных, творческих и стремящихся к истине людях. Казалось, стоит всё всем хорошенько объяснить, написать пару толковых статей, и наступит долгожданный мир и согласие. Ан, нет…Дело в том, что выстраивая свое мировоззрение и свою систему ценностей, все мы сознательно или неосознанно кладем в основу какие-то истины, как не подлежащие сомнениям аксиомы, и чьи-то интересы (свои ли сугубо личные, или групповые), как базовые ценности, не подлежащие обсуждению. И если кто-то исходит из того, что человек – это сволочь, а другой полагает, что люди – это ангелы, трудно рассчитывать на взаимопонимание. Если все «танцуют каждый от своей печки», вряд ли они «пританцуют» к общему мнению. Здесь логика бессильна.

Но ведь всякое мировоззрение - это не просто шоры или очки на чьих-то глазах, самогипноз и убеждение в собственной правоте, - это руководство к действию. За всякой «принципиальной» позицией кроются интересы. Личная неприязнь, противостояние идеологий, религий, разделение окружающих на элиту и быдло, борьба классов, национальные  и даже цивилизационные конфликты, которые подкрепляются руганью, кулаками, поножовщиной, провокациями и жестокими войнами (важна ведь не истина, важен материальный осадок) - все это лишь внешнее проявление изначального конфликта интересов и идей. И не в последнюю очередь - индивидуальных и коллективных интересов. Противоборство индивидуалистских и коллективистских тенденций и течений всегда было важным фактором в истории нашего народа, жившего в суровых климатических условиях и окруженного многочисленными «друзьями» со всех сторон. Оно могло принимать различные мягкие или жесткие формы, но суть от этого не менялась. Возьмите, к примеру, противостояние почвенников и западников в прошлом, и либералов и государственников в наше время. На кону всегда стояла целостность и независимость страны. И что характерно, плывущие против течения и последовательные в своей эволюции диссиденты рано или поздно неизбежно превращались в русофобов. Любовь к свободе почему-то превращалась у них в неприязнь ко всему русскому: "Я считала себя врагом всего советского, и только переехав в Израиль, поняла, что, на самом деле, я ненавижу всё русское…".  Эти слова принадлежат Майе Каганской (serdyuk.livejournal.com/19862468.html), выпускнице Киевского государственного университета, когда-то журналистке газеты «Комсомольское знамя».


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Что всегда превращало государство в ад на земле,
так это попытки человека сделать его земным раем.

Фридрих Гельдерин

 

На прошлое нашей страны вылито много грязи, но трудно не признать, что многие достижения первого в истории социалистического государства, такие как ликвидация безграмотности и безработицы, создание эффективной системы народного образования и социального обеспечения населения, развитой науки и промышленности, в немалой степени были обусловлены его коллективистским характером, энтузиазмом и самоотверженным трудом простых тружеников, инвестировавших (модное словечко!) лучшие годы своей жизни в созидание и укрепление великой державы, которую они называли Советский Союз. Именно достижения СССР и других социалистических государств в немалой степени способствовали позитивным переменам в капиталистических странах.

Но, как мы помним, после запуска первых ядерных электростанций и первых космических кораблей прошло не так уж много времени, и победный марш строителей коммунизма сменился топтанием на месте. В обществе равных сформировался тесный "междусобойчик" из тех, кто почему-то стал "равнее" других, а служение обществу стало почетным, но абсолютно бессмысленным занятием для «лохов». Почему когда-то горевший энтузиазмом народ превратился в население, апатично пропускавшее мимо ушей заклинания своих вождей: "Прежде думай о Родине, а потом о себе!"? Как случилось, что национальное богатство огромной страны перешло в руки небольшой кучки негодяев без какого-либо сопротивления со стороны подавляющего большинства его истинных творцов и владельцев? Как случилось, что государство, призванное блюсти интересы и благополучие тех, кто реально преумножает материальные и духовные ценности общества, превратилось в машину по выкачиванию прибыли для заморских правителей и прислуживающих им отечественных компрадоров? Почему всесильное КГБ и мудрейшее политбюро допустили распад социалистической империи? Что это, закономерность, случайность, или преступление и злой умысел?

Может быть принципы социального устройства, опирающиеся на романтизм, коллективизм и солидарность, показали свою несостоятельность, и вместо них при построении гармоничного общества следует полагаться на рационализм, прагматизм и индивидуализм? Вопрос не праздный, как и столетие назад мир вновь оказался на развилке истории. Найдя правильный ответ, мы отличим пророков от лжепророков, и не позволим слепым поводырям в которой раз завести нас в пропасть разочарования и тяжелых испытаний! Вряд ли кто способен сейчас указать нам единственную и верную дорогу в нашем стремлении к справедливому и разумному социальному устройству, и вряд ли эта дорога может быть прямой и легкой, но ориентиры движения в верном направлении очевидны.

1. Общество, в котором сбалансированы интересы личности и интересы коллектива, не должно подавлять проявления индивидуальности, если только они не носят опасный антисоциальный характер. Напротив, общество как система должно поощрять активность личности, ибо активность элементов - основное условие развития системы.

2. Совершенно очевидно, что в интересах общества, чтобы каждая личность смогла получить полноценное развитие и до конца выполнить свою программу, максимально используя от природы заложенные в нее таланты. Для этого в обществе должна действовать эффективная и доступная всем система обучения, и поскольку искра божья редко западает в головы и души богатых, образование должно быть бесплатным.

3. Как хороший мастер следит за состоянием своих инструментом, как разумный человек следит за здоровьем своего тела,  так и общество должно следить за здоровьем своего населения - система проверки и обеспечения здоровья людей, система профилактики заболеваний и система  спортивного оздоровления должны быть доступной всем и бесплатной.

4. Человек, честно отдавший все свои силы служению обществу, справедливо рассчитывает на заботу со стороны общества в возрасте, когда он уже не в состоянии работать - здоровое общество должно обладать эффективной системой пенсионного обеспечения. Общество, которое обманывает честных работников и сбрасывает стариков со счета, как отработанный пар, рано или поздно потеряет доверие своих членов и развалится.

5. Здоровое общество не допускает уравниловки, которая лишает людей материального стимула в работе. В то же время оно следит за тем, чтобы не было чрезмерного разрыва в благосостоянии его членов. Богатство создает предпосылки для эксплуатации бедных богатыми, и является главным конкурентом государству в управлении обществом.

gromov_sotrud.jpgА если человек не хочет учиться, если он не желает заботиться о своем здоровье, отказывается трудиться на благо общества и т.д., не желает быть винтиком в огромном общественном механизме, а хочет " как кот гулять сам по себе", имеет ли он на это право? Ответ прост: конечно, имеет. Однако, в этом случае он как элемент, не желающий играть по правилам системы, либо принуждается к этому системой, либо отторгается ради сохранения целого. Когда диссидентствующих элементов в системе набирается достаточно много, система либо распадается, либо перерождается, приобретая порой совсем другое содержание. Так прекрасные кристаллы снежинок при нагревании под действием теплового движения молекул превращаются в бесформенную воду, а затем и в невидимый пар. Так графит при высоких температурах и давлении превращается в прекрасные кристаллы алмаза.

Аналогичные рассуждения можно провести и для следующего уровня социальной организации, где в качестве системы выступает мировое сообщество, а в качестве элементов системы - государства, народы и нации. Россия переживает сейчас жесточайший кризис, но не все понимают, что, как капля воды отражает в себе океан, так и российский кризис свидетельствует о глубокой болезни, постигшей человеческую цивилизацию.

Человек достиг, наконец, того научного и технического могущества, которое способно навсегда избавить его от необходимости постоянного выживания и защиты от слепых и грозных сил природы. По подсчетам специалистов, при разумной организации хозяйства для обеспечения нормального жилья и нормального питания каждому из жителей планеты достаточно работать не более трех часов сутки. В оставшееся время человек мог бы отдаться своей главной задаче - творческому совершенствованию мира и возвышению собственного сознания, т.е. духовному развитию. Но все могущество человека направлено не столько на созидание, сколько на разрушение. Выйдя в открытый космос и превратившись таким образом в космический фактор, мы в своем большинстве еще не осознали, что наша колыбель, наш дом, наш космический корабль стал слишком мал и хрупок, и требует бережного к себе отношения.

Большинство из назревших глобальных проблем, в том числе и экологических, может быть решено только при разумной, ответственной, скоординированной хозяйственной политике всех государств планеты. Это означает, что возникновение глобального государства с единым общемировым правительством и едиными органами принуждения становится неизбежным. И важно то, какая философия будет доминировать в новом мировом государстве, философия хищнического отношения к ресурсам природы, философия накопительства, погони за материальными благами, философия избранности 1%, живущих за счет рабского труда 99%, или философия баланса личных и общественных интересов, гармонии с природой, философия духовного совершенствования, разумного ограничения материальных потребностей, философия взаимопомощи и солидарности всех живущих на Земле людей, народов и наций. Нам надо научиться всякий раз, когда возникает дилемма "Я или Мы", делать непростой, но единственно верный выбор: "Я" и "Мы"!

Последнее обновление ( 20.09.2014 г. )
 
« Пред.   След. »
Последние статьи
 
Экспорт новостей