27.06.2019 г.
Главная arrow Общество arrow А.В.Иванов. Есть ли выход из цивилизационного тупика?



А.В.Иванов. Есть ли выход из цивилизационного тупика? Печать E-mail
Автор Редсовет   
15.09.2008 г.
Сегодня, после краха грузинской военной авантюры и провозглашения независимости Южной Осетии и Абхазии, все аналитики Востока и Запада сходятся в одном: мир опять вступил в полосу глобального геополитического противостояния с весьма туманными перспективами на будущее.      Совсем не новы и рецепты выхода из  кризиса. Запад, как и всегда, призывает «демократические страны» объединиться для обуздания имперских поползновений России. Российская же властная «элита»  призывает к твердому отстаиванию национальных интересов страны и  к скорейшей модернизации  ее военной машины и экономики, как важнейших условий решения данной задачи. Запад уверен, что он сумеет поставить Россию на место; а Россия уверена, что теперь достаточно сильна для того, чтобы с ней вновь считались как с мировым центром силы.

     При этом обе стороны надеются, что кризис в отношениях между Россией и Западом рано или поздно благополучно разрешится при сохранении в общих чертах нынешних правил  экономической и политической игры, межгосударственных институтов и базовых договоренностей типа «неприменения силы в международных отношениях», «сохранения территориальной целостности стран», «открытости мировой экономики», «ведущей роли ООН» и т.д.  Конечно, мир после 8 августа1 изменился в худшую сторону, но не настолько радикально, чтобы отказываться от ключевых общеидеологических мифологем, типа «демократии», «рынка», «прав человека»,  «необходимости борьбы с международным терроризмом», «важности перехода к высоким технологиям» и т.д. Если же перевести эту политическую веру в то, что все  само собой образуется, на язык, понятный для западного и российского обывателя, то это будет звучать примерно так: «Спите спокойно, граждане Востока и Запада. Вам не придется отказываться от привычного образа жизни и устоявшихся верований, и ничего не придется кардинально менять в самих себе. Основной вектор мирового прогресса твердо определен и стабилен. Информационные, био- и нанотехнологии рано или поздно сделают свое дело: человеческую и окружающую природу изменят в лучшую сторону, всех досыта накормят и одарят чувственными удовольствиями. Будут найдены новые экологически чистые виды энергии и демократические методы преодоления социальных и межнациональных конфликтов, Если же станет неуютной и тесной Земля, то человечество сумеет расселиться по солнечной системе и даже за ее пределами, благо успехи космонавтики внушают оптимизм. Словом, нынешним  тенденциям научно-технического прогресса и так называемой «глобализации» нет никаких альтернатив, и никакие временные противоречия и трещины между народами этих стратегических тенденций подорвать не могут в принципе. Не исключена, конечно, возможность гибели человечества в ядерном конфликте или в результате экологического кризиса, но это лишь один из возможных сценариев, а чтобы его счастливо избежать - надо постараться всем сплотиться на основе веры в жизненность и перспективность ныне действующих правил «цивилизационной игры».

     И вот здесь я хочу высказать ключевой тезис: для такой благостной и безответственной веры нет ровным счетом никаких оснований. Последние события свидетельствуют, что наша земная цивилизация  вошла в фазу даже не острого, а смертельного кризиса, где выхода только два: или нас ждет быстрый коллапс, или действующие правила «цивилизационной игры»  будут радикально изменены в ближайшее время. Более того, все настолько плохо и шатко, что самые пессимистические сценарии развития мировых событий как никогда реальны.

     Начну с  прискорбных явлений, которые просматривались и раньше, но сегодня выявились особенно рельефно. Люди за тысячелетия своей истории в целом не стали ни гуманнее, ни культурнее, ни милосерднее, ни  честнее, разве что интеллектуально изощреннее и изворотливее. Особенно подлы и гнусны властные элиты стран. Современные - «суверенные» и «несуверенные» - демократии устроены так, что пробиться наверх гораздо проще себялюбцам и карьеристам, типа Ельцина, Шеварднадзе, Ющенко или Саакашвили. При этом политическая элита «цивилизованного» Запада, особенно Америки - те же «бушы» и «клинтоны», «мадлены олбрайт» и «кондолизы райс» - ничем не лучше  «шеварднадзей» и «саакашвилей», которых они тщательно вскармливают, подзуживают на выгодные для себя преступления, а потом  цинично прикрывают и выгораживают.

     После всего, что случилось в Южной Осетии и вокруг нее, миф свободного и благородного Запада, бескорыстного борца со всеми формами насилия и тоталитаризма, должен быть оставлен раз и навсегда. Подтвердилось все, что писали о его воинствующем эгоизме и культурной гордыне наиболее прозорливые отечественные мыслители, начиная со славянофилов и Достоевского, и заканчивая работами недавно ушедших выдающихся философов-профессоров МГУ - А.С. Панарина и А.А. Зиновьева2. Чтобы убедиться, насколько набиты политическими предрассудками и интеллектуальными догмами даже самые гуманные и  просвещенные европейцы, приведем цитату из книги папы римского Бенедикта XYI о советском периоде российской истории и о деятельности А.Д. Сахарова. «Ему, так любившему свою страну, пришлось стать обвинителем режима, который вел людей к отупению, унижениию, равнодушию, к материальной и духовной нищете. Можно было бы сказать, что теперь, после краха коммунистической системы, миссия Сахарова выполнена...»3. Папе, конечно, следовало бы задаться элементарным логическим вопросом, как в таком тоталитарном советском аду могли формироваться интеллектуалы и свободолюбивые люди, типа Сахарова, и как такой режим смог победить нацистскую Германию, ведь равнодушные и униженные рабы на героизм не способны и войн не выигрывают? Вопрос - риторический, ибо общая установка западной политической элиты заключается в том, что верить России, усыпанной «тоталитарными» - царскими и коммунистическими - родимыми пятнами, никак нельзя. Она всегда, по определению, будет чем-то ущербным и опасным, угрожающим свободным и разумным народам Запада.  

      Впрочем, немногим лучше выглядят и наши политики, превратившие газовую и нефтяную трубы в главное средство российской внешней  политики, а внутри  собственной страны доведшие дело до того, что бензин стал дороже молока, а цены на газ разорительны для простых граждан. При этом за свое неэффективное управление они получают гигантские деньги. Спрашивается: за какие-такие заслуги перед отечеством 18 топ-менеджеров полугосударственного Газпрома получили в 2006 году 526 млн. рублей доходов (по 29,3 млн. рублей на человека), а 25 топ-менеджеров РАО «Железные дороги» немногим меньше - 373 млн. рублей (по 14,9 млн. на человека)4? Люди фактически приватизировали государство и государственную собственность, которая созидалась и созидается трудами миллионов простых людей. Ясно, что удержать власть и привилегии - это их главная задача. Им небольшая победоносная война, мобилизующая общество, столь же выгодна, как и для режима Саакашвили, иначе не понять, почему сутки истекал кровью Цхинвал, а потом потребовалось бомбить грузинские военные базы и взрывать военные корабли за пределами театра военных действий с неизбежными жертвами среди мирного грузинского населения. Ничего кроме ненависти со стороны простых грузин это не вызовет и, значит, старым и новым «саакашвили» будет много проще мобилизовывать новое антирусское пушечное мясо, а военную инфраструктуру НАТО  восстановит в Грузии очень быстро, еще более технически совершенную.

     Провокационный характер носит и нынешняя яростная антизападная  риторика российских властей, особенно на фоне их совсем недавних уверений, что Россия - это европейская страна, которая должна активно перенимать западный экономический, политический и культурный опыт и которую надо срочно интегрировать  в западный мир. Люди, еще недавно буквально стлавшиеся перед Западом, сегодня говорят с ним языком патриотической российской оппозиции двадцатилетней данности. Так двадцать лет назад и надо было твердо отвечать Западу, отстаивая свою идентичность и национальные интересы, а не приучать его вытирать о Россию ноги. Кстати, нет никаких гарантий, что нынешние российские власти не сдадут наших национальных интересов и ближайших союзников, как сдал их когда-то В.С. Черномырдин в Косово.

Российская политическая и коммерческая «элита»  за эти последние двадцать лет многие миллионы долларов вложила в западные банки и в западную недвижимость. Надо думать Запад еще  использует эти козырные карты, если русские власти особенно заартачатся.

     Как бы там ни было, но сегодня новая кавказская война оказалась выгодной практически для всех мировых политических элит. Конфликт между Россией и Грузией на Кавказе хотя бы на время отвлек внимание Запада и от Ирана, и от Северной Кореи, и от все усиливающегося Китая, и от на глазах краснеющей Латинской Америки. Таким же странам-марионеткам, как Грузия, Польша и Прибалтика, война позволяет быстро интегрироваться в военные структуры Запада и клянчить у него деньги для обороны от «русской военной угрозы». Самому Западу война дает шанс для новой внутренней консолидации перед вызовами нового «русского империализма», особенно когда страшилка «мирового терроризма» изрядно подистрепалась. Нашим политикам война также удобна. Народ здесь может еще теснее «сплотиться» вокруг своего мужественного президента и энергичного премьера. Последний опять порадовал  россиян своим уже было подзабытым боевым лексиконом, где «замочка внутренних бандитов в сортире» теперь дополнилась готовностью дать внешнеполитическому врагу «по роже и выбить у него зубы» да так, чтобы даже вражеские журналисты «в штаны наложили». Все это способно эффективно «патриотически» отвлечь сознание российских граждан от явно не блестящих дел в экономике (особенно сельском хозяйстве), в образовании и в социальной сфере.  Можно будет урезать и без того небольшие  расходы государства на образование, науку и здравоохранение, а также ограничить демократические свободы под предлогом грозных внешнеполитических вызовов. Словом, прагматические результаты из нынешней ситуации цинично извлекают многие государственные деятели, совсем не стыдящиеся ради них идти ни на преступления, ни на прямой обман.

      Ощущение  нарастающей аморальности мирового политического бытия многократно усиливается средствами массовой информации. В современных  информационных войнах нет никакой правдивой информации, а есть решение задач по сбриванию у граждан мозговых извилин. В СМИ и на официальных политических сайтах в Интернете лгут все, от президента до рядового корреспондента. Лжи уже никто не удивляется, а из политиков уже давно никто не краснеет. В ходе последнего конфликта ложь стала попросту неприкрытой. Особенно  усердствует Запад, со времен агрессии против Сербии и Ирака, потерявший всякий стыд. Но тут становятся очевидными страшные вещи:

     - если нет морали, т.е. стремления к правде и стыду за ложь, то невозможно никакое международное право вообще, ибо каждая сторона будет толковать правовые нормы, как ей заблагорассудится, исходя из своих  «национальных интересов». Право без морали - это всегда право сильного и наглого;

     - но если нет морали, тогда нет и никакого объективного национального интереса, а есть интересы отдельных политиков, политических кланов и бизнес-элит, которые только выдаются за общенациональные. Примеры с борьбой за нефтеносные районы Земли и за прокладку тех или иных международных маршрутов нефти и газа - наиболее показательные примеры подобного рода;

     - без морали невозможна и нормальная мировая экономика, ибо в этом случае все страны и их фирмы начинают действовать в своих узкоэгоистических целях и топить конкурентов совсем не экономическими и неправовыми методами;

     - без морали не может быть нормального спорта, ибо ради побед, рекордов и, соответственно,  денег даже на государственном уровне будут процветать допинг и подкуп судей, а спортсмены жертвовать своим здоровьем;

     - без морали не могут нормально развиваться культура и наука, ибо в лгущем и алчном мире они попросту не нужны. Спросом будут пользоваться только корыстная и безнравственная «наука», готовая торговать научной истиной; и продажное массовое искусство, оболванивающее граждан и славословящее вождей.  

     Словом, мировой политический истеблишмент, встав на путь тотальной конфронтации, государственной лжи и манипуляции сознанием граждан, фактически  подрывает основы  общественной жизни, самый фундамент человеческого существования на Земле. Не удивительно, что оборотной стороной повального государственного аморализма является духовная деградация современного человека, которого систематически, с детства, отучают критически и нравственно мыслить, иметь высокие идеалы и которого изощренно шпигуют разнообразными мещанскими установками и политическими предрассудками. Не удивительно, что западный обыватель и те же грузины дружно ненавидят и осуждают имперскую агрессивную Россию, а русский обыватель, еще вчера боготворивший цивилизованный Запад, сегодня столь же усердно его осуждает. При этом и русский, и западный человек почему-то уверены (даже те, кто не поддается психологическим манипуляциям), что мир так может продолжать жить и дальше, и ничего страшного с ним не произойдет. Все как-то само собой утрясется и образуется. Потрясения уже не раз случались в прошлом. И ничего - пережили, пересидели черную годину! Переживем и на этот раз.     

     Еще раз подчеркну - уже ничто само по себе не утрясется и не образуется. Камень, покачавшись на вершине, покатился вниз. И скорость падения нарастает. Все природные стихии предельно возмущены: число природных и техногенных катастроф (аварий, наводнений, ураганов, землетрясений) неуклонно нарастает год от года, от месяца к месяцу. В политическом плане - мы на пороге третьей мировой войны, которая вполне может начаться из-за Ирана, Северной Кореи, Украины или той же Грузии. Межрелигиозная и межнациональная рознь повсеместно усиливается. Даже в сытой и «толерантной» Европе она уже приводит к погромам, если вспомнить Францию. В любой момент все рискует заполыхать, ведь вооруженные конфликты тлеют и на Ближнем Востоке, и в Африке, и в Америке, и в Азии (в тех же огромных Китае и Индии, если вспомнить про Тибет и про Кашмир). Катастрофически нарастает разрыв в уровнях жизни богатого Севера (особенно Европы и США) и нищего Юга, что в первую очередь подпитывает терроризм и вызывает массовое озлобление у обездоленных народов. Сегодня мы фактически сталкиваемся с фактом реколонизации Запада, которому не удается сдержать массового нашествия жителей из некогда колонизированных им стран, жаждущих своего куска от богатого западного пирога. И если с реколонизаторами вовремя  не поделиться материальными благами и психологически не снять  агрессивную установку, то они возьмут свое силой и с чувством праведной мести.     

     Подтверждением всеобщего чувства тревоги и близящихся катастроф является обращение огромного числа людей из самых разных стран и общественных слоев к услугам астрологов и гадалок, экстрасенсов и оккультистов всех мастей. При стыдливом молчании официальной науки и даже ее инквизиторской борьбе с так называемой «лженаукой», пытающейся в этих явлениях хоть как-то экспериментально и доказательно разобраться (здесь ученые-инквизиторы нашей  страны чуть ли не в лидерах!!!)5, болезненный интерес к паранормальным явлениям становится повсеместным. Та же  политическая «элита», как выясняется, поголовно увлечена астрологией и черной  магией!!!  Передачами про «феномены» переполнены каналы телевидения. Вершина отечественного помешательства - «зарядка» наших олимпийцев закордонным магом из Израиля Ури Геллером. Сегодня он, наподобие Кашпировского и Чумака в годы перестройки, оккультно «заряжает» и «духовно» окормляет всю Россию. Но вера в «феномены» (в магию и в колдовство) параллельно с другой крайностью (воинствующим материализмом и атеизмом) - это один из самых зримых показателей глубочайшего и системного  духовного кризиса нашей цивилизации, если хотите - последних времен. Неслучайно и в мистических пророчествах, и в прогнозах ученых постоянно звучит дата - 2012 год, как рубиконный для истории Земли, чреватый или окончательным ее падением, или спасительным цивилизационным поворотом.

     Моя задача - вовсе не нагнетать страхи. Эти факты давно известны и проанализированы. Хочется в новом историческом контексте подвести читателю к старой и простой истине: так дальше жить нельзя. Системный мировой кризис, обнажившийся после грузинской агрессии, вовсе не случаен, а совершенно закономерен, и надеяться, что можно спастись, продолжая жить в рамках нынешней - техногенно-потребительской - цивилизации - значит разделять совершенно ложные предрассудки. Одной из лучших художественных попыток разоблачения тупиковости нынешних устоев существования человечества является роман М. Кантора  «Учебник рисования». Почитайте, если еще не успели. Книга полна точной и остроумной критики всего, во что по инерции еще верит современной обыватель. Чего, правда, этому роману не хватает при всех его идейных  достоинствах, - так это исторического и личностного оптимизма.

     На мой взгляд, спасением от близящейся катастрофы может стать переход к новой, основанной на совершенно других принципах и приоритетах развития, цивилизации, которую можно условно назвать духовно-экологической. Идеи о необходимости изменения общей модели цивилизационного существования человечества высказывали в разных формах  многие авторы, в первую очередь отечественные. Анализу существенных черт этой новой цивилизации и механизмам перехода к ней посвящено несколько книг, написанных мной в соавторстве6. Ясно, что в рамках статьи невозможно воспроизвести всю аргументацию и дать более или менее системное изложение духовно-экологических (или ноосферных) перспектив развития человечества. Понятно также, что многие идеи весьма спорны и открывают широкое поле для теоретических дискуссий. Поэтому я лишь в тезисной форме выделю ключевые характеристики и ценностные установки духовно-экологической цивилизации, заслуживающие, на мой взгляд, дальнейшего критического и системного осмысления, а, самое главное, деятельного приложения к жизни.

     Во-первых, приоритет в общественном бытии должен быть решительно отдан не экономике, не технике и уж, конечно, не политике, а в первую очередь развитию культуры, образования, науки и охраны окружающей среды. Отсюда и сам термин «духовно-экологическая цивилизация». Нельзя ставить телегу впереди лошади и считать приоритетным в общественном развитии достижение высокого уровня материального потребления и комфорта. Еще выдающийся отечественный мыслитель Н.Н. Алексеев справедливо писал, что «царство всеобщего достатка, даже богатства может быть по существу своему большой свинарней, в которой люди жрут и валяются в грязи»7. И напротив: здоровая природная и культурная среда - залог успешного решения всех проблем (в том числе - экономических и политических), которые измучили современное человечество. Будет физически здоровым, всесторонне образованным, моральным и культурным (т.е. духовным) человек - значит благими путями будут развиваться политика и экономика. Да и технический прогресс примет здоровые, а не патологические формы, когда военные лаборатории и крупный бизнес являются его законодателями и финансовыми двигателями. Ясно также, что особой охраной и заботой должны быть окружены уникальные биосферные регионы Земли, подобные Карелии, Алтаю и Байкалу, обеспечивающие вопроизводство важнейших биосферных ресурсов - воды, воздуха, качественной древесины. Эти же регионы являются ключевыми в плане гармоничного размена земных и космических энергий, что интуитивно осознается чуткими людьми, стремящимися провести там свой отпуск, поправить здоровье и получить заряд душевной бодрости. Охрана и экологически взвешенное использование биосферных богатств подобных регионов - ключевая задача и политики, и науки, и общественных движений.   Это - только центры рекреации, производства экологически чистых продуктов питании и пищевых добавок, очаги грядущего технологического ноосферного прорыва.

        Во-вторых, политические демократические ценности Запада должна существенно скорректировать и восполнить агиократия - «власть святынь», о которой в свое время писал выдающийся отечественный правовед П.И. Новгородцев. Здесь основу и личного, и социального бытия образуют вечные ценности народов, запечатленные в выдающихся событиях их истории, сакральных объектах, памятниках природы,  шедеврах архитектуры, искусства и литературы, в житии религиозных подвижников и духовных творцов. Для русских святынями, которые светят вечным светом, задают высокую планку индивидуального и соборного бытия, а потому  нуждаются в особой заботе и охране со стороны ныне живущих людей, являются: Троице-Сергиева Лавра и Московский Кремль; Куликово и Бородинское поле; реки Волга и Катунь; озера Байкал и Светлояр; пушкинское Михайловское и толстовская Ясная поляна; «Троица» Андрея Рублева и «Утро стрелецкой казни» Сурикова;  «Иван Сусанин» Глинки и «Евгений Онегин» Пушкина. Этот перечень, естественно, можно и должно уточнять и существенно обогащать, в том числе и в зависимости от того, в каком конкретно российском регионе мы живем.

            Ясно также, что у каждого народа - свои исконные святыни однако во всех святынях всех народов есть нечто общее - они учат благоговеть и приобщаться к высшему и абсолютному, очищать душу от всего эгоистичного, мелочного и суетного. Есть, наконец, и общие святыни у этносов, которые долго жили вместе. Так, у русских и грузин есть общая святыня Бородинского поля, где их национальный дух  явил величайшие образцы героизма, будь то грузинский князь Багратион или русский генерал Тучков. «Витязь в тигровой шкуре» Руставели - произведение, дорогое для культурного русского сердца, точно также, как сказки Пушкина дороги для просвещенного и культурного грузина. Фильмы «Отец солдата» и «Баллада о солдате» - кинематографические святыни обоих народов, несущие абсолютную нравственную правду не только о Второй мировой войне, но о мужестве, национальном достоинстве и братстве народов на все исторические. С их совместного просмотра и обсуждения, возможно, и надо начинать восстанавливать духовные связи между русскими и грузинами.

     Соответственно, если мы хотим преодолеть межнациональную и межрелигиозную рознь, добиться подлинной, а не мнимой, глобализации, - то единиться и выстраивать гармоничные международные отношения надо на основе приобщения к вечным святыням народов и их безусловной совместной охраны от осквернителей и разрушителей. «Чтить свои и уважать чужие святыни» - в этом сущность агиократии. Обратите внимание, как боятся даже произносить слово «святыня» политические кощунники и циники всех мастей. Оно и понятно: когда народ вспоминает про свои святыни, то начинает вспоминать и чтить своих великих героев, праведников и культурных подвижников, трудами и бдениями которых эти святыни утверждались и хранились. Но, значит, обязательно откристаллизуется в народном сознании и основная функция государства, которое призвано создавать наиболее благоприятные условия для свободного совершенствования человека и, соответственно, отбирать на высшие государственные должности  наиболее благородных и достойных людей. Считать, что эта цель для государства недостижима в принципе, как нередко можно прочитать в либеральной литературе, - значит обрекать себя на утопизм худшего рода, когда увековечиваются существующие политические пороки и человеческие недостатки.  

     В-третьих, найти новые основания для политического и культурного сотрудничества народам бывшего СССР должна помочь  евразийская идея8, ибо у них объективно есть: а) общее геополитическое пространство, которое не есть ни Восток, ни Запад, а представляет особый  срединный евразийский культурно-географический мир; б) общая  история; в) общие культурные традиции и общие святыни. Мнимой западной глобализации сверху (вестернизации) Евразия должна противопоставить реальную интеграцию снизу, которая опирается на исторически сложившуюся мультикультурную евразийскую общность и устремлена к общему духовно-экологическому будущему. Умирать евразийские народы, как мы убедились за последние двадцать лет, будут в одиночку, а вот выживать и вставать на путь процветания смогут только сообща. Провозвестниками евразийских идей были Ломоносов и Пушкин, Достоевский и Леонтьев, Семенов-Тяньшанский и Рерих. Собственно евразийскую идею в послеоктябрьской эмиграции развили Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев Г.В. Вернадский. Евразийцами в постсоветский период отечественной истории были такие выдающиеся отечественные мыслители Л.Н. Гумилев и В.В. Кожинов, Н.Н. Моисеев и А.С. Панарин. Сегодня духовное наследие евразийцев, после окончательного краха как коммунистической, так и либеральной западнической идеи, как никогда актуально в плане становления новой объединительной  национальной идеологии.

                 Евразийская идея, кстати, важна и для Запада, ибо благодаря широкому и беспристрастному знакомству с ней он мог бы яснее осознать, что страны бывшего СССР принадлежат к иному культурно-географическому пространству. Без такого осознания - на горе и самому себе, и другим народам Земли, как еще восемьдесят лет назад предсказывали основоположники евразийства, - Запад будет и дальше пытаться механически навязывать другим народам свои относительные ценности  в качестве ценностей абсолютных - ту же демократию, рынок и права человека. Более того, агиократическая евразийская континентальная интеграция, зачатком  которой, смею надеяться, сегодня является ШОС, позволит вернуться к вечным ценностям и самому Западу, преодолеть конкурентно-конфликтную политическую ментальность, правовые и технократические утопии, потребительские соблазны и «духовную» гордыню.

     В-четвертых, человек, наконец, должен быть признан в качестве духовного и космически эволюционирующего существа, ответственного как за процесс собственной, так и планетарной эволюции, причем именно живая мысль человека является ее непосредственным и самым важным фактором. «Мысль - не только идеальная, но и чисто материальная сила» - этот важнейший и древнейший философский принцип, провозглашенный уже индусами и китайцами, сегодня все больше получает экспериментальное научное подтверждение, в частности, получившими широкую известность экспериментами по изучению кристаллизации воды. При сквернословии и дурных эмоциях вода застывает в виде хаотичных или уродливых структур; при молитве или чтении стихов - в виде прекрасных кристаллов. Признание мысли в качестве важнейшей эволюционной силы как учеными, так и самыми широкими массами людей как раз и будет означать вступление человечества в эпоху ноосферы - эпоху разума, о чем вдохновенно устами Вернадского, Флоренского и учения «Живой Этики» отечественная культура возвестила миру еще в начале прошлого века. Хочется верить, что для принятия этих пророческих идей уже настало время. Прав и Ф.М. Достоевский, что никакие организационные  улучшения и  самые передовые научные технологии не решат ключевых проблем человека, пока качественно не изменится в лучшую сторону нравственное и гражданское содержание его сознания. 

           Но отсюда следует и главный вывод статьи, сколь бы хорошо известным и тривиальным он ни казался: спасение от грозящей экологической и духовной катастрофы  должно начинаться не с ругани в адрес политиков и не с упования, что они могут измениться в лучшую сторону, а с заботы о качестве собственной мысли, слов и дел. А для этого нам самим надо перестать сквернословить, бездельничать, пить водку и болтать на кухнях. Гордиться победами наших футболистов и ненавидеть Запад- легче некуда, и куда труднее - рожать и ответственно воспитывать детей, сажать деревья, писать хорошие книги и, самое главное, деятельно объединяться вокруг защиты вечных святынь, типа реки Катуни и плоскогорья Укок на моем родном Алтае. Прекрасное - всегда трудно, как говорили еще древние греки, и надо просто жизненно принять эту древнюю мудрую максиму. 

  ____________

Об авторе: Иванов Андрей Владимирович, д.ф.н., зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета,

г. Барнаул

 

Последнее обновление ( 15.09.2008 г. )
 
« Пред.   След. »
Экспорт новостей